Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

КИПРИАН (СТАРОРУСЕННИКОВ)

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Киприан (Старорусенников) [1] (+ 1634), митрополит Новгородский и Великолуцкий

Родился во второй половине XVI века в Старой Руссе.

С 1611 года - архимандрит Новгородского Спасского Хутынского монастыря.

По просьбе новгородцев ездил в Швецию, просить королевича Филиппа царствовать в России в 1611 году. Там его подвергли пыткам, желая "выведать государственные тайны о России", и продержали в заключении до 1613 года.

8 сентября 1620 года [2] был хиротонисан во епископа Сибирского и Тобольского с возведением в сан архиепископа.

В 1622 году устроил мужские монастыри: в Туринске Никольский и в Таре во имя Нерукотворного Спаса. В том же году основал две слободы - Устьницынскую и Тавдинскую.

В 1624 году устроил девичий монастырь во имя свв. Параскевы и Екатерины.

Положил начало Сибирской летописи, записав рассказы живых сподвижников Ермака.

15 февраля 1624 года уехал в Москву.

14 ноября 1624 года был возведен в сан митрополита Крутицкого [3].

В 1626 году написал канон и стихиры в честь Ризы Господней.

26 октября 1626 г. (по другим источникам в 1627 г.) переведен на Новгородскую кафедру.

Скончался 17 декабря 1634 года [4]. Погребен в Корсунской паперти Софийского собора в г. Новгороде.

Преосвящ. Киприан явился истинным и твердым исповедником Православия. Когда он в качестве посла от Новгорода ездил в Швецию, то смело отстаивал интересы Православия, и никакие истязания, которым он подвергся там, не могли сломить его.

Назначенный архипастырем в Сибирь, преосвященный все усилия направил на то, чтобы поднять нравственный уровень духовенства, а также всего населения края. Он обращал многих к Христовой вере, строил церкви, монастыри.

Большая заслуга его состоит в том, что он положил начало Сибирской летописи.

Будучи мужем ученым, преосвященный не дал заглохнуть развитию просвещения в России.

Отличался силой слова и был известным проповедником своего времени.

За свою благочестивую жизнь и богатые умственные дарования преосвящ. Киприан пользовался глубоким уважением не только по всей России, но и в Константинополе.

Труды

  • Стихиры и канон ко дню празднования Положения Ризы Господней.

Литература

  • Абрамов, "Преосв. Киприан, архиепископ Сибирский" ("Странник" за 1864 г., т. III, № 8).
  • Едлинский М., свящ. Киприан, святитель I-й архиеп. Сибири, II вып., 1895, с. 128-133.
  • Его же Подвижники и страдальцы за веру православную и землю свято-русскую, 3-е изд. СПб, 1903, т. III, с. 68-73.
  • Леонид, иером. Ист. церкви в пределах нынешн. Калуж. губернии. Калуга, 1876, с. 95-96.
  • Андриевич История Сибири, т. I, с. 180.
  • Баранов В. С. Летопись Верхотурского Никол. м-ря. Н. Новгород, 1910, с. 12-14.
  • Трапезников В. Очерки истории Приуралья, с. 680.
  • Толстой М. В. Рассказы из И. Р. Ц., с. 474, прим. 12.
  • Нестор Православие в Сибири, с. 4, 7-9.
  • Знаменский Русская церковная история, с. 221.
  • Петров Л. Словарь, с. 127.
  • Гатцук Календарь на 1883 г., с. 132.
  • Зверинский, т. I, № 314 и др.; т. III, с. 1861, 1893, 1898, 1969, 2177.
  • Булгаков, с. 1406, 1415.
  • Денисов, с. 864.
  • Строев П., с. 36, 50, 317, 1035.
  • Зерцалов А. Речи Новгород. митр. Киприана 1627-1633. М., 1896.
  • Летопись Е. А., с. 631, 632.
  • Обзор рус. дух. лит., с. 224.
  • Церковные вопросы в России или рус. дух. вед. Браила, 1896, с. 46.
  • Чтен. общ. ист. и древн. Рос., 1862, II, отд. I, с. 93.
  • Правосл. обозрен., 1866, № 8, с. 377.
  • Странник, 1864, т. III, № 8.
  • Рус. ведом., 1863, № 46, с. 8.
  • Тобольск. губ. вед., 1858, № 4, 1887, № 9 и 10.
  • Монастырь (журнал), 1908, № 7, с. 56; № 8, с. 57-61; " 9, с. 72-74; № 10, с. 60-63.
  • Церк. вестн., 1891, № 7, с. 104.
  • Прав. собес., 1911, апрель, с. 103.
  • Истор. вестн., 1894, июнь, с. 768-769.
  • Журн. Мин. Нар. Просвещ., 1849, ч. 64, с. 1-8, 1854, февраль (материалы для ист. христ. просвещ. в Сибири).
  • Ж. П. Б., декабрь.
  • БЭЛ, т. X, с. 60-61.
  • БЭС, т. II, с. 1277.
  • РБС, т. XV (кн. 29), с. 88.
  • Н. Д., с. 18, 40, 53.
  • Мануил (Лемешевский). Русские православные иерархи периода с 992 по 1892 годы (включительно). Ч. III. Куйбышев, 1971 (машинопись).

Использованные материалы



[1]  Или Старорушенин.

[2]  http://ortho-rus.ru/cgi-bin/or_file.cgi?3_419 как вторую версию приводит ту же дату 1621 года.

[3]  По Амвросию (Орнатскому) (Ист. росс. пер., т. 1, 109-113) - был переведен с Сибирской на Крутицкую кафедру 12 декабря 1625 года, что маловероятно ввиду служения на первой Макария (Кучина) к этому времени. См. http://ortho-rus.ru/cgi-bin/or_file.cgi?3_419

[4]  По др. сведениям, умер 17 декабря 1635, но 8 марта 1635 Новгородскую кафедру занял уже св. Аффоний. Возможно, путаница из-за отмечаемого в допетровской Руси Нового года в сентябре.

Редакция текста от: 20.02.2014 20:05:19

"КИПРИАН (СТАРОРУСЕННИКОВ)" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google