ПАНТЕЛЕИМОН (РОЖНОВСКИЙ)

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Митр. Пантелеимон (Рожновский)
Митр. Пантелеимон (Рожновский)
Пантелеимон (Рожновский) (1867 - 1950), митрополит б. Минский и Белорусский.

В миру Рожновский Павел Стефанович, родился 27 октября 1867 года в Витебской губернии [1] в семье шталмейстера Двора.

Окончил Новгородское реальное училище и Николаевское инженерное военное училище в Санкт-Петербурге со званием офицера, из которого был направлен офицером в саперный батальон в Вильну. Но с первых же дней военная служба стала тяготить его, в особенности офицерская среда, частые собрания с попойками, которые проводились в офицерских клубах вместе с дамами и девицами известного поведения. Жизнь была нравственно не вполне здоровая. Отслужив стаж в армии, он вышел в запас и стал проявлять себя как общественный деятель, как предводитель дворянства в Симбирской губернии.

В 1895 году вышел в отставку, поступил слушателем миссионерских курсов при Казанской духовной академии. Горя ревностью о Православии, он взял на себя труд книгоноши и ходил по селам, глухим деревням, разнося крестики, бумажные иконки, Евангелия и духовную литературу. По окончании курсов 15 сентября 1897 года был пострижен в монашество в Казанском Спасо-Преображенском монастыре и рукоположен во иеромонаха.

С 1898 года - благочинный Преображенского монастыря, а затем настоятель Мироносицкой пустыни Казанской епархии.

В 1900 году возведен в сан игумена.

В 1904 году - настоятель Загаедского монастыря Иоанна Милостивого [2] Волынской епархии в сане архимандрита.

В 1905 году - настоятель Витебского Маркова Свято-Троицкого монастыря и благочинный монастырей Полоцкой епархии. За семь лет служения здесь привел вверенную ему обитель в цветущее состояние как с внешней, так и с внутренней стороны.

Архиерей в период распада империи

2 июня 1913 году был хиротонисан во епископа Двинского, викария Полоцкой епархии. Хиротония была совершена епископами Полоцким Владимиром, Гдовским Вениамином и другими в Успенском соборе Витебска [3]. Местом пребывания викарного епископа был определен Полоцкий Богоявленский братский монастырь. С 3 ноября по 18 декабря 1913 года временно управлял Полоцкой епархией.

В 1917 году выступил со статьей в «Полоцких епархиальных ведомостях», в которой показывал, что ненависть мирян против духовенства и враждебность клириков против своих епископов происходят от еще ранее наступившего религиозного охлаждения и безразличия к Церкви и ее Таинствам. В таких условиях достаточно самой незначительной пропаганды, чтобы вызвать эту ненависть.

С 15 августа 1917 по 20 апреля 1918 года, в связи с отъездом в августе 1917 года Полоцкого епископа Кириона (Садзаглишвили) в Грузию, принимал участие в работе Поместного Собора Православной Российской Церкви в качестве управляющего Полоцкой епархией. Узнав о безчинствах большевиков, разоривших архиерейский дом и вошедших в алтарь Никольского собора в Витебске, спешно покинул Москву приехал в Витебск и 24 февраля 1918 года возглавил молебен в кафедральном Никольском соборе перед простреленной иконой Христа Спасителя. В последующие месяцы 1918 года безуспешно обращался в Витебскую ЧК с прошениями об освобождении невинно заточённых лиц [4]. Затем в 1918 году был вынужден покинуть свою епархию и поселился в Дерманском Троицком монастыре, на территории подконтрольной полякам.

В конце 1920 года патриархом Тихоном был назначен на новообразованную Пинскую и Новогрудскую епархию. В 1921 году, когда западная часть Белоруссии оказалась в составе Польши, польский министр исповеданий пригласил к себе Белорусских иерархов и официально заявил им от лица польского правительства о необходимости автокефального церковного устройства. Архиереи выразили согласие с условием получения благословения на это патриарха Тихона. После этого епископ Пантелеимон, бывший среди приглашенных, получил возможность приступить к управлению епархией.

В 1922 году присутствовал на архиерейском Соборе в Варшаве, на котором обсуждался вопрос об образовании автокефальной Польской Православной Церкви. На Соборе он заявил протест против незаконных действий членов Собора. Отказался подписать конкордат с польскими властями о положении Православной Церкви в Польше и так называемые «Временные правила об отношении Церкви к государству», составленные на основе указанного конкордата.

