НИКОЛАЙ МИРЛИКИЙСКИЙ

Внимание, эта статья еще не окончена и содержит лишь часть необходимой информации
Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Свт. Николай Чудотворец
Свт. Николай Чудотворец
Николай Чудотворец (+ 342), архиепископ Мирликийский, чудотворец. Великий христианский святой, прославившийся чудотворениями при жизни и по смерти, называемый Церковью "правилом веры и образом кротости", чтимый повсеместно православными и инославными, и даже часто между мусульманами (на востоке) и язычниками (в России)

Память 9 мая - перенесение мощей из Мир Ликийских в Бари, 10 мая - остановка мощей на о. Закинф по пути из Мир Ликийских в Бари (Греч. [1]), 29 июля - рождество, 20 мая - перенесение мощей из Мир Ликийских в Бари (Греч. [2]), 6 декабря - преставление

Родился во второй половине III века в городе Патары, области Ликии в Малой Азии. Родители его Феофан и Нонна были из благородного рода и весьма зажиточны, что не мешало им быть благочестивыми христианами, милосердными к бедным и усердными к Богу. До глубокой старости они не имели детей; в непрестанной горячей молитве они просили Всевышнего дать им сына, обещая посвятить его служению Богу. Молитва их была услышана: Господь даровал им сына, который при святом крещении получил имя Николай, что значит по-гречески – «побеждающий народ».

Сохранилось предание, что во время крещения, когда обряд был очень длительным, будущий святитель, никем не поддерживаемый, простоял в купели в продолжение трех часов.

Все необычное поведение ребенка показало родителям, что он станет великим угодником Божиим, поэтому они обратили особое внимание на его воспитание и постарались, прежде всего внушить сыну истины христианства и направить его на праведную жизнь. Отрок вскоре постиг, благодаря богатым дарованиям, руководимый Святым Духом, книжную премудрость. Успевая в учении, отрок Николай успевал также и в благочестивой жизни. Его не занимали пустые беседы сверстников: заразительный пример товарищества, ведущий к чему-либо худому, ему был чужд.

Избегая суетных греховных развлечений, отрок Николай отличался примерным целомудрием и избегал всяких нечистых помыслов. Почти все время он проводил в чтении Священного Писания, в подвигах поста и молитвы. К храму Божию питал такую любовь, что проводил там иногда целые дни и ночи в богомысленной молитве и чтении божественных книг.

Пресвитер

Благочестивая жизнь юного Николая скоро стала известной всем жителям города Патары. Епископом в этом городе был его дядя, по имени тоже Николай. Заметив, что племянник выделяется среди других молодых людей добродетелями и строгой подвижнической жизнью, он стал уговаривать родителей отдать его на служение Господу. Они охотно согласились, потому что еще перед рождением сына дали такой обет.

Дядя епископ посвятил его в пресвитера.

Приняв сан священника, святитель Николай стал проводить еще более строгую подвижническую жизнь. По глубокому смирению он совершал свои духовные подвиги наедине. Но Промыслу Божию угодно было, чтобы добродетельная жизнь святителя направляла и других на путь истины.

Дядя епископ отправился в Палестину, а управление своей епархией поручил своему племяннику пресвитеру. Святой Николай всей душой отдался выполнению многотрудных обязанностей епископского управления. Много добра сделал он своей пастве, проявляя широкую благотворительность. К тому времени родители его умерли, оставив ему богатое наследство, которое он полностью употребил на оказание помощи неимущим. Следующий случай свидетельствует, к тому же, о его крайнем смирении.

