НОВОЧЕРКАССКИЙ МИХАИЛО-АРХАНГЕЛЬСКИЙ ХРАМ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Новочеркасский Михаило-Архангельский храм
Новочеркасский Михаило-Архангельский храм
Храм во имя Архангела Михаила и Всех Небесных сил в городе Новочеркасске Ростовской-на-Дону епархии

Проезд маршрутным такси и автобусами до остановки "Азовский рынок".

Черкасский храм

Новочеркасский Михаило-Архангельский храм является прямым наследником церкви того же посвящения в предыдущей столице войска Донского - Черкасске (ныне станица Старочеркасская). Там, в верхней Рыковской станице, в 1689 году была выстроена деревянная церковь в имя архангела Михаила.

Затем, вследствие обветшания старого храма, на том же месте построили новую деревянную Архангельскую церковь с приделом во имя святителя Николая Чудотворца. Освящение этого храма совершилось 18 и 19 сентября 1765 года [1]. С уверенностью можно утверждать о существовании Архангельского храма в Черкасске в 1766 году, поскольку по описи начала XX века в Новочеркасской Михаило-Архангельской церкви среди напрестольных крестов сохранялся один, серебряный, весом 540 грамм, с надписью: "Сделан сей крест в Михаило-Архангельскую церковь тщанием Климента Кирсанова апреля 20 дня 1766 года".

От пожара, бывшего в Черкасске 2 апреля 1774 года, Архангельская церковь полностью сгорела и через несколько лет вместо нее была выстроена новая деревянная церковь, освященная 16 октября 1779 года. Согласно "Ведомости войска Донского города Черкасска Трех Рыковских станиц церкви во имя Архистратига Михаила за 1801 год", этот храм также имел придел во имя святителя Николая, освящённый в 1780 году. Церковь эта была "деревянная, в твердости, утварью дополна", особой отмежеванной земли по писцовым книгам при ней не имелось, священноцерковнослужители содержание имели из получаемых от доброхотнодателей за исправление мирских треб доходов. Архангельская церковь считалась трехкомплектной, то есть по штату при ней полагалось быть: 3 священникам, 2 диаконам, 3 дьячкам и 3 пономарям. Приход являлся одним из самых многолюдных и процветавших в Черкасске.

С переносом казачьей столицы в Новочеркасск в 1805 жителей Черкасска стали принуждать переселяться на новое место. Жаль было прихожанам оставлять свой храм и, по их прошениям, им разрешили перенести деревянную Архангельскую церковь в Новочеркасск. На месте же, где находился святой престол прежнего храма, поставили памятный камень. В 1867 году, по инициативе протоиерея Григория Левицкого, на этом камне был сооружён каменный пьедестал и на нем положена чугунная плита с описанием замечательных событий, произошедших в Рыковских станицах. Ныне плита находится в Старочеркасском Воскресенском соборе.

Деревянная церковь в Новочеркасске

Перенести деревянную церковь в новую столицу было делом не простым, так-как Святейший Синод проводил политику понуждения жителей к строительству каменных зданий, как более долговечных и прочных. Благодаря ходатайству отставного войскового старшины церковного старосты Павла Андреевича Краснощёкова в декабре 1812 года, по резолюции епископа Воронежского Антония, было разрешено разобрать здание и перевезти его в новую столицу, на что Синод дал согласие в виде исключения, с тем чтобы "при возвращении Донских воинов из заграничного похода в свои жилища... воздвигнуть им вместо той деревянной церкви каменную".