Ссыльный владыка в межвоенной Польше

По окончании Собора польскими властями был насильственно удален из епархии и сослан в Мелецкий монастырь на Волыни под надзор настоятеля. Там его поместили в маленькой келье и препятствовали священнодействовать. Не выслали его за границу потому, что он был поляк по происхождению (по отцовской линии), а его родной брат был членом польского правительства. Находясь в Мелецком монастыре, владыка не оставил своей деятельности, а, сколько мог в своем положении, вел борьбу за сохранение в Церкви юлианского календаря. Несмотря на запреты, он совершал Богослужения.

В 1925 году, по ходатайству архимандрита Тихона (Шарапова), патриарх Тихон возвел его в сан архиепископа.

В 1928 году его перевели в Дерманский монастырь, а в 1930 году - в Жировицкую обитель, где он пребывал до 1939 года.

Для деревни приезд архиерея был большим событием. Его встречали торжественно. Очень скоро своей общительностью, доступностью, простотой и любовью покорил сердца местных жителей. Сохранилось много воспоминаний о его служении тех лет.

Владыка Пантелеимон обладал приятным баритоном, голос был громкий. Его проповеди отличались продолжительностью, как и его Богослужение. Когда он служил, то в храм шел с народом, образовывая своего рода крестный ход, с песнопениями. Девочки специально собирали цветы (зимой - цветную бумагу) и посыпали на его пути перед Литургией.

Он очень любил детей, раздавал им подарки. Во время своих прогулок с собой носил в карманах конфеты для них; а если конфет не было, то раздавал монеты для их покупки. На Рождество Христово устраивал в своих покоях праздничную елку для детей. Дети всегда приходили поздравлять его на Рождество и на Пасху, читали ему стихи и пели песни, некоторые из которых были специально посвящены владыке.

Отличался он и милосердием - однажды владыка разулся и отдал свои сапоги босому нищему. В иной раз - снабдил бедную семью деньгами, узнав что те не ходят в храм стесняясь бедной одежды.

Простота, кротость, духовная настроенность и в то же время каноническая стойкость сделали имя владыки авторитетным среди всего населения межвоенной Польши. В 1936 году архиепископ Пантелеимон, в связи с враждебной деятельностью римо-католиков в отношении Православия, на вопрос польской газеты «Dziennik Wilenski» смело ответил о тяжелом положении Православной Церкви в Польше:

«...православные (в прессе) ни разу не названы своим именем, но постоянно называются схизматиками и даже говорится, что Святая Обитель (Жировицкая) теперь в руках наследников грабителей — схизматиков. Между тем, так выражаться не только некультурно, но в высшей степени обидно для всех, о ком это говорится, и грешно» [5].

Живя в Жировицком монастыре писал религиозно-нравственные сочинения, часть которых была издана в типографиях Литвы. Владимир Гриненко так вспоминал о писаниях владыки:

«Небольшие брошюры и листовки святителя... поспевали всегда в самые тяжелые минуты переживаемых православными гонений и делали свое благое дело. Эти послания к народу из-за стен монастыря были необычными проповедями. В них не было призыва к борьбе с насилием, или напоминания властям о безнравственности их действий, или обличения не устоявших или соблазнившихся, или каких-либо мрачных пророчеств... Нет. Он разъяснял народу всю красоту, всю силу, все духовное обаяние Православия. Не делая никаких сравнений с иными исповеданиями, он показывал народу ценность его веры такою, какова она и была на самом деле... Он приводил яркие примеры исповедничества среди наших святых всех исторических времен Руси и России, разъясняя, почему они поступали именно так, а не иначе, жертвуя подчас и жизнью исключительно только за Сладчайшего Иисуса, даровавшего нам через апостолов Своих Православие, нерушимо оставшееся до сих пор, прошедшее через множество испытаний. Плененный святитель пленял души православных их же Православием. В его словах свет немеркнущий разгорался и разгорался. И никакая «национализация Церкви», новый стиль, а затем униатизация и католизация не прививались к среде народной... Никто не мог запретить по существу смиренную и высокодуховную христианскую проповедь архиепископа Пантелеимона. Его врожденная тактичность здесь была на высоте. В то же время проповедь эта глубоко проникала в народное сознание. Это особенно было заметно при встречах святителя с народом...» [6]