В Патарах жил один бедный человек, у которого были три дочери красавицы. Он был настолько беден, что ему не на что было выдать замуж своих дочерей. Несчастного отца нужда привела к ужасной мысли – пожертвовать честью своих дочерей и из их красоты извлечь средства, необходимые для их приданого. Но святой Николая, получив от Господа откровение о преступном намерении отца, решил избавить его от телесной нищеты, чтобы тем самым спасти его семейство от духовной гибели. Взяв большой узел с золотом, в полночь, когда все спали и не могли его видеть, он подошел к хижине несчастного отца и через окно бросил внутрь золото, а сам поспешно возвратился домой. На утро отец нашел золото, но не мог ведать, кто был его тайным благодетелем. Решив, что Сам Промысел Божий послал ему эту помощь, он возблагодарил Господа и вскоре смог выдать замуж старшую дочь. В одну из следующих ночей святой также тайно бросил через окно в хижину бедняка другой мешок с золотом. Отец вскоре выдал замуж и вторую дочь, твердо надеясь, что Господь таким же образом окажет милость и третьей дочери. Но он решил во что бы то ни стало узнать своего тайного благодетеля и достойно поблагодарить его. Для этого он не спал ночей, выжидая его прихода. Скоро пришел и в третий раз добрый пастырь Христов. Услышав звон упавшего золота, отец поспешно вышел из дома и догнал своего тайного благодетеля. Узнав в нем святого Николая, он пал к его ногам, целовал их и благодарил его как освободителя от духовной гибели.

Паломничество в Палестину

По возвращении дяди из Палестины, святитель Николай сам собрался туда же. В пути на корабле он проявил дар глубокого прозрения и чудотворения: предвозвестил наступающую жестокую бурю и силой своей молитвы усмирил ее. Вскоре здесь же на корабле он совершил великое чудо, воскресив юношу матроса, который упал с мачты на палубу и разбился насмерть. В пути корабль часто приставал к берегу. Святой Николай везде приложил заботы к врачеванию недугов местных жителей: одних исцелил от неизлечимых болезней, из других изгнал мучивших их злых духов, иным, наконец, подал утешение в скорбях.

Свт. Николай Мирликийский
Свт. Николай Мирликийский
По прибытии в Палестину, святитель Николай поселился неподалеку от Иерусалима в селении Бейт-Джала под Вифлеемом. Все жители этого села – православные; там находятся две православные церкви, из которых одна, во имя святителя Николая, построена на том месте, где некогда проживал святитель в пещере, служащей теперь местом поклонения.

Есть предание, что во время посещения святых мест Палестины, святитель Николай пожелал однажды ночью помолиться в храме; подошел к дверям, закрытым на замок, и двери действием чудесной силы сами открылись, чтобы святитель мог войти в храм и исполнить благочестивое желание своей души.

Святитель Николай желал навсегда остаться в Палестине, удалиться от людей и втайне подвизаться перед Небесным Отцом. Но Господу угодно было, чтобы такой светильник веры не оставался под спудом в пустыне, но ярко освещал Ликийскую страну. И вот, по изволению свыше, благочестивый пресвитер возвратился на родину.

Отшельничество на Кипре

По некоторым сведениям, в первой половине IV века святой Николай в течение недолгого периода жил отшельником на Кипре, близ города Паф. С ним был преподобный Евтихий, с которым святитель на месте языческого храма Геры основал Священный монастырь (Μονή των Ιερέων, Αγία Μονή, ныне подворье Киккского монастыря). Сведения о строительстве монастыря преподобным Евтихием и святителем Николаем Чудотворцем были обнаружены Ефремом Афинским в древней пергаментной рукописи, которая в то время находилась в ризнице этой обители [3].

Возвращение в Ликию и принятие епископского сана

Желая удалиться от суеты мирской, святитель Николай отправился не в Патары, а в Сионскую обитель (Μονή τῆς Νέας Σιών τῶν Μύρων), основанную его дядей епископом примерно в десяти километрах к северу от города Миры, где он был принят братиею с большой радостью. В тихом уединении монашеской келии он думал остаться на всю жизнь.

Но однажды, стоя на молитве, он услышал глас: «Николай! Ты должен вступить на служение народу, если хочешь получить венец от Меня!». Повинуясь этому велению, святитель Николай удалился из обители и местом жительства избрал не свой город Патары, где все его знали и оказывали ему почести, а большой город Миры, столицу и митрополию Ликийской земли, где, никем не знаемый, он мог скорее избегнуть мирской славы. Жил он как нищий, не имел где приклонить голову, но неизбежно посещал все церковные службы. Скончался архиепископ всей Ликийской страны Иоанн. Для избрания нового архиепископа собрались в Миры все местные архиереи. Много было предложено к избранию умных и честных людей, но общего согласия не было. Епископы усердно молились Богу, прося указать лицо наиболее достойное.