В июне 1813 года хлопотами ктитора Краснощекова храм был уже перевезён и все церковное имущество, состоявшее "в богатой утвари церковной и ризнице, дорогих иконах, в великолепном иконостасе и множестве леса и других материалов разместили для сохранения по разным местам города". По просьбе прихожан от войсковой канцелярии была выдана книга для сбора пожертвований на сооружение здания храма в Новочеркасске. В ответ на просьбу прихожан наказной атаман Андриан Денисов отпустил лес на строительство. Войсковая канцелярия выделила для храма обширную площадь в юго-западной части города на пересечении двух широких улиц, которые получили название Михайловской и Архангельской. К концу лета 1813 года церковь была полностью возведена. Деревянный храм с колокольней из сосновых и дубовых брёвен стоял на каменном фундаменте. Поначалу храм был однопрестольным, поскольку священник поначалу был один и прихожан немного. Освящение совершилось 9 ноября того же года. Внутреннее расположение в церкви оставили по возможности без изменений, а алтарные вещи Никольского придела разместили в ризнице и кладовой.

К началу возвращения казаков из заграничных походов, в 1815 году, в Архангельском приходе причт состоял уже из двух священников и диакона. В 1818 году, с утверждением трехкомплектного штата Архангельского храма, диакон Андрей Левицкий был рукоположен на место третьего священника. С этого времени при храме служили три полных клироса, включавших, кроме священников, еще двух диаконов, трех дьячков и трех пономарей. Численность приходского населения быстро возрастала. Священники исправляли требы поседмично. На содержание причта жалованья положено не было, единственным его доходом была доброхотная плата за совершение треб. Материальное положение причта характеризуется в официальных документах как "посредственное", что было несколько исправлено после 1835 года, когда согласно принятому новому "Положению об управлении войском Донским" станичные общества обязывались платить жалованье причтам своих церквей из общих станичных сумм.

В 1823 году на штатное место к церкви был назначен священник Василий Куфаев, выдающийся пастырь руководивший приходом в течении следующих 30 лет. При нём было приложено много усилий для благоукрашения и расширения храма. В 1834 году были пристроены к алтарю два деревянных на каменном фундаменте придела: с правой стороны в честь Владимирской иконы Божией Матери (освящен 19 декабря 1837 года), с левой - во имя святого Иоанна Предтечи (освящен 17 октября 1839 года). Снаружи обоих приделов в щитах под железной кровлей на жести были помещены иконы.

На 1839 год Михаило-Архангельская церковь была обширным деревянным зданием с пристроенной колокольней. Снаружи она была ошелевана и окрашена, покрыта железом, кровля окрашена зеленой краской. Главки и кресты на них были позолочены червонным листовым золотом; на куполах церкви и колокольни по зеленому фону имелось несколько золочёных звезд. На колокольне помещалось семь колоколов. Из них большой колокол имел веса 74 пуда 11 фунтов (1217 кг), полиелейный - 48 пудов 12 фунтов (791,4 кг), повседневный - 29 пудов 1 фунт (475,4 кг), четыре малых - менее 2 пудов каждый. В 1860 году храм приобрел новый звучный большой колокол весом 196 пудов 19 фунтов (3218,3 кг).

Внутри церковь была окрашена масляной краской, настенных росписей не имела, а благоукрашалась развешанными по стенам в деревянных киотах иконами. Особенностью Архангельского храма, отмеченной архиепископом Донским Игнатием (Семеновым) при обзоре им Новочеркасских церквей в 1843 году, было наличие замечательных иконостасов "в самих алтарях со сребропозлащенными богатейшими ризами на святых иконах". В главном иконостасе помещалась храмовая икона Архистратига Михаила в сребропозлащенной ризе с таким же венцом, осыпанным по краю алмазными каменьями, на персях - сияние на синей эмали с изображением на нем имени Божия на еврейском языке. Также в главном иконостасе имелось два особочтимых образа древней живописи: Печерской иконы Богоматери, в серебряной ризе с двумя венцами с убрусом, унизанным мелким жемчугом; и святителя Николая Мирликийского, также в серебряной ризе с венцом. Царские врата малых приделов украшали серебряные с позолочеными венцами ризы, пожертвованные торговым казаком С. Н. Кошкиным. В Михайловской церкви имелось много образов, сооруженных войсковыми частями и принесённых в храм в вечное воспоминание о военных подвигах и погибших за отечество воинах. Среди предметов церковной утвари, представлявших художественную и историческую ценность, выделялись круглое серебряное блюдо с чеканными изображениями, малуая серебряная дарохранительница чеканной работы, серебряная лжица с изображением Распятого Спасителя и восьмиконечный крест с изображением Распятия и с финифтиевыми медальонами по оконечности. В храме сохранялись три ценных щедро украшенных Евангелия, отпечатанных в Москве в 1698, 1741 и 1763 годах соответственно.

