Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

АЛЕКСАНДР I ПАВЛОВИЧ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Император Александр I, гравюра Г. Кюгельгена, 1804 г.
Император Александр I, гравюра Г. Кюгельгена, 1804 г.
Александр I Павлович, Благословенный (1777 - 1825), император Всероссийский (с 12 марта 1801)

Родился 12 декабря 1777 года в Санкт-Петербурге, старший сын имп. Павла I и императрицы Марии Феодоровны. Александр I воспитывался под руководством бабки, императрицы Екатерины II, которая пригласила к нему образованнейших наставников и учителей. Воспитателем будущего императора был швейцарец Ф. С. Лагарп - философ, приверженец идей Просвещения и республиканец по взглядам, законоучителем и духовником - прот. Андрей Самборский, долгое время служивший при русском посольстве в Англии, в числе учителей также состояли писатель М. Н. Муравьёв и географ П. С. Паллас.

Современники Александра I отмечали такие черты его характера, как "христианское смирение и величавость", мягкость, скромность, любознательность, впечатлительность и восприимчивость, изящество мысли, большое личное обаяние. Биографы Александра I писали, что он обладал твердым, решительным, но скрытным характером, замаскированным внешней мягкостью и уступчивостью.

В 1793 году Александр I вступил в брак с принцессой Луизой Марией Августой Баденской (1779-1826), нареченной в Православии Елизаветой Алексеевной. У них родились две дочери - Мария (1799-1800) и Елизавета (1808-1810).

Александр I взошел на престол в результате переворота - убийства в ночь на 12 марта 1801 года Павла I недовольными его политикой заговорщиками из среды гвардейского офицерства.

Внутренняя политика

В манифесте 12 марта 1801 года Александр I объявил, что будет управлять "по законам и по сердцу в Бозе почивающей августейшей бабки нашей, государыни императрицы Екатерины Великой". Он восстановил отмененные Павлом I "жалованные грамоты" дворянству и городам, освободил дворянство от телесных наказаний. Была упразднена Тайная экспедиция, освобождены ок. 1 тыс. заключенных и ссыльных, возвращены на службу до 12 тыс. опальных чиновников и военных, специальный указ запретил применение пыток во время следствия.

В качестве советников Александр I призвал к себе представителей молодого поколения родовитой дворянской знати: гр. П. А. Строганова и его двоюродного брата Н. Н. Новосильцева, гр. В. П. Кочубея и кн. А. Чарторыйского - родственника последнего польского короля. Они составили летом 1801 года Негласный комитет, который, хотя и не имел официального статуса, обладал большим влиянием и в основных чертах определил программу будущих преобразований в области центрального управления, просвещения и печати, проведенных в первое десятилетие царствования Александра I. Вместо прежних петровских коллегий были введены министерства (1802-1811), учрежден высший законосовещательный орган при императоре - Гос. совет (1810), введена новая система народного образования (1803-1804), в основу которой были положены принципы бессословности учебных заведений, бесплатности обучения на низших ступенях, преемственности учебных программ; помимо существовавшего с 1755 года Московского университета открыты университеты в Дерпте (1802), Вильне (1803), Казани (1804), Харькове (1805), позже - в Санкт-Петербурге (1819), в 1811 году основан Царскосельский лицей; в 1804 году издан первый, самый либеральный в истории России цензурный устав.

При Александре I были предприняты первые шаги к постепенной отмене крепостного права. Уже при вступлении на престол государь заявил, что отныне прекращается практика раздачи казенных крестьян в частные руки. 20 февраля 1803 года издан указ о вольных хлебопашцах, который предусматривал освобождение крепостных крестьян за выкуп с землей целыми селениями или отдельными семействами по обоюдной их договоренности с помещиком. За время царствования Александра I было заключено 160 сделок и освобождено 47 тыс. крестьян. Всего же за время действия указа (к 1858) выкупились 152 тыс. чел. Были изданы указы, направленные на ограничение помещичьего произвола и смягчение участи крепостных. Запрещено было продавать крестьян на ярмарках "в розницу" (т. е. разбивая семьи), отменялось право помещиков ссылать крестьян в Сибирь за маловажные проступки; крестьянам, незаконно записанным за помещиками, предоставлялась возможность возбуждать иски о свободе; получали свободу крепостные крестьяне, вернувшиеся из-за границы; взятый по рекрутскому набору крестьянин считался свободным и по окончании службы уже не мог быть возвращен к своему помещику. Закон обязывал помещиков кормить своих крестьян в голодные годы. Крестьяне с дозволения помещика получали право торговать, брать векселя, заниматься подрядами. В 1804-1819 годах отменено крепостное право в Остзейском крае (Лифляндии и Эстляндии), в 1818 году Александр I дал секретные поручения разработать планы отмены крепостного права для рус. губерний, однако представленные проекты из-за сильнейшего противодействия дворянства не были реализованы. Большую роль в преобразовательной деятельности первого десятилетия царствования Александр I играл талантливый реформатор, сын сельского священника М. М. Сперанский. При его активном участии были проведены реформы светского и духовного образования, завершена министерская реформа, основан Царскосельский лицей, учрежден Государственный совет. По заданию Александра I Сперанский разработал план гос. преобразования России, который был одобрен Александром I, но встретил сильное противодействие со стороны влиятельных дворянских кругов и был отложен.

