Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

РУССКАЯ ДУХОВНАЯ МИССИЯ В ИЕРУСАЛИМЕ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Иерусалимский Троицкий собор Русского подворья
Иерусалимский Троицкий собор Русского подворья
Вознесенский собор Елеонского монастыря
Вознесенский собор Елеонского монастыря
Русская духовная миссия в Иерусалиме, два параллельных канонических образования Русской Православной Церкви в Святой Земле - в прямом ведении патриарха Московского и всея Руси и в составе Русской Православной Церкви Заграницей

Патриаршая миссия ныне в первую очередь представительство Русской Православной Церкви при патриархе Иерусалимском и государственных структурах Израиля, Палестинской Автономии и Иордании. Также центр пастырского попечения о русскоговорящих православных верующих на территории этих государств и ведущая паломническая служба Русской Церкви для организации поездок в эти земли а также в Египет.

Миссия Русской Зарубежной Церкви также окормляет паломников, поддерживает духовное и вещественное наследие Русской Церкви в Святой Земле.

Основание

Вопрос об учреждении в Иерусалиме представительства Русской Церкви возник впервые в XIX веке, в связи с трудностями, которые испытывали паломники из России. Настоятель Московского Иерусалимского подворья архимандрит Арсений писал императору Александру I в 1816 году: "В Иерусалиме никто столько не терпит бедности и нужды в пище и одежде и в самом убежище, как поклонники русские" [1]. В 1838 году камергер императорского двора А. Н. Муравьев, посетивший Палестину, чтобы изучить состояние политической и церковной жизни в Святой Земле и содействовать укреплению позиции России на Ближнем Востоке, также поднял вопрос о необходимости учреждения в Иерусалиме духовной миссии. По его мысли российскому императору надлежало стать покровителем над святыми местами, а русский архимандрит в Палестине "мог бы иметь благотворное влияние на ...единоверцев и распространять среди них свет и нужные познания [2]." В 1842 году в докладе на имя императора вице-канцлер Нессельроде отмечал необходимость духовного лица для установления контактов с местным греческим духовенством и посредничества между Иерусалимской Патриархией и Российским Синодом. Предлагалось также возложить на такого клирика контроль за расходованием собранных в России пожертвований для Православной Церкви в Святой Земле.

В июле 1842 Синод принял решение о направлении в Иерусалим, как неофициального лица, архимандрита Порфирия (Успенского). После встреч с Иерусалимским, Константинопольским и Антиохийским патриархами он прибыл в Иерусалим 20 декабря 1843 года. По ознакомлении с обстановкой в своем отчете Синоду высказался за создание духовной миссии, которая стала бы знаком "видимого единения церквей Иерусалимской, Антиохийской и Российской," осуществляла миссионерскую деятельность, помогала устройству школ и семинарий и заботилась о русских паломниках [3].

В феврале 1847 года император Николай I утвердил основание Русской духовной миссии в Иерусалиме. Во главе встал архимандрит Порфирий (Успенский), а вместе с ним в Иерусалим отправился иеромонах и будущий святитель Феофан (Говоров). Иерусалимский Патриархат выделил для размещения их Иерусалимский Архангельский монастырь - там впервые на Святой Земле стали совершаться богослужения на славянском. В 1852 году по просьбе Иерусалимского патриарха Кирилла отец Порфирий стал попечителем православных народных училищ в Палестине и высшей Патриаршей школы для греческого духовенства при Иерусалимском Крестном монастыре. Архимандрит Порфирий также ходатайствовал о переводе и издании духовных книг по-арабски [4], и об улучшении быта русских паломников. Благодаря этому при Иерусалимской Патриаршей кафедре была открыта арабская типография, а для размещения русских паломников Патриархия выделила в Иерусалиме Феодоровский и Екатерининский монастыри [5]. Много времени архимандрит Порфирий и его помощники посвящали ученым трудам, исследованию церковного быта и истории христианского Востока. Крымская война в 1853-1856 годах заставила миссию временно прекратить деятельность.