Белорусский предстоятель во Второй мировой войне

По занятии Советским Союзом восточной половины Польши - т.е. западной Белоруссии и Украины - вышел из монастырской ссылки и начал устраивать церковную жизнь в новых условиях. Вскоре он направил в Московскую Патриархию прошение принять его и возглавляемые им приходы вместе с духовенством в юрисдикцию Московской Патриархии и назначить правящим архиереем Пинской и Новогрудской епархии. Одновременно писал в Москву, что он также принимает под свое архипастырское окормление Гродненскую епархию, которая осталась без архиерея после бегства епископа Саввы (Советова). Указом Московской Патриархии от 17 октября 1939 года за № 613 был назначен на Пинскую и Новогрудскую кафедру, а также ему был дан титул Белорусского экзарха Московской Патриархии, с поручением возглавить церковное управление в Западной Белоруссии [7]. В том же году владыка Пантелеимон дважды был вызван в Москву и имел собеседования с патриаршим местоблюстителем митрополитом Сергием. По свидетельству епископа Митрофана (Зноско-Боровского), по возвращении он:

"с радостью на лице говорил о Свете Христовом, излучающемся из сердец богомольцев, народа-страдальца, и с усмешкой щедро повествовал о богатых угощениях, которыми потчевали его хозяева страны и Московской Патриархии... м. Пантелеймон рассказал следующее, им лично в те посещения Москвы пережитое: — наш м. Сергий это — пленник безмолвный. Молитесь о нем и о всей страдалице Церкви. Церковь пленена, но враги Христа боятся Ее и в Ее поверженном состоянии" [8].

В июле 1940 года освобожден от должности Западно-Белорусского экзарха и назначен правящим архиереем новосозданной Гродненской и Виленской епархии [9]. 12 октября он ликвидировал духовную консисторию, и вместо нее было образовано Временное епархиальное управление. Но поскольку оно противодействовало подчинению юрисдикции Московского Патриархата, владыка ликвидировал и его. По примеру митрополита Иосифа (Семашко) он организовал другое управление в духовном центре епархии — Жировицком монастыре.

В 1940-1941 годах именовался архиепископом Гродненским и Барановичским.

В 1941 году, после того как митрополит Николай (Ярушевич) в силу военных действий не мог больше управлять церквами Западной Белоруссии, митрополитом Сергием (Страгородским) был вновь назначен экзархом Белоруссии с титулом Минский и Белорусский. Его кафедральным собором стал Преображенский в Минске.

В марте 1942 года Собором Белорусской Православной Церкви был возведен в достоинство митрополита с титулом "священноархимандрит Свято-Успенской Жировицкой обители". Немецкие оккупационные власти посредством Белорусской Рады требовали объявления автокефалии и национализации Церкви. Но владыка, вопреки их желаниям, оставался верным Московскому Патриархату. Из-за этого в мае немецкий генеральный комиссариат отстранил его от управления Белорусской митрополией, и 2 июня 1942 года автомобиль с чинами из СД увез митрополита и его келейника в Ляды, где он находился до поздней осени. На зиму он был перевезен в город Вилейку, где жил под надзором немецких властей.

В апреле 1943 году архиерея пришлось привезти в Минск для возглавления Белорусского Собора и подписания его актов.

7 июля 1944 года, ввиду приближения Советской Армии, Белорусских иерархов, некоторых против их воли, вывезли в Германию. Железнодорожный состав, в котором насильно вывозили на Запад митрополита Пантелеимона, наскочил на партизанскую мину. Весь состав сильно пострадал, кроме вагона митрополита. Когда митрополит Пантелеимон проезжал поездом через Слоним, он пытался бежать из вагона, чтобы вернуться в Жировицкий монастырь и там ожидать прихода советских войск. Но немецкая охрана заставила его снова сесть в вагон и ехать на Запад.

В эмиграции

Митрополита Пантелеимона, вместе с его келейником архимандритом Ювеналием, привезли в Чехию, во Францензбад (ныне Франтишкови-Лазне). Потом он был переведен в Мюнхен. Митрополит Анастасий (Грибановский) уговаривал его присоединиться к Русской Православной Церкви Заграницей [10]. В отличии от других эмигрировавших архиеереев возглавлявшейся им Белорусской Церкви, митрополит не принял участие в Мюнхенских Архиерейских Соборах Зарубежной Церкви 1946 и 1947 годов. Однако, ясно что по крайней мере первый из этих Соборов счёл владыку Пантелеимона находящимся в составе Зарубежной Церкви [11].