Вокруг церкви была устроена ограда на каменном фундаменте с деревянным частоколом, окрашенная зеленой краской, с тремя каменными воротами. В ограде был построен трехоконный деревянный дом для караульных. Отопление не предусматривалось.

Каменный храм

В 1850 году ктитором Михаило-Архангельской церкви был назначен казак Донского торгового общества Семен Николаевич Кошкин, человек деятельный и благочестивый, который положил своей целью строительство каменного храма. В декабре 1851 года, скопив пожертвования для первоначальных работ, прихожане подали ходатайство о постройке новой приходской церкви в камне, ссылаясь на обветшание и недостаточную вместимость старой церкви. 4 января 1852 года Донская духовная консистория выдала три книги для сбора пожертвований доверенным казакам; в последующие 1853 и 1854 годы выдавались еще две подобные книги.

В 1863 году последовала торжественная закладка храма на пересечении Платовского проспекта и Михайловской улицы, неподалеку от старой деревянной церкви, которая продолжала действовать во все время строительства. Через шесть лет каменное здание нового храма было окончено вчерне, "главы покрыты белым железом, а прочие части кровли простым металлом, но еще не окрашены, внутри и снаружи здание, оштукатурено, кресты не поставлены". Все работы производились на доброхотные пожертвования. Работы по возведению нового здания координировал настоятель - протоиерей Андрей Юганов. К началу 1870-х годов богослужения проводились уже в новом здании, старая же деревянная Михаило-Архангельская церковь "по случаю устройства новой" была упразднена в 1872 году.

8 ноября 1873 года, в престольный праздник Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных сил бесплотных, главный престол был освящён архиепископом Донским Платоном. 7 января 1874 году, по благословению архиепископа Платона Новочеркасским благочинным протоиереем Иоанном Диковым был освящён левый придел в честь Собора святого Иоанна Предтечи, а 23 июня того же года местные священники освятили правый придел в честь Владимирской иконы Божией Матери.

В этот период приход был одним из крупнейшим в городе; служил центром миссионерской деятельности по присоединению старообрядцев к Православию и базой для организации единоверческого прихода. С 1872 года в связи с реформами в духовном ведомстве штат Архангельского храма сократился до двух священников и двух псаломщиков.

В последней четверти XIX века настоятель прихода, отец Алексий Поляков, много сил отдавал благоукрашению и особенно внутренней отделке нижнего этажа храма. Работы остановились на короткий срок из-за истощения денежных средств попечительства, но затем в 1876-1878 годах к храму была пристроена колокольня. В 1880 году в нижнем этаже устроили иконостас и все прочее, необходимое для богослужения, на средства пожертвованные церковным старостой С. Н. Кошкиным и отставным хорунжием И. Н. Кащеевым. Главный престол нижнего храма был посвящен великомученику Пантелеимону Целителю, а боковой, с правой стороны - преподобному Иоанну Постнику и блаженному Симеону Юродивому, имена которых носили жертвователи Кошкин (+ 1882, погребён в склепе нижнего храма, слева) и Кащеев (погребён в ограде храма, слева).

С 1892 года к храму была приписана вновь возведённая часовня святых Флора и Лавра на Азовской базарной площади. В начале 1890-х годов при храме была открыта женская церковно-приходская школа, получившая 1906 году отдельное школьное здание. Михайловская церковно-приходская школа считалась одной из лучших в Новочеркасске: в разные годы там обучалось до 70 учениц; программа включала Закон Божий, общеобразовательные предметы, пение и рукоделие.

