Харин, Илья Николаевич модератор православный, ЯПЦ Сообщений: 1629 Дата регистрации: 09.06.2006 |
"Пять мучеников в Тире Финикийском (ок. 303-305)"
02.03.2017 12:17:27 |
|
Этой памяти нет в офиц. календаре (http://calendar.rop.ru/?idd=108). Буду теперь такие памяти просто удалять, чтобы оперативно снять с Вас, о. Александр, проблемы с лимитом. Вас же прошу теперь заняться такого рода "хвостами" в апрельских статьях. Буду помечать такого рода правки объяснением "ХВОСТ" |
||
Ответить | ||
д. Александр Васильев только чтение православный, УПЦ МП Сообщений: 3939 Дата регистрации: 08.11.2014 |
Re: "Пять мучеников в Тире Финикийском (ок. 303-305)"
02.03.2017 12:45:42 в ответ на ""Пять мучеников в Тире Финикийском (ок. 303-305)"" (Харин, Илья Николаевич) |
|
> Этой памяти нет в офиц. календаре (http://calendar.rop.ru/?idd=108). Буду теперь такие памяти просто удалять, чтобы оперативно снять с Вас, о. Александр, проблемы с лимитом. Вас же прошу теперь заняться такого рода "хвостами" в апрельских статьях. Буду помечать такого рода правки объяснением "ХВОСТ"
Илья Николаевич, простите, это не разговор. Так тоже нельзя. У нас есть памяти - как эта, - которые пришли из других источников. Посмотрите сюда: https://drevo-info.ru/articles/diff/131097.html Прошу вернуть память на место. Что теперь будем делать? Поставим себе задачу: "ни одной памяти в календарной статье, кроме официальных РПЦ, без сноски"? А куда девать множество памятей русских святых, которых нет в РПЦ, но чьи памяти засвидетельствованы, скажем, в книге монахини Таисии? Нет, если считаете нужным, давайте после этой памяти вставим: > Избранные жития святых на русском языке, изложенные по руководству четьих-миней архиепископа Филарета Черниговского, В 2-х тт. - М.: Сибирская благозвонница, 2011. - Т. 1. - С. 459-460
И будет и дальше поступать так же. Но мне кажется, что "окончательное решение вопроса" с "некондиционными" памятями может довести до абсурда. |
||
Ответить | ||
Харин, Илья Николаевич модератор православный, ЯПЦ Сообщений: 1629 Дата регистрации: 09.06.2006 |
Re: "Пять мучеников в Тире Финикийском (ок. 303-305)"
02.03.2017 13:45:37 в ответ на "Re: "Пять мучеников в Тире Финикийском (ок. 303-305)"" (д. Александр Васильев) |
|
> У меня скорее - принцип ради принципа [...] я ни на секунду не забываю о том, что при всех вариантах существует ОФИЦИАЛЬНЫЙ, благословлённый Русской Церковью календарь, и есть святые, в него не внесённые, которым при желании (и наличии текстов) и службы служить можно [...] Календарь "Древа" - один из тех уже реально существующих "расширенных" календарей, которые основываются на известных и внятных предпосылках этого самого расширения. [...] Один из принципов "Древа" до сих пор была ориентация на официальный календарь как на основу, все дополнения к которой остаются только дополнениями, отграниченными от самой основы. (cм. https://drevo-info.ru/forum/topic/11260.html)
Итак, "отграниченными". Согласились. Но оказалось что > Так тоже нельзя. У нас есть памяти - как эта, - которые пришли из других источников. [...] Поставим себе задачу: "ни одной памяти в календарной статье, кроме официальных РПЦ, без сноски"?
Во всяком случае я именно так понял "один из принципов" о том что "все дополнения [...] остаются только дополнениями". А как же "отграничивать" "дополнения" кроме как сноской? |
||
Ответить | ||
д. Александр Васильев только чтение православный, УПЦ МП Сообщений: 3939 Дата регистрации: 08.11.2014 |
Re: "Пять мучеников в Тире Финикийском (ок. 303-305)"
02.03.2017 14:22:59 в ответ на "Re: "Пять мучеников в Тире Финикийском (ок. 303-305)"" (Харин, Илья Николаевич) |
|
Я не стану участвовать в дальнейшем обсуждении. В данный момент я уверен, что не нужно было вообще устраивать эту суету, начатую Вашим комментарием: > Св. Валентина нет в офиц. месяцеслове Русской Церкви. Найдётся сонм почитания - включим.
и удалением памяти из календарной статьи. Я поддался на вроде бы праведное стремление к упорядочению, но, как и остальные, не подумал, что кроме взятых их НКС и Миней, непомеченными остаются не только официальные памяти, но взятые из многих других источников, в том числе памяти русских святых. Если все такие памяти размечать в календарных статьях ссылками - это неподъёмный объём работы. Полагаю, что несмотря на потраченное всеми время на обсуждение формы сноски и т. п., нужно вернуться к точке до "св. Валентина". Все ссылки на источники памятей должны быть прежде всего в персональных статьях, если они есть. Если же их нет - то при внесении памяти в календарную статью, как это и было до недавнего времени, основание для такого внесения (ссылка на источник) оставлялась в комментарии - либо в спец. поле, когда позволял объём, либо в тексте статьи - тогда он при утверждении удалялся из текста модератором, но оставался в истории правок. И, в конце концов, нужно просто смириться с тем, что до бесконечности усложнять структуру календарных статей нельзя. Считаю это единственно возможным выходом из сложившегося тупика. Дальнейшее пускай решают модераторы между собой. |
||
Ответить | ||
Харин, Илья Николаевич модератор православный, ЯПЦ Сообщений: 1629 Дата регистрации: 09.06.2006 |
Re: "Пять мучеников в Тире Финикийском (ок. 303-305)"
02.03.2017 15:16:50 в ответ на "Re: "Пять мучеников в Тире Финикийском (ок. 303-305)"" (д. Александр Васильев) |
|
> не подумал, что кроме взятых их НКС и Миней, непомеченными остаются не только официальные памяти, но взятые из многих других источников, в том числе памяти русских святых. Если все такие памяти размечать в календарных статьях ссылками - это неподъёмный объём работы. Полагаю, что несмотря на потраченное всеми время на обсуждение формы сноски и т. п., нужно вернуться к точке до "св. Валентина". [...] Дальнейшее пускай решают модераторы между собой.
Ясно. Согласен с общим ходом мысли. Со своей стороны возвращаюсь к позиции высказанной мной здесь - https://drevo-info.ru/forum/11282.html. Т.е., всё как "до св. Валентина", ПЛЮС отказ от приписочек в скобках для тех святых, чьи памяти есть в НКС и/или Минеях. Т.е. приписочки пусть будут в персональных статьях, где мы стараемся максимально подробно описать детали почитания, но в календаре пусть такие памяти стоят наравне с базовыми, без помет. Вообще, вся эта дискуссия натолкнула меня на мысль что есть, по-видимому, два уровня "официальности" церковного календаря. Один - поуже - для богослужебных целей, другой - пошире - для назидательного чтения, каковым можно считать и "Минеи", и таких корифеев как свт. Димитрий и свт. Филарет. Думается, "Древу" лучше ориентироваться на второй - "минейный" - уровень официальности. |
||
Ответить | ||
Олексій Тре пользователь УПЦ МП Сообщений: 2255 Дата регистрации: 03.04.2013 |
Re: "Пять мучеников в Тире Финикийском (ок. 303-305)"
02.03.2017 16:04:06 в ответ на "Re: "Пять мучеников в Тире Финикийском (ок. 303-305)"" (Харин, Илья Николаевич) |
|
> Вообще, вся эта дискуссия ...
См. так же обсуждения к статьям 14 апреля - http://drevo-info.ru/forum/topic/11260.html (начало) и 6 апреля - http://drevo-info.ru/forum/topic/11358.html (дополнение) > Думается, "Древу" лучше ориентироваться на второй - "минейный" - уровень официальности.
Огласите весь список, пожалуйста (™). Нет, не так. Как вариант, нужна узаконенная статья-инструкция на "Древе" (может быть в разделе Календарь или http://drevo-info.ru/calendar.html), где должно быть оговорено, какие "минейные" источники, кроме текущего официального календаря РПЦ будут безоговорочно "засчитаны" модераторами, а какие нет и почему требуют дополнительного "лоббирования". Ссылка на эту статью-инструкцию можно как напоминание пристегнуть к каждому дню календаря ... Плюс нужен мораторий на удаление уже засчитанной памяти святому в календаре. |
||
Ответить | ||
д. Александр Васильев только чтение православный, УПЦ МП Сообщений: 3939 Дата регистрации: 08.11.2014 |
Re: "Пять мучеников в Тире Финикийском (ок. 303-305)"
02.03.2017 16:26:42 в ответ на "Re: "Пять мучеников в Тире Финикийском (ок. 303-305)"" (Харин, Илья Николаевич) |
|
> Согласен с общим ходом мысли. Со своей стороны возвращаюсь к позиции высказанной мной здесь - https://drevo-info.ru/forum/11282.html. Т.е., всё как "до св. Валентина", ПЛЮС отказ от приписочек в скобках для тех святых, чьи памяти есть в НКС и/или Минеях.