Возглавлял белорусские приходы в лагерях перемещенных лиц. Проживал в лагере перемещенных лиц Шлейсгейм близ Мюнхена. О жизни митрополита Пантелеимона в эмиграции известно из воспоминаний священника Алексия Наумова, который был очень близок к архиерею в это время:

«В послевоенные годы митрополит имел обширную переписку с русскими, находившимися в разных лагерях Ди-Пи и на частных квартирах у немцев. Много было обездоленных, бедствующих, владыке отовсюду поступали деньги от разных лиц. Он был добр, милосерден, жалостлив к обездоленным людям и нестяжателен. Одна рука его принимала, а другая тут же раздавала. Я был при владыке его ближайшим помощником, он мне поручал делать денежные переводы по почте многим нуждающимся лицам... Владыка Пантелеимон был великий молитвенник и прозорливец. Свою прозорливость он скрывал от людей... Однажды я собрался поехать с кое-каким товаром, чтобы сбыть его среди немцев-байеров. Вечером захожу к владыке, не говоря ему о своем намерении продать товар завтра утром, прошу у него благословения, а он говорит: «Вот ты завтра едешь сбыть свой товар, заодно возьми и мой товар. У меня много накопилось разной ерунды, которая занимает место». Владыка начал собирать все, что ему было не нужно: брюки, рубашки, белье, зубную пасту, бритвенные ножички и т. п. Потом говорит мне: «Помолюсь Богу, чтобы торговля шла успешно». Действительно, на этот раз торговля была на редкость бойкая, какую бы цену не запрашивал, товар брали с охотой...» [12]

Скончался 30 декабря 1950 года в лагере Фельдмохинг под Мюнхеном. О его кончине вспоминает Владимир Гриненко:

«До последнего воскресенья авва совершал Литургии. Последняя и была им совершена в большой лагерной церкви Архангела Михаила 11/24 декабря. После Литургии владыка поехал в наш барак, где живет ключарь Михайловского храма о. Иосиф Гринкевич. Рядом с его комнатой живем и мы с супругой. Владыка, как всегда, посетил нас. Вид его был утомленный, но глаза светились той же детски-радостной добротой и любовью...

Накануне кончины Святитель сказал двум епископам — порознь: «умираю я», утешали. Сомневались. Он ничего не отвечал. Утром приехал к нему от нас священник. Был с ним до 2-х часов дня. Владыка говорил с ним, обменивался мыслями и... все чаще вздремывал. Снова говорил о Спасителе, о Церкви, и снова одолевала его дремота. После двух с ним оставалась сестра милосердия, держала руку на его пульсе. Все чаще он не отвечал на вопросы. Пульс бился все слабее. Когда это стало особо заметно, сестра дала знать, и владыка Венедикт стал читать отходную. Это было около 6-ти часов вечера. А в 6 часов не стало Святителя...

Похороны состоялись через три дня. На отпевании в церкви Шлейсгемского лагеря собралось очень много священников изо всех лагерей Ди-Пи Германии. Отпевание возглавил архиепископ Берлинский и Германский Венедикт. Митрополит Пантелеимон был погребен на Менхенговском кладбище[13]

Награды

  • ордена св. Анны 3-й и 2-й степеней (Высочайше удостоен за труды в бытность настоятелем Витебского Маркова Свято-Троицкого монастыря)
  • бриллиантовый крест для ношения на клобуке (от Московской Патриархии, 17 октября 1939)

Труды

  • Novogodnee poslanie ko vsem Belorussam, in: Prav. Rus' 1950, 1, 11.
  • Pravoslavie i inoslavnyja christianskaja ispovedenija, in: Prav. Rus' 1950, 11, 4-6; 12, 6-7.
  • Vozvanie glavy pravoslavnych Belorussov, in: Rus' 1950.