Одному из старейших епископов явился в видении муж, озаренный неземным светом, и повелел в эту ночь стать в притворе храма и заметить, кто первый придет в храм на утреннее богослужение: это и есть угодный Господу муж, которого епископы должны поставить своим архиепископом; открыто было и имя его – Николай. Старец епископ сообщил об откровении другим, которые, в чаянии милости Божией, еще усилили свои молитвы. С наступлением ночи старец епископ стал в притворе храма, ожидая прибытия избранника. Святитель Николай, встав с полуночи, пришел в храм. Его остановил старец и спросил о имени. Он тихо и скромно ответил: «Называюсь я Николай, раб святыни твоея, Владыко!»

По имени и глубокому смирению прибывшего старец убедился, что он и есть избранник Божий. Он взял его за руку и повел на собор епископов. Все с радостью приняли его и поставили на середину храма. Несмотря на ночное время, весть о чудесном избрании разнеслась по городу; собралось множество народа. Старец епископ, сподобившийся видения, обратился ко всем со словами: «Примите, братие, своего пастыря, которого помазал для вас Святой Дух и которому он поручил управление ваших душ. Не человеческий собор, а Суд Божий поставил его. Вот теперь мы имеем того, кого ждали, приняли и обрели, кого искали. Под его мудрым руководством мы смело можем надеяться предстать Господу в день Его славы и суда!»

При вступлении в управление Мирликийской епархией, святитель Николай сказал сам в себе: «Теперь, Николай, твой сан и твоя должность требуют от тебя, чтобы ты всецело жил не для себя, а для других!»

Теперь он не стал скрывать свои добрые дела для блага паствы и для прославления имени Божиего; но был, как всегда, кроток и смирен духом, незлоблив сердцем, чужд всякой надменности и своекорыстия; соблюдал строгую умеренность и простоту: носил простую одежду, вкушал постную пищу раз в сутки – вечером. Целый день великий архипастырь творил дела благочестия и пастырского служения. Двери его дома были открыты для всех: каждого он принимал с любовью и радушием, являясь для сирот отцом, для нищих – питателем, для плачущих – утешителем, для притесненных – заступником. Паства его процветала.

Гонения Диоклетиана

Но приближались дни испытаний. Церковь Христова подверглась гонениям императора Диоклетиана (284-305 гг.). Храмы разрушались, божественные и богослужебные книги сжигались; епископы и священники заключались в темницы и предавались пыткам. Все христиане подвергались всяческим обидам и мучениям. Гонение дошло и до Ликийской Церкви.

Святитель Николай в эти трудные дни поддерживал в вере свою паству, громко и открыто проповедуя имя Божие, за что был заключен в темницу, где не переставал укреплять веру среди заключенных и утверждал их в крепком исповедании Господа, чтобы они были готовы пострадать за Христа.

Преемник Диоклетиана Галерий прекратил гонения. Святитель Николай, по выходе из темницы, снова занял Мирликийскую кафедру и с еще большей ревностью отдался исполнению своих высоких обязанностей. Он прославился особенно ревностью по утверждению Православной веры и искоренению язычества и ересей.

Борьба с арианством

Особенно сильно пострадала Церковь Христова в начале IV века от ереси Ария, который отвергал божество Сына Божия и не признавал Его Единосущным Отцу.

Желая водворить в стаде Христовом мир, потрясенный ересью Ариева лжеучения, равноапостольный император Константин Великий созвал I Вселенский Собор 325 года в Никее, где под председательством императора собрались триста восемнадцать архиереев; здесь было подвергнуто осуждению учение Ария и его последователей.

Есть предание, что во время одного из соборных заседаний, не стерпев богохульства Ария, святитель Николай ударил этого еретика по щеке. Отцы Собора сочли такой поступок излишеством ревности, лишили святителя Николая преимущества его архиерейского сана – омофора и заключили его в тюремную башню. Но вскоре они убедились в правоте святителя Николая, тем более, что многие из них имели видение, когда пред их очами Господь наш Иисус Христос подал святителю Николаю Евангелие, а Пресвятая Богородица возложила на него омофор. Они освободили его из заключения, возвратили ему прежний сан и прославили как великого угодника Божиего.