Не согласен. Не единичны случаи, когда в ЕКС и/или Минее память по сравнению с источником (греч. и др.) сдвинута. Пример - только что правленные мною 13 и 14 апреля: у греков память святого 13-го, НКС-Минея произвольно переносят её на 14-е. Считаю, что если у памяти НКС-Минеи удаётся установить источник, он должен быть указан. > Вообще, вся эта дискуссия натолкнула меня на мысль что есть, по-видимому, два уровня "официальности" церковного календаря. Один - поуже - для богослужебных целей, другой - пошире - для назидательного чтения, каковым можно считать и "Минеи", и таких корифеев как свт. Димитрий и свт. Филарет. Думается, "Древу" лучше ориентироваться на второй - "минейный" - уровень официальности.
Посмотрите в официальный календарь РПЦЗ (хотя бы здесь: http://sobor.de/index.php?option=com_content&view=article&id...=ru; в печатном мюнхенском календаре - ровно то же самое), где бюрократизм, кажется, не столь силен, как в МП. У них масса греческих памятей, "вычищенных" какими-то умниками из русского календаря - когда, интересно? Те же памяти благополучно присутствуют в календаре старообрядцев, лишний раз свидетельствуя о том, что наш официальный календарь странно избирателен. Но самое интересное, что наличие или отсутствие греческой памяти у РПЦЗ и/или старообрядцев и наличие таковых же в НКС-Минеях - никак не связаны: одни пересекаются (есть и там, и там), другие нет (есть или там, или там). В этих условиях всерьёз говорить об "официальности" календаря РПЦ можно лишь держа фигу в кармане. На самом деле все прекрасно понимают, что если бы он был совершенен, то не было бы необходимости в созданиях каких-то альтернативных календарей, в том числе "Древа". Ещё одно. Если кто-либо был признан святым Церковью (Единой Святой Соборной и Апостольской - то есть неразделённой Церковью до Великой схизмы или Православной Церковью в лице любой из поместных Церквей после неё), то признание этого лица святым является обязательным для членов Церкви. Я излагаю здесь не моё или чьё-то личное мнение, а, прошу прощения, Церковную доктрину. Местночтимый святой - всё равно святой, с той разницей, что службу ему служат, по выражению Типикона, там, "идеже храм его или идеже лежат мощи его". Но при желании этому святому можно молиться - официально за общественным богослужением - в любом православном храме по всей земле. Местночтимому святому пишутся иконы, они освящаются - и, будучи привезены в местность, где об этом святом слышат впервые, благоговейно лобызаются и им совершается поклонение. В этом смысле мне решительно всё равно, в какой там поместной Церкви есть та или иная память. Христова Церковь - одна, и в ней одни и те же законы и каноны. Если бы это было не так, любые "альтернативные" расширенные календари нужно было бы запретить. Не нужно "Древу" ориентироваться на какой-то там "уровень официальности"! Нужно создавать свой календарь. Условия, конечно, диктует хозяин сайта. Любой другой человек либо обязан их принимать, либо устраниться. До сих пор лично меня условия если и не устраивали, то были вполне внятными и терпимыми. Что дальше? Подожду консенсуса модераторов. В конце концов, у меня есть своя работа и свои задачи. |
||
Ответить | ||
д. Александр Васильев только чтение православный, УПЦ МП Сообщений: 3939 Дата регистрации: 08.11.2014 |
Re: "Пять мучеников в Тире Финикийском (ок. 303-305)"
02.03.2017 16:28:56 в ответ на "Re: "Пять мучеников в Тире Финикийском (ок. 303-305)"" (Олексій Тре) |
|
> Плюс нужен мораторий на удаление уже засчитанной памяти святому в календаре.
Не стОит перебарщивать. В статьях "Древа" до сих пор есть памяти, попавшие туда из "Вечерней песни", а откуда они там взялись, зачастую вообще никому не известно. И такие памяти удалялись, и мною в том числе. |
||
Ответить | ||
Александр Иванов администратор православный Сообщений: 4796 Дата регистрации: 17.01.2005 |
Re: "Пять мучеников в Тире Финикийском (ок. 303-305)"
04.03.2017 12:03:39 в ответ на "Re: "Пять мучеников в Тире Финикийском (ок. 303-305)"" (Харин, Илья Николаевич) |
|
Илья, поскольку о. Александр самоустранился, а других участников, заинтересованных в выработке конкретного календарно-пометочного решения, вроде бы нет, нужно нам с Вами принять какое-то определенное решение. Не могли бы Вы резюмировать варианты и указать Ваши предпочтения, а то я уже потерял нить. |
||
Ответить | ||
Харин, Илья Николаевич модератор православный, ЯПЦ Сообщений: 1629 Дата регистрации: 09.06.2006 |
Re: "Пять мучеников в Тире Финикийском (ок. 303-305)"
05.03.2017 10:34:54 в ответ на "Re: "Пять мучеников в Тире Финикийском (ок. 303-305)"" (Александр Иванов) |
|
> о. Александр самоустранился
Он это сделал 02.03.2017 в 14:22:59 (https://drevo-info.ru/forum/11362.html). А спустя два часа, 02.03.2017 16:26:42 (https://drevo-info.ru/forum/11365.html) - снова присоединился к обсуждению. Также высказался Олексiй. Так что, разговор остаётся, как минимум, четырёхсторонним. > Не могли бы Вы резюмировать варианты и указать Ваши предпочтения, а то я уже потерял нить.
Постараюсь. Если ошибусь надеюсь меня поправят другие участники. Текущие позиции, тезисно, кажутся такими: 1) о. Александр - всё как было да разговора "о св. Валентине" (согласно https://drevo-info.ru/forum/11362.html). Причём, если память в наших НКС-Минее "по сравнению с источником (греч. и др.) сдвинута", то следует указывать память как она отмечается в другой - предположительно более верной традиции - поместной Церкви (согласно https://drevo-info.ru/forum/11365.html). Допустимо удаление из календаря памятей, чьё происхождение (перед "Вечерней песней") "вообще никому не известно" (согласно https://drevo-info.ru/forum/11366.html). 2) Олексiй - нужна статья-инструкция на "Древе" "где должно быть оговорено, какие [...] источники [...] будут безоговорочно "засчитаны" модераторами, а какие нет и почему требуют дополнительного "лоббирования". [...] Плюс нужен мораторий на удаление уже засчитанной памяти святому в календаре” (согласно https://drevo-info.ru/forum/11364.html). 3) Илья - всё как было до разговора "о св. Валентине", за одним исключением - вносить в календарь святых, значащихся в наших НКС-Минеях, без дополнительных пометок (аргументация - https://drevo-info.ru/forum/11282.html). Мои предпочтения касательно других пожеланий о. Александа и Олексiя:
|
||
Ответить | ||
Олексій Тре пользователь УПЦ МП Сообщений: 2255 Дата регистрации: 03.04.2013 |
Re: "Пять мучеников в Тире Финикийском (ок. 303-305)"
05.03.2017 14:02:26 в ответ на "Re: "Пять мучеников в Тире Финикийском (ок. 303-305)"" (Харин, Илья Николаевич) |
|
> *тражать в календаре практику нашей поместной Церкви по НКС-Минее, даже если у греков память приходиться на другой день. Детали вписывать только в персональную статью.
Чего не понимаю, так это настойчивое желание модераторов не указывать в календаре греческие памяти святых перешедших к нам из греч. мира? > Список авторитетных материалов создать можно, но "безоговорочными" они не будут. Всегда возможны исключительные случаи типа Шенуты-Сеннуфия Атрипского Знаменосца, который хотя и упомянут в некоторых авторитетных православных месяцесловах, по другим данным являлся убеждённым антихалкидонитом. Пока не будет установлено обратное, включение его имени в календарь невозможно
ФФФ. Давайте умствования 20-го века обходить стороной. В том числе о подвижниках времен христологических споров, поминаемых Церковью в лике святых. А то, без Церковного Собора, рискуем кроме св. Сенуфия [1], приписанного умниками к "монофизитам", др. святых, например, таких как св. Исаак Сирин, самочинно записать в несториане [2]. [1] Перенесение честных мощей святых мучеников Кира и Иоанна, http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/546 [2] Блог Дунаева, http://danuvius.livejournal.com/595470.html vs Блог Максимова, http://yurij-maximov.livejournal.com/344413.html |
||
Ответить | ||
д. Александр Васильев только чтение православный, УПЦ МП Сообщений: 3939 Дата регистрации: 08.11.2014 |
Re: "Пять мучеников в Тире Финикийском (ок. 303-305)"
05.03.2017 15:07:04 в ответ на "Re: "Пять мучеников в Тире Финикийском (ок. 303-305)"" (Харин, Илья Николаевич) |
|
> > о. Александр самоустранился
> Он это сделал 02.03.2017 в 14:22:59 (https://drevo-info.ru/forum/11362.html). А спустя два часа, 02.03.2017 16:26:42 (https://drevo-info.ru/forum/11365.html) - снова присоединился к обсуждению. Также высказался Олексiй. Так что, разговор остаётся, как минимум, четырёхсторонним.
