Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

НОВГОРОДСКАЯ ЕПАРХИЯ

Внимание, эта версия текста устарела!
Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Новгородский Софийский собор
Новгородский Софийский собор
Новгородская и Старорусская епархия Русской Православной Церкви.

История

Учреждена в 951 г. (Дурново. Иерархия..., с. 35); в 992 г. (Булгаков и др.); по Строеву: "... возводится к XI веку...". С 1165 г. - первая архиепископия в России ("Великоновгородская и Псковская"). С 26.01.1589 г. - митрополия.

Новгородская епархия - одна из старейших русских епархий, насчитывающая уже более чем 1000 - летнюю историю. В 992 г. сюда пришел первый епископ Иоаким Корсунянин. Новгородскую епископию отличало не только необозримое пространство ее территории. Здесь воздвигались многочисленные храмы и основывались монастыри, прославились чудотворные иконы Божьей Матери: Знаменская, Тихвинская, а также икона Софии Премудрости Божией. Здесь почивают мощи целого сонма святых угодников.

Более ста входят в Собор Новгородских святых, многие из них имеют общерусское празднование. Древний новгородский пантеон превосходил пантеоны других русских земель. Ярчайший пример - из 30 владык, возглавлявших новгородскую кафедру до 1478 г., 17 причислено к лику святых; всего - 21 святитель. И в дальнейшем, когда новгородская земля потеряла свою независимость, многие новгородские архиереи своими деяниями вошли в историю. Среди них митрополит Макарий, архиепископ Феофан (Прокопович), митрополит Евгений (Болховитинов), митрополит Арсений (Стадницкий) и др. Пять новгородских святителей были избраны на патриарший престол: митрополит Никон, митрополит Питирим, митрополит Иоаким, митрополит Алексий (Симанский) и нынешний Патриарх Алексий II.

История новгородской епархии неотделима от истории самого Великого Новгорода, который к концу XI в. сформировался в один из могущественных центров Древней Руси. В начале она была в полной зависимости от Киевского митрополита, который и назначал епископов. Но уже с 1157 г. (до 1478 г.) новгородское вече само избирает себе владыку, митрополиту приходилось только посвятить избранного. Этим Великий Новгород отличался от других епархий. С 1165 г. новгородский владыка имеет сан архиепископа, что говорит о его высоком положении; все остальные епархии возглавлялись епископами (кстати, епископ Новгородский и Старорусский Лев в 1995 г. также возведен в сан архиепископа).

Новгородские владыки обладали канонической и государственной властью. По канонической власти владыка учил, посвящал в сан, правил духовенством и монастырями, ведал богоугодными заведениями, следил за нравственным состоянием не только духовенства, но и мирян. Суду владыки подлежали, например, ссоры в семье или споры по имуществу. Еще одной обязанностью, утвержденной грамотой Всеволода Мстиславича, являлось заведование всеми торговыми мерами и весами. Государственная сторона деятельности владыки выражалась в том, что он принимал участие во всех переговорах с русскими князьями и послами иностранных государств. Волнения и мятежи прекращались после вмешательства владыки. Начиналась война или заключался мир только по благословлению владыки, который имел и свой полк. Богатейшая казна новгородских владык, хранившаяся на хорах Софийского собора, использовалась во время войн, для заключения мирных договоров (контрибуции), для выкупа пленных и т.д. Шли ее средства и на общественные дела (строительство каменных стен кремля, моста и пр.), а также возводились храмы, оказывалась помощь во время бедствий. Основу богатства новгородской кафедры составляли различные пожертвования, главными из них были земельные. В XIV - XV вв. новгородский владыка становится крупнейшим землевладельцем. Вторым по значению церковным лицом в новгородской епархии был архимандрит Юрьева монастыря. Остальные монастыри управлялись игуменами. К концу XV в. существовало 55 мужских и женских монастырей. Общественно - религиозным центром новгородцев была церковь. Возле нее собиралось уличанское вече, выбирались должностные лица, решались различные вопросы. К 1478 г., когда Великий Новгород лишился самостоятельности и вошел в состав Москвы, в Великом Новгороде насчитывалось 82 храма, не считая церквей пригородных монастырей.

