Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ЛЕОНИД (КАВЕЛИН)

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Архим. Леонид (Кавелин)
Архим. Леонид (Кавелин)
Леонид (Кавелин) (1822-1891), архимандрит. Духовный писатель, историк, археограф, переводчик, автор стихов и про­зы

В миру Лев Александрович Кавелин, родился в 1822 году в Калужской губернии. Отец — штабс-ротмистр, затем асессор Тульского губернского правления, мать — урожд. Нахимова, двоюродная сестра адмирала П. С. Нахимова. Двоюродный брат философа К.Д. Кавелина.

Учился в Московском кадетском корпусе, затем 12 лет прослужил в лейб-гвардейском полку.

В 1852 году стал послушником Оптиной пу­стыни. Был ду­ховным чадом преп. Макария Оптинского.

7 сентября 1857 года принял монашеский постриг, 20 октября того же года рукоположен в иеродиакона и 29-го — в иеромонаха. А в ноябре того же года был назначен в Русскую духовную миссию в Иерусалиме, где прослужил два года.

С 1863 г. - начальник Российской духовной миссии в Иерусали­ме с возведением в сан архимандрита.

В том же 1863 году он был избран членом-корреспондентом Императорской археографи­ческой комиссии.

С 1865 года - настоятель русской Константинопольской посольской церкви.

В 1867 г. избран действительным членом Императорского Московского общества истории и древностей российских.

С 1869 г. - наместник Воскресенского Ново-Иеру­салимского монастыря.

С 1877 г. - наместник Троице-Сергиевой Лавры. При нем в обители были проведены обширные реставрационные работы: приведена в порядок ризница, был поновлен Успенский собор, по­золочены иконостасы в нескольких церквах.

В 1881 г. стал членом-корреспондентом Императорской Академии наук.

Скончался 22 октября 1891 г. Погребен со стороны алтаря лаврской Духовской церкви.

По свидетельству графа С. Д. Шереметьева, председателя общества любителей древней письменности, близко знавшего отца Леонида, это был

«человек глубоких убеждений... он высоко держал знамя монашества... С виду несколько согбенный и уже далеко не крепкий телом, он производил впечатление уже тем, что непохож был на других. Он мало обращал внимания на себя, не принадлежал к числу выхоленных архимандритов... но в голубых выразительных глазах искрился светлый ум и в изгибах рта чувствовалась ироническая складка. Он был горяч и вспыльчив, непреклонен и непримирим с житейской пошлостью. Сила воли чувствовалась во всех его проявлениях, воли крепкой, привычной к военному дисциплинарному строю. Духом он горел Господеви, работал неустанно и личным своим примером служил образцом непомерного трудолюбия».

Труды

В литературе дебютировал в 1839 г. стихотворением по поводу бородинских маневров, напечатанным в "Журнале для чтения воспитанников военно-учебных заведений" (книга 9). По выходе из корпуса он сошелся со Степаном Бурачком, издателем "Маяка", и принял участие в редактировании этого журнала, печатая в нем и в "Иллюстрации" повести и стихи.

Живя в Оптиной пустыни, он составил: "Каталог старопечатных и редких книг библиотеки Козельской Оптиной пустыни", "Обозрение Козельского Оптина монастыря бывших в нем до начала XVIII века храмов", "Обозрение рукописей и старопечатных книг в книгохранилищах монастырей, городских и сельских церквей Калужской губернии". Аналогичные работы он исполнил и в других местах своего служения. Полного списка статей, заметок, изданий Леонида нет в печати; наиболее подробный перечень их принадлежит И. Корсунскому, статья которого: "Наместник Сергиевой Лавры архимандрит Леонид", равно как и "Воспоминание об отце архимандрите Леониде", Н. Субботина , напечатаны в приложении к "Исторической записке о деятельности московского археологического общества за первые 25 лет существования" (М., 1890 и 1893).

Незадолго до смерти Леонид вел с И.И. Малышевским полемику по вопросу о происхождении княгини Ольги и закончил обширную работу: "Систематическое описание славяно-российских рукописей собрания графа А.С. Уварова" (М., 1893 - 1894).

Публикации

  • Критический обзор сведений о Свято-Троицкой Сергиевой лавре. М., 1876;
  • Историческое описание Козельской Введенской Оптиной Пустыни. Ч. 1-2; Изд. 4-е. М., 1885;
  • Абхазия и в ней Ново-Афонский Симоно-Кананитских монастырь : С планом Абхазского прморского берега, с 21-м рисунком памятников христианства в Абхазии и с планом Ново-Афонского монастыря: в пользу строящейся обители. Москва : тип. В. Ф. Рихтер, 1885:
  • Святая Русь, или Сведения о всех святых и подвижниках благочестия на Руси (до XVIII в.). СПб., 1891.

Литература

  • Священномученик архимандрит Кронид (Любимов) наместник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 2001
  • Шереметев С. Д. Архимандрит Лео­нид (Кавелин). М., 1901. С. 4-7.
  • Свящ. Анатолий Просвирнин. Библиография трудов архимандрита Леонида (Кавелина), Богословские Труды. Выпуск № 9 (1972) стр.226-240
  • А. А. Дмитриевский Очерк о жизни и деятельности архимандрита Леонида (Кавелина), третьего начальника Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, и его научные труды по изучению православного Востока. Подготовка текста: архимандрит Иннокентий (Просвирнин; ум. 1994), игумен Сергий (Данков). Предисловие H. H. Лисового , Богословские Труды. Выпуск № 36 (2001) стр.57-175

Использованные материалы

Редакция текста от: 04.06.2020 23:19:18

"ЛЕОНИД (КАВЕЛИН)" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google