Свт. Лука Жидята, епископ Новгородский. Типолитография Новгородского губернского правления, 1890 г. |
Память 15 октября [3], 4 ноября (Новг.) и в Соборах Новгородских святителей и Новгородских святых
Происходил из знатного рода. Образование получил в школе своего предшественника на Новгородской кафедре - грека, святителя Иоакима Корсунянина. Несмотря на преобладавшее в то время влияние греческого духовенства в нашей церкви, князь Ярослав избрал русского Луку преемником Иоакима. Вероятно был поставлен на Новгородскую кафедру в 1036 или 1037 году [4].
14 сентября 1050 [5] году освятил воздвигнутый при нём новый каменный Новгородский Софийский храм.
В 1055 году, оклеветанный своим холопом Дудиком, вызван в Киев и осужден митрополитом в заточение, где пробыл три года.
В 1059 году оправдан и отпущен к своей пастве, но не доехал до Новгорода.
Скончался вероятно 15 октября 1059 года [6]. Тело его было привезено в Новгород и погребено за Софийским собором.
22 марта 1558 году обретены его нетленные мощи, перенесены архиепископом Пименом в Софийский собор и положены в Мартириевой паперти. Тогда же святитель Лука и был причислен к лику святых.
Епископ Лука - первый по времени русский проповедник, живший в XI веке и представлявший собой замечательный образец пастыря. Это "самородный тип, боровшийся с византийским влиянием" и действовавший в "духе чисто русского просвещения". В его слове, отличающимся изумительной простотой "жизнь бьет ключом".
Он заботился о книжном просвещении новгородцев, поддерживал устроенную Ярославом в 1030 году школу. Есть даже мнение, что он, как знаток греческого языка, переводил на славянский язык церковные книги. Также сохранилось от его времени Евангелие, известное под его именем.
Епископ Лука любил церковное благолепие и прилагал все свое попечение к построению храмов Божиих.
Труды
Переводы его с греческого языка до нас не дошли. Единственное произведение Луки Жидяты, известное в древнерусской письменности, есть весьма краткое "Поучение к братии". Оно представляет значительный историко-литературный интерес, как первое собственно русское произведение духовной литературы. Предполагают, что святитель Новгородский произнес свое поучение при самом вступлении на кафедру. Проповедник в самых простых, общедоступных выражениях дает первоначальные наставления в истинах веры и нравственности, в которых нуждалась его паства, еще мало проникнутая христианским учением. Проповеднику приходилось напоминать символ веры, указывать необходимость исполнения самых основных обязанностей христианина по отношению к Богу, церкви и ближним. Для историка нравов интересны в поучении указания на недостатки современной проповеднику русской жизни — пьянство, сквернословие, лихоимство и др.
Поучение Луки Жидяты, сохранившееся лишь в поздних списках XV-XVI вв., напечатано в I т. "Русских достопамятностей" (1815), в "Истории русской церкви преосв. Макария", ч. I, [7] и в "Исторической хрестоматии церковно-славянского и древнерусского языков" Ф. Буслаева (1861).
Литература
- Здравомыслов К. Я. Иерархи Новгородской еп. Новгород, 1897, с. 6-7.
- Бугославский С. Поучение еп. Луки Жидяты по рукописаниям XV-XVII вв. СПб, 1913.
- Петухов Е. В. Русская литература. Исторический обзор главнейших литературных явлений древнего и нового периода. Юрьев, 1912, с. 5.
- Евсеев И. Е. Поучение Луки Жидяты, архиеп. Новгородского (Памятники древне-рус. церк. литературы, проф. А. И. Попомарев. Спб, 1894, с. 7-24).
- Тихомиров П. И. Кафедра Новгородских святителей, т. I. Новгород, 1891, с. 19-27.
- Его же Сказание о Новгородской чудотв. иконе Знамения Божией Матери, 3-е изд. Новгород, 1902, с. 92.
- Добромыслов В. Св. Лука Жидята, второй еп. Новгородский (Странник, 1865, октябрь, с. 1-32, ноябрь, с. 1-73).