Я действительно устранился от дискуссии. Потому что произошедшее "ДТП" для меня совершенно очевидно означает тупик. Если и выныриваю из своего омута - то лишь затем, чтобы обратить внимание почтеннейшей публики на уже высказанную мною позицию - в тех случаях, когда, как мерещится моему больному воображению, её не поняли. Ещё раз повторю: считаю единственно возможным выходом для календарных статей: 1) отказ от помет для памятей, взятых из НКС и Миней, а также Филарета Черниговского, Димитрия Ростовского, Сергия Спасского, Макария Симонопетрского, И. Поповича, Н. Велимировича и других источников, но чей "сонм почитания" не определён; 2) если такие памяти установлены как греческие, румынские, антиохийские и любые другие, пометы ставить; 3) памяти из пункта 2, которые в НКС, Минеях и прочих источниках произвольно перенесён на другой день, давать по первоисточнику, поскольку эти переносы не являются официальным решением ни одной из Церквей. Вот на этом я, если хотите, упёрся. |
||
Ответить | ||
Александр Иванов администратор православный Сообщений: 4796 Дата регистрации: 17.01.2005 |
Re: "Пять мучеников в Тире Финикийском (ок. 303-305)"
05.03.2017 16:42:11 в ответ на "Re: "Пять мучеников в Тире Финикийском (ок. 303-305)"" (Харин, Илья Николаевич) |
|
> Мои предпочтения касательно других пожеланий о. Александа и Олексiя:
> ** Отражать в календаре практику нашей поместной Церкви по НКС-Минее, даже если у греков память приходиться на другой день. Детали вписывать только в персональную статью.
С одной стороны, мы же не дублируем в календаре памяти святых, отмечаемые греками в дни, отличные от нашего церковного календаря. Нет смысла и в обратном - не стоит дублировать греческую память, по неизвестной причине перенесенную на другой день в НКС-Минее. Это же не решение Собора или Синода, это решение рабочей издательской группы. Может быть, ошибочное решение. Впрочем, Ваши аргументы (https://drevo-info.ru/forum/11282.html) тоже существенны, наличие памяти в НКС-Минее - это вполне официально, богослужебное употребление. Не знаю, как лучше. Крайне важно побыстрее создать биографические статьи, где описать все нюансы. А в календаре - оба решения не выглядят неправильными :). > ** Удалять памяти непонятного происхождения из "Вечерней песни" - можно.
Согласен, мы так и поступаем. > ** Список авторитетных материалов создать можно, но "безоговорочными" они не будут. Всегда возможны исключительные случаи
Совершенно согласен. Взять хотя бы недавний случай с Елевферием Византийским, вроде и есть его память в материалах, признанных нами за авторитетные, но дополнительная информация не дает возможности оставить эту память в календаре. Иными словами, критический подход необходим при работе с любыми источниками. |
||
Ответить | ||
Александр Иванов администратор православный Сообщений: 4796 Дата регистрации: 17.01.2005 |
Re: "Пять мучеников в Тире Финикийском (ок. 303-305)"
05.03.2017 16:44:10 в ответ на "Re: "Пять мучеников в Тире Финикийском (ок. 303-305)"" (д. Александр Васильев) |
|
> Сергия Спасского,
С оговорками. Иногда он оставляет сведения об источниках памяти, тут смотреть надо. > Макария Симонопетрского,
Разве не "Греч."? > И. Поповича, Н. Велимировича
Разве не "Серб."? |
||
Ответить | ||
д. Александр Васильев только чтение православный, УПЦ МП Сообщений: 3939 Дата регистрации: 08.11.2014 |
Re: "Пять мучеников в Тире Финикийском (ок. 303-305)"
05.03.2017 17:18:40 в ответ на "Re: "Пять мучеников в Тире Финикийском (ок. 303-305)"" (Александр Иванов) |
|
> > Сергия Спасского,
> С оговорками. Иногда он оставляет сведения об источниках памяти, тут смотреть надо.
Ну, естественно. Тем более, что Спасский был одним из основных источников для НКС/Миней, и если из него что-то уже было группой иг. Андроника отвергнуто, то я в подавляющем большинстве случаев не собираюсь оспаривать их решения. Спасский - только изредка, да и то вместе с чем-то ещё. > > Макария Симонопетрского,
> Разве не "Греч."?
Если быть до конца честными, то - не всегда. В подавляющем большинстве случае в русском издании возле памятей, которых нет в календаре РПЦ, указано: "Эта память содержится в греческих месяцесловах. В месяцеслов РПЦ она не включена". НО: иногда вместо "греческих" сказано: "византийских", иногда - "сирийских", иногда - "иерусалимском грузинском канонарии" и т. д. Бывают также ссылки на сербские, болгарские, румынские, грузинские памяти. Но есть памяти, возле которых пометка ограничивается следующим текстом: "В месяцеслов РПЦ эта память не включена". Обычно это в статьях о западных святых. Правда, следует заметить, что западные святые у Макария Симонопетрского, что называется, отборные (уж простите за такое слово) - то есть действительно не вызывающие сомнения в том смысле, как память Елевферия Виза́нтийского. Большинство таких памятей есть и в "Большом синаксаре" (www.synaxarion.gr), а которых нет, присутствуют или в списке Британских святых из книги изд. Сурожской епархии, или на сайте "Православная Франция", или на аналогичных нидерландско-бельгийских ресурсах, или как минимум у Филлипса (www.orthodoxengland.org.uk). То есть: как бы стыдливо умалчивается то, что памяти эти взяты из католических месяцесловов, хотя святые действительно почитаемы в православном мире. Дело в том, что и Макарий Симонопетрский, и www.synaxarion.gr (а не только www.saint.gr) - это на самом деле тот же уровень "официальности", что наши НКС/Минеи! Потому что официальный греческий календарь почти такой же сравнительно куцый, как и наш. > > И. Поповича, Н. Велимировича
> Разве не "Серб."?
А вот тоже не всегда! Там святых гораздо больше, чем в официальном сербском календаре! Правда, разница эта на 95% - за счёт святых из греческого календаря, но не только - встречаются и болгарские, и александрийские с антиохийскими памяти тоже. И ничего удивительного: и у Димитрия Ростовского, и у Феодосия Черниговского попадаются святые из-за пределов "официального" русского месяцеслова! О календаре РПЦЗ (официальном) я уж вообще молчу. |
||
Ответить | ||
д. Александр Васильев только чтение православный, УПЦ МП Сообщений: 3939 Дата регистрации: 08.11.2014 |
Re: "Пять мучеников в Тире Финикийском (ок. 303-305)"
05.03.2017 17:30:25 в ответ на "Re: "Пять мучеников в Тире Финикийском (ок. 303-305)"" (Александр Иванов) |
|
> >мы же не дублируем в календаре памяти святых, отмечаемые греками в дни, отличные от нашего церковного календаря. Нет смысла и в обратном - не стоит дублировать греческую память, по неизвестной причине перенесенную на другой день в НКС-Минее. Это же не решение Собора или Синода, это решение рабочей издательской группы. Может быть, ошибочное решение.
Причина чаще всего вполне прозрачна, и ограничивается двумя поводами: 1) греческая (или другая) память, приходящаяся, скажем, на 25 марта (Благовещение), в НКС/Минее перенесена на 24-е. Никакого смысла в таком переносе нет, потому что всё равно этим святым служб гнет, и никто им не будет служить 24-го точно так же, как не будет и 25-го! А в таком случае - зачем же искажать чужой месяцеслов? 2) Перенос на, скажем, день кончины 14 апреля, хотя у греков память - 13 апреля. Опять же зачем? Служить не будут всё равно! > в календаре - оба решения не выглядят неправильными :).
Чистая правда. Поэтому я и предлагал оставить календарь в покое! При этом обязательно отмечать памяти типа "(Греч.)", если их нет в русском календаре, но о них известно, что они "(Греч.)", и НЕ отмечать никак, если "сонм почитания" неизвестен, но память взята из НКС, Минеи, Феодосия Черниговского, Макария Симонопетрского (и там не сказано откуда память). |
||
Ответить | ||
Харин, Илья Николаевич модератор православный, ЯПЦ Сообщений: 1629 Дата регистрации: 09.06.2006 |
Re: "Пять мучеников в Тире Финикийском (ок. 303-305)"
08.03.2017 18:48:07 в ответ на "Re: "Пять мучеников в Тире Финикийском (ок. 303-305)"" (д. Александр Васильев) |
|
> Я действительно устранился от дискуссии [...] Ещё раз повторю: считаю единственно возможным выходом для календарных статей: 1) [...]; 2) [...]; 3) [...]. Вот на этом я, если хотите, упёрся.
