София, Премудрость Божия (Новгородский извод). Икона 1-й четверти XV в. Благовещенского собора Московского Кремля |
Празднование 15 августа
Новгородский извод иконы Христа как Софии, Премудрости Божией - наравне с Киевским, один из двух основных изводов иконы Софии-Премудрости. Икона Софии, Премудрости Божией, известна в Новгороде с XV века, как храмовая икона Новгородского Софийского собора. При этом, в книге Поселянина указано что икона - современница Новгородского собора и "является копией с древней иконы Софии из Константинопольского Юстинианова храма" [1]. Также икона упомянута в житии преподобного Лазаря Мурманского, жившего в XIV веке. Так или иначе, с XV-XVI века сюжет широко распространился в Русской Православной Церкви, но в греческой традиции этот иконографический тип остался неизвестным. Старейшей иконой этого извода из образов сохранившихся на начало XXI века считается икона из Благовещенского собора Московского Кремля первой четверти XV столетия.
Новгородский образ Софии Премудрости прославился многочисленными чудотворениями. По преданию, пред ним в 1542 году получила исцеление женщина, страдавшая болезнью глаз, как написано в Новгородской летописи: "Премудрость Божия простила жену, очима была больна". Празднование иконе было установлено на Успение Пресвятой Богородицы как на престольный праздник Новгородского Софийского собора. Особая служба на Успеньев день с каноном Святой Софии была составлена в начале XVII века князем Семеном Шаховским. В 1843 году деревянная икона была украшена серебряной с позолотой ризой.
София, Премудрость Божия (Новгородский извод). Икона в ризе из Новгородского Софийского собора. Фото. нач. ХХ в. |
Описание
Центральной фигурой иконы является Господь Иисус Христос в виде крылатого Огненного Ангела, который восседает на золотом престоле, поддерживаемом семью столбами. Он облачён в подир и препоясан драгоценным поясом, на голове - царский венец. В правой руке Он держит скипетр с крестом наверху, а левой прижимает к груди свиток. Основанием для такой иконографии является традиция образов Сына Божия как Ангела великого совета, совмещённая с апокалиптическими описаниями: евангелист Иоанн Богослов видел Сына Божия "облеченного в подир и по персям опоясанного золотым поясом" (Откр. 1:13); "очи Его, как пламень огненный, и на голове Его много диадим" (Откр. 19:12); "и лице Его, как солнце, сияющее в силе своей" (Откр. 1:16).
По сторонам от Ангела-Премудрости изображены Богоматерь и святой Иоанн Креститель со свитком, на котором читается: "Аз свидетельствовах". Таким образом икона представляет собой особый тип Деисиса. При этом, на иконе представлено ещё два погрудных образа Христа - как Богомладенца в медальоне на груди Пресвятой Матери, и как благословляющего Спаса в медальоне над головой Ангела. В верхнем регистре иконы - этимасия. С обеих сторон престола - по три коленопреклоненных ангела [2].
Как версия иконографического типа иногда предстоящие изображаются тоже с крылами: Предтеча, вероятно, в связи с пророчеством Малахии (Мал. 3:1); Богоматерь как апокалиптическая Жена (Откр. 12:14). На таких иконах зачастую отсутствует медальон с Богомладенцем, а по бокам от центрального медальона со Спасителем пишутся ангелы.
Икона "Софии Премудрости Божией". Новгород. Храмовая икона Софийского собора. 3-я четверть XV века. |
Споры
Новгородская икона Святой Софии принадлежит к числу символических композиций, которые стали обычными в русской иконописи с середины XVI веке. В таких иконах на передний план выходит иллюстрация текстов и идей; в них сильны западные мотивы. Характерно, что, хотя данный иконописный извод становится широко распространённым, он одновременно остаётся спорным. Споры возникают как о содержании, так и о допустимости иконографии. В иконописных подлинниках появляется "Сказание о образе Софии, Премудрости Божией", которое встречается и отдельно, и в различных сборниках смешанного содержания ХVI-XVII веков. В нём икона объясняется не как образ Христа, а как образ девства: "Образ Премудрости Божии, Софии, проявляет собою Пресвятыя Богородицы неизглаголаннаго девства чистоту; имать же девство лице девиче огненно…" "Сказание" видит в Ангеле символ девства "яко житие девственное со ангелы равно есть…" "Лице огненное являет, яко девство сподобляется Богу вместилище быти; огнь бо есть Бог…" Предстоящие являют примеры девства. За этим сказанием предполагается западное влияние. В конце XVII века известный справщик, чудовский инок Евфимий - видевший в Ангеле-Премудрости Ипостась Христа - выступал против образа Премудрости Божией, требуя историзма вместо "вымышленных подобий" [3]. Братья Лихуды, защищая икону, объясняли парное изображение Христа - как Ангела-Премудрости и как Спаса в медальоне - двойством природ в Христе.
Молитвословия
Тропарь, глас 1
Преве́чная Прему́дросте, Христе́ Бо́же наш!/ Боже́ственным смотре́нием Свои́м преклони́вый Небеса́,/ благоволи́л еси́ всели́тися во утро́бу Чи́стыя Отрокови́цы,/ средосте́ние вражды́ разруши́в,/ освяти́л еси́ естество́ на́ше/ и Ца́рствие Твое́ нам отве́рзл еси́;/ сего́ ра́ди Тебе́, Творца́ на́шего и Изба́вителя,/ и ро́ждшую Тя,/ спасе́ния на́шего та́йне послужи́вшую Де́ву Чи́стую, // правосла́вно велича́ем.