Рост и расцвет

После войны духовная миссия возобновилась. Под руководством епископа Кирилла (Наумова) миссия, главным образом, стала оказывать помощь местному арабскому духовенству и его пастве, которую подкупали западные миссионеры. На российские средства стал строиться православный храм в арабском селении Бейт-Сахур близ Вифлеема. В Сирии владыка Кирилл устраивал школы и направлял духовную литературу и церковную утварь. Благодаря его содействию в лоно Православной Церкви вернулись сирийские униаты. Не оставлялась и забота о русских паломниках - для них совершались богослужения на родном языке, требы, арендовалось жилье, была открыта небольшая больница, организовывались паломнические караваны.

В 1857-1860 годах в Иерусалиме у стен Старого города на Мейдамской площади было приобретено несколько земельных участков. Они были куплены как собственность императорского правительства усилиями начальника миссии и русских консулов, а затем и специально созданного для улучшения нужд русских паломников Палестинского комитета при Азиатском департаменте МИДа Российской Империи. Обширный участок, впоследствии известный как Русское подворье или "Москобия", стал застраиваться сооружениями для приема русских паломников. В первую очередь было начато строительство соборного храма во имя Святой Троицы, который был торжественно освящен в 1872 году. Одновременно стали возводиться и другие сооружения: здание Русской духовной миссии с храмом мученицы Александры, Елизаветенское (мужское) и Мариинское (женское) подворья для паломников, Русская больница, дом русского консула. Все эти постройки были сооружены в период 1859-1864 годах и обнесены каменной стеной. Александринский храм, освященный в 1864 году, стал первой церковью в Святой Земле построенной русскими.

В то время были учреждены ряд новых русских учреждений в Святой Земле, которым переданы многие изначальные функции духовной миссии. В 1856 году в Иерусалиме было создано агентство "Русского общества Пароходства и Торговли". В 1858 году в Иерусалиме было учреждено Российское консульство. Постройкой зданий на Русском Подворье занимался Палестинский комитет Азиатского департамента МИДа, существовавший в 1859-1864 годах. В 1864-1889 годах действовала Палестинская комиссия. В 1882 году было открыто Императорское Православное Палестинское общество, которое деятельно занялось храмоздательством. Уделом собственно духовной миссии оставалось поддержание контактов с местным духовенством, передавать Иерусалимской Церкви поступающие из России пожертвования и духовно окормлять паломников.

Почти тридцать лет начальства архимандрита Антонина (Капустина) стали золотым веком для миссии. Холодность в отношениях с Российским консульством в Иерусалиме и зачастую непонимание со стороны Синода вынудили архимандрита Антонина найти для миссии новую сферу деятельности - приобретение и обустройство земельных участков за пределами Иерусалима [6]. Несмотря на частое "безденежье" [7] удалось приобрести большое число участков, многие из которых - подлинные места, на которых разворачивались события описанные Священным Писанием. Приобретение земельных участков несло и миссионерскую функцию, препятствовало деятельности римо-католиков и протестантов, которые скупали святые места и строили на них свои учреждения. Так были приобретенны участки в Хевроне, с дубом Мамврийским (1868); на горе Елеон близ места Вознесения Господня (1868-1889); в Эйн-Кареме, в "Горней", на месте встречи Пресвятой Богородицы и праведной Елизаветы (1871); в Иерихоне (1874); в Яффе с гробницей праведной Тавифы (1886); в Бейт-Джале; в Силоаме; в Тиверии; в Анате. В связи со сложностями оформления актов о покупке, участки приобретались на имя драгомана миссии турецкого подданного Я. Е. Халеби, тот переоформлял дарственную на имя архимандрита Антонина, а начальник миссии в 1894 году завещал их Русской Церкви в лице Святейшего Синода. В 1889 году общая стоимость новоприобретенных участков составляла миллион рублей [5]. Покупка участков при его жизни зачастую воспринималась с большой холодностью, в 1872 году Синод даже распорядился отказаться от дальнейшего приобретения земель.

Тем временем шло обустройство участков. Елеон был предназначен для монастыря - тут был возведен храм Христа Спасителя и колокольня, получившая название "Русской свечи". В Горней (Эйн-Кареме) была образована женская община в которой в 1883 году был освящен Казанский храм. В Яффе был устроен апельсиновый сад, возведен дом для паломников, а в 1894 году освящен храм апостола Петра. В Иерихоне построено подворье для паломников, путешествовавших на Иордан.