Впрочем, подтверждения этой истории или самого факта участия святителя Николая в I Вселенском Соборе нет (нет упоминания в сохранившихся документах). По мнению некоторых исследователей, это может свидетельствовать о том, что описанный в житии случай произошел не на I Вселенском, а на каком-то местном Соборе.

Местное предание Никейской Церкви не только верно сохраняет память о святителе Николае, но и резко выделяет его из числа трехсот восемнадцати отцов, которых считает всех своими покровителями. Даже турки-мусульмане имеют глубокое уважение к святителю: в башне они до сего времени бережно хранят ту темницу, где был заключен этот великий муж.

Деятельность святителя после Собора

Свт. Николай Мирликийский
Свт. Николай Мирликийский
Заботясь о духовных нуждах своей паствы, святитель Николай не пренебрегал удовлетворением их телесных потребностей. Когда в Ликии наступил великий голод, добрый пастырь, чтобы спасти голодающих, сотворил новое чудо: один торговец нагрузил большой корабль хлебом и накануне отплытия куда-то на запад увидел во сне святителя Николая, который повелел ему доставить весь хлеб в Ликию, ибо он покупает у него весь груз и дает ему в задаток три золотые монеты. Проснувшись, купец был очень удивлен, найдя зажатыми у себя в руке действительно три золотые монеты. Он понял, что это было повеление свыше, привез хлеб в Ликию, и голодающие были спасены. Здесь он рассказал о видении, и граждане по его описанию узнали своего архиепископа.

Еще при жизни своей святитель Николай прославился как умиротворитель враждующих, защитник невинно осужденных и избавитель от напрасной смерти.

В царствование Константина Великого в стране Фригии вспыхнул мятеж. Для его усмирения царь послал туда войско под начальством трех воевод: Непотиана, Урса и Эрпилиона. Корабли их прибило бурей к берегам Ликии, где им пришлось стоять долго. Припасы истощились, – стали грабить население, которое сопротивлялось, причем произошла жестокая схватка у города Плакомат. Узнав об этом, святитель Николай лично прибыл туда, прекратил вражду, затем вместе с тремя воеводами отправился во Фригию, где добрым словом и увещеванием, без применения военной силы, усмирил мятеж. Здесь ему сообщили, что во время его отсутствия из города Миры тамошний градоправитель Евстафий невинно осудил на смертную казнь трех граждан, оклеветанных врагами. Святитель Николай поспешил в Миры и с ним – трое царских воевод, которым очень полюбился этот добрый архиерей, оказавший им великую услугу.

В Миры прибыли они в самый момент казни. Палач уже заносит меч, чтобы обезглавить несчастных, но святитель Николай властной рукой вырывает у него меч и повелевает освободить невинно осужденных. Никто из присутствующих не осмелился противиться ему: все поняли, что творится воля Божия. Трое царских воевод дивились сему, не подозревая, что вскоре и им самим понадобится чудесное заступничество святителя.

Возвратившись ко двору, они заслужили почет и благосклонность царя, чем вызвали зависть и вражду со стороны прочих царедворцев, которые оклеветали перед царем этих трех воевод, будто они пытались захватить власть. Завистливые клеветники сумели убедить царя: трое воевод были заключены в темницу и осуждены на смерть. Тюремный сторож предупредил их, что казнь должна состояться на другой день. Невинно осужденные стали горячо молиться Богу, прося заступничества через святителя Николая. В ту же ночь угодник Божий явился во сне царю и властно потребовал освобождения трех воевод, угрожая поднять мятеж и лишить царя власти.

- Кто ты, что смеешь требовать и угрожать царю?
- Я – Николай, Мир Ликийских архиепископ!

Проснувшись, царь стал размышлять об этом сне. В ту же ночь святитель Николай явился также начальнику города Евлавию и потребовал освобождения невинно осужденных.

Царь призвал к себе Евлавия, и узнав, что и он имел такое же видение, велел привести трех воевод.

«Какое колдовство делаете вы, чтобы давать мне и Евлавию видения во сне?» – спросил царь и рассказал им о явлении святителя Николая.

«Мы не делаем никакого колдовства, – отвечали воеводы, – но сами ранее были свидетелями, как этот архиерей спас в Мирах невинных людей от смертной казни!»

Царь велел рассмотреть их дело и, убедившись в их невиновности, отпустил.

