Митр. Амвросий (Подобедов) |
В миру Подобедов Андрей Иванович, родился 30 ноября 1742 года в селе Стогове Переяславского уезда Владимирской губернии в семье священника.
С 1757 года обучался в Троицкой лаврской семинарии.
В 1764 году, по окончании курса обучения, назначен на должность учителя и библиотекаря.
12 февраля 1768 года принял монашество и переведен проповедником и учителем в Московскую Славяно-греко-латинскую академию.
С 1771 года - префект академии.
С 18 августа [1] 1774 года - ректор академии и архимандрит Заиконоспасского монастыря.
5 июня [2] 1778 года хиротонисан во епископа Севского.
Им организована и открыта Севская духовная семинария, учреждены духовные училища в Орле и Брянске.
25 апреля 1781 года переведен в Крутицкую епархию.
В период управления Крутицкой епархией преобразована Крутицкая духовная семинария и открыты духовные училища в Боровском и Белевском монастырях [3].
С 27 марта 1785 года - архиепископ Казанский и Свияжский.
В Казани преосв. Амвросий восстановил сгоревшие и обветшавшие здания академии, усовершенствовал школу для новокрещенных татар [4].
С 16 октября 1799 года - архиепископ Санкт-Петербургский, Эстляндский и Финляндский.
19 декабря 1800 года также назначен управляющим Новгородской епархией.
С 10 марта 1801 года - митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский.
26 марта 1818 года по личной просьбе был освобожден от управления Санкт-Петербургской епархией и удалился в Новгород, с титулом митрополита Новгородского и Олонецкого. Поводом к удалению его послужило недовольство государя на употребление им во время крещенской церемонии облачения, опушенного горностаем, снятым с покрова гробницы великой княгини. Истинной же причиной удаления были частые столкновения митрополита с князем Голициным.
После приезда митр. Амвросия в Новгород он прожил две недели здоровым и невредимым. Однажды вошел он в Знаменский собор. Масло из лампады пред образом Богоматери нечаянно пролилось ему на голову. В тот же вечер он занемог. Следующий день провел в болезни, лекари стали обещать выздоровление. Наутро он причастился Св. Таин, сказав при этом: "Собороваться маслом не надобно, меня соборовала Богоматерь". Через некоторое время сам читал отходные молитвы и предал дух свой.
Скончался 21 мая 1818 года. Погребен в Софийском соборе в приделе св. Иоанна Предтечи.
Основным направлением деятельности преосв. Амвросия была его постоянная забота о развитии духовного просвещения в России, о поднятии умственного и нравственного уровня духовенства.
При его деятельном участии совершено преобразование духовно-учебных заведений в России [5].
За труды по духовному образованию преосв. Амвросий первый удостоился звания почетного доктора богословия.
Из личных качеств митр. Амвросия обер-прокурор Хвостов отмечал "мудрую кротость его нрава", князь Голицын увидел в нем "старца сговорчивого, умного и распорядительного".
Проповеди Амвросия, по словам Филарета Черниговского, "не отличаются ни блистательными картинами, ни свободным течением речи, но в них есть сила мысли и достаточная чистота русского языка".
Сочинения
- Собрание поучительных слов, говоренных в разное время, 3 части. М., 1810; 1816; 1825.
- Руководство к чтению Св. Писания. М., 1779 и (второе издание называлось Краткое руководство к чтению книг Ветхого и Нового Завета. — М., 1803, 1811, 1826, 1835, 1840; Киев, 1781 (на цер.-слав. яз.), 2-е изд. испр. — К., 1823.
- https://ru.wikipedia.org/wiki/Файл:Амвросий_(Подобедов),_мит...pdf
- https://ru.wikipedia.org/wiki/Файл:Амвросий_(Подобедов),_мит...pdf
- Молитвы для чтения в больницах поутру и вечером, введены в употребление с 1814 г.[6]
Литература
- Леонид, иером. История церкви в пределах нынешней Калужской губернии и калужские иерархи. Калуга, 1873. с. 113-114
- Никанор (Каменский), архиеп. Казанский сборник статей. Казань, 1909. с. 482
- Сушков Н.В. Записки о жизни и времени св. Филарета митр. Московского. М., 1868. с. 46-48
- Чистович И.А. Руководящие деятели духовного просвещения в России в 1-й пол. ХIХ столетия. СПб., 1894. с. 1-28.