Внешняя политика

В годы царствования Александра I Россия пережила один из драматических периодов своей истории. Ей одновременно пришлось вести несколько войн, требовавших огромного напряжения всего гос. организма: в течение 10 лет (1805, 1806-1807, 1812, 1813-1814) шли войны с Францией, в 1804-1813 годы - с Персией, в 1806-1812 годы - с Турцией, в 1808-1809 годы - со Швецией. Неудачными были коалиционные войны 1805-1807 годы с Францией, закончившиеся невыгодным для России Тильзитским миром (1807), все другие войны завершились победой русского оружия. Территория страны существенно расширилась: в состав России вошли Финляндия (1809), Бессарабия (1812), Сев. Азербайджан (1813), Царство Польское (1815). В 1801-1810 годы к России добровольно присоединились православные Грузия и Абхазия, что усилило позиции Православия на Кавказе. В 1822 году в состав империи вошла часть Казахстана (средний жуз).

Отечественная война 1812 года явилась серьезным испытанием для Александра I и всей России. Громадную роль в победоносном исходе войны сыграли твердость и мужество правителя. В день Рождества Христова 25 декабря 1812 года был издан царский манифест, возвестивший о победоносном окончании Отечественной войны, но еще не о наступлении мира. 1 января 1813 года русская армия перешла границу - военные действия были перенесены в пределы Зап. Европы. Борьбу с Наполеоном за пределами России Александр I рассматривал как выполнение основной своей миссии - освобождения западноевропейских народов и низвержения Наполеона с престола. Взятие 19 марта 1814 года союзными войсками Парижа и заключение 18 мая 1814 года мира знаменовали успешное ее выполнение. Александр I стал вершителем судеб Европы.

В 1814 года Сенат преподнес Александру I титул "Благословенного, великодушного держав восстановителя". Военные потрясения 1812 года оказали громадное влияние на усиление религиозности Александра I. "Пожар Москвы осветил мою душу, и суд Божий на ледяных полях наполнил мое сердце теплотою веры, какой я до сих пор не ощущал, - говорил позднее Александр I. - Тогда я познал Бога. Во мне созрела твердая решимость посвятить себя и свое царствование Его имени и славе". Император каждый день стал читать Библию "и находить в ней утешение", однако духовная основа его личности сложилась много ранее. Еще задолго до войны Александр I руководил изготовлением походного храма во имя св. блгв. кн. Александра Невского; с ним прибыл он пред Пасхой 1812 года в Вильну и с ним вступил в 1814 году, также перед Пасхой, в Париж.

Конфессиональная и церковная политика

Конфессиональная политика Александра I в те годы заключалась как в последовательной защите интересов Русской Церкви, так и в провозглашении принципов веротерпимости. В начале его царствования были сделаны послабления для старообрядцев и некоторых сект, если в их учениях и деятельности не было явного неповиновения власти; широкой свободой пользовались католичество и протестантизм, а также ислам и буддизм; фактически был снят запрет на учреждение и деятельность масонских лож, но в 1810 году был установлен негласный полицейский надзор за их деятельностью. Когда Александру I стало известно о существовании тайного общества декабристов (многие из которых входили в масонские ложи), были запрещены все тайные организации и масонские ложи (1822). На рубеже XVIII-XIX веков в России активизировались иезуиты, открывшие в Санкт-Петербурге, Москве, Одессе и других городах школы (пансионы), а в Полоцке - духовная академия. Их деятельность вызвала резкое недовольство православного духовенства, и по указу 1815 года они были высланы из Москвы и Санкт-Петербурга, а в 1820 году - изо всех мест России, их имущество было отписано в казну.