Святитель во время своей жизни оказывал помощь людям, даже совсем его не знавшим. Однажды корабль, плывший из Египта в Ликию, был застигнут сильнейшей бурей. Сорвало на нем паруса, сломало мачты, волны готовы были поглотить корабль, обреченный на неминуемую гибель. Никакие силы человеческие не могли ее предотвратить. Одна надежда – просить помощи у святителя Николая, которого, правда, ни один из этих моряков никогда не видел, но все знали о его чудесном заступничестве. Погибающие корабельщики стали горячо молиться, – и вот святитель Николай появился на корме у руля, стал управлять кораблем и благополучно привел его в гавань.

Успение свт. Николая. Фреска
Успение свт. Николая. Фреска
Обращались к нему не только верующие, но и язычники, и святитель отзывался своей неизменной чудной помощью всем, искавшим ее. У спасаемых им от телесных бед он возбуждал раскаяние в грехах и желание исправить свою жизнь.

По словам святого Андрея Критского, святитель Николай являлся к людям, обремененным различными бедствиями, подавал им помощь и спасал их от смерти: «Своими делами и добродетельной жизнью святитель Николай сиял в Мирах, как звезда утренняя среди облаков, как месяц красивый в полнолунии своем. Для Церкви Христовой он был ярко сияющим солнцем, украшал Ее, как лилия при источнике, был для у Нее миром благоуханным!»

Святитель Николай мирно скончался 6 декабря 342 года [4], в глубокой старости, и был погребен в соборной церкви города Миры.

Господь сподобил его честное тело нетления и особой чудотворной силы. Мощи его продолжают по сей день источать благоуханное миро, обладающее даром чудотворения.

Перенесение мощей в Бари

Перенесение мощей святителя Николая из Мир Ликийских в Бар-град. Из иконостаса церкви Николая Чудотворца погоста Бережки. 1794 год. Кинешма.
Перенесение мощей святителя Николая из Мир Ликийских в Бар-град. Из иконостаса церкви Николая Чудотворца погоста Бережки. 1794 год. Кинешма.
Прошло семьсот с лишним лет после кончины святителя. Город Миры и вся Ликийская страна были разрушены турками. Развалины храма с гробницей святителя были в запустении и охранялись лишь несколькими монахами.

В 1087 году святитель Николай явился во сне одному апулийскому священнику города Бари (в южной Италии) и повелел перенести его мощи в этот город. В разных рукописях указываются различные причины этому. Среди них: угроза осквернения святыни со стороны иноверных захватчиков; "гнусное бесчинство", которое совершил храмовый прислужник у гроба святителя; опустошение Мир турками-сельджуками и переселение жителей на близлежащую гору; и даже миссионерство - "пастырь Христова стада, отче, инем овчам посылаешися к латинскому языку, да вся удивиши чюдесы твоими и к Христове приведеши..." [5].

Пресвитеры и знатные горожане Бари снарядили для этой цели три корабля и под видом торговцев отправились в путь. Эта предосторожность была нужна для того, чтобы усыпить бдительность венецианцев, которые, проведав о приготовлениях жителей Бари, имели намерение их опередить и привезти мощи Святителя в свой город.

Баряне, окружным путем, через Египет и Палестину, заходя в порты и ведя торговлю, как простые купцы, прибыли, наконец, в Ликийскую землю. Посланные разведчики сообщили, что никакой стражи у гробницы нет и ее охраняют только четыре старика монаха. Баряне пришли в Миры, где, не зная точного местоположения гробницы, пытались подкупить монахов, предложив им триста золотых монет, но ввиду их отказа, применили силу: связали монахов и, под угрозой пыток заставили одного малодушного указать им местонахождение гробницы.

Чудесно сохранившаяся гробница белого мрамора была вскрыта. Она оказалась наполненной до краев благоуханным миром, в котором и были погружены мощи святителя. Не имея возможности взять большую и тяжелую гробницу, баряне переложили мощи в заготовленный ковчег и отправились в обратный путь.

Путешествие длилось двадцать дней, и 9 мая 1087 года они прибыли в Бари. Великой святыне была устроена торжественная встреча при участии многочисленного духовенства и всего населения. Вначале мощи святителя были помещены в церкви святого Евстафия.

