Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ГЛАВА

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Шлемовидная и луковичная формы глав храмов
Шлемовидная и луковичная формы глав храмов
Глава́ (а также ма́ковица) — купольное покрытие храма, крыша на стропильных фермах, устроенная над сводом увенчивающего здание барабана. На главу устанавливается купольный крест.

Форма

Эта архитектурная форма впервые встречается в индийских пагодах и мечетях, в которых имеет вид луковицы, перешедшей потом в русский стиль.

В романских и готических храмах — главы конусообразные, остроконечные, четырехгранные и многогранные.

В стилях классическом и ренессанс глава имеет форму полуэллипсоида и снабжена вверху, так называемым фонарем, т.е. маленьким барабаном, с окнами для освещения купола (напр. Казанский и Исаакиевский соборы в Санкт-Петербурге).

В византийском стиле глава имеет форму шарового сегмента, часто с отогнутыми наружу краями.

В арабской архитектуре — форма главы грушевидная, в грузинской и армянской — пирамидально-многогранная.

В России наибольшее распространение получили луковичная и шлемовидная формы глав.

Луковичная форма, характеризуется килевидным верхом и большим диаметром глав по сравнению с диаметром барабанов. Высота луковичной главы, как правило, не меньше ее ширины.

Встречаются луковичные главы с шейкой (как в Московском греческом Никольском монастыре), т.н. главки, или с сильным приплюснутием (Благовещенский и Троицкий соборы, там же).

Впервые луковичные главы встречаются в галицко-волынских миниатюрах 1164 года. В иконографии XIVXVI веков иногда встречаются другие типы покрытий, а планы Москвы рубежа XVI и XVII веков однозначно свидетельствуют о том, что в это время главы уже были исключительно луковичными. Это подтверждается и изображениями других русских городов. [1]

Е.Н.Трубецкой в работе «Три очерка о русской иконе» раскрывает символику луковичных глав:

«Византийский купол над храмом изображает собою свод небесный, покрывший землю. Напротив, готический шпиц выражает собою неудержимое стремление ввысь, подъемлющее от земли к небу каменные громады. И наконец, наша отечественная «луковица» воплощает в себе идею глубокого молитвенного горения к небесам, через которое наш земной мир становится причастным потустороннему богатству. Это завершение русского храма – как бы огненный язык, увенчанный крестом и к кресту заостряющийся... Всякие попытки объяснить луковичную форму наших церковных куполов какими-либо утилитарными целями (например, необходимостью заострять вершину храма, чтобы на ней не залеживался снег и не задерживалась влага) не объясняют в ней самого главного – религиозно-эстетического значения луковицы в нашей церковной архитектуре. Ведь существует множество других способов достигнуть того же практического результата, в том числе завершение храма острием, в готическом стиле. Почему же изо всех этих возможных способов в древнерусской религиозной архитектуре было избрано именно завершение в виде луковицы? Это объясняется, конечно, тем, что оно производило некоторое эстетическое впечатление, соответствовавшее определенному религиозному настроению. Сущность этого религиозно-эстетического переживания прекрасно передается народным выражением – «жаром горят» – в применении к церковным главам».

Шлемовидная глава - форма купольных покрытий с килевидным верхом, близкая к форме древнерусского шлема. Символизирует воинство, духовную брань, которую ведет Церковь с силами зла и тьмы.

Шлемовидные главы стали появляться в XVIIXVIII веках в достаточно большом количестве как стилизация «под старину» (т.е. как нечто среднее между луковичной главой и простейшим посводным покрытием). [2]

До XVII ст. в России строились также пирамидальные главы, но они были запрещены патриаршими грамотами.

Количество

Количеству глав принято давать символическое толкование:

Цвет

Цвет главы также важен в символике храма:

  • Золото — символ небесной славы. Золотые главы были у главных храмов и у храмов, посвященных Христу и двунадесятым праздникам.
  • Главы синие со звездами венчают храмы, посвященные Богородице, потому что звезда напоминает о рождении Христа от Девы Марии.
  • Троицкие храмы имели зеленые главы, потому что зеленый — цвет Святого Духа.
  • Храмы, посвященные святым, часто увенчаны зелеными или серебряными главами.
  • В монастырях встречаются черные главы - это цвет монашества.

Использованные материалы



[1]  Заграевский С.В. Формы глав (купольных покрытий) древнерусских храмов - http://www.rusarch.ru/zagraevsky1.htm

[2]  Там же.

[3]  "Суздаль. Ризоположенский женский монастырь", страница Народного каталога православной архитектуры Соборы.Ру, http://sobory.ru/article/?object=00926 со ссылкой на журнал Православные Храмы. Путешествие по Святым местам, вып. № 68, 2013.

Редакция текста от: 01.04.2019 13:23:57

"ГЛАВА" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google