Основным направлением церковной политики Александра I в это время было улучшение социального положения духовенства и повышение образовательного уровня с целью возвысить его нравственное влияние в русском обществе. При Александре I существенно были расширены права и привилегии православных клириков, улучшено их материальное положение. Указ 1801 году отменил телесные наказания по суду для духовных лиц, в 1808 году этот указ был распространен и на членов их семей. Приходское духовенство и монастыри были освобождены от поземельного налога, а в 1821 году - от воинского постоя и большинства других натуральных и денежных повинностей. Было разрешено приобретение духовенством ненаселенных земель в собственность путем дарения и покупки (указы 1805 и 1810). В 1823 году вдвое увеличены введенные при Павле I постоянные оклады для приходского духовенства, создан пенсионный фонд и постоянные попечительства. В 1815 году отменены рекомендации официальных светских лиц при поставлении на священнические должности (за исключением военного ведомства). В 1818 году рассмотрение правонарушений, совершенных духовными лицами (кроме уголовных и государственных преступлений), было изъято из ведения гражданского суда и передано в церковный суд. Указами 1820 и 1823 годов окончательно отменялось право выбора прихожанами настоятелей приходов. В 1808-1814 годах была проведена реформа духовного образования. По аналогии со светской школой в духовных учебных заведениях вводились 4 ступени обучения с преемственностью программ: церковноприходская школа, уездное духовное училище, духовная семинария, духовная академия. В учебных программах усилено преподавание общеобразовательных предметов, академии были поставлены во главе духовно-учебных округов. Строго подтверждалась необходимость духовного образования для занятия священнических должностей. При назначении архиереев Александр I неизменно предпочитал кандидатов "традиционного" склада, что охраняло Церковь от проникновения "модернизма".

Ко времени присоединения Грузии к России (1801-1804) местная автокефальная Церковь находилась в состоянии глубокого упадка. Она вошла в состав Русской Православной Церкви на правах экзархата (церковной автономии), этот статус был определен указами 1811 и 1814 годов. В 1817 году экзархом Грузии поставлен митр. Рязанский Феофилакт (Русанов), ряд епархий Грузинского экзархата был преобразован путем их слияния и укрупнения. Получила свободу та часть грузинского духовенства, которая находилась в крепостной зависимости.

При Александре I в России началось возрождение миссионерской деятельности. На десятки языков "инородцев" были переведены краткий катехизис и молитвослов, Новый Завет был переведен на татарский, ногайский, осетинский языки и даже на язык аборигенов Мезенской тундры. В 1810 году начала действовать "самоедская" на Севере, в 1814 году - осетинская, а в 1821 году - монгольская миссии. В 1807 г. расширено действие Пекинской миссии, во главе которой был поставлен выдающийся синолог архим. Иакинф (Бичурин). Распоряжения Александра I сыграли решающую роль в упрочении положения православной миссии в Русской Америке, существовавшей в труднейших условиях: в 1811 году Александр I отклонил представление Синода о закрытии вдовствующей Кадьякской епископской кафедры, а в 1823 году не только воспрепятствовал упразднению самой миссии, но и оказал ей всемерную поддержку. В 1803 году в западных губерниях был запрещен перевод униатов в католичество; началось сближение униатов с Православием в форме единоверия (аналогичной той, которая была принята по отношению к старообрядчеству). Крещеные евреи в 1811 году были освобождены от рекрутской повинности, а в 1817 году наделены казенными землями.

В этот период царствования Александра I увлекался мечтами об "общеевропейской религии". Находясь в 1813-1814 годах за границей, он проявлял интерес к различным христианским конфессиям. В 1814 году в Силезии Александр I встретился с представителями секты Моравских братьев, в их строгом аскетизме император увидел "образец чистого идеала христианства". В Бадене Александр I общался с европейским мистиком И. Г. Юнгом-Штиллингом, в Лондоне беседовал с квакерами, посещал их молитвенные собрания.

По инициативе Александра I 14 сентября 1815 году был заключен Священный союз между монархами России, Австрии и Пруссии. Текст акта, написанный Александро I, имел религиозно-мистический характер и содержал обязательства христианских монархов оказывать друг другу всемерную помощь.

В России государь покровительствовал различного рода религиозным собраниям, приближал к себе духовных лиц. Среди них значительное влияние на Александра I оказывал архим. новгородского Юрьева монастыря Фотий (Спасский). С 1812 года при покровительстве Александра I в России развернуло свою деятельность Библейское общество, которому он подарил каменный дом в Санкт-Петербурге, пожертвовал 25 тыс. р. и обязался делать ежегодные взносы по 10 тыс. р. Православные иерархи высказывали недовольство засильем в Библейском обществе протестантских проповедников. Этим недовольством воспользовались архим. Фотий и всесильный временщик А. А. Аракчеев, ревниво относившийся к А. Н. Голицыну, занимавшему посты председателя Библейского общества и министра духовных дел и народного просвещения. В 1824 году им удалось уговорить императора остановить деятельность Библейского общества и уволить Голицына со всех постов.

Личное благочестие

В последнее десятилетие своего царствования Александр I проявил себя глубоко верующим православным христианином. Благочестие государя резко выделяло его из окружавшей его великосветской элиты, расценивавшей настроение Александра I как "мистицизм" и "ханжество". Александр I совершил несколько паломничеств в русские монастыри и имел беседы с известными подвижниками.

