ЗАГАЕЦКИЙ ИОАННОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Загаецкий мужской монастырь свт. Иоанна Милостивого
Загаецкий мужской монастырь свт. Иоанна Милостивого
Монастырь в честь святителя Иоанна Милостивого , патриарха Александрийского (Тернопольская епархия)

Монастырь основан в 1625 году вдовой полковника польских войск Ириной Ярмолинской (погребена в обители, портрет XVII в. хранится в Кременецком краеведческом музее). Ее грамоту 1646 году о даровании монастырю земель заверил подписью прп. Иов Почаевский (+ 1651): "Иоанн Железо, игумен Почаевский, устне прошоный печатор рукою власною".

С целью обращения обители в унию, в 1709 году ее подвергли разорению польские военные. Монастырь известен как униатский с 1720 года, когда игум. Варлаам Снитовский участвовал в униатском соборе в августе-сентябре 1720 года в г. Замостье (Замосць).

В 1749 году вельможа Стефан Ярмолинский подарил ей икону Божией Матери, известную позже как "Загаецкая" и "Всемилостивейшая".

В 1750-х годах селом владели помещики из римо-католиков, о чем красноречиво свидетельствует то, что православные праздники, которые отмечались и униатами, для местных крестьян не были выходными днями, а график работы-отдыха зависел от католического месяцеслова.

После третьего раздела Польши обитель одной из первых в 1794 году вернули православным.

В 1818-1853 годах при нем действовало духовное училище для детей духовенства Кременецкого уезда, впоследствии переведенное в Кременец. Обитель славилась библиотекой с книгами и документами XVI-XVIII вв. (включая экземпляр «Острожской Библии» 1581 г.).

В 1829 году на территории обители был похоронен греческий митрополит Даниил (Никонисавский), который отправился из Греции в Россию, спасаясь от турецких гонений, но по дороге заболел и скончался в таможенном г. Радзивилове (ныне Радивилов Ровненской обл., Украина). По распоряжению архим. Иерофея (Лобачевского) останки митр. Даниила были захоронены в храме свт. Иоанна Милостивого, на паперти с южной стороны.

В 1842 году монастырь из заштатного был возведен в третьеклассный с положенным штатом, состоящем из игумена, двух иеромонахов, двух иеродиаконов, пономаря и послушника. Также распоряжением Синода от 20 марта 1842 года все "недвижимое населенное имение" (133 мужского и 160 женского пола крестьян) вместе с постройками перешло в ведение казны. За обителью, кроме церкви, келейного корпуса и сада, ничего не осталось.

В 1865 - 1873 году к Загаецкой обители был приписан Кременецкий Богоявленский монастырь, и именно в нем проживали архимандриты Загаецкого монастыря.

В 1890-х годах были построены деревянный двухэтажный братский корпус, дом для паломников, а также каменная ограда с двумя арками. Часть зданий в 1899-1900 годы. была повреждена пожарами, из-за чего настоятели обители обращались с воззваниями о пожертвованиях.

В 1905 году монастырь был преобразован в общежительный, благодаря чему существенно увеличилось финансирование из средств государственной казны.

В 1912 году по инициативе архиеп. Волынского Антония (Храповицкого) и архим. Епифания в монастырском лесу был построен скит во имя свт. Иоасафа Белгородского (небольшой храм, келейные и хозяйственные постройки) для проживания пожилых монахов, в т. ч. старцев. В скиту был введен строгий устав по подобию уставов афонских обителей.

К 1917 году монастырю также принадлежали большой монастырский пруд, пасека, поле, ряд подсобных хозяйственных помещений в урочище Дворище. Местные крестьяне захватили монастырские земли, о чем вскоре сообщила газета "Трудовая Волынь" (21 ноября 1917), в декабре того же года владения помещика разграбили крестьяне Кременецкого уезда, мятеж был подавлен; пострадал ли при этом монастырь, неизвестно [1].

Во время первой мировой и гражданской войны часть монастырских зданий была разрушена, после вхождения Западной Волыни в состав Польши в 1918 году почти все земли монастыря были конфискованы.

В 1920-30-х годах монастырь состоял из двух иеросхимонахов-старцев - Виталия и Парфения, пятнадцати монахов в священном сане, девяти мантийных монахов и тридцати послушников. Приход новой власти и война значительно ослабили монашескую жизнь обители, и после войны монахов осталось всего 22.