Как и прежде, миссия совершала богослужения и требы для паломников, иногда монашеские постриги, в паломнический период - чтения и беседы с народом, сопровождение паломников. Продолжались и усилия для просвещения местного населения - так, на средства императрицы Марии Александровны, архимандрит Антонин по собственной инициативе устроил школу для девочек в арабском селении Бейт-Джала близ Вифлеема. За счет отдыха архимандрит Антонин находил время для серьёзных научных занятий церковной археологией и византинистикой. Он также создал в Иерусалиме миссийский археологический музей.

Деятельность миссии продолжала ширится в заданном русле при преемниках отца Антонина, на рубеже XIX-XX веков. Приобретены новые участки - в Хайфе на горе Кармил (1908); на побережье Галилейского моря с источником святой Марии Магдалины (1908; в Кане Галилейской; в Назарете; в других местах Святой Земли. В 1907 году в Хевроне было начато строительство храма святых праотцев, в 1910 году пошло возведение собора Горненского монастыря, а в 1913 году на горе Кармил была освящена церковь святого пророка Илии. Как прежде велись археологические исследования.

В 1914 году Первая мировая война прервала деятельность миссии, вынудив начальника и сотрудников переехать в Александрию. Храмы оказались закрыты, помещения заняты турецкими солдатами, оставшиеся в Святом Граде изгнанные сестры и паломники подверглись притеснениям. Лишь в конце мировой войны, в годы гражданской войны в России, миссия смогла начать восстанавливать разоренную жизнь.

Межвоенные годы

В 1919 году, по занятии Палестины Великобританией, русские монахи вернулись в Иерусалим. Связь с Россией оказалась прервана, и с 1920 года миссия вошла в ведение Временного Высшего Церковного Управления Заграницей. Миссия оказалась лишена защиты какого-либо государства, исчезло большинство прежних источников материальной помощи. С установлением власти Британского мандата бо́льшая часть опустевшего Русского подворья была занята гражданскими учреждениями - там разместились полицейский участок, тюрьма, американское отделение красного креста, а затем верховный суд. Многие миссийские постройки оказались повреждены и запущены.

Большую помощь в поддержании миссии оказал архиепископ Кишинёвский Анастасий (Грибановский), направленный в Святую Землю зарубежным русским священноначалием в 1921 году и с 1924 года около десяти лет служивший наблюдающим за делами миссии. В первую очередь было получено признание прав миссии со стороны британских властей, восстановлена правильная монашеская жизнь. Владыка привел в порядок имущественные дела Русской Духовной Миссии путем сдачи в аренду некоторых участков и возведения нескольких построек с помощью займов. Была открыта Гефсиманская обитель, основана Вифанская школа, приобретен участок у реки Иордана. Период новых потрясений и переустройтсв в жизни последовал за Второй мировой войной.

Разделение миссии

В 1945 году Святую Землю посетил патриарх Московский Алексий I, ребром встал вопрос о каноническом подчинении миссии. Арабо-израильская война 1947-1949 годов привело к образованию государства Израиль, которое в 1948 году передало Московском Патриархату те храмы и монастыри миссии, которые оказались на его территории. Миссийская собственность, оказавшаяся на территории Иордании, осталась в ведении Зарубежной Церкви.

Патриаршей миссии пришлось пережить немалые трудности в связи с продажей советским правительством большей части Русского подворья государству Израиль. Однако, богослужебная жизнь поддерживалась. В 1962 году на берегу Галилейского озера был построен храм в честь святой Марии Магдалины. В 1987 году в Горненском монастыре было завершено строительство пещерного храма в честь Иоанна Предтечи.

Миссия Зарубежной Церкви с конца 1940-х годов сумела обратить внимание русской эмиграции к своему бедственному положению и привлечь приток пожертвований. Управление миссии было обустроено вначале в Гефсиманской, а потом в Елеонской обители. Был приобретен участок в вади Фаран где в древности располагалась Лавра святого Харитона. При архимандрите Антонии (Граббе) управление было перенесено на русские раскопки близ Храма Святого Гроба, но потом снова переместилось в Елеонский монастырь.