Звучит как ультиматум. Своего выкатывать не буду, т. к. из тупика с календарными статьями хочется выйти и мне. Но отозваться, видимо, надо - хотя бы во избежание недосказанности. + + + По пункту 2). Для меня в календарных статьях памяти без пометок в скобках интуитивно воспринимаются как "принятые" в Русской Церкви, памяти без пометок - как "не принятые" в ней, но "принятые" в иных местах/поместных Церквах. Предложение помечать в скобках те памяти НКС и Миней которые находятся в календарях других поместных Церквах создаст иллюзию того, что эти памяти - на каком-то уровне "приняты" у них, но "не приняты" у нас. Одновременно, редкие памяти из тех же НКС и Миней будут выглядеть как "принятые" - на том же уровне - именно у нас. Мне кажется что в итоге получается ложная картина вещей. + + + По пункту 3). Со времени запуска "Древа" в 2005 году нём действовало лишь немного ясно прописанных принципов, одним из которых является: Мы стремимся к объективности, но в первую очередь стараемся отражать православную оценку событий и явлений, а в межправославных вопросах - официальную позицию Московского Патриархата, а затем уже позиции остальных Церквей и организаций. (см. ст. Древо, энциклопедия - https://drevo-info.ru/articles.html)
Предложение 3) - отвергнуть памяти в современных официальных Минеях Патриархии и НКС в пользу первоисточников - нарушит этот принцип. Поэтому, если будет это принято решение, статью о принципах "Древа", видимо, надо будет дополнить оговоркой (например: "кроме календарных статей"). + + + Повторюсь - я не собираюсь настаивать на своих взглядах если сами аргументы не убеждают. Надеюсь что написанное выше послужит улучшению взаимопонимания между участниками и, в итоге, к дальнейшему развитию "Древа" - по Божьей воле, а не против неё. |
||
Ответить | ||
д. Александр Васильев только чтение православный, УПЦ МП Сообщений: 3939 Дата регистрации: 08.11.2014 |
Re: "Пять мучеников в Тире Финикийском (ок. 303-305)"
08.03.2017 19:28:35 в ответ на "Re: "Пять мучеников в Тире Финикийском (ок. 303-305)"" (Харин, Илья Николаевич) |
|
> Звучит как ультиматум.
Напраслину возводить изволите. Ультиматум может ставить лишь тот, у кого есть инструмент достижения своей воли. У меня такого инструмента нет. Я просто чётко постарался обозначить свою позицию, альтернативы которой не вижу, а предложенные варианты мне не представляются оптимальными. Поэтому теперь я просто спокойно жду, что в конце концов скажет хозяин. А уже дальнейшие мои личные действия будут зависеть от этого. |
||
Ответить | ||
Александр Иванов администратор православный Сообщений: 4796 Дата регистрации: 17.01.2005 |
Re: "Пять мучеников в Тире Финикийском (ок. 303-305)"
09.03.2017 07:06:24 в ответ на "Re: "Пять мучеников в Тире Финикийском (ок. 303-305)"" (д. Александр Васильев) |
|
> > Звучит как ультиматум.
> Напраслину возводить изволите. Ультиматум может ставить лишь тот, у кого есть инструмент достижения своей воли. У меня такого инструмента нет. Я просто чётко постарался обозначить свою позицию, альтернативы которой не вижу, а предложенные варианты мне не представляются оптимальными. Поэтому теперь я просто спокойно жду, что в конце концов скажет хозяин. А уже дальнейшие мои личные действия будут зависеть от этого.
Я согласен с аргументами Ильи Николаевича. Если хотите, можем попробовать поискать компромиссное решение, но тогда нужен терпеливый диалог, основанный на взаимоуважении и определенной гибкости с обеих сторон. Альтернативой будет принятие без поправок варианта Ильи Николаевича. |
||
Ответить | ||
Олексій Тре пользователь УПЦ МП Сообщений: 2255 Дата регистрации: 03.04.2013 |
Re: "Пять мучеников в Тире Финикийском (ок. 303-305)"
09.03.2017 09:40:59 в ответ на "Re: "Пять мучеников в Тире Финикийском (ок. 303-305)"" (Александр Иванов) |
|
Похоже, метод итераций здесь не работает, невидны условия сходимости: > нужен терпеливый диалог, основанный на взаимоуважении и определенной гибкости с обеих сторон. Альтернативой будет принятие без поправок варианта Ильи Николаевича.
> > > Звучит как ультиматум.
Навеяло: Ломитъ онъ у дуба сукъ И въ тугой сгибаетъ лукъ, Со креста снурокъ шелковой Натянулъ на лукъ дубовой, Тонку тросточку сломилъ Стрѣлкой легкой завострилъ, И пошелъ на край долины, У моря искать дичины
|
||
Ответить | ||
Александр Иванов администратор православный Сообщений: 4796 Дата регистрации: 17.01.2005 |
Re: "Пять мучеников в Тире Финикийском (ок. 303-305)"
09.03.2017 10:22:14 в ответ на "Re: "Пять мучеников в Тире Финикийском (ок. 303-305)"" (Олексій Тре) |
|
> Похоже, метод итераций здесь не работает, невидны условия сходимости:
Предложите свой вариант решения. Конкретный, без иносказаний. |
||
Ответить | ||
д. Александр Васильев только чтение православный, УПЦ МП Сообщений: 3939 Дата регистрации: 08.11.2014 |
Re: "Пять мучеников в Тире Финикийском (ок. 303-305)"
09.03.2017 13:42:30 в ответ на "Re: "Пять мучеников в Тире Финикийском (ок. 303-305)"" (Александр Иванов) |
|
> Я согласен с аргументами Ильи Николаевича. Если хотите, можем попробовать поискать компромиссное решение, но тогда нужен терпеливый диалог, основанный на взаимоуважении и определенной гибкости с обеих сторон. Альтернативой будет принятие без поправок варианта Ильи Николаевича.
> всё как "до св. Валентина", ПЛЮС отказ от приписочек в скобках для тех святых, чьи памяти есть в НКС и/или Минеях. Т.е. приписочки пусть будут в персональных статьях, где мы стараемся максимально подробно описать детали почитания, но в календаре пусть такие памяти стоят наравне с базовыми, без помет.
> Вообще, вся эта дискуссия натолкнула меня на мысль что есть, по-видимому, два уровня "официальности" церковного календаря. Один - поуже - для богослужебных целей, другой - пошире - для назидательного чтения, каковым можно считать и "Минеи", и таких корифеев как свт. Димитрий и свт. Филарет. Думается, "Древу" лучше ориентироваться на второй - "минейный" - уровень официальности.
(То есть, без помет в календарных статьях "Древа" будет практически всё то, что было в календаре на Прав.Ру несколько лет назад, пока его не привели к официальному, оставив, впрочем, жития "неофициальных" святых, на которые ведут ссылки из именного списка, а в житиях - неофициальные памяти.) Предложенный базовый вариант не предполагает уже гибкости, поскольку не предполагает обсуждения... Хозяин - барин. Но я ещё раз переспрошу кое о чём. 1) Когда НКС и/или Минея переносят греческое празднование на соседний день - чаще всего потому, чтобы убрать совпадение с другой важной памятью или большим праздником, я полагаю это произволом тем более недопустимым, что в нём нет никакой необходимости. Такому-то греческому святому, чья память припадает на день Сретения или Благовещения, всё равно никто и никогда служить у нас не будет. А раз так, зачем искажать (возможно, существующую) привязку к этому дню? Максимум, что сделают процентов 10-15 наших батюшек - это помянёт святого на отпусте или в молитве "Спаси, Боже, люди Твоя..." в числе святых дня. Так пусть тогда поминает действительно в их день, а не в другой! Вот этот, наиболее важный в моём понимании, момент неизбежно влечёт за собой вопрос: 2) если оппоненты согласятся с тем, что я высказал в предыдущем абзаце, и такие памяти поставит по-гречески, здесь тоже не писать: "(Греч.)" - считать, что мы просто "поправляем" "полуофициальные" НКС-Минеи? (Естественно, подразумевается, что в персональной статье этот момент будет разъяснён.) Если именно так, то лично для меня это более-менее приемлемо. Тогда пара мелких вопросов: памяти святых, взятые из Димитрия Ростовского (впрочем, у него если и есть кто не из календаря РПЦ, то это почти исключительно те греки, которые уже есть в НКС-Минеях), Феодосия Черниговского ("Житий" просто и "Жития славянских святых"), монахини Таисии (опять-таки, 99% русских святых из её списка есть в НКС-Минеях) должны вноситься в календарь на тех же основаниях, что памяти из НКС-Миней? Если да, то лично меня это устраивает. Пытаясь отделить важное от главного, пока на этом закончу. |
||
Ответить | ||
Олексій Тре пользователь УПЦ МП Сообщений: 2255 Дата регистрации: 03.04.2013 |
Re: "Пять мучеников в Тире Финикийском (ок. 303-305)"
09.03.2017 14:12:12 в ответ на "Re: "Пять мучеников в Тире Финикийском (ок. 303-305)"" (Александр Иванов) |
|
> Предложите свой вариант решения. Конкретный, без иносказаний.