В 1949 году уполномоченный Совета по делам Русской Православной Церкви по Тернопольской обл. К. Шкуренко выступил с инициативой закрытия монастыря, которую поддержал глава Совета по делам РПЦ при СМ СССР Г. Г. Карпов. В начале 1950 года Тернопольский облисполком принял решение передать здание братского корпуса и хозяйственные постройки местному колхозу им. Калинина. Совет по делам РПЦ при СМ СССР поддержал это решение и принял постановление о закрытии монастыря. Насельники были переведены в действующие обители Тернопольской обл.: Почаевскую лавру, Свято-Духовский лаврский скит и Кременецкий Богоявленский монастырь. 12 февраля 1950 года колхоз им. Калинина принял по акту от настоятеля игум. Феодосия (+ 1961) все здания и имущество [2]. В 1952 году в монастырском корпусе разместилась загаецкая начальная школа (в 1964 переведена в новое помещение). В 1960 году решением исполкома Шумского райсовета скит свт. Иоасафа был уничтожен, сохранились лишь 3 могилы насельников скита. В 1960-х годах на Монастырской горе была оборудована радиостанция, в двухэтажном братском корпусе открыта школа, в 1975 году устроен радиомаяк. Иоанновский храм, обращенный в приходский, оставался действующим, игум. Феодосий совершал богослужения по монастырскому уставу. 24 марта 1964 года решением исполкома Кременецкого районного совета церковь была снята с регистрации и подлежала закрытию, но из-за многочисленных протестов со стороны прихожан это постановление впоследствии было отменено, окончательное решение о снятии с регистрации общины так и не было принято.

С 2002 года ведутся работы по восстановлению монастыря. При Иоанновском храме был открыт скит для монахов из Почаевской лавры.

9 марта 2004 года на заседании Священного Синода Украинской Православной Церкви благословлено открытие монастыря [3].

В 2007 году началось восстановление скита свт. Иоасафа Белгородского в лесу близ с. Загайцы.

В 2007 году историками Тернопольского областного педагогического университета им. В. Гнатюка совместно с сотрудниками Тернопольского областного архива был создан документальный фильм «Загаецкий монастырь».

Основные сооружения и достопримечательности

Храм свт. Иоанна Милостивого 1626-1637 гг. (изображение храма есть на портрете Ярмолинской). Освящён в 1646 году. Построен в фортификационном стиле, над входом возвышается большая колокольня с бойницами для пушек и мортир, которая занимает половину крыши небольшого храма. Бойницы расположены по всему периметру церковного сооружения, и всего их насчитывается двадцать четыре. Второй купол возвышается над Алтарем, а с правой стороны к Алтарю примыкает братский корпус, а точнее сказать, та его часть, которая уцелела на сегодняшний день.

В начале XXI века храм во имя свт. Иоанна Милостивого представляет собой однонефную постройку, в плане близкую к квадрату. Храм перекрыт двухскатной кровлей, над его восточной частью помещен барочный щипец, увенчанный крестом. С востока к храму примыкает обширная пятигранная апсида. Фасады храма и апсиды имеют общее оформление: верхний ярус украшен декоративным аркатурным поясом из сдвоенных арочек, в которые вписаны 24 бойницы. С запада к храму примыкает почти равная ему по ширине двухярусная четвериковая колокольня со следами перестроек, увенчанная невысоким шпилем. Иконостас в стиле барокко, возможно, сохранился со времени ремонта храма в 1720 году.

Загаецкий монастырь
Загаецкий монастырь
Башня-колокольня (4-й ярус надстроен в ХVIII в.).

Корпус келий XVIII века, Г-образный (из-за уклонной местности, его дворовой фасад имеет один ярус, а внешний - два). Северное крыло корпуса келий примыкает с юго-востока к апсиде храма.