К началу XX века приход был крупнейшим в городе, а убранство его храма - одним из богатейших в Новочеркасске. Во всех трёх приделах верхнего этажа были установлены серебряные царские врата, весом 7 пудов в главном алтаре, и по 4 пуда в малых алтарях (пожертвование 1895 года от прихожанина Степана Степановича Чеботарева). Имелось множество икон, украшенных серебряными ризами и драгоценными камнями, серебряная и бронзовая церковная утварь. В главном алтаре находился престол липового дерева покрытый серебряной одеждой вызолоченной чеканной работы с эмалью (весом 151 фунт 81 золотник, изготовлена в 1890 году по духовному завещанию Василия Максимовича Крылова). Подобные одежды были и в обоих приделах (весом в серебре по 4 пуда 5 фунтов, пожертвование четы Степана и Екатерины Чеботаревых 1903 года).

Синодальным указом от 12 мая 1900 года при Михаило-Архангельской церкви были открыты вакансии четырёх священников и псаломщиков. В 1905 году при храме было образовано церковно-приходское попечительство, а в следующем году церковь была отремонтирована и полностью расписана заново. Тогда же в нижнем этаже на средства старосты П. П. Дерепацкова было устроено центральное отопление для всего храма калориферной системы.

Советский период

В годы гражданской войны, при многочисленных обстрелах города здание храма не пострадало. Так как с установлением советской власти были закрыты все домовые церкви при учебных заведениях и городских учреждениях, в июле 1920 года на сохранение в Михайловский храм была передана часть имущества упраздненных церквей во имя Иоанна Воина при Новочеркасской тюрьме и во имя равноапостольных Кирилла и Мефодия при Платовской мужской гимназии. 21 марта 1922 года был заключен типовой договор между Михайловской приходской общиной и Окружной комиссией по отделению Церкви от государства. В том же году во время кампании по изъятию церковных ценностей в Михайловской церкви было изъято 54 пуда серебра (864 кг), около 10 фунтов золота (4 кг), около 400 драгоценных камней, алмазов и др.

Церковь оставалась действующей до 3 октября 1938 года, когда была закрыта согласно постановлению Новочеркасского горсовета, затем утвержденному президиумом Ростовского облисполкома 8 января 1939 года. Во время оккупации Новочеркасска немецкими войсками, с августа 1942 года, были открыты для богослужения все сохранившиеся на тот момент храмы города, включая Михайловский. С отступлением оккупантов храм остался открытым, а в августе 1945 года при нём открылся также штат второго священника.

27 июля 1944 года был подписан типовой договор Михайловской религиозной общины с исполкомом Новочеркасского совдепа, из которого явствует что немногое культовое имущество прежде богатого прихода было почти полностью новой, кустарной работы. За четыре с половиной года, с июля 1946 по январь 1951, в храме сменилось девять настоятелей, каждый из которых служил от трех недель до нескольких месяцев. Такова была политика властей, призванная помешать наладить церковную жизнь. В декабре 1950 года нижний этаж храма был передан в безвозмездное пользование горпищеторга. где устроили склад пищевых продуктов, Деятельность горпищеторга в подвальном помещении наносила значительный ущерб церковному зданию и убранству, создавала препятствия отправлению церковных обрядов.

В январе 1960 года настоятелем церкви был назначен иеромонах Прохор (Пенков), которого в приходе почитали за молитвенность, соблюдение церковных правил, и прозорливость. Жизнь прихода налаживалась, но у нового настоятеля нашлись недоброжелатели в епархиальном совете, которые стали доносить на него уполномоченному по делам Русской Православной Церкви по Ростовской области В. П. Политико. 4 сентября 1963 года отец Прохор был снят с регистрации и службы в храме прекратились. В течение более двух лет просьбы верующих назначить нового священника не увенчались успехом. По ходатайству исполкома Новочеркасского горсовета постановлением Совета по делам религий при Совете министров СССР от 18 августа 1966 года и решением исполкома облсовета депутатов трудящихся от 14 сентября того же года за № 884 Михаило-Архангельская церковь была закрыта и религиозное общество снято с регистрации как фактически не действующее более трех лет. Многочисленные протесты и обращения прихожан в центральные органы власти последствий не имели.

