Архиепископ Серафим (Соболев) |
Память 13 февраля, в Соборах святых Воронежской митрополии и святых земли Житомирской
В миру Соболев Николай Борисович, родился 1 декабря 1881 года в Рязани в многодетной благочестивой семье и был крещен с именем в честь святителя Николая Мирликийского. Родной брат архимандрита Сергия (Соболева).
Начальное образование получил в церковноприходской школе.
В 1898 году окончил Рязанское духовное училище по II разряду [1], в 1904 году - Рязанскую духовную семинарию по II разряду, но для причисления к I разряду имел возможность сдавать дополнительные экзамены по Библейской истории и Общей церковной истории [2], и поступил в Петербургскую духовную академию.
На последнем году обучения, 26 января 1908 года, в Александро-Невской лавре был пострижен в монашество епископом Ямбургским Сергием (Тихомировым), с наречением имени в честь преподобного Серафима Саровского, а 3 февраля 1908 года был рукоположен в иеродиакона, и 18 марта того же года был рукоположен в сан иеромонаха тем же архиереем. Насельник Санкт-Петербургской Свято-Троицкой Александро-Невской лавры.
Как правило, священнослужитель, постригающий в монахи послушника, не спрашивает о том, какое имя тот бы хотел получить в монашестве. Но бывают и исключения. Однако Николай Соболев, когда его спросили о том, какое имя он хотел бы получить, ответил, что монах с самого начала должен отречься от своей воли и принять любое имя. «Ну, смотрите, – сказал ему на это архимандрит Феофан (Быстров), – как бы вам не тягостно было, когда получите некрасивое имя». Епископ Сергий (Тихомиров), бывший в то время ректором академии, накануне пострига поехал ужинать к купцу Ивану Ивановичу Рубахину – старосте академического храма и почетному блюстителю Санкт-Петербургской академии по хозяйственной части. Во время ужина, когда разговор зашел о запланированном постриге, две дочери купца спросили епископа Сергия, какое имя он собирается дать молодому монаху, и, узнав, что епископ хочет дать ему имя Досифей, стали упрашивать его дать ему другое, более благозвучное имя. Возвращаясь домой, епископ Сергий вспомнил, что некоторое время назад, будучи на открытии мощей преподобного Серафима Саровского, пообещал святому угоднику назвать его именем студента академии, которого он будет постригать. Вопрос с именем для Николая Соболева был решен.
В сентябре 1908 года иеромонах Серафим блестяще защитил кандидатскую диссертацию на тему «Учение святых отцов V-VI в.в. о смирении по Добротолюбию». Профессор А.А. Бронзов в своей рецензии отметил глубокое изучение автором святоотеческого наследия, а также подчеркнул, что работа выходит за рамки кандидатской диссертации. Будущему архипастырю было разрешено защищать магистерскую диссертацию без новых устных испытаний.
Вскоре после окончания академии был назначен преподавателем пастырского училища в Житомире, но вскоре был переведен на должность помощника смотрителя Калужского духовного училища. Во время проживания в Калуге часто посещал Оптину пустынь и общался с её старцами.
1 декабря 1911 года был назначен инспектором Костромской духовной семинарии.
22 декабря 1912 года назначен ректором Воронежской духовной семинарии с возведением в сан архимандрита [3]. С 24 декабря того же года - архимандрит Воронежского Алексеево-Акатова монастыря и член Воронежской духовной консистории.
Ректор Воронежской духовной семинарии
Архим. Серафим (Соболев). Ректор Воронежской духовной семинарии |
Беспокойное положение сохранялось в церковной школе. Все дела требовали пересмотра, состояние казны было плачевным, имелись серьёзные недостатки в дисциплине воспитанников, частыми были срывы занятий, нарекания на семинаристов со стороны церковных и гражданских властей и местного населения. Архимандрит Серафим ревностно взялся за свое дело. Он ввел в практику постоянное личное общение с учащимися, беседовал с каждым семинаристом наедине, особенно много внимания уделял "неблагонадежным", и из дверей его кабинета они выходили переродившимися, примирившимися с собой и окружающими. Своим личным авторитетом, подвижничеством и бесстрашием новый ректор сумел погасить страсти и привлечь к себе сердца своих учеников.