Мощи свт. Николая в Бари
Мощи свт. Николая в Бари
Множество чудес происходило от них. Через два года была закончена и освящена нижняя часть (крипт) нового храма и во имя святого Николая, сооруженного нарочито для хранения его мощей, куда они и были торжественно перенесены папой Урбаном II 1 октября 1089 года. Верхняя часть храма (базилика) была построена значительно позже – 22 июня 1197 года.

День прибытия мощей в "Бар-град" (9 мая) празднуется там весьма торжественно. К этому дню туда стекаются паломники не только из западной Европы, но и из России, где также чествуется день 9 мая. Служба святителю, совершаемая в день перенесения его мощей из Мир Ликийских в Барград – 9 мая – была составлена в 1097 году русским православным иноком Печерской обители Григорием и русским митрополитом Ефремом.

Распространенное мнение о непризнании Греческой Церковью праздника перенесения мощей свт. Николая является ошибочным. В современном греческом календаре это событие празднуется 20 мая. В печатный календарь эта память была внесена благодаря преподобному Никодиму Святогорцу (1809 г.), который обнаружил сведения об этом празднике в ряде афонских рукописей, перевел с церковнославянского языка соответствующее синаксарное сказание и сам написал службу на перенесение мощей свт. Николая. Согласно прп. Никодиму, мощи были вывезены из Мир Ликийских 1 апреля, сделали остановку на о. Закинф 10 мая, а именно 20 мая были привезены в Бари. Одной из ранних рукописей с точной датой, упоминающей 9 мая как дату перенесения мощей свт. Николая, является Типикон Криптоферратского монас­тыря 1300 г. Дата 20 мая зафиксирована в ряде византийских рукописей, самая ранняя из известных нам - майская служебная Минея 1431 г. библиотеки Ватопедского монастыря №1145 [6].

На Руси с XVI века праздновалось также Рождество Святителя - 29 июля. Праздник был упразднён в царствование Екатерины Великой и возрожден в 2004 году по благословению патриарха Алексия II.

Память святителя Николая также отмечается на церковных богослужениях еженедельно, каждый четверг, особыми песнопениями.

Молитвословия

Тропарь, глас 4

Пра́вило ве́ры и о́браз кро́тости,/ воздержа́ния учи́теля/ яви́ тя́ ста́ду твоему́,/ Я́же веще́й И́стина:/ сего́ ра́ди стяжа́л еси́ смире́нием высо́кая,/ нището́ю бога́тая,/ о́тче священнонача́льниче Нико́лае,/ моли́ Христа́ Бо́га// спасти́ся душа́м на́шим.

Кондак, глас 3

В Ми́рех, свя́те, священноде́йствитель показа́лся еси́:/ Христо́во бо, преподо́бне, Ева́нгелие испо́лнив,/ положи́л еси́ ду́шу твою́ о лю́дех твои́х/ и спа́сл еси́ непови́нныя от сме́рти:/ сего́ ра́ди освяти́лся еси́,// я́ко вели́кий таи́нник Бо́жия благода́ти.

Тропарь на рождество, глас 4

Чу́дное и сла́вное рождество́ твое́, святи́телю Нико́лае,/ Це́рковь дне́сь правосла́вных све́тло пра́зднует,/ и́бо стоя́нием ногу́ твое́ю/ яви́ тя́ Госпо́дь и провозвести́ у́бо бы́ти свети́льника и учи́теля ми́ряном,/ ве́сь ми́р обогаща́юща и просвеща́юща чудесы́,/ те́м вопие́м ти́:// моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.

Ин тропарь на рождество, глас 2

Дне́сь возсия́ на́м, я́ко со́лнце, то́ржество твое́, о́тче Нико́лае,/ и́бо в рождестве́ твое́м ди́вным стоя́нием но́г твои́х/ а́нгелы возвесели́л еси́, и челове́ки удиви́л еси́,/ проти́вныя же устраши́л еси́,/ те́мже ны́не и Христо́ва Це́рковь украша́ется я́ко неве́ста,/ и высо́ким гла́сом вопие́т ве́село:/ уясни́ся моя́ добро́та прекра́сно,/ прииди́те ве́рнии, возвесели́теся/ и подыми́те спасе́ние ва́ше и душе́вное нетле́ние,/ в беда́х ско́раго помо́щника, в ско́рбех посети́теля,/ в мо́ри обурева́емых ти́хое пристани́ще,/ а́лчущих пита́теля, слепы́х вождя́, ни́щих бога́тство,/ ста́рцев же́зл, ю́ных наказа́теля и чистоты́ учи́теля,/ и вси́ притека́ющии с ве́рою // прие́млют исцеле́ние душа́м и те́лом.