Святыни

Настоятели, наместники

Литература

  • Лит.: Петров Н. И. Краткие сведения о православных монастырях Волынской епархии, в настоящее время не существующих // Волынские ЕВ. 1867. № 2. С. 32-40; № 3. С. 49-58; № 4. С. 59-71; № 5. С. 75-87; № 6. С. 91-97; № 7. С. 101-107; № 8. С. 135-148.
  • Антонович В. Б. Очерк состояния православной Церкви в Юго-Зап. России по актам (1650-1798). К., 1871.
  • он же. Монография по истории юго-зап. России. К., 1885.
  • он же. Моя сповiдь: Вибранi iст. та публiцистичнi твори. К., 1995. С. 492-502.
  • Stecki T. J. Wołyń pod względem statystycznym, historycznym i archeologicznym. Lwów, 1871. T. 2;
  • Сендульский А., свящ. Загаецкий св. Иоанна Милостивого мужской третьеклассный монастырь // Волынские ЕВ. 1877. № 20. Ч. неофиц. С. 845-875;
  • Archiwum książąt Lubartowiczów Sanguszków w Sławucie. Lwów, 1890. T. 4: 1535-1547. S. 471-472; Девятисотлетие православия на Волыни, 992-1892 гг. Житомир, 1892. С. 106.
  • А. И. История монастыря // Холмско-Варшавский епарх. вестник. 1900. № 1. С. 6-7; Анатолий [Ключарёв], иером. Загаецкий св. Иоанна Милостивого муж. третьеклассный мон-рь (Волынской епархии) и его нужды. СПб., 1901.
  • Теодорович Н. И. Волынская ДС. Почаев, 1901;
  • [C. Ф. Л.] Загаецкий св. Иоанна Милостивого муж. общежительный мон-рь. Почаев, 1912;
  • Липинський В. К. Раïна з Козiрад Боговiтинiвна, дружина Костянтина на Ярмолинцях Ярмолинського, фундаторка православного Загаєцького монастыря в 1637 р.: Машинопис // Липинський В. Украïна на переломi: 1657-1659: Замiтки до iсторiï украïнського державного будiвництва в ХVII ст. К.; Вiдень, 1920. С. 32;
  • Orłowicz M. Ilustrowany przewodnik po Wołyniu. Luck, 1929. S. 21.
  • Iсаєвич Я. Д. З iсторiï викладання фiлософiï на Украïнi (XVI-XVIII ст.) // Вiд Вишенського до Сковороди: (З iсторiï фiлос. думки на Украïнi XVI-XVIII ст.). К., 1972. С. 29-35
  • Возгомент В., протодиак. (Пермская епархия): Некролог // ЖМП. 1979. № 10. С. 31.
  • Pidłypczak-Majerowicz M. Bazylianie w Koronie i na Litwie. Warsz., 1986; idem. Biblioteki i bibliotekarstwo zakonne na wschodnich ziemiah Rzeczypospolitej w XVII-XVIII w. Wrocław, 1996.
  • Смолiй В. А., Ричка В. М. В'ячеслав Липинський та його праця «Украïна на переломi, 1657-1659 гг.» // Укр. iст. журнал. К., 1992. № 2. С. 141-143.
  • Жилюк С. I., Костриця М. Ю. Мон-рi Волинi. Житомир, 1996.
  • Бесараб М. Правосл. мон-рi Шумщини // Новини Шумщини: Газ. Шумьск, 2000. 22 липня.
  • Лисенко О.Є. Релiгiйне питання у теорiï та практицi украïнського нацiоналiзму в 1 пол. 20 ст. // Укр. iст. журнал. 2000. № 6. С. 29-50.
  • Гаврилюк В. Вiдроджується обитель (Загаєцький мон-р) // Новини Шумщини: Газ. Шумьск, 2002. 2 жовтня; он же. Тут живуть люди з чистими помислами // Там же. 2009. 7 серпня. С. 7.
  • Сисюк В., Ковалишин Д. Памятки icторiï, культури, визначнi постатi Шумщини // Студентський наук. вiсн. Тернопiльского державного педагогiчного ун-ту iм. В. Гнатюка. Тернопiль, 2002. Вип. 5. С. 222-224.
  • Собчук В. Боговитиновичi: Генеалогiя i маєтки // До джерел: Зб. наук. праць на пошану Олега Купчинського з нагоди його 70-рiччя. Львiв, 2004. Т. 1. С. 521-533.
  • Петровський О., Мрига В. Культурна спадщина Украïни: Загаєцький св. Iоанна Милостивого чоловiчий мон-р. Тернопiль, 2005.
  • Соловей О. Загаєцький чоловiчий мон-р св. Iоанна Милостивого в ХIХ-ХХ ст. // Релiгiя i церква в iсторiï Волинi: Зб. наук. праць. Кременець, 2007. С. 173-181
  • Стоцький Я. Держава i релiгiï в захiдних областях Украïни: Конфесiйнi трансформацiï в контекстi державноï полiтики 1944-1964 р. К., 2008;
  • Шумщина у визвольнiй боротьбi 20 cт.: Кн. памятi. Шумськ, 2008. С. 51-52.

Использованные материалы



[1]  Котельников К. Г. Крестьянское движение в 1917 г. М., 1927. С. 292

[2]  ГА Тернопольской обл. Ф. П-1. Оп. 1. Д. 1454. Л. 42-64

[3]  "Журнал №10", Журналы заседания Священного Синода Украинской Православной Церкви от 09.03.2004 года, http://sinod.church.ua/2014/01/15/zasidannya-9-bereznya-2004-roku/

[4]  "Журнал №84", Журналы заседания Священного Синода Украинской Православной Церкви от 18.10.2007 года,http://sinod.church.ua/2014/01/15/zasidannya-18-zhovtnya-2007-roku/

Редакция текста от: 29.08.2017 21:10:02

"ЗАГАЕЦКИЙ ИОАННОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google