- Малышевский И. Евреи в южной Руси и в Киеве (Труды К. Д. А., 1878, III).
- Диев М., прот. Поверка иерархических каталогов епархий Новгородской, Переяславской, Полоцкой, Ростовской и Тобольской (рукопись архива Св. Синода, № 1771, с. 19-22).
- Эристов Словарь историч. о святых, с. 148.
- М. Макарий И. Р. Ц., т. I, с. 123-126, 278-279.
- Соболевский А. И. Материалы и исследования в области славянской философии и археологии. СПб, 1910, с. 255-256.
- Никольский Н. К. Материалы для повременного списка русских писателей и их сочинений (X-XI вв.). СПб, 1906, с. 144-149.
- Владимиров П. В. Древняя русская литература киевского периода XI-XIII вв. Киев, 1901, с. 134-135.
- Амвросий История Рос. Иерархии, т. I, с. 67, 68.
- М. Платон Ист. Рус. народа, т. I, с. 262, 263.
- Строев П., с. 33, 241, прим. 1.
- Поторжинский М. История русской церковной проповеди. Киев, 1891, с. 59.
- Толстой М. В. Святыни и древн. Великого Новгорода. М., 1862, с. 8, 35.
- Его же Рассказы из И. Р. Ц., с. 16, прим. 6.
- Едлинский М., свящ. Подвижники и страдальцы за веру правосл. и землю русскую, т. I, 4-е изд. СПб, 1895, с. 72-75; СПб, 1901, с. 76-78.
- Самбикин Д. Месяцеслов, вып. I, с. 97-98.
- Голубинский, с. 157, 557.
- Косолапов Месяцеслов, с. 80.
- Булгаков, с. 1406.
- Летопись Е. А., с. 361.
- Святая Русь, № 180.
- Обзор рус. дух. лит., с. 8, 9, № 11.
- Истор. вестн., 1883, февраль, с. 478, 1895, май, с. 629, 1900, октябрь, с. 246, 250.
- Рус. палом., 1893, № 26, с. 411, 1908, № 22, с. 347-348.
- Прав. собес., 1858, февраль, с. 287.
- Ж. М. П., 1945, № 1, с. 43.
- БЭС, т. I, с. 886.
- БЭЛ, т. V, с. 571.
- ЭС, т. XI-а (кн. 22), с. 945.
- РБС, т. X, с. 719.
- Н. Д., с. 17.
Использованные материалы
- Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
- http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_5345
- "Собор святителей Новгородских, почивающих на Мартириевои (златой) паперти в соборе святой Софии," Таисия, монахиня, Русские Святые, Санкт-Петербург, Изд-во «Азбука-классика», 2001:
[1] Или Жирята
[2] По менее вероятным версиям - в 1058 или 1060 году.
[3] "Святаго Луки, епископа Новгородскаго" // Димитрий (Самбикинъ), архиеп. Мѣсяцесловъ святыхъ, всею Русскою Церковію или мѣстно чтимыхъ, и указатель празднествъ въ честь иконъ Божіей Матери и св. угодниковъ Божіихъ въ нашемъ Отечествѣ. Выпускъ II-й (октябрь). Прибавленіе къ Подольскимъ Епархіальнымъ Вѣдомостямъ. - Каменецъ-Подольскъ: Типографія Подольскаго Губернскаго Правленія, 1893. - С. 95-97.
[4] Есть источники которые также указывают 1030 год, что противоречит с данными о Ефреме греке, управлявшем Новгородской епархией до 1035 года.
[5] По другим версиям - в 1051 или 1052 годах.
[6] По Строеву и по свт. Филарету (Гумилевскому) - в 1060 году. Монхиня Таисия указывает 15 октября 1058 года
[7] Свт. Филарет (Гумилевский) замечает, что представленный в "Истории русской церкви" текст "по списку без имени учителя, представляет текст довольно древний, но не везде верный." (Обзор русской духовной литературы. 862 - 1720. Сочинение Филарета, архиепископа Харьковского, Харьков, 1859, с.13)