Да, уже вроде бы все высказались - "есть, по-видимому, два уровня "официальности" церковного календаря. Один - поуже - для богослужебных целей, другой - пошире - для назидательного чтения, каковым можно считать и "Минеи", и таких корифеев как свт. Димитрий и свт. Филарет. " - Похоже не два варианта, а три, - второй вариант делится на "Минеи" и на "корифеи"... Я не знаю как, но мне кажется, что в календарных статьях эти уровни "официальности" должны фиксироваться какими то напоминающими для модераторов тегами (метками, возможно даже невидимыми полями для гостевого просмотра), независимо есть ли на то персональная статья, или в предыдущих версиях календарной статьи был указ. источник. Это нужно, хотя бы для того, чтобы избегать случаев вандализма похожего на http://drevo-info.ru/forum/topic/11358.html. Грубо, рпц.(¹), рпц.(²), рпц(³) ... |
||
Ответить | ||
Харин, Илья Николаевич модератор православный, ЯПЦ Сообщений: 1629 Дата регистрации: 09.06.2006 |
Re: "Пять мучеников в Тире Финикийском (ок. 303-305)"
09.03.2017 15:23:30 в ответ на "Re: "Пять мучеников в Тире Финикийском (ок. 303-305)"" (д. Александр Васильев) |
|
> То есть, без помет в календарных статьях "Древа" будет практически всё то, что было в календаре на Прав.Ру несколько лет назад
И даже чуть больше. Во всяком случае мне видится так. > 1) Когда НКС и/или Минея переносят греческое празднование на соседний день [...] я полагаю это произволом тем более недопустимым, что в нём нет никакой необходимости. [...] Вот этот, наиболее важный в моём понимании, момент
Возможно необходимости и нет, но в наших то НКС-Минеях эта практика зафиксирована. Это реальность жизни Русской Православной Церкви которую не в нашей власти "поправить". Однако видя значение которое Вы придаёте этому пункту, хочу предложить на обсуждение такой вариант. Для памятей других поместных Церквей, перенесённых из-за праздников в НКС-Минеях на соседние дни, сделать исключение и указывать в календаре обе памяти данному святому - одну, без пометки, как она зафиксирована в НКС-Минеях, а другую, с пометкой, как она бытует в другой поместной Церкви. Этот метод позволит сохранить первенство собственно русской церковной практики, но также отразит и исходную дату. > Тогда пара мелких вопросов: памяти святых, взятые из Димитрия Ростовского (впрочем, у него если и есть кто не из календаря РПЦ, то это почти исключительно те греки, которые уже есть в НКС-Минеях), Феодосия Черниговского ("Житий" просто и "Жития славянских святых"), монахини Таисии (опять-таки, 99% русских святых из её списка есть в НКС-Минеях) должны вноситься в календарь на тех же основаниях, что памяти из НКС-Миней?
Это в параллель с комментарием Олексiя - т.е. делить ли на "Минеи" и "корифеи" (https://drevo-info.ru/forum/11406.html). Как Вы справедливо замечаете, подавляющее большинство в Минеях есть, нестыковка будет незначительна. Я бы "не мудрствуя" вносил из этих трёх сборников без пометок. Ведь они отражают (и во многом определяют) именно русскую живую традицию. |
||
Ответить | ||
Александр Иванов администратор православный Сообщений: 4796 Дата регистрации: 17.01.2005 |
Re: "Пять мучеников в Тире Финикийском (ок. 303-305)"
09.03.2017 15:40:50 в ответ на "Re: "Пять мучеников в Тире Финикийском (ок. 303-305)"" (Олексій Тре) |
|
> Похоже не два варианта, а три, - второй вариант делится на "Минеи" и на "корифеи"... Я не знаю как, но мне кажется, что в календарных статьях эти уровни "официальности" должны фиксироваться какими то напоминающими для модераторов тегами (метками, возможно даже невидимыми полями для гостевого просмотра), что бы избегать случаев вандализма похожего на http://drevo-info.ru/forum/topic/11358.html. Грубо, рпц.(¹), рпц.(²), рпц(³) ...
Невидимые метки, условные тэги, "звездочки-решетки" - это все от лукавого... Мы не должны еще больше усложнять систему. Насчет географических меток в скобочках я согласен с Ильей Николаевичем (https://drevo-info.ru/forum/11407.html). Во избежание будущих конфликтов предлагаю отменить правило об отсутствии сносок в календарных статьях для "красных" ссылок. Т.е. пока статьи нет, в календаре оставляем около памяти сноску с указанием всех источников, хоть бумажных, хоть электронных. Статья появляется - информацию об источниках переносим в нее, сноску из календаря убираем. |
||
Ответить | ||
Олексій Тре пользователь УПЦ МП Сообщений: 2255 Дата регистрации: 03.04.2013 |
Re: "Пять мучеников в Тире Финикийском (ок. 303-305)"
09.03.2017 16:00:22 в ответ на "Re: "Пять мучеников в Тире Финикийском (ок. 303-305)"" (Александр Иванов) |
|
> Статья появляется - информацию об источниках переносим в нее, сноску из календаря убираем.
Тогда что делать с памятями тем святым, для которых еще нет персональных статей, а сноски на памяти стерты и погребены под новыми версиями календарной статьи? Кто будет их восстанавливать? Что будете делать с памятями, взятыми из календаря Православие.Ru, Германовского календаря и т.д., а сносок на которые еще не было? |
||
Ответить | ||
Александр Иванов администратор православный Сообщений: 4796 Дата регистрации: 17.01.2005 |
Re: "Пять мучеников в Тире Финикийском (ок. 303-305)"
09.03.2017 16:22:56 в ответ на "Re: "Пять мучеников в Тире Финикийском (ок. 303-305)"" (Олексій Тре) |
|
> > Статья появляется - информацию об источниках переносим в нее, сноску из календаря убираем.
> Тогда что делать с памятями тем святым, для которым еще нет персональных статей, а сноски на памяти стерты и погребены под новыми версиями календарной статьи? Кто будет их восстанавливать?
> Что будете делать с теми памятями, которые были взяты из календаря Православие.Ru, Германовского календаря и т.д., а сносок на которые еще не было?
Специально делать ничего не будем. Если происхождение конкретной памяти заинтересует, можно найти в истории момент ее добавления. Если сноска была на момент добавления памяти, как делал о. Александр, сноску можно восстановить на этом этапе. Если нет, и память не подтверждается в доступных источниках, она временно удаляется, до нахождения сведений. > > Сизифов меч, Домоклов труд ...
"Терпение и труд все перетрут - раз, кончил дело - гуляй смело - два, без труда не вытащишь и рыбку из пруда - три, работа не волк - в лес… нет, нет… это не надо" ))) |
||
Ответить | ||
Олексій Тре пользователь УПЦ МП Сообщений: 2255 Дата регистрации: 03.04.2013 |
Re: "Пять мучеников в Тире Финикийском (ок. 303-305)"
09.03.2017 16:42:15 в ответ на "Re: "Пять мучеников в Тире Финикийском (ок. 303-305)"" (Александр Иванов) |
|
> сноску можно восстановить на этом этапе. Если нет, и память не подтверждается в доступных источниках, она временно удаляется, до нахождения сведений
А какие штрафные санкции к модераторам будут за "вандальные" (т.е. ссылки в истории есть, а память выпилии как "хвост") рецидивы? |
||
Ответить | ||
Александр Иванов администратор православный Сообщений: 4796 Дата регистрации: 17.01.2005 |
Re: "Пять мучеников в Тире Финикийском (ок. 303-305)"
09.03.2017 16:48:12 в ответ на "Re: "Пять мучеников в Тире Финикийском (ок. 303-305)"" (Олексій Тре) |
|
> > сноску можно восстановить на этом этапе. Если нет, и память не подтверждается в доступных источниках, она временно удаляется, до нахождения сведений
> А какие штрафные санкции к модераторам будут за "вандальные" (т.е. ссылки в истории есть, а память выпилии как "хвост") рецидивы?
Когда сможем модераторов посадить на зарплату, оплачивая тяжелый и неблагодарный труд постоянной ответственности за все изменения в энциклопедии, тогда поговорим и о штрафах. Пока же достаточно спокойно указать модератору на ошибку, либо самому восстановить память и сноску к ней. |
||
Ответить | ||
Олексій Тре пользователь УПЦ МП Сообщений: 2255 Дата регистрации: 03.04.2013 |
Re: "Пять мучеников в Тире Финикийском (ок. 303-305)"
09.03.2017 17:18:47 в ответ на "Re: "Пять мучеников в Тире Финикийском (ок. 303-305)"" (Александр Иванов) |
|
> .. спокойно указать модератору на ошибку
|
||
Ответить | ||
д. Александр Васильев только чтение православный, УПЦ МП Сообщений: 3939 Дата регистрации: 08.11.2014 |
Re: "Пять мучеников в Тире Финикийском (ок. 303-305)"
09.03.2017 19:57:00 в ответ на "Re: "Пять мучеников в Тире Финикийском (ок. 303-305)"" (Харин, Илья Николаевич) |
|
> > То есть, без помет в календарных статьях "Древа" будет практически всё то, что было в календаре на Прав.Ру несколько лет назад
> И даже чуть больше. Во всяком случае мне видится так.
