Киприан (Старорусенников) [1] (+ 1634), митрополит Новгородский и Великолуцкий
Родился во второй половине XVI века в Старой Руссе.
С 1611 года - архимандрит Новгородского Спасского Хутынского монастыря.
По просьбе новгородцев ездил в Швецию, просить королевича Филиппа царствовать в России в 1611 году. Там его подвергли пыткам, желая "выведать государственные тайны о России", и продержали в заключении до 1613 года.
8 сентября 1620 года [2] был хиротонисан во епископа Сибирского и Тобольского с возведением в сан архиепископа.
В 1622 году устроил мужские монастыри: в Туринске Никольский и в Таре во имя Нерукотворного Спаса. В том же году основал две слободы - Устьницынскую и Тавдинскую.
В 1624 году устроил девичий монастырь во имя свв. Параскевы и Екатерины.
Положил начало Сибирской летописи, записав рассказы живых сподвижников Ермака.
15 февраля 1624 года уехал в Москву.
14 ноября 1624 года был возведен в сан митрополита Крутицкого [3].
В 1626 году написал канон и стихиры в честь Ризы Господней.
26 октября 1626 г. (по другим источникам в 1627 г.) переведен на Новгородскую кафедру.
Скончался 17 декабря 1634 года [4]. Погребен в Корсунской паперти Софийского собора в г. Новгороде.
Преосвящ. Киприан явился истинным и твердым исповедником Православия. Когда он в качестве посла от Новгорода ездил в Швецию, то смело отстаивал интересы Православия, и никакие истязания, которым он подвергся там, не могли сломить его.
Назначенный архипастырем в Сибирь, преосвященный все усилия направил на то, чтобы поднять нравственный уровень духовенства, а также всего населения края. Он обращал многих к Христовой вере, строил церкви, монастыри.
Большая заслуга его состоит в том, что он положил начало Сибирской летописи.
Будучи мужем ученым, преосвященный не дал заглохнуть развитию просвещения в России.
Отличался силой слова и был известным проповедником своего времени.
За свою благочестивую жизнь и богатые умственные дарования преосвящ. Киприан пользовался глубоким уважением не только по всей России, но и в Константинополе.
Труды
- Стихиры и канон ко дню празднования Положения Ризы Господней.
Литература
- Абрамов, "Преосв. Киприан, архиепископ Сибирский" ("Странник" за 1864 г., т. III, № 8).
- Едлинский М., свящ. Киприан, святитель I-й архиеп. Сибири, II вып., 1895, с. 128-133.
- Его же Подвижники и страдальцы за веру православную и землю свято-русскую, 3-е изд. СПб, 1903, т. III, с. 68-73.
- Леонид, иером. Ист. церкви в пределах нынешн. Калуж. губернии. Калуга, 1876, с. 95-96.
- Андриевич История Сибири, т. I, с. 180.
- Баранов В. С. Летопись Верхотурского Никол. м-ря. Н. Новгород, 1910, с. 12-14.
- Трапезников В. Очерки истории Приуралья, с. 680.
- Толстой М. В. Рассказы из И. Р. Ц., с. 474, прим. 12.
- Нестор Православие в Сибири, с. 4, 7-9.
- Знаменский Русская церковная история, с. 221.
- Петров Л. Словарь, с. 127.
- Гатцук Календарь на 1883 г., с. 132.
- Зверинский, т. I, № 314 и др.; т. III, с. 1861, 1893, 1898, 1969, 2177.
- Булгаков, с. 1406, 1415.
- Денисов, с. 864.
- Строев П., с. 36, 50, 317, 1035.
- Зерцалов А. Речи Новгород. митр. Киприана 1627-1633. М., 1896.
- Летопись Е. А., с. 631, 632.
- Обзор рус. дух. лит., с. 224.
- Церковные вопросы в России или рус. дух. вед. Браила, 1896, с. 46.
- Чтен. общ. ист. и древн. Рос., 1862, II, отд. I, с. 93.
- Правосл. обозрен., 1866, № 8, с. 377.
- Странник, 1864, т. III, № 8.
- Рус. ведом., 1863, № 46, с. 8.
- Тобольск. губ. вед., 1858, № 4, 1887, № 9 и 10.
- Монастырь (журнал), 1908, № 7, с. 56; № 8, с. 57-61; " 9, с. 72-74; № 10, с. 60-63.
- Церк. вестн., 1891, № 7, с. 104.
- Прав. собес., 1911, апрель, с. 103.
- Истор. вестн., 1894, июнь, с. 768-769.
- Журн. Мин. Нар. Просвещ., 1849, ч. 64, с. 1-8, 1854, февраль (материалы для ист. христ. просвещ. в Сибири).
- Ж. П. Б., декабрь.
- БЭЛ, т. X, с. 60-61.
- БЭС, т. II, с. 1277.
- РБС, т. XV (кн. 29), с. 88.
- Н. Д., с. 18, 40, 53.
- Мануил (Лемешевский). Русские православные иерархи периода с 992 по 1892 годы (включительно). Ч. III. Куйбышев, 1971 (машинопись).
Использованные материалы
- http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_5397
- Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
[1] Или Старорушенин.
[2] http://ortho-rus.ru/cgi-bin/or_file.cgi?3_419 как вторую версию приводит ту же дату 1621 года.
[3] По Амвросию (Орнатскому) (Ист. росс. пер., т. 1, 109-113) - был переведен с Сибирской на Крутицкую кафедру 12 декабря 1625 года, что маловероятно ввиду служения на первой Макария (Кучина) к этому времени. См. http://ortho-rus.ru/cgi-bin/or_file.cgi?3_419
[4] По др. сведениям, умер 17 декабря 1635, но 8 марта 1635 Новгородскую кафедру занял уже св. Аффоний. Возможно, путаница из-за отмечаемого в допетровской Руси Нового года в сентябре.