Эти перемены отразились и на епархии. Теперь московский митрополит ставит владык на Софийский престол, и едва ли не самая богатая епархия Руси лишается значительной доли своих богатств. В год покорения Великого Новгорода Иван III вывез в Москву богатейшую казну Софийского дома и отнял значительную часть земельных владений архиепископа и крупных монастырей. Но несмотря на потерю самостоятельности, новгородская кафедра сохранила свое особое положение. Новгородский владыка единственный среди других иерархов носил белый клобук. Да и доходы новгородской церкви превосходили доходы других епископов. По сведениям английского посла Д.Флетчера, доход новгородского владыки составлял до 10 - 12 тыс. руб ежегодно, главы же московской Церкви - около 3 тыс, других владык - до 2,5 тыс. руб. Москва старалась подорвать влияние новгородской Церкви, где 17 лет не ставился владыка (1509 - 1526 гг.). Пострадала новгородская епархия и от политики Ивана IV Грозного. Опричники здорово ограбили церкви и монастыри. Правда позднее Иван IV пытался как-то компенсировать потери: Софийскому собору возвращены две знаменитые иконы: образ Спасителя и св. Петра и Павла, отлит новый колокол на “колоколище во владычном дворе”, делаются крупные пожертвования. Подходящий к концу XVI век приносит изменения. В 1589 г. избирается Патриарх Московский и всея Руси, а новгородский владыка получает титул митрополита. Образовавшаяся патриаршая область (вместо московской метрополии) вносит свои коррективы в границы епархий. Из самой обширной новгородской епархии, четыре ее уезда -Валдайский, Боровичский, Крестецкий и Старорусский - при Патриархе Никоне приписаны к вотчинам его “особых” монастырей: Иверского и Воскресенского. В начале XVII в. новгородская церковь пережила еще одно страшное разорение. Шведы “разориша вся святые места, и монастыри и церкви, и вся сосуды златые и серебряные, и кузнь, и раки святых поимаша”.

Новгородские митрополиты продолжают традиции своих знаменитых предшественников. Они занимаются не только восстановлением храмов и монастырей, но и возводят новые. К 1702 г. в новгородской епархии насчитывалось 1017 церквей, а через 20 лет - 1282 церкви. При императрице Анне Иоанновне церкви стали закрывать в связи с приказом брать священнослужителей и их детей на военную службу. Екатерина II приказом о секуляризации церковных земель упразднила многие монастыри. К концу XIX века в новгородской епархии насчитывалось около 1000 церквей, из них - 700 приходских, 32 мужских и женских монастыря. В начале XX века было 24 мужских и 17 женских монастырей, 954 церкви, в том числе - 742 приходских. Революция 1917 года нарушила православные устои. Декрет об отделении Церкви от государства и школы повлек изменения в порядке церковных дел. Началось закрытие монастырей и церквей. В начале 1921 года по всей стране проводилась кампания изъятия церковных ценностей в помощь голодающим Поволжья. По инструкции ликвидации подлежали только те предметы, которые не имели историко - художественного значения. Древние храмы со всем убранством также должны были остаться неприкосновенными, но на практике, к сожалению, все было иначе. С 1924 года начинается вторая волна закрытия храмов, третья - падает на конец 30-х годов. Основная часть их была закрыта в 1937 - 38 гг. В то же время было уничтожено почти все духовенство епархии.

К началу Великой Отечественной войны в Великом Новгороде действовал один Михаило-Архангельский собор на Прусской улице. Богослужение в нем продолжалось и во время немецкой оккупации. С 1945 по 1962 год в Великом Новгороде был один действующий храм - Никольский собор, после закрытия которого в 1962 г. службы стали совершаться в церкви св. Филиппа Апостола.

В настоящее время богослужения в Великом Новгороде совершаются в восьми храмах, самый древний из которых - кафедральный Софийский собор, переданный Православной Церкви в 1991 году. В большинстве районов открылись старые храмы, в ряде - построены новые. Началось в новгородской епархии и возрождение монастырской жизни. На ее территории действует 4 монастыря, из которых 2 мужских (Юрьев и Валдайский Иверский Богородицкий) и 2 женских: Спасо-Преображенский Варлаамо-Хутынский и ставропигиальный Николо-Вяжищский.

Изменения названия

  • Новгородская (с 992)
  • Великоновгородская и Псковская (с 1166)
  • Великоновгородская и Великолуцкая (с 26 января 1589)
  • Новгородская и Санкт-Петербургская (с 1 января 1775)
  • Новгородская и Олонецкая (с 16 октября 1799)
  • Новгородская, Санкт-Петербургская, Эстляндская и Выборгская (с 19 декабря 1800)
  • Новгородская, Санкт-Петербургская, Эстляндская и Финляндская (с 4 декабря 1803)
  • Новгородская и Олонецкая (с 26 марта 1818)
  • Новгородская, Санкт-Петербургская, Эстляндская и Финляндская (с 25 июня 1818)
  • Новгородская и Старорусская (с 21 ноября 1891)
  • Ленинградская и Новгородская (1943 - 1957)
  • Новгородская и Старорусская (c 1957)

Архиереи

Викарные епархии

Монастыри

Учебные заведения

Периодические издания

Братства, сестричества, общины

Литература

  • Толстой М.В.. Святыни и древности Великого Новгорода.. Москва. 1862. [4],264 с., 5 л. ил..
  • Тихомиров П.И., прот.. Кафедра новгородских святителей со времени введения христианства в Новгороде (902) до кончины последнего митрополита Новгородского Иова в 1716.. Новгород. 1891 - 1897. 2 т..
  • Здравомыслов К.Я.. Иерархия Новгородской епархии от древнейших времен до настоящего времени: Краткие биографические очерки.. Новгород. 1897 . [2],255 с..

Использованные материалы

Редакция текста от: 08.05.2010 08:13:44
Последняя подтвержденная редакция: 14.10.2023 07:46:14

"НОВГОРОДСКАЯ ЕПАРХИЯ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google