Литература

  • Церк. Вед., 1913, № 23, 321.
  • Приб. к "ЦВ", 1913, № 24, 1165.
  • ЖМП, 1952, № 2, 5; 1953, № 4, 36; 1957, № 9, 67.
  • ФПС I, № 151, 3; IV; V, № 148.
  • ФАМ 14.
  • Состав Св. Прав. Всер. Син. и Рос. Церк. Иерархии на 1917 год, 190-191.
  • Рапорт архп. Минского и Белорусского Питирима от 6 октября 1951 г..
  • Рус. Прав. Церк. и Вел. Отеч. война. Сборник церковных документов, 67.
  • Наука и религия, 1961, № 3, 41.
  • Изв. Каз. Еп., 1913, № 27-28, 833.
  • Списки архиереев 1897-1944 гг. Патр. Алексия, 16.
  • Seide, G., Geschichte der ROK im Ausland, 29f, 53, 76, 168, 171, 353, 369.
  • Heyer, F., Die orthodoxe Kirche, 133, 134, 136, 137, 144, 172, 223.
  • Alexeev, W., Stavrou, Th., The Great Revival, 112f.
  • Regel'son, 511.
  • Svitic, A., Prav. Cerkov' v Polse, 22ff, 36, 194-195, 214, 223.
  • Cerk. Vest. Zap. Evrop. Prav. Russ. Ekzarchata, 1951(29)2, 18-19.
  • Prav. Rus', 1950, 4, 6-8; 1951, 1, 12; 15.
  • Шейкин, Г. Н., Полоцкая епархия: Ист.-стат. обозр, Минск, 1997, 74.
  • Дорош, Н., Православный Гродно, Гродно, 2000, 182-187.
  • Митрофан (Зноско-Боровский), еп., Хроника одной жизни, М.: Свято-Владимирское братство, 2006, 548-585.
  • Жировицкая обитель: Богословско-литературно-художественный листок (Жировицы), 2000, № 5 (18).
  • Шкаровский, М. В., Нацистская Германия и Православная Церковь (нацистская политика в отношении Православной Церкви и религиозное возрождение на территории СССР), М.: Крутицкое подворье; Общество любителей церковной истории, 2002, 516-517.
  • Серапинас, Виталий, свящ., Православная Церковь в Литве в межвоенный период (1918-1939 гг.).

Использованные материалы



[1]  По другим данным, как на странице Минских духовных школ, http://minds.by/monastery/gide/saints/panteleimon.html - в Костроме.

[2]  Или - Загорецкого, Загадаевского. См. http://zarubezhje.narod.ru/mp/p_027.htm

[3]  Так по http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_1220. Статья "ДВИНСКОЕ ВИКАРИАТСТВО" Православной энциклопедии, http://www.pravenc.ru/text/171494.html, указывает что хиротония состоялась в Витебском Николаевском кафедральном соборе.

[4]  "Витебские страстотерпцы Священник Владимир Горидовец," Единое Отечество, 19 февраля 2010, http://otechestvo.org.ua/main/20102/1907.htm

[5]  Цит. по странице сайта Минских духовных школ, http://minds.by/monastery/gide/saints/panteleimon.html

[6]  Цит. по странице сайта Минских духовных школ, http://minds.by/monastery/gide/saints/panteleimon.html

[7]  Афанасий (Мартос), архиеп., Беларусь в исторической, государственной и церковной жизни. По Вениамин (Гомартели), мон., Летопись Церковных событий, 1939-1949, http://www.holyarchangelcandles.com/wordpress/2007/1939-1949/

[8]  Митрофан (Зноско-Боровский), еп., В защиту правды. По Вениамин (Гомартели), мон., Летопись Церковных событий, 1939-1949, http://www.holyarchangelcandles.com/wordpress/2007/1939-1949/

[9]  Свитич, К., Православная Церковь в Польше и ее автокефалия. По Вениамин (Гомартели), мон., Летопись Церковных событий, 1939-1949, http://www.holyarchangelcandles.com/wordpress/2007/1939-1949/

[10]  По странице сайта Минских духовных школ, http://minds.by/monastery/gide/saints/panteleimon.html - "Митрополит Анастасий (Грибановский) уговаривал присоединиться к карловацкой ориентации. Но митрополит Пантелеимон до конца своих дней остался верным Русской Православной Церкви." По данным http://zarubezhje.narod.ru/mp/p_027.htm - в феврале 1946 года вошел в состав Зарубежной Церкви.

[11]  Собор послал ему приветствие с выражением "сожаления по поводу отсутствия его по болезни". При этом его не считали находящимся в другой юрисдицкии - таковыми были перечислены, из находящихся в Германии, "Митрополит Александр Эстонский, Митрополит Александр Пинский, Митрополит Августин, Епископ Савва и Епископ Иоанн Рижский." См. протоколы Собора под редакцией Солдатова, http://www.metanthonymemorial.org/ROCORSOBOR1946.html

[12]  Цит. по странице сайта Минских духовных школ, http://minds.by/monastery/gide/saints/panteleimon.html

[13]  Цит. по странице сайта Минских духовных школ, http://minds.by/monastery/gide/saints/panteleimon.html

Редакция текста от: 09.03.2012 00:07:58

"ПАНТЕЛЕИМОН (РОЖНОВСКИЙ)" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google