- Рункевич С.Г. Александро-Невская Лавра 1713-1913. СПб., 1913. с. 830-834
- Рункевич С.Г. Русская Церковь в XIX в. СПб., 1901. с. 20-57
- Здравомыслов, К.Я. Иерархи Новгородской епархии от древнейших времен до настоящего времени : Краткие биографические очерки. Новгород, 1897. с. 128-140
- Бантыш-Каменский Д.Н. Словарь достопамятных людей русской земли. Часть 1. СПб. 1847. с. 26
- Евгений (Болховитинов), митр. Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина Греко-Российской Церкви. М.:1995, с. 34-37
- Сушков Н.В. Три митрополита: Амвросий, Михаил и Серафим // Чтен. Моск. общ. истории и древностей. 1867. ч. 1. с. 156.
- П.М. Из прошлого. // Русский Вестник, 1868, № 3–4, т. LXXІV, с. 438—513 [7]
- Греч Н.И. Опыт краткой истории русской литературы. — СПб, 1822. с. 297-299
- Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. - Киев, 1913, с. 1401, 1407, 1411.
- Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М., 1872, № 143.
- Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. – М., 1908. – С. 638–639, 401–403.
- Родосский А. С. Биографический словарь студентов первых XXVIII курсов Санкт-Петербургской духовной академии. 1814–1869 гг. – СПб., 1907. – С. 11.
- Венгеров С. А. Критико-биографический словарь русских писателей и ученых: в 6 т. – СПб., 1889–1904, т. 1. – С. 491–493
- Рассказы митрополита Филарета, записанные А. В. Горским // Русский архив. – 1888.
- Письма митр. Киевского Евгения (Болховитинова) к В.Г. Анастасевичу. // Русский архив. 1889.
- Дневник М. С. Ребелинского // Русский архив. – 1897, кн. 1.
- Юбилейный сборник исторических материалов у Троицы в Академии 1814–1914 г. – М., 1914. – С. 239, 261.
- Бекетов П. П. Портреты именитых мужей Российской Церкви с приложением их краткого жизнеописания. – М., 1843. – С. 52.
- Православный собеседник. 1867. янв. с. 64.
- -"- -"- 1875. авг. с. 327-347.
- -"- -"- 1898. окт. с. 413.
- -"- -"- 1899. янв. с. 94, 104.
- -"- -"- 1905, июль-авг. с. 482.
- -"- -"- 1909, июль-авг. с. 210.
- -"- -"- 1910. март. с. 337, 341.
- -"- -"- 1914. янв. с. 70.
- Церковный вестник. 1908. № 39. с. 1230.
- Христианское чтение. 1902. сент. с. 368.
- Странник. 1860. май. с. 156-221; июнь. с. 225-254.
- Русское проповедничество. СПб., 1871.
- Энциклопедический словарь изд. рус. уч. и лит. т. 4.
- Исторический вестник. 1894. июль. с. 150.
- -"- -"- 1895. февр. с. 639.
- -"- -"- 1896. апр. с. 157, 169, 177-178.
- -"- -"- 1900. июнь. с. 818, 928, 930, 934-935.
- Вестник Европы. 1873. т. VI. с. 230, 235-236.
- Русская старина. 1871. т. IV. с. 125.
- -"- -"- 1872. февр. с. 247 п/с.; нояб. с. 582, 687.
- -"- -"- 1873. апр. с. 498.
- -"- -"- 1875. февр. с. 425; апр. с. 787; июль. с. 303.
- -"- -"- 1876. февр. с. 268-269; окт. с. 305.
- -"- -"- 1878. июль. с. 560; авг. с. 559, 563.
- -"- -"- 1883. апр. с. 2, 39; июнь. с. 559-560; нояб. с. 366 п/с.; дек. с. 730.