28 апреля 1913 года на заседании Братства святителей Митрофана и Тихона под председательством временно управляющего Воронежской епархией епископа Острогожского Владимира (Шимковича) архимандрит Серафим (Соболев) избран членом совета и ревизионной комиссии братства святителей Воронежских [4].
Архимандрит Серафим делал всё возможное для улучшения материальной жизни семинарии, в чём встретил постоянную поддержку и благословение правящего владыки, архиепископа Воронежского Тихона (Никанорова). В мае 1913 года создал и затем возглавил Иоанно-Богословское братство вспомоществования бедным семинаристам.
Ректор семинарии старался поддерживать в духовной школе почитание истинных образцов святости. Так, 26 августа 1914 года, он участвовал в обретении и освидетельствовании нетленных мощей архиеп. Воронежского Антония (Смирницкого) и активно работал в комиссии по подготовке канонизации святителя Антония. Особенное внимание архимандрит Серафим уделял семинарской библиотеке, которая его усилиями превратилась в одну из лучших семинарских библиотек России.
В мае 1916 года правление Воронежской семинарии сообщало об увеличении числа параллелей (отделений) в 4-м классе в связи с большим увеличением числа воспитанников. Из семинарии перестали бежать, в неё начали стремиться.
В 1917 году в Воронеже установилась большевистская власть, начались гонения на православное духовенство. 31 марта 1918 года "Вестник Церковного единения" опубликовал следующее сообщение:
Пребывая в Задонском монастыре, ректор духовной семинарии посетил почитаемого старца иеросхимонаха Аарона, который благословил его окормлять паству в эмиграции. «Не беспокойся, ты попадешь в хорошую сторонушку», – сказал старец о дальнейшей судьбе отца Серафима. «Как же мне понимать ваши слова?» – спросил архимандрит. «Попадешь – узнаешь», – был ответ старца.
В августе 1918 года семинария была закрыта новыми властями, несмотря на протесты ректора, преподавателей, воспитанников, общественности. Архимандрит Серафим и часть прихожан Иоанно-Богословского семинарского храма направили жалобу по поводу её закрытия в Облисполком. В жалобе они писали, что в семинарии "имеется ценная библиотека с редкими книгами общего и религиозного содержания, за сохранность которых поручиться нельзя ... а требование об очищении храма, в котором постоянно совершается богослужение, противоречит декрету народных комиссаров о свободе совести и недопустимо с точки зрения церковного законодательства", но ответа не получили, семинария и церковь в ней были закрыты, библиотеку передали отделу народного образования, храмовую утварь и остальное имущество реквизировали.
В 1919 году архиепископ Воронежский Тихон (Никаноров) порекомендовал архимандрита Серафима для архиерейской хиротонии в Московской епархии. Однако патриарх из-за отсутствия вакансий в Московской епархии предложил рукоположить архимандрита Серафима в викарного епископа в Воронеже.
Архимандрит Серафим в тот момент колебался, не зная, как ему поступить – уйти на юг с армией Деникина или остаться в Воронеже. По-видимому, в таких же сомнениях находился и брат отца Серафима – иеромонах Сергий (Соболев), также служивший в Воронеже. Мать будущего архипастыря, понимая, что большевики в случае захвата Воронежа не пощадят ее сыновей, умоляла их уходить.
В октябре 1919 года, когда город окончательно перешел в руки большевиков, на последнем поезде из Воронежа на юг, в открытом вагоне нагруженном углем, архимандрит Серафим уехал в Екатеринодар [5]. Был назначен ректором Екатеринославской духовной семинарии, куда не смог приехать т.к. Екатеринослав был занят отрядами Нестора Махно [6].
Вскоре о. Серафим был вынужден переехать в Симферополь и в течение последующих месяцев его жизнь была связана с Крымом. 7 мая 1920 года он был назначен ректором Таврической духовной семинарии определением Высшего Церковного Управления (ВЦУ) на юге России.