Кондак на рождество, глас 3

В Ми́рех ро́ждься, свя́те Нико́лае,/ от благоро́дна ко́рене,/ я́ко благопло́дна ве́твь, прозя́бл еси́,/ испо́лнь бо бы́в Боже́ственных даро́в,/ я́ко со́лнце заря́ми, ве́сь ми́р чудесы́ просвети́л еси́./ Сего́ ра́ди прославля́ем тя,// я́ко ученика́ и таи́нника Бо́бжия благода́ти.

Ин кондак на рождество, глас 3

Я́ко звезда́ пресве́тлая просия́л еси́, блаже́нне Нико́лае,/ посреде́ Лики́и гра́да от пра́веднику роди́лся еси́, о́тче,/ и в честне́м рождестве́ твое́м чу́дна и сла́вна тя́ показа́ Госпо́дь,/ и во святе́м младе́нстве твое́м ди́вная явле́на бы́ша о тебе́./ Тро́ицу бо пропове́дал еси́/ тре́х часо́в стоя́нием честны́х но́г твои́х на земли́ в ча́с рожде́ния твоего́,/ и от сосца́ десна́го пита́шеся, от ле́ваго же ника́коже,/ в сре́ду же и в пято́к еди́ною и то́ во вре́мя вече́рнее,/ и от того́, о́тче, позна́н бы́л еси́ воздержа́ния неле́стное пра́вило,// и я́ко и́маши бы́ти ве́лий таи́нник Бо́жия благода́ти.

Тропарь на перенесение мощей, глас 4

Приспе́ де́нь све́тлаго торжества́,/ гра́д Ба́рский ра́дуется,/ и с ни́м вселе́нная вся́ ликовству́ет/ пе́сньми и пе́ньми духо́вными:/ дне́сь бо свяще́нное торжество́/ в пренесе́ние честны́х и многоцеле́бных моще́й/ святи́теля и чудотво́рца Никола́я,/ я́коже со́лнце незаходи́мое возсия́ светоза́рными луча́ми/ и разгоня́я тьму́ искуше́ний же и бе́д от вопию́щих ве́рно:/ спаса́й на́с, я́ко предста́тель наш,// вели́кий Нико́лае.

Кондак на перенесение мощей, глас 3

Взыдо́ша, я́ко звезда́, от восто́ка до за́пада/ твоя́ мо́щи, святи́телю Нико́лае,/ мо́ре же освети́ся ше́ствием твои́м,/ и гра́д Ба́рский прие́млет тобо́ю благода́ть:/ на́с бо д'еля, яви́лся еси́, чудотво́рец изя́щный,// преди́вный и ми́лостивый.

Критическое рассмотрение жития свт. Николая

Критически обработанного жизнеописания его доселе не существует. В известном житии его, помещенном в "Четиях-Минеях" св. Димитрия Ростовского, заимствованном, с сокращениями, из сказаний Симеона Метафраста и распространенном в бесчисленном множестве пересказов, черты жизни этого святого IV в. смешиваются с деяниями другого святого Николая, епископа Пинарского (также в Ликии), жившего двумя столетиями позже — в VI в., как это доказывается сличением метафрастова жития св. Николая Мирликийского с житием Николая Пинарского, найденным и изданным в 1720 г. архиеп. Фалаконием. К этому присоединяются несомненные анахронизмы в сказании Метафраста о Николае Мирликийском; так, в нем говорится, что св. Николай, еще будучи пресвитером, посетил Иерусалим и входил в его храм, двери которого сами открылись перед ним, после чего, возвратившись в Миры, он делается исповедником при Диоклетиане и Максимиане — между тем Иерусалимский храм построен не ранее как через 30 лет после Максимиана.

Болландистам Соллерию и Яннингу было известно житие святителя Николая, составленное Константинопольским патриархом Мефодием.