Не потому, что мне это нравится, но потому что я реалист и понимаю, что здесь у меня нет надежды никого переубедить, я уже близок к тому, чтобы вынужденно согласитья. Тем более, что именно по такому пути пошли и составители официального календаря РПЦЗ. Да и у прочих греков ("Большой синаксарь"), сербов (И. Попович) и (реже) болгар с румынами названные в скобках "неофициальные" месяцесловы тоже отличаются в сторону увеличения памятей. Но попробую ещё потрепыхаться. В наших полемиках ещё ни разу не упоминался один факт, причина которого лично мне неизвестна, однако он имеет место в официальном календаре (и, кстати, в НКС и Минеях!). А именно: решение о включении имени новопрославленного какой-либо из поместных Церквей святого в официальный месяцеслов Русской Церкви принимает Синод, и формулировка такого решения всегда и по букве, и по смыслу почти одна и та же. И тем не менее, имена одних святых просто включаются в месяцеслов РПЦ по формуле: "Лик. Имя, расширение (+ДАТА )", либо иначе - по формуле: "Лик. Имя, расширение (+ДАТА ) (Сонм почитания)". Не замечали? Вот ряд ссылок, посмотрите календарные статьи:
Ну, хватит, пожалуй. Если не ошибаюсь, пометки бывают только "груз.", "болг.", "серб.", "румын." - других вроде не встречал. Повторяю, причина мне неизвестна. Может, это требование такое данных четырёх Церквей. В "Древо" эти пометки не переносятся, хотя составителей официального календаря РПЦ не смущают. Понимаете, к чему я клоню? :) > > 1) Когда НКС и/или Минея переносят греческое празднование на соседний день [...] я полагаю это произволом тем более недопустимым, что в нём нет никакой необходимости. [...] Вот этот, наиболее важный в моём понимании, момент
> Возможно необходимости и нет, но в наших то НКС-Минеях эта практика зафиксирована. Это реальность жизни Русской Православной Церкви которую не в нашей власти "поправить".
Надо чётко отдавать себе отчёт: это не фиксация практики (до выхода НКС и Миней ни дополнительных памятей, ни связанной с ними практики не существовало), а предложение о вводе в практику. Правда, предложение, дополнительный вес которому придаёт тот факт, что НКС и Минеи изданы Московской Патриархией (бедная календарно-геронтологическая комиссия, которую при этом забыли спросить, до сих пор от обиды кусает локти и "держит и не пущает" в официальный календарь всё это "полуофициальное" безобразие). А что на практике? Мой диаконский стаж невелик - три с лишним года. За это время я ни разу не видел, чтобы "дополнительных" святых хоть кто-нибудь поминал на проскомидии; а до этого за 30 лет в Церкви - чтобы поминали в молитве "Спаси, Боже..." (кроме меня, да и то пока наместнику это не надоело) или на отпусте. Потому что в этих случаях все пользуются либо Служебником, месяцеслов которого отличается от официального календаря максимум десятью именами (чаще это дополнительные памяти русских святых), либо собственно Календарём - особенно на Украине, потому что в нашем календаре святых больше, чем в Московском (в основном за счёт украинских местночтимых, а также редких включённых западных святых - вроде иныхх, чем на Москве, Викторий, а также Эдуарда). В любом случае, я уже писал, что перенос памяти греческого святого с праздничного дня на соседний ровно ничего не меняет, потому что ему не служат и его не помянут ни там, ни там. > Однако видя значение которое Вы придаёте этому пункту, хочу предложить на обсуждение такой вариант. Для памятей других поместных Церквей, перенесённых из-за праздников в НКС-Минеях на соседние дни, сделать исключение и указывать в календаре обе памяти данному святому - одну, без пометки, как она зафиксирована в НКС-Минеях, а другую, с пометкой, как она бытует в другой поместной Церкви. Этот метод позволит сохранить первенство собственно русской церковной практики, но также отразит и исходную дату.
Мне должно бы было быть лестно согласиться на это заманчивое предложение. Но это исключение из не нравящегося мне, но уже принятого в "Древе" принципа, мне тоже не нравится. Любое исключение, и это также, вызывает вопросы: почему здесь мы делаем исключение, а в других случаях - нет? Если уж делать исключение, то такое: после греческой памяти, перенесённой в НКС/Минее на другой день, давать даже не сноску, а примечание в скобках (как это делается в некоторых случаях при переносе памяти в официальном календаре РПЦ - напр, здесь http://calendar.rop.ru/?idd=72 и здесь http://calendar.rop.ru/?idd=81 ): 1/ если память оставлять в день, куда она перенесена: > (греч. память, перенесенная с 00 мартобря)
2/ если память оставлять в день, откуда её перенесли (что, по-видимому, мне отстоять не удастся, хотя этот вариант разумнее): > (в "Настольной книге священнослужителя" и Минее МП эта память перенесена на 00 мартобря)
> > Тогда пара мелких вопросов: памяти святых, взятые из ... должны вноситься в календарь на тех же основаниях, что памяти из НКС-Миней?
> Я бы "не мудрствуя" вносил из этих трёх сборников без пометок. Ведь они отражают (и во многом определяют) именно русскую живую традицию.
Ну, хоть что-то хорошего... ("Больной перед смертью потел?" - "Да."- "Оч-чень хорош-шо".) |
||
Ответить | ||
Харин, Илья Николаевич модератор православный, ЯПЦ Сообщений: 1629 Дата регистрации: 09.06.2006 |
Re: "Пять мучеников в Тире Финикийском (ок. 303-305)"
10.03.2017 13:47:21 в ответ на "Re: "Пять мучеников в Тире Финикийском (ок. 303-305)"" (д. Александр Васильев) |
|
> имена одних святых просто включаются в месяцеслов РПЦ по формуле: "Лик. Имя, расширение (+ДАТА )", либо иначе - по формуле: "Лик. Имя, расширение (+ДАТА ) (Сонм почитания)". [...] Если не ошибаюсь, пометки бывают только "груз.", "болг.", "серб.", "румын." - других вроде не встречал. Повторяю, причина мне неизвестна.
Меня эти пометки тоже озадачивают. Чем "помеченые" святые более иностранны чем те кто недавно прославлен Константинопольской Церковью - как прпп. Паисий Святогорец или Георгий (Карслидис) и другие - возле имён которых никакой пометки не ставят (см. http://calendar.rop.ru/?idd=193 и http://calendar.rop.ru/?idd=310)? > Может, это требование такое данных четырёх Церквей.
Может. А может исключение именно для Константинополя как нашей Церкви-Матери? Не знаю. > В "Древо" эти пометки не переносятся, хотя составителей официального календаря РПЦ не смущают. Понимаете, к чему я клоню? :)
Когда непонятен сам принцип, как его применять? > Если уж делать исключение, то такое: после греческой памяти, перенесённой в НКС/Минее на другой день, давать даже не сноску, а примечание в скобках (как это делается в некоторых случаях при переносе памяти в официальном календаре РПЦ - напр, здесь http://calendar.rop.ru/?idd=72 и здесь http://calendar.rop.ru/?idd=81 ):
> 1/ если память оставлять в день, куда она перенесена:
> > (греч. память, перенесенная с 00 мартобря)
> 2/ если память оставлять в день, откуда её перенесли (что, по-видимому, мне отстоять не удастся, хотя этот вариант разумнее):
> > (в "Настольной книге священнослужителя" и Минее МП эта память перенесена на 00 мартобря)
Неплохой выход. По мне второй вариант слишком длинен, а на первый - готов согласиться. |
||
Ответить | ||
д. Александр Васильев только чтение православный, УПЦ МП Сообщений: 3939 Дата регистрации: 08.11.2014 |
Re: "Пять мучеников в Тире Финикийском (ок. 303-305)"
10.03.2017 14:20:10 в ответ на "Re: "Пять мучеников в Тире Финикийском (ок. 303-305)"" (Харин, Илья Николаевич) |
|
> Меня эти пометки тоже озадачивают. Чем "помеченые" святые более иностранны чем те кто недавно прославлен Константинопольской Церковью - как прпп. Паисий Святогорец или Георгий (Карслидис) и другие - возле имён которых никакой пометки не ставят (см. http://calendar.rop.ru/?idd=193 и http://calendar.rop.ru/?idd=310)?
> > Может, это требование такое данных четырёх Церквей.
> Может. А может исключение именно для Константинополя как нашей Церкви-Матери? Не знаю.