Епископ Лубенский
В сентябре 1920 года на заседании ВЦУ в составе архиепископа Таврического Димитрия (Абашидзе), архиепископа Полтавского Феофана (Быстрова) и епископа Севастопольского Вениамина (Федченкова) было принято решение о хиротонии архимандрита Серафима во епископа Лубенского, викария Полтавской епархии.
1 октября 1920 года был хиротонисан во епископа Лубенского, викария Полтавской епархии. Хиротонию в кафедральном Александро-Невском соборе Симферополя возглавил митрополит Киевский Антоний (Храповицкий). Через сорок дней практически все духовенство, принимавшее участие в хиротонии, было вынуждено срочно покинуть Симферополь с последними частями Белой армии. 1/14 ноября 1920 года, на последнем покидающем Севастопольскую бухту комендантском пароходе Херсонес, вместе с комендантом города генералом Стоговым, покинул Россию и епископ Серафим.
Эмиграция
Недолгое время владыка преподавал в высшей богословской школе Константинопольской Патриархии на острове Халки, а весной 1921 года прибыл в Болгарию и по просьбе русских эмигрантов, проживавших в Софии, Заграничным Церковным Управлением был назначен настоятелем храма во имя свт. Николая Мирликийского при бывшем русском посольстве и русского монастыря святого Александра Невского недалеко от города Ямбол [7]. Учитывая большое число русских эмигрантов в Болгарии и существования нескольких церквей с русскими приходами, летом 1921 года было сформировано специальное Болгарское церковное благочиние, управляющим которого патриархом Тихоном был назначен епископ Серафим с титулом епископа Богучарского, викария Воронежской епархии.
В юрисдикции РПЦЗ
Архиепископ Серафим (Соболев) |
Владыка рачительно заботился о своей пастве на чужбине и распространял свою заботу не только на русских эмигрантов, но и на болгар. Болгарская Православная Церковь находилась в состоянии изоляции от православного мира с 1872 года из-за наложенной на неё Константинопольским Патриархатом схизмы. Для изменения ситуации владыка обращался в высшие церковные инстанции с соответствующими докладами. От Русского Заграничного Церковного Синода получил разрешение войти в молитвенное общение с болгарскими священнослужителями. Во многом благодаря и его усилиям в феврале 1945 года специальным томосом Константинопольской Патриархии схизма была снята.
В 1927 году, как и большинство других заграничных русских архиереев, владыка Серафим подписал «Окружное послание» Архиерейского Собора Русской Православной Церкви Заграницей, осуждающее известную «Декларацию» митрополита Сергия (Страгородского).
Решением Архиерейского Синода РПЦЗ от 31 декабря 1929 года титул епископа Серафима по его просьбе был изменен с Лубенского на Богучарский [8].
В 1934 году был возведен в сан архиепископа митрополитом Антонием (Храповицким).
В 1935 году, после установления дипломатических отношений между Царством Болгария и Советским Союзом, Священный Синод Болгарской Православной Церкви передал в введение архиепископа Серафима Кокалянский монастырь святого Архангела Михаила. Синод поставил условие: принимать в монашеское братство обители вместе с русскими и болгар, с "целью иметь их как рассадник истинного монашества для болгарских монастырей" [9]. В 1938 году - участник II Всезарубежного Церковного Собора.
В начале Второй мировой войны, хотя в эмигрантской среде еще были распространены мнения о необходимости вооруженного изменения политической ситуации в России, владыка Серафим не благословил русских эмигрантов на вступление в воинские части, формировавшиеся тогда на территории Югославии против Советского Союза. Владыка не мог допустить и мысли о военных действиях против своих же соотечественников.
В 1943 году он резко разошелся с митрополитом Анастасием (Грибановским), отказавшись участвовать на Венском соборе, которым руководили власти Германии.