8 октября 1966 года комиссия Новочеркасского горсовета с участием представителя Ростовской епархии протоиерея Коханова практически осуществила эти решения. Все имущество и церковная утварь были приняты от бывших членов церковного совета и по просьбе прихожан передано религиозному обществу Димитриевской кладбищенской церкви. Храм передали для пользования тресту столовых. В течении следующих 24 лет здание эксплуатировалось как склад, не ремонтировалось, фасад и крыша его разрушались, от испарений и влажности при отсутствии отопления были уничтожены настенные росписи.

Возрождение

В 1990 году храм был возвращен Русской Православной Церкви в непригодном для богослужения состоянии. Под руководством священника Олега Добринского за десять лет было произведено полное восстановление храма. Регулярные богослужения начались с 14 января 1991 года после освящения главного алтаря во имя Архангела Михаила и Всех Небесных сил митрополитом Ростовским Владимиром (Сабоданом). Кровлю храма заново покрыли железом. Кресты были отлиты из дюраля на заводе Ростсельмаш в 1991 году. В том же году в Воронеже фирмой "Вера" также были изготовлены колокола. Затем на верхнем этаже были устроены и освящены придельные престолы: в честь Владимирской иконы Божией Матери (освящён 3 июня 1992 года) и во имя святого Иоанна Предтечи (освящён 7 апреля 1994 года). Все новые иконостасы в верхнем храме были отлиты из гипса и позолочены (мастер К. Шиц), иконы для них написала выпускница Суздальского художественно-реставрационного училища О. Н. Чеботарева. В 1992-1996 годах художники К. Даглдлян и А. Романенко расписали стены верхнего храма. В 1995-1998 годах был восстановлен и нижний храм, где устроили один престол - во имя великомученика Пантелеимона Целителя. В ходе работ в 1995 году была обретена и обновлена усыпальница храмостроителя С. Н. Кошкина, оставленная в склепе под спудом в левом приделе нижнего храма. Торжественное освящение нижнего храма совершил 31 мая 1998 года архиепископ Ростовский Пантелеимон (Долганов).

С октября 1992 года в виде воскресных бесед с детьми и родителями после богослужения началась деятельность воскресной школы; в 1995-1996 учебном году учащиеся были разделены на две возрастные группы. В 1997-1998 учебном году школа обрела свое постоянное учебное место в новом помещении приходской библиотеки, а ноябре 1998 года - получила лицензию епархиального отдела религиозного образования и катехизации в качестве епархиальной воскресной школы с трёхгодичным обучением.

На приходе были организованы два хора и постоянно пополняемая библиотека. В 1999 году при храме начала свою деятельность община православных сестер милосердия имени блаженной Ксении Петербургской, которая несла социальное, катехизаторское и миссионерское служение в детских домах и лечебных учреждениях, а также местах лишения свободы. Также при церкви открылись катехизаторские курсы.

Приход прилагал большие усилия для благоукрашения храма и собирания святынь. В течении десятилетия здесь было собрано немало частиц святых мощей, в 2000 году на доброхотные пожертвования был приобретен позолоченый прибор для причащения, а в 2001 году из пожертвованного прихожанами золота был сооружён крест-мощевик с вложенными в него частицами мощей восьми святых подвижников. Летом 2001 года была произведена реконструкция верхнего храма, с установкой нового одноярусного иконостаса с отделкой под малахит. Перед главным иконостасом тогда же было установлено новое большое паникадило-хорос на средства, пожертвованные ОАО "Новочеркасский электродный завод". Был благоустроен прихрамовый участок - территория была заасфальтирована, а в клумбах высажены кусты роз.

На начало 2010-х годов Михаило-Архангельский приход был одним из самых многочисленных в городе.