Тогда нужно говорить об исключении для всех Церквей греческой традиции - Конст., Элладской, Алекс., Антиох. - потому что нововключённых новые святые этих церквей вносятся в календарь РПЦ безо всяких скобок и пометок. Однако же румынские, грузинские, болгарские и сербские святые даны то с пометками, то без них. Причём грузинские святые с пометками встречаются и среди тех, кто в календарь РПЦ внесён очень давно. > > Понимаете, к чему я клоню? :)
> Когда непонятен сам принцип, как его применять?
Ну, я это приводил, потому что мне хотелось (уж простите), чтобы памяти НКС/Минейные, про которые известно, что они (греч.) или (др.), имели пометки, а про которые неизвестно - не имели бы их... То есть, официальный календарь даёт нам образец непоследовательности, в которой не усматривает ничего греховного. Видимо, календарную комиссию не пугает теоретическая возможность того, что кто-то примет святого с пометками за менее почитаемого в РПЦ. |
||
Ответить | ||
Харин, Илья Николаевич модератор православный, ЯПЦ Сообщений: 1629 Дата регистрации: 09.06.2006 |
Re: "Пять мучеников в Тире Финикийском (ок. 303-305)"
10.03.2017 18:21:37 в ответ на "Re: "Пять мучеников в Тире Финикийском (ок. 303-305)"" (д. Александр Васильев) |
|
> Тогда нужно говорить об исключении для всех Церквей греческой традиции [...] Однако же румынские, грузинские, болгарские и сербские святые даны то с пометками, то без них. Причём грузинские святые с пометками встречаются и среди тех, кто в календарь РПЦ внесён очень давно.
Понятно что ничего не понятно. > Ну, я это приводил, потому что [...] официальный календарь даёт нам образец непоследовательности
Что стоит за данной непоследовательностью? Борьба нескольких воль? Процесс смены парадигмы? Нам неведомо, но вероятно что и то и другое и третье. Бывает. Но вот действительно ли это образец для подражания? Может лучше "благообразно и по чину" (1 Кор 14, 40)? |
||
Ответить | ||
д. Александр Васильев только чтение православный, УПЦ МП Сообщений: 3939 Дата регистрации: 08.11.2014 |
Re: "Пять мучеников в Тире Финикийском (ок. 303-305)"
10.03.2017 20:36:03 в ответ на "Re: "Пять мучеников в Тире Финикийском (ок. 303-305)"" (Харин, Илья Николаевич) |
|
> > Ну, я это приводил, потому что [...] официальный календарь даёт нам образец непоследовательности
> Что стоит за данной непоследовательностью? Борьба нескольких воль? Процесс смены парадигмы? Нам неведомо, но вероятно что и то и другое и третье. Бывает. Но вот действительно ли это образец для подражания? Может лучше "благообразно и по чину" (1 Кор 14, 40)?
"Благообразно и по чину" - это чаще всего означает последовательность применения избранного алгоритма (построения богослужения, напр.) и не отступления от него в случае кажущейся невозможности последовательного его применения, а приспособление самого́ гибкого алгоритма к нестандартным, диктуемым внешними условиями (напр., уникальным смыслом праздника), условиям его применения. Я понимаю, что без конкретного примера сказанное - чистая себе абстракция. Мог бы привести немало интереснейших примеров различных богослужебных решений, в которых можно усмотреть на первый взгляд ломание, но на самом деле - приспособление алгоритма. Непоследовательные скобки в официальном календаре, что бы они ни отражали, но свою функцию - сообщать пользователю, из какой Церкви произошла та или иная память, - выполняют. Непоследовательность их - недостаток скорее мнимый. Если исходить из того, что календарём чаще всего пользуются люди "в теме", то можно допустить, что они и так знают, что памяти равноапостольных Нины и Тамары - грузинские, а равноапостольного Бориса - болгарская. Я изначально предлагал: 1) отсутствие пометок в скобках для памятей из официального календаря РПЦ (в т. ч. и для случаев, когда в самом календаре они есть, - просто чтобы официально внесённые в него памяти со скобками не выделять из числа тех, что без скобок); 2) пометки в скобках для памятей, отсутствующих в официальном календаре РПЦ и заимствованных у других, широко говоря, Церквей (широко - потому что не только "Галл.", с "Кельт. и Брит.", но и "Визант.", "Малоросс.", "Палестино-груз." - это не Церкви, а ареалы или даже конкретные документы); 3) отсутствие скобок для тех немногих и для календаря в целом по объёму маргинальных памятей, чью принадлежность определить не удаётся. Хотя мне хотелось бы последние тоже как-то выделять. Если бы я знал, сколь далеко зайдёт наша полемика и как она затянется, я сразу согласился бы на курсив (применение коего для таких случаев было бы оговорено в общей статье о календаре "Древа" и правилах его пополнения), хотя милей мне была бы табуированная по техническим условиям звёздочка. |
||
Ответить | ||
Харин, Илья Николаевич модератор православный, ЯПЦ Сообщений: 1629 Дата регистрации: 09.06.2006 |
Re: "Пять мучеников в Тире Финикийском (ок. 303-305)"
11.03.2017 06:30:10 в ответ на "Re: "Пять мучеников в Тире Финикийском (ок. 303-305)"" (д. Александр Васильев) |
|
> Если бы я знал, сколь далеко зайдёт наша полемика и как она затянется, я сразу согласился бы на курсив
Мне думалось что сейчас речь идёт 1) о наличии или отсутствии скобочных пояснений для памятей из НКС-Миней; 2) об оформлении памятей из свт. Димитрия+свт. Феодосия+монахини Таисии; 3) о внесении памятей перенесенных в НКС-Минеях ради праздников. Пока мы не решим эти вопросы, ни одна календарная правка не может быть сделана. В связи с чем Вы упоминаете курсив? |
||
Ответить | ||
д. Александр Васильев только чтение православный, УПЦ МП Сообщений: 3939 Дата регистрации: 08.11.2014 |
Re: "Пять мучеников в Тире Финикийском (ок. 303-305)"
11.03.2017 07:23:18 в ответ на "Re: "Пять мучеников в Тире Финикийском (ок. 303-305)"" (Харин, Илья Николаевич) |
|
> Пока мы не решим эти вопросы, ни одна календарная правка не может быть сделана.
Ну, не то чтобы ни одна. Некоторые только. :) > В связи с чем Вы упоминаете курсив?
Не помню, кто о нём говорил в теме, да это и неважно. В рамках нравящейся мне модели с максимальным указыванием в скобках поместных Церквей (и ареалов) - источников памяти я попытался предложить курсив для тех памятей из НКС, Миней, Феодосия Черниг., мон. Таисии, для которых источника в скобках мы указать не можем. Таким образом мы разделили бы памяти на 3 категории: 1) официальные (без скобок), 2) неофициальные (со скобками - из др. поместных Церквей и из НКС-Миней-Феодосия-Таисии, когда поместная или региональная принадлежность поддаётся определению), 3) неофициальные (без скобок, но курсивом) - для тех, для которых невозможно дать инф. в скобках. Таких памятей будет меньшинство, и даже интуитивно их неравенство с официальными будет вполне различимо. Речь о календарных статьях. В персональных источники памятей должны быть указаны по максимуму, со ссылками, страницами и т. п. В тексте календарных статьях ссылки на курсивные памяти отсутствуют, они остаются только в комментах для истории, откуда их в принципе возможно раздобыть при создании персональных статей (для себя же делаю вывод: такие ссылки на НКС-Минеи-Феодосия-Таисию лучше помещать в поле коммента, чтобы ближе было доставать при необходимости). Логично? |
||
Ответить | ||
Харин, Илья Николаевич модератор православный, ЯПЦ Сообщений: 1629 Дата регистрации: 09.06.2006 |
Re: "Пять мучеников в Тире Финикийском (ок. 303-305)"
11.03.2017 08:00:04 в ответ на "Re: "Пять мучеников в Тире Финикийском (ок. 303-305)"" (д. Александр Васильев) |
|
> В рамках нравящейся мне модели [...] мы разделили бы памяти на 3 категории: 1) официальные (без скобок), 2) неофициальные (со скобками - из др. поместных Церквей и из НКС-Миней-Феодосия-Таисии, когда поместная или региональная принадлежность поддаётся определению), 3) неофициальные (без скобок, но курсивом) - для тех, для которых невозможно дать инф. в скобках. [...] Логично?
"Официальными", стало быть, считаются только памяти из календаря http://calendar.rop.ru/? Тогда вполне логично. Кроме полного игнорирования статуса НКС и Миней. Если такой подход устраивает других участников обсуждения - будь по-Вашему. |
||
Ответить | ||
д. Александр Васильев только чтение православный, УПЦ МП Сообщений: 3939 Дата регистрации: 08.11.2014 |
Re: "Пять мучеников в Тире Финикийском (ок. 303-305)"
11.03.2017 11:46:56 в ответ на "Re: "Пять мучеников в Тире Финикийском (ок. 303-305)"" (Харин, Илья Николаевич) |
|
> > В рамках нравящейся мне модели [...] мы разделили бы памяти на 3 категории: 1) официальные (без скобок), 2) неофициальные (со скобками - из др. поместных Церквей и из НКС-Миней-Феодосия-Таисии, когда поместная или региональная принадлежность поддаётся определению), 3) неофициальные (без скобок, но курсивом) - для тех, для которых невозможно дать инф. в скобках. [...] Логично?