Первое его посещение Троице-Сергиевой лавры состоялось во время коронационных торжеств осенью 1801 года. В 1814 году Александр I передал Московской духовной академии свой дворец в лавре ("царские чертоги"), где академия находится и в настоящее время.

Александр I пользовался каждой возможностью посетить храмы и монастыри. В 1816 году он молился в Киево-Печерской лавре и посетил ее насельника иеросхим. Вассиана (Балашевича). В 1819 г. государь был на Валааме, где произвел большое впечатление на братию монастыря своим знанием монастырских уставов и молитвенным усердием на службах. В 1823 году император посетил схим. Амфилохия в Спасо-Яковлевском ростовском монастыре, в Санкт-Петербурге неоднократно беседовал с настоятелем Глинской пуст. Филаретом (Данилевским). По преданию, существовавшему в Саровской пуст., в 1824 году состоялась встреча Александра I с прп. Серафимом Саровским.

На впечатлениях Александра I от поездок и бесед с подвижниками основан ряд указов: «О соблюдении церковного благолепия и порядка при богослужении» (1804), во исполнение которого были введены ограды перед амвонами и запрещено «лишним людям» находиться во время богослужения на солее и в алтаре; «О богопочитании» (1816), в котором говорилось о поведении духовенства и соблюдении порядка и тишины в храмах; «О церковном пении» (1824), по которому во избежание произвола в выборе песнопений партесное пение разрешалось только с копий нот, заверенных директором Придворной певч. капеллы Д. С. Бортнянским.

Известны заботы Александра I о храмоздании. По его повелениям было начато возведение крупнейших храмов Москвы и Санкт-Петербурга - Христа Спасителя в Москве в память победы в Отечественной войне 1812 года и Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге.

1 сентября 1825 года, перед отъездом на юг, Александр I отправился в Александро-Невскую лавру, где вел долгую беседу со старцем Алексием Петербургским.

Кончина

В середине сентября 1825 года государь прибыл в Таганрог, затем посетил Азов и устье Дона, в начале октября направился в Крым, побывал в Симферополе, Алупке, Ливадии, Ялте, Севастополе, Евпатории, Бахчисарае. 27 октября по пути из Балаклавы в Георгиевский монастырь Александр I сильно простудился и 5 ноября вернулся в Таганрог уже тяжелобольным.

Скончался 19 ноября 1825 года в Таганроге. Смерть еще не старого государя (ему шел 48-й год), ранее не болевшего, породила различные толки и предположения. Распространено предание о «таинственном старце» Федоре Кузьмиче, под именем которого будто бы долгие годы скрывался Александр I.

Литература

  • Знаменский П. В. Основные начала духовно-училищной реформы в царствование императора Александра I. Каз., 1878
  • Знаменский П. В. Чтения по истории Русской Церкви за время царствования Александра I. Каз., 1885
  • Прилежаева Е. М. Царствование Александра I в истории духовной школы. СПб., 1878
  • Бобровский П. О. Русская греко-униатская Церковь в царствование Александра I: Ист. исслед. по арх. мат-лам. СПб., 1890
  • Васильев А. Веротерпимость в законодательстве и жизни в царствование императора Александра I // Наблюдатель. 1896. № 6-8
  • Шильдер Н. К. Император Александр I: Ero жизнь и царствование. СПб., 1904-19052. 4 т.
  • Николай Михайлович [Романов], вел. кн. Император Александр I. СПб., 1912. 2 т. М., 1999п
  • Аникиев П., свящ. Мистицизм в эпоху Александра I. M., 1912
  • Речменский А., свящ. Походная церковь императора Александра I. М., 1912
  • Барятинский В. В. Царственный мистик: (Император Александр I - Федор Кузьмич). СПб., 1913. Л., 1990п. М., 1997
  • Пыпин А. Н. Религиозные движения при Александре I. Пг., 1916
  • Федоров В. А. Александр I // ВИ. 1990. № 1
  • Соловьев С. М. Император Александр I: Политика. Дипломатия. М., 1995
  • Вишленкова Е. А. Религиозная политика: официальный курс и «общее мнение» России александровской эпохи. Каз., 1997
  • Вишленкова Е. А. Духовная школа России первой четверти XIX века. Каз., 1998
  • Грюнберг П. Н. Император Александр I Благословенный - ревнитель Православия или «экуменист» своего времени? // Ежегодная богосл. конф. ПСТБИ: Мат-лы. М., 1997. С. 126-135
  • Кондаков Ю. Э. Духовно-религиозная политика Александра I и русская православная оппозиция (1801-1825). СПб., 1998
  • Сахаров А. Н. Александр I. М., 1998.

Использованные материалы

  • П. Н. Грюнберг, В. А. Фёдоров. "Александр I Павлович" // Православная энциклопедия, т. 1, с. 509-512

Редакция текста от: 17.12.2022 08:20:41

"АЛЕКСАНДР I ПАВЛОВИЧ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google