Статистика

  • 1801 - в приходе Черкасской Архангельской церкви 248 дворов, 1286 прихожан (614 мужчин и 672 женщин, из них 98 человек старообрядцев)
  • 1815 - 161 двор, 1044 прихожанина (470 мужчин и 574 женщин, из них 180 человек старообрядцев-раскольников
  • 1830 - 423 двора, 2309 прихожан (из них 63 двора - старообрядцы-раскольники)
  • 1852 - 532 двора, 3816 прихожан (из них 309 человек - старообрядцы-раскольники)
  • 1870 - 3893 прихожан
  • нач. XX в. - 1368 дворов, 5924 прихожан
  • 1922 - по "описи культового имущества": 395 икон, 44 ризы, 7 больших и 4 малых Евангелий
  • 1944 - по "описи культового имущества": 90 "малоценных" икон, 3 ризы, 1 малое "подержанное" Евангелие, 140 богослужебных книг, 33193 книги для религиозно-нравственного чтения

Архитектура и убранство

Типичный русский однокупольный бесстолпный храм середины XIX века в стиле эклектики. В плане здание имеет форму вытянутого креста, ориентированного на восток. Стены гладкие, декорированные пилястрами; вертикальные окна с арочным завершением обрамлены простыми наличниками. Наиболее выразительная архитектурная деталь снаружи - орнаментальный пояс по всему периметру здания под карнизом. Важным элементом архитектурного декора является поребрик, ниже его расположены столбцы и арочки.

Квадратное в плане пространство главной части храма увенчано восьмигранными барабаном и куполом, что позволяет выделить на фасаде здания крест, ориентированный, как и весь храм, по сторонам света. Первоначально на храме были установлены "якорные" кресты; новые кресты 1991 года - восьмиконечные. В западной части храма пристроена трехъярусная колокольня с восьмигранным шатром завершенным главкой с крестом. В плане шатер образует форму, сходную по построению с восьмиконечной звездой. Основание шатра опоясано рядом пламеневидных кокошников. Шатер украшен четырьмя слуховыми окнами, обрамленными треугольной сенью с небольшими колонками.

Здание храма поставлено на высоком фундаменте, ко всем трем входам ведут "всходы". С южной и северной стороны крыльцо покрыто каменной сенью. Поддерживающие сень крыльца столпы имеют массивные, квадратные в плане основания, на которых покоятся сдвоенные фигурные "дыньки". Форма покрытия сени крыльца - двускатная с килевидным завершением сходным с формой кокошников на колокольне. На трех алтарных апсидах и на коньках крыш над приделами установлены небольшие пламеневидные маковицы. Снаружи храм выкрашен в белый цвет, крыша и купол окрашены синим, маковицы и кресты - вызолочены. Первоначально вокруг храма также имелась железная ограда на каменном фундаменте, выкрашенная в черный цвет.

Богатое убранство и росписи 1906 года были утрачены в XX веке. Новый главный иконостас - одноярусный, резной, золочёный, с отделкой под малахит. В нём помещены иконы: справа от царских врат - Спасителя, Собора Архангела Михаила, великомученика Димитрия Солунского, святителя Спиридона Тримифунтского; слева - Богоматери, святителя Иоанна Златоуста, великомученика Георгия Победоносца, святителя Григория Паламы. Иконостасы в приделах верхнем храме отлиты из гипса с последующим золочением (мастер К. Шиц); иконы для них написала О. Н. Чеботарева. Роспись верхнего храма 1992-1996 годов - работа художников К. Даглдляна и А. Романенко. Центральное паникадило на верхнем уровне является большим кольцом-хоросом. В нижнем храме установлен тябловый иконостас с образами письма братьев Макаровых.

Настоятели

Святыни

Использованные материалы



[1]  По сведениям донского историка XIX века Ивана Сулина.

Редакция текста от: 27.06.2016 13:57:32

"НОВОЧЕРКАССКИЙ МИХАИЛО-АРХАНГЕЛЬСКИЙ ХРАМ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google