Ин тропарь, глас 4
Ве́лия и неизрече́нная Прему́дрости Бо́жии си́ла/ смотре́ния плотска́го та́инства!/ Софи́е Преимени́тая,/ де́вственных душе́ и неизглаго́ланнаго де́вства чистото́,/ смире́нныя му́дрости и́стино,/ поко́ище Свята́го Ду́ха,/ пречестны́й хра́ме непостижи́мыя сла́вы Его́,/ огнезра́чный престо́ле Христа́ Бо́га на́шего,/ в Тя бо всели́ся неизрече́нно Сло́во Бо́жие, и плоть бысть,/ Неви́димый яви́ся,/ и неприкоснове́нный из Тебе́ изы́де,/ и с челове́ки поживе́, врага́ иско́ннаго уловля́я/ и челове́ки от кля́твы дре́вния свобожда́я,/ возводя́ па́ки, отню́дуже испадо́хом./ Мо́лимтися, Влады́чице,/ отягче́нныя ны во гресе́х лю́тых поми́ловати/ и спасти́ ду́ши на́ша,/ и, я́ко человеколюби́вая и милосе́рдая Цари́ца,/ Ма́ти Прему́дрости Бо́жия Сло́ва,/ при́зри на ны, гре́шныя лю́ди Твоя́,/ и умилосе́рдися, заступи́ от напа́стей и скорбе́й лю́тых/ и гра́ды на́ша невреди́мы сохрани́, // иде́же ны́не и́мя Твое́ пресвято́е боголе́пно сла́вится.
Кондак, глас 4
Притеце́м, правосла́внии лю́дие,/ к прему́дрости Бо́жии/ и ви́дим чудотво́рную ико́ну Пречи́стыя Богома́тере,/ Ю́же имену́ем по явле́нию Софи́ю, Прему́дрость Бо́жию,/ зане́ храм бысть одушевле́н Единоро́днаго Сы́на и Сло́ва Бо́жия./ Сия́ у́бо светолу́чно сия́ет в пречестне́м хра́ме Свое́м/ и сердца́ на́ша весели́т, приходя́щих с ве́рою/ и взира́ющих со стра́хом и благогове́нием на пречи́стую сию́ ико́ну,/ помышля́юще в сердца́х на́ших,/ я́ко вои́стинну Прему́дрости Бо́жии е́сть се́ление/ и та́инства Его́ смотре́ние,/ на упова́ние бо ве́рным/ воображе́ние огнезра́чное Ея́ зрим/ и покланя́емся, я́ко и́стинному и пренепоро́чному Ея́ де́вству/ в рождестве́ и по рождестве́ па́ки;/ от Нея́же изы́де Огнь Боже́ственный,/ попаля́я тле́нныя стра́сти/ и просвеща́я ду́ши на́ша и чи́сты сотворя́я,/ И́мже и ве́ки сотвори́ Оте́ц,/ Той же и Му́дрость, Сло́во и Си́ла нарече́тся,/ сия́ние сла́вы и О́браз О́тчи Ипоста́си./ И па́ки у́бо мо́лим/ и, припа́дающе, лобыза́ем пречестну́ю ико́ну Прему́дрости Бо́жия Ма́тере/ и велегла́сно вопие́м:/ о Милосе́рдая Влады́чице,/ спаси́ рабы́ Своя́ от наси́лия диа́воля,/ от нахожде́ния иноплеме́нных и междоусо́бныя бра́ни,/ я́ко Ты еси́ всех благи́х Пода́тельница и Покрови́тельница // притека́ющим к Тебе́ с ве́рою и прося́щим ве́лия ми́лости.
Использованные материалы
- Флоровский Г. В., прот., "О почитании Софии, Премудрости Божией, в Византии и на Руси", Альфа и Омега, № 4, 1995:
- "Икона Богородицы София - Премудрость Божия (Новгородская)", календарь православной энциклопедии Азбука Веры,
- Поселянин Е. Н., Богоматерь: Описание Ее земной жизни и чудотворных икон, М: АНО "Православный журнал «Отдых христианина»", 2002:
- "Иконы Софии, Премудрости Божией (Новгородской) (тропари, кондаки и молитва)", страница сайта "Псаломщик. Богослужебные тексты и указания"
[1] Поселянин Е. Н., Богоматерь: Описание Ее земной жизни и чудотворных икон, М: АНО "Православный журнал «Отдых христианина»", 2002, https://www.sedmitza.ru/lib/text/440302/
[2] В книге Поселянина ошибочно помещено описание Киевского извода иконы Софии, Премудрости Божией. См. Поселянин Е. Н., Богоматерь: Описание Ее земной жизни и чудотворных икон, М: АНО "Православный журнал «Отдых христианина»", 2002, https://www.sedmitza.ru/lib/text/440302/
[3] "Вопросы и ответы инока Евфимия" изд. Филимоновым в Вестнике общества древнерусского искусства, т. 1, ссылка по ст. прот. Георгия Флоровского "О почитании Софии, Премудрости Божией, в Византии и на Руси", Альфа и Омега, № 4, 1995, http://www.pravmir.ru/o-pochitanii-sofii-premudrosti-bozhiej...si/