Евангелие от Марка, второе из четырех Евангелий.
Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16
Авторство
По древнему преданию, оно написано Иоанном Марком, племянником Варнавы (Кол. 4:10), со слов и под наблюдением ап. Петра.
Цель
Предполагают, что оно написано, главным образом, для христиан из язычников, и, в подтверждение этого мнения, указывают на то, что в нем подробно объясняются еврейские обычаи и выражения (Мк. 7, 3-4, 11, Мк. 15, 42), но ничего не говорится о родстве Господа, и вообще очень редко приводятся выдержки из Ветхого Завета.
Содержание
Святой Марк писал свое Евангелие для христиан из язычников, поэтому он останавливается преимущественно на речах и делах Спасителя, в которых особенно проявляется Его Божественное всемогущество. Многие особенности его повествования можно объяснить близостью его к апостолу Петру. Все древние писатели свидетельствуют, что Евангелие от Марка является краткой записью проповеди и рассказов первоверховного апостола. Одной из центральных богословских тем в Евангелии святого Марка является тема силы Божией, совершающейся в немощи человеческой, ибо Господь делает возможным то, что у людей невозможно. При действии Христа (Мк. 16, 20) и Духа Святого (Мк. 13,11) ученики его идут по всему миру и проповедуют Евангелие всей твари (Мк. 13, 10; Мк. 16, 15).
Особенности
Хотя это Евангелие вообще не говорит ничего нового, кроме того, что мы уже находим у Матфея и Луки, только повторяя это часто в более короткой форме и часто выпуская длинные речи, которые записаны прочими евангелистами, — мы все-таки не можем смотреть на него, как на повторение других Евангелий, так как оно во всем остальном проявляет характер самостоятельного произведения. Множество незначительных подробностей, которые только здесь и встречаются, свидетельствуют о том, что, хотя автор излагает уже существовавшие рассказы о Господе, однако получал сведения от наблюдательного очевидца, обладавшего хорошей памятью. Личность Христа во всех действиях и отношении к окружающему выступает здесь более ярко, чем где-либо. Здесь нам повествуется, что Христос взял за руку тещу Петра и поднял ее (Мк. 1:31), что Он взял бесноватого за руку и поднял его (Мк. 9:27) и т.д. Только здесь написано, что Он «взглянул» на богатого юношу и полюбил его, и что Он «посмотрев вокруг» говорил ученикам Своим (Мк. 10:21,23) и т.д. [1]. Далее, здесь описывается неутомимость Спасителя в Его служении: как Он вставал рано до рассвета, чтобы молиться (Мк. 1:35), как Ему даже некогда было хлеба есть (Мк. 3:20; Мк. 6:31), как Его, утомленного работою, ученики взяли в лодку, где Он спал на корме, на возглавии 4:36 и дал. — все эти подробности мы встречаем только в Евангелии от Марка. Обратите внимание, как Он «дивился неверию» народа (Мк. 6:6), и как Он «глубоко вздохнул» видя их бедственное и жалкое положение (Мк. 7: 34; Мк. 8:12). Слово «тотчас», которое говорит о поспешности и отзывчивости, встречается в этой книге чаще, чем где-либо в других книгах Библии. Смотри Мк. 1:10,12,20,21 и т.д. Во всем Новом Завете оно встречается около 80 раз и из этого числа более 40 раз в Евангелии от Марка. Этими и еще многими подобными чертами Евангелие от Марка имеет целью изобразить Христа, как верного Слугу Божиего, удивительная жизнь и дела Которого послужили основой евангельского повествования. Особенностью Марка является и то, что он называет Иисуса «плотником» (Мк. 6:3).
Использованные материалы
- Эрик Нюстрем. Библейский энциклопедический словарь.