> "Официальными", стало быть, считаются только памяти из календаря http://calendar.rop.ru/? Тогда вполне логично. Кроме полного игнорирования статуса НКС и Миней.
Если бы ещё точно понимать, каков он, этот статус! Календарная комиссия (официальная) делает вид, что их не существует - в части святых нерусских. В части русских - наличие службы в зелёной Минее (при том, что в дореволюционной Минее такой службы не было) учитывается при расположении памяти такого русского святого в первом абзаце календарной статьи (оф.). Изредка одиночные памяти русских святых, которых нет в оф. календаре, но есть в зелёной Минее, попадают в шапку "Богослужебных указаний" (в Интернете - при оф. календаре и ещё в двух местах, плюс книга). Ещё в более редких случаях некоторые памяти из НКС/Миней попадают в месяцеслов Служебника (оф. МП)... |
||
Ответить | ||
Александр Иванов администратор православный Сообщений: 4796 Дата регистрации: 17.01.2005 |
Re: "Пять мучеников в Тире Финикийском (ок. 303-305)"
11.03.2017 13:27:48 в ответ на "Re: "Пять мучеников в Тире Финикийском (ок. 303-305)"" (д. Александр Васильев) |
|
> В тексте календарных статьях ссылки на курсивные памяти отсутствуют, они остаются только в комментах для истории, откуда их в принципе возможно раздобыть при создании персональных статей (для себя же делаю вывод: такие ссылки на НКС-Минеи-Феодосия-Таисию лучше помещать в поле коммента, чтобы ближе было доставать при необходимости).
Я бы предложил все-таки в будущем оставлять в календарных статьях сноски с указанием источников для тех памятей, персональные статьи которых еще отсутствуют. При добавлении персональных статей будем удалять соответствующие сноски из статей календарных. Это будет проще и удобнее, чем искать потом по списку редакций... |
||
Ответить | ||
д. Александр Васильев только чтение православный, УПЦ МП Сообщений: 3939 Дата регистрации: 08.11.2014 |
Re: "Пять мучеников в Тире Финикийском (ок. 303-305)"
11.03.2017 13:54:44 в ответ на "Re: "Пять мучеников в Тире Финикийском (ок. 303-305)"" (Александр Иванов) |
|
> Я бы предложил все-таки в будущем оставлять в календарных статьях сноски с указанием источников для тех памятей, персональные статьи которых еще отсутствуют. При добавлении персональных статей будем удалять соответствующие сноски из статей календарных. Это будет проще и удобнее, чем искать потом по списку редакций...
Александр Юрьевич, если возможен такой вариант, тогда отпадает вопрос, как разделять официальные памяти без пометок типа "(Греч.)" от неофициальных: сноской! Причём в сноске, мне кажется, ничто не мешает давать не "условную" ссылку типа: > [ [Память указана в "Настольной книге священнослужителя", т. 3 (М., 1979) и "зелёной" Минее, апрель (М., 1978-1989).] ]
а полноценную, со страницей и даже URLом: > [ [Настольная книга священнослужителя. Том 2. - М.: Издание Московской Патриархии, 1978. - С. 000, https://new.vk.com/doc7368545_318764990?hash=9d048945d831213...441; Минея, май, ч. 1, изд. Московской Патриархии, с. 487, http://files2.regentjob.ru/minea/may1/may1487.html.] ]
(Предлагаю всё-таки вернуться от: "(М., 1978-1989)" для миней к бывшему доселе: "изд. Московской Патриархии" без года, а то как-то неакадемично для одного тома указывать кучу лет.) Сноски же на различные "Жития", а также всяческие "нэрускыэ" месяцесловы, тоже оформлять как полноценные ссылки, как в персональных статьях. Собственно, всё долгое обсуждение-то исходило из того, что сносок и ссылок в календарных статьях быть не должно. Это ни в коем случае не в упрёк ни Вам, ни кому бы то ни было. В конце концов, хорошо, что такое обсуждение случилось, потому что в нём каждый искал не своего, а общего. А так - нам и курсив теперь не нужен! :))) |
||
Ответить | ||
Александр Иванов администратор православный Сообщений: 4796 Дата регистрации: 17.01.2005 |
Re: "Пять мучеников в Тире Финикийском (ок. 303-305)"
11.03.2017 15:07:03 в ответ на "Re: "Пять мучеников в Тире Финикийском (ок. 303-305)"" (д. Александр Васильев) |
|
> > Я бы предложил все-таки в будущем оставлять в календарных статьях сноски с указанием источников для тех памятей, персональные статьи которых еще отсутствуют. При добавлении персональных статей будем удалять соответствующие сноски из статей календарных. Это будет проще и удобнее, чем искать потом по списку редакций...
> Александр Юрьевич, если возможен такой вариант, тогда отпадает вопрос, как разделять официальные памяти без пометок типа "(Греч.)" от неофициальных: сноской!
Нет, сноски и пометки в скобках имеют разное назначение. Мне понравилась идея с курсивом для памятей без пометок, если они отсутствуют в офиц. календаре. Курсив/пометки остаются навсегда, сноски - временный костыль до появления статьи. |
||
Ответить | ||
д. Александр Васильев только чтение православный, УПЦ МП Сообщений: 3939 Дата регистрации: 08.11.2014 |
Re: "Пять мучеников в Тире Финикийском (ок. 303-305)"
11.03.2017 15:41:32 в ответ на "Re: "Пять мучеников в Тире Финикийском (ок. 303-305)"" (Александр Иванов) |
|
> Мне понравилась идея с курсивом для памятей без пометок, если они отсутствуют в офиц. календаре. Курсив/пометки остаются навсегда, сноски - временный костыль до появления статьи.
Ага, то есть курсив Вы приемлете для "неофициальных" памятей без пометок; сноски же остаются как временная (до появления перс. статьи) мера? Лично меня такой вариант тоже устраивает. Тогда ещё раз проговорим следующий момент: когда НКС/Минея переносят греческую память на другой день, мы в календарную статью всё-таки будем давать греческий день? А в перс. статье (если же её ещё нет, тогда в сноске) сообщать, что НКС/Минея эту память перенесла. |
||
Ответить | ||
Александр Иванов администратор православный Сообщений: 4796 Дата регистрации: 17.01.2005 |
Re: "Пять мучеников в Тире Финикийском (ок. 303-305)"
11.03.2017 16:29:38 в ответ на "Re: "Пять мучеников в Тире Финикийском (ок. 303-305)"" (д. Александр Васильев) |
|
> Тогда ещё раз проговорим следующий момент: когда НКС/Минея переносят греческую память на другой день, мы в календарную статью всё-таки будем давать греческий день? А в перс. статье (если же её ещё нет, тогда в сноске) сообщать, что НКС/Минея эту память перенесла.
Здесь все возможные решения по-своему логичны. Я не знаю, как лучше, и просто присоединюсь к Вашему с И.Н. соглашению. |
||
Ответить | ||
Харин, Илья Николаевич модератор православный, ЯПЦ Сообщений: 1629 Дата регистрации: 09.06.2006 |
Re: "Пять мучеников в Тире Финикийском (ок. 303-305)"
11.03.2017 16:52:39 в ответ на "Re: "Пять мучеников в Тире Финикийском (ок. 303-305)"" (Александр Иванов) |
|
> > Тогда ещё раз проговорим следующий момент: когда НКС/Минея переносят греческую память на другой день, мы в календарную статью всё-таки будем давать греческий день? А в перс. статье (если же её ещё нет, тогда в сноске) сообщать, что НКС/Минея эту память перенесла.
> Здесь все возможные решения по-своему логичны. Я не знаю, как лучше, и просто присоединюсь к Вашему с И.Н. соглашению.
Если мы отказываемся от попыток отразить статус НКС/Миней и память всё-равно будет идти с пометкой отсылающей на иную поместную Церковь, не против решения предложенного о. Александром. |
||
Ответить | ||
Харин, Илья Николаевич модератор православный, ЯПЦ Сообщений: 1629 Дата регистрации: 09.06.2006 |
Попощусь
13.03.2017 11:54:25 в ответ на "Re: "Пять мучеников в Тире Финикийском (ок. 303-305)"" (Олексій Тре) |
|
А вообще, Олексій, Вы правы. Т.к. формат календарных статей, видимо, наконец удалось в целом согласовать, по совету с духовником отхожу от активного участия в "Древе" - по крайне мере на время Великого Поста и Страстной седмицы. Простите - надеюсь что от моего отсутствия будет толк. Если вдруг что-то будет нужно, пишите по имэйлу. |
||
Ответить |