Известный археолог, архимандрит Антонин (Капустин), издал в русском переводе как житие Николая Пинарского, найденное Филаконием [7], так и два жития Николая Мирликийского, найденные им самим в монастырях св. Саввы в Палестине и в Синайском [8], и из сличения их пришел к убеждению, что несомненно подлинными чертами жизни Николая Мирликийского из сказания Метафраста остаются: его рождение в Патарах, невкушение матернего молока в младенчестве в среду и пятницу, его чудесное избрание на епископство Мирликийское, его исповедничество при Диоклетиане за разорение языческих капищ, его присутствие на I Вселенском Соборе, его заступничество за трех мужей в Мирах, его явление св. Константину в Константинополе; с некоторой вероятностью к нему может быть отнесено также сказание о девицах (2-х или 3-х сестрах), спасенных от разврата. Большая часть остальных черт сказания Метафраста о Николае Мирликийском находятся в житии Николая Панарского, и с большим вероятием могут быть отнесены к биографии св. Николая VI века, а значительная часть чудес с одинаковой вероятностью может быть приписана и тому, и другому святому.

Для окончательного решения вопроса о нормальном составе биографии св. Николая Мирликийского о. Антонин (Капустин) находил необходимым дождаться издания и оценки новых списков его жития, в новых редакциях и вариантах, каких еще немало в библиотеках Востока, напр. на Афоне.

Литература

  • Schnel, "Sankt Nikolaus" (Равенсб., 1838—86)
  • Praxmarer, "Der heilige Nikolaus und seine Verehrung" (Мюнстер, 1894)
  • Бугаевский А. В. "Правда о святителе Николае. Агиографическое расследование", страница сайта Нескучный сад, 21.05.2013:

Использованные материалы



[1]  "Ἡ πάροδος τοῦ ἱεροῦ λειψάνου τοῦ Ἁγίου Νικολάου τοῦ Θαυματουργοῦ ἐκ τῆς νήσου Ζακύνθου", страница греческого сайта ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Большой месяцеслов), по кн.: Αγαθάγγελος (Χαραμαντίδης), Επ. Φαναρίου, ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Епископ Фанарийский Агафангел, "Синаксарь Православной Церкви"), Αποστολικής Διακονίας της Εκκλησίας της Ελλάδος, http://www.synaxarion.gr/gr/sid/3094/sxsaintinfo.aspx.

[2]  "Μετακομιδὴ Τιμίων Λειψάνων Ἁγίου Νικολάου τοῦ Θαυματουργοῦ", страница греческого сайта ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Большой месяцеслов), по кн.: Αγαθάγγελος (Χαραμαντίδης), Επ. Φαναρίου, ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Епископ Фанарийский Агафангел, "Синаксарь Православной Церкви"), Αποστολικής Διακονίας της Εκκλησίας της Ελλάδος, http://www.synaxarion.gr/gr/sid/3291/sxsaintinfo.aspx.

[3]  Данные по статье Нектарий (Серфес), архим., пер. Леонова Ангелина, "Монашество на Кипре", http://www.pravoslavie.ru/cgi-bin/sykon/client/display.pl?si...223

[4]  по другим данным - около 345-351 гг.

[5]  Леонид (Кавелин), архим. Посмертные чудеса святителя Николая, архиепископа Мирликийского, Чудотворца. СПб., 1888 (Памятники древней письменности и искусства. Т. 72). С. 63. Цит. по О.В. Лосева. "Известие о перенесении мощей свт. Николая Чудотворца из Мир в Бари (по греческой афонской рукописи Vatopediou 1145, 1431 г.)" - http://brv.vremennik.biz/sites/all/files/65_14_%D0%9B%D0%BE%...pdf

[6]  О.В. Лосева. "Известие о перенесении мощей свт. Николая Чудотворца из Мир в Бари (по греческой афонской рукописи Vatopediou 1145, 1431 г.)" - http://brv.vremennik.biz/sites/all/files/65_14_%D0%9B%D0%BE%...pdf

[7]  "Труды Киев. Дух. Академии", 1869

[8]  "Труды Киевск. Акад.", 1873

Редакция текста от: 14.04.2016 18:59:06

"НИКОЛАЙ МИРЛИКИЙСКИЙ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google
Наши спонсоры: дарьямиронова.рф