Путь к возрождению и воссоединению

Распад СССР положило начало активному возрождению палестинского паломничества среди православных бывшего союза - символическим началом стало паломничество патриарха Алексия II в Святую Землю в апреле 1991 года. Благодаря пожертвованиям в патриаршей миссии начали проводиться масштабные реставрационные работы, возобновилась просветительская и издательская деятельность. В 1997 году на юбилейные торжества по случаю 150-летия миссии патриарх Алексий вновь прибыл в Иерусалим, а правительство Палестинской Автономии передало миссии монастырь в Хевроне. В 2000 году патриарх Алексий снова был в Святой Земле на празднование 2000-летия Рождества Христова - к этому торжеству на выкупленном русском участке в Вифлееме миссией был построен крупный гостиничный паломнический комплекс, Палестинские власти вернули миссии подворье в Иерихоне. В 2004 году было возобновлено строительство собора Горненского монастыря. В начале 2007 года Иордания передала России участок у места Крещения Господня на реке Иордан для устройства паломнического подворья.

Политическое давление в 1990-х годах привело к тому, что оба владения переданных патриаршей миссии - Хевронский монастырь и Иерихонское подворье - были перед этим изъяты у Зарубежной Церкви с применением насилия. Благодаря восстановлению канонического общения между Отечественной и Зарубежной частей Русской Православной Церкви в 2007 году, началось сближение между отчужденными русскими духовными миссиями. В июне 2007 года состоялось первое совместное богослужение представителей обеих частей Русской Церкви на Святой Земле. К началу 2010-х годов управление Иерихонским подворьем осуществлялось обеими миссиями совместно.

Статистика

  • 1 января 1965 - у зарубежной миссии 18 участков, 1 из которых приносил доход; 16 монашествующих в Миссии (начальник, и.д. помощника, эконом, 2 архимандрита, 2 иеромонаха, 2 иеродиакона, схимонах, монах, 2 рясофорных инока, 3 послушника); 104 монашествующих в Елеонском монастыре (53 монахини, 36 инокинь, 15 послушниц); иные монашествующие в Вифанской общине, при Мамврийском дубе, в Фаранской лавре [8]
  • 2000-е - у патриаршей миссии 9 действующих храмов, 7 священников, 1 диакон [9]

Начальники

Патриаршая миссия в Израиле

Зарубежная миссия

Состав

Монастыри

Храмы в Иерусалиме

Подворья

Прочие учреждения

  • Тивериадский дом паломника (МП)

Использованные материалы



[1]  Н. Каптерев. Сношения Иерусалимских патриархов с русским правительством в текущем столетии (1815-1844). Православный Палестинский Сборник, т. 15, вып. 1 (продолжение). СПб. 1898. С. 657. (Цит. по: Архим. Никодим (Ротов). История Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. Серпуховский Высоцкий мужской монастырь, 1997. С. 55).

[2]  П. В. Безобразов. Император Александр I и Патриарх Поликарп. Сообщения Императорского Православного Палестинского Общества, т. 22, вып. 1. СПб, 1911. С. 21. (Цит. по: Архим. Никодим (Ротов). История Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. С. 72).

[3]  Архим. Никодим (Ротов). История Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. С. 85.

[4]  В. Н. Хитрово. Русская Духовная Миссия в Иерусалиме//Богословские труды. Сб. 36. М., Изд. Моск. Патр., 2001.С. 35.

[5]  Игум. Марк (Головков). Русская Духовная Миссия в Иерусалиме//Богословские труды. Сб. 35. М., Изд. Моск. Патр., 1999. С. 32.

[6]  Архим. Никодим (Ротов). История Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. С. 242-243.

[7]  Н. Н. Лисовой. «Жаль мне до смерти всего прошедшего…» (Из дневника архимандрита Антонина)//Богословские труды. Сб. 36. М., Изд. Моск. Патр., 2001. С. 214.

[8]  Соллогуб, А. А., гр., ред., Русская Православная Церковь Заграницей. 1918-1968, Нью-Йорк: Русская Духовная Миссия в Иерусалиме, 1968, т. I, 422-426.

[9]  http://www.patriarchia.ru/db/text/66019.html

Редакция текста от: 12.10.2023 19:28:11

"РУССКАЯ ДУХОВНАЯ МИССИЯ В ИЕРУСАЛИМЕ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google