- -"- -"- 1885. июнь. с. 570, 575.
- -"- -"- 1886. июнь. с. 710.
- -"- -"- 1903. июнь. с. 576; авг. с. 466.
- -"- -"- 1904. февр. с. 386; сент. с. 695, 698.
- -"- -"- 1910, мapт. с. 289; июль. с. 407-409, 414-415.
- Христианское чтение. 1857. т. II. с. 178-202.
- Русский архив. 1870. № 4 и 5. с. 770, 786, 789, 799, 808 п/с., 811, 840 п/с. 4.
- -"- -"- 1871. № 12. с. 2066 п/с., 2067-2069.
- -"- -"- 1895. кн. 1. № 3. с. 289-312.
- -"- -"- 1899. кн. 3. № 11. с. 409-411.
- -"- -"- 1900. кн. 2. № 5. с. 18 п/с. 2.
- -"- -"- 1904. кн. 1. № 2. с. 193-231; кн. 2. № 7. с. 424-425; кн. 2. № 8. с. 599.
- -"- -"- 1919. кн. 3. № 11. с. 511-512.
- -"- -"- 1912. № 7. с. 354, 355.
- ЖМП. 1959. № 4. с. 60.
- -"- 1945. № 4. с. 69-70.
- ЖПБ. 1913. V. с. 98.
- Труды КДА. 1875. июнь. с. 701.
- Симбирские епархиальные ведомости. 1898. № 22. с. 3.
- Известия Казанской епархии. 1872. № 8. с. 245-256.
- -"- -"- 1885. № 22. с. 818-819.
- БЭС. т. I. с. 140-141; т. II. с. 1138-1139, 1676, 2108.
- БЭЛ. т. I. с. 590; т. VII. с. 713.
- БЭЮ. т. I. с. 485.
- ЭС. т. II. с. 333.
- РБС. т. II. с. 88.
- Обзор русской духовной литературы. 862-1863 / Соч. Филарета (Гумилевского), архиеп. Черниг. - 3-е изд. Кн. 2. - Санкт-Петербург, 1884, с. 421-422.
- Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 19, 21, 40, 50, 66.
- Мануил (Лемешевский), митр. Русские православные иерархи. 992—1892: Биографический словарь: В 3-х томах / Митрополит Мануил (Лемешевский). — М.: 2002—2004. — Т. 1.
Использованные материалы
- Биография на сайте "Русское Православие"
[1] С.А. Малкин. Митрополит Амвросий (Подобедов) и Московские духовные школы. // Кадашёвские чтения. Сборник докладов конференции — Вып. III. — М., 2008. — С. 37—50.
[2] По другим данным - 5 июля. См. С.А. Малкин. Митрополит Амвросий (Подобедов) и Московские духовные школы. // Кадашёвские чтения. Сборник докладов конференции — Вып. III. — М., 2008. — С. 37—50.
[3] Малкин С.А. История духовных учебных заведений Крутицкой епархии при преосвященном Амвросии Подобедове (1782-1785 годы) // Кадашевские чтения. Сборник докладов конференции, вып. XV. - М. 2014 http://www.kadashi.ru/images/oldnews/kad_chteniya/XV/15_kada...pdf
[4] Малкин С.А. Деятельность Казанского архиепископа Амвросия (Подобедова) в 1785-1795 годах // Кадашевские чтения. Сборник докладов конференции, вып. XVII, М. 2015, с. 85-92. http://www.fileserv.info:8070/FILES/kadashi/Kad Chten/17_Kad...pdf
[5] Малкин С.А. Проекты реформы духовных училищ 1808 – 1814 гг. // Кадашевские чтения. Сборник докладов конференции, вып. XXII, М. 2018, с. 75-80. http://www.kadashi.ru/images/kadchteniastatii/22_ Кадашевски...pdf
[6] В виде книги не издавались, место хранения рукописи не известно
[7] В Критико-биографическом словаре в статье С.А. Венгерова о Павле Ивановиче Мельникове-Печерском указано, что он является автором очерка «Из прошлого»