МЮНХЕНСКИЙ СОБОР 1946

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Собор РПЦЗ в Мюнхене. 1946 год.
Собор РПЦЗ в Мюнхене. 1946 год.
Архиерейский Собор Русской Православной Церкви Заграницей в г. Мюнхене с 7 по 10 мая 1946 года.

В конце Второй мировой войны произошёл переход бо́льшей части прежних архиереев Русской Православной Церкви Заграницей в состав Московского Патриархата, тогда как в состав Зарубежной иерархии вошли оказавшиеся в волне беженцев владыки автономных Украинской и Белорусской Православных Церквей. Значительно изменилась и паства Зарубежной Церкви - теперь большинство её верующих составили "перемещенные лица" из СССР, временно сконцентрированные в Средней Европе. Прибыв к Пасхе 1946 года в Мюнхен - центр Американской оккупационной зоны в Германии и точка сосредоточения главных масс русских "перемещенных лиц" - 6 мая того года митрополит Анастасий (Грибановский) созвал здесь Собор Архиереев. Этот Собор Русской Зарубежной Церкви стал первым послевоенным её Собором, призванным переустроить церковное управление соответственно новой действительности.

Состав

В Архиерейском Соборе приняли участие 26 иерархов, из которых 15 присутствовали лично, а остальные прислали письменные полномочия, за исключением 2, которые не успели этого сделать за дальностью расстояния. Присутствовали:

  1. Анастасий (Грибановский), митр., председатель Архиерейского Синода
  2. Серафим (Ляде), митр. Берлинский - покинул Собор 10 мая по болезни, почему деяний не подписал
  3. Пантелеимон (Рудык), архиеп.
  4. Венедикт (Бобковский), архиеп.
  5. Филофей (Нарко), архиеп.
  6. Леонтий (Филиппович), еп.
  7. Афанасий (Мартос), еп.
  8. Стефан (Севбо), еп.
  9. Димитрий (Маган), еп. Венский
  10. Евлогий (Марковский), еп.
  11. Феодор (Рафальский), еп.
  12. Григорий (Боришкевич), еп.
  13. Александр (Ловчий), еп. Киссингенский
  14. Серафим (Иванов), еп. Сант-Ягский, представитель Северо-Американского митрополичьего округа
  15. Нафанаил (Львов), еп. Брюссельский - прибыл на Собор 10 мая

Епископ Павел (Мелетьев), явившийся на Собор, был еще перед началом обсуждений исключен из его состава за отказ дать подписку в непричастности к римо-католицизму. Также Собором была определена непренадлежность к Зарубежной Церкви ранее вступившего в неё митрополита Пинского Александра (Иноземцева). Тем не менее, Мюнхенский Собор стал наиболее многочисленным на то время в истории Русской Зарубежной Церкви.

Постановления Собора

Архиерейский Собор подтвердил существующее Положение о Русской Зарубежной Церкви. Для окормления многочисленных беженцев сосредоточенных в Средне-Европейском митрополичьем округе было учреждено 6 викариатств, на которые архиереи-беженцы могли быть назначены. При митрополии был основан Благотворительно-Просветительный комитет.

Хотя было решено невозможным сохранить автономную организацию Украинской и Белорусской Церквей при рассеивавшейся по зарубежью пастве, было решено посильно окормлять паству по национальному признаку, а в состав Архиерейского Синода были введены специальные представители от украинской и белорусской иерархии соответственно.

Собором были одобрены мероприятия по переустройству Западно-Европейского и Дальне-Восточного митрополичьих округов. В последнем случае, ввиду перехода всех прочих архиереев к Московскому Патриархату, Шанхайский викарий святитель Иоанн (Максимович) был возведен в достоинство архиепископа и вместе со своим клиром и паствой выделен в самостоятельную епархию.

Особое внимание было уделено к вопросу об организации миссионерского дела чрез учреждение при Архиерейском Синоде Миссионерского комитета. Решено было открыть несколько духовно-учебных заведений , но реализация этих планов зависила от их материального обеспечения.

Собор подтвердил бывшее ранее по этому вопросу Синодальное определение и счёл украинских автокефалистов безблагодатным сообществом.

Особым "Определеним" за подписями председателя и соборян Мюнхенский Собор ответил на призывы войти в каноническое подчинение Патриархии:

"...повинуясь велениям своей пастырской совести, мы не находим для себя нравственно возможным пойти навстречу этим призывам до тех пор, пока Высшая Церковная власть в России находится в противоестественном союзе с безбожной властью и пока вся Русская Церковь лишена присущей ей по ее Божественной природе истинной свободы. [...] Глубоко сожалея о тяжелом и зависимом нынешнем положении иерархии и духовенства в России, мы не хотим требовать от них непосильных жертв и возлагать на их рамена непосильного бремени, однако, не можем со скорбью не указать на то, что Высшая иерархия русской Церкви стала на неверный и опасный путь, поскольку она, с одной стороны, замалчивает горькую для советской власти правду... а с другой - сознательно утверждает кощунственную неправду будто гонений на Церковь... никогда не было в России со стороны большевистской власти. [...] Уповаем [что на] мученических костях воздвигнется новая свободная Русь, сильная своей православной правдой и братской любовью, которой она искони светила миру. И тогда все рассеянные сыны ее, без всякого насилия, но свободно и радостно устремятся отовсюду в материнские объятия ее.

Собор обратился с приветствием к главе Северо-Американского митрополичьего округа митрополиту Феофилу, а также к болящему митрополиту Пантелеимону (Рожновскому); особо отметил за стойкость и наградил начальника Русской Православной Миссии в Иерусалиме архимандрита Антония (Синкевича) правом осенения дикирием и трикирием при богослужениях; наградил бриллиантовым крестом на клобук архиепископа Пантелемона (Рудыка). Будучи награжден Собором титулом "Блаженнейший", предношением креста и ношением двух панагий, первоиерарх митрополит Анастасий наотрез отказался принять эти почести.

Использованные материалы

  • Солдатов, Г. М., ред., "Архиерейский Собор Русской Православной Церкви Заграницей. Мюнхен (Германия) 1946 г.," Minneapolis, Minnesota: AARDM PRESS, 2003:

Редакция текста от: 13.12.2013 23:40:58

"МЮНХЕНСКИЙ СОБОР 1946" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google