Воссоединение с Московским Патриархатом
16 июня 1945 года вместе со своей паствой воссоединился с Московским Патриархатом. В 1946 году принял советское гражданство и получил паспорт под номером 1 советского гражданина в Болгарии, чем, возможно, спас русских эмигрантов от репрессий. В том же году, во время визита патриарха Алексия I в Болгарию, приветствуя предстоятеля Русской Церкви в кафедральном Александро-Невском соборе Софии, от лица русских верующих владыка сказал:
Принял участие в Совещании Глав и Представителей автокефальных Православных Церквей в Москве в июле-августе 1948 года.
Незадолго до смерти исполнилось одно из заветных желаний владыки – близ Софии был основан Княжевский женский монастырь в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Владыка часто посещал главную болгарскую святыню – Рыльский монастырь, написал акафист преподобному Иоанну Рыльскому, который был переведен на болгарский язык и получил широкое распространение.
Владыка Серафим особо ревностное внимание уделял соблюдению чистоты православного вероучения, придерживаясь принципиальных и строгих взглядов по отношению к «софиологии» прот. Сергия Булгакова, экуменизму, календарному вопросу. Автор важных докладов и трудов, множества проникновенных проповедей, призывающих верующих к хранению православной веры, сам владыка очень любил Четьи Минеи святителя Димитрия Ростовского, прочитав все 12 томов одиннадцать раз.
Кончина и почитание
Свт. Серафим (Соболев). Икона |
Перед своей кончиной он сказал: «Если буду иметь дерзновение перед Господом, не оставлю вас». И вскоре крипта русского храма, в которой он похоронен, стала местом паломничества многочисленных верующих. Возле могилы установлен специальный ящичек для писем приходящих со всех концов мира, с просьбами к владыке Серафиму о помощи в самых различных житейских нуждах.
Многие ученики и последователи архиепископа Серафима проявили такую приверженность его наставлениям, что, когда в 1968 году Болгарская Православная Церковь перешла на новый календарный стиль, на основании его осуждения возможности введения нового стиля и специальной работы посвященной этой проблеме, они воспротивились решению Церкви и учинили раскол. В 1993 году он получил свое иерархическое продолжение с появлением раскольничьей "Старостильной Православной Церкви Болгарии", которая считает себя наследницей духовных заветов архиепископа Серафима. Однако, при резко отрицательном отношении владыки к новому стилю, его упорное стремление к сохранению целостности и единения Церкви, по мнению других, было несовместимо с расколом. В этой связи, хорошо знавший владыку епископ Левкийский Парфений (Стаматов) так вспоминал о нем:
В феврале 2002 года архиепископ Серафим (Соболев) был канонизирован раскольничьей Старостильной Православной Церковью Болгарии. Вопрос о канонизации архиепископа Серафима поднимался и в православных Болгарской и Русской Церквах, имя владыки внесёно в Собор святых покровителей Воронежской духовной семинарии [10]. Почитается он и среди паствы Русской Православной Церкви Заграницей.
Гробница свт. Серафима (Соболева) в Никольском соборе, София |
11 февраля 2016 года имя святителя Серафима внесено в святцы Собора святых Воронежской митрополии по благословению патриарха Московского и всея Руси Кирилла [12].
13 сентября 2016 года зарегистрирован приход храма свт. Серафима (Соболева) в мкрн. Песчанка Левобережного благочиния г. Воронежа [13].
12 декабря 2016 года в городе Богучаре Воронежской области епископ Браницкий Григорий (Цветков), викарий Софийской митрополии, совершил чин освящения часовни свт. Серафима (Соболева) [14].
В 2017 году на малой родине святителя появился приход его имени [15].
26 июля 2017 года его имя внесено в состав новообразованного Собора святых земли Житомирской [16].
Молитвословия
Тропарь, кондак и молитва святителю Серафиму утверждены на заседании Священного Синода 3 февраля 2016 года [17].
Тропарь, глас 4
Божестве́нною ре́вностию при́сно распала́емь,/ Правосла́вия сто́лп яви́лся еси́,/ в Софи́и гра́де возсия́в,/ и благоче́стием твои́м мно́гия лю́ди ко Христу́ приве́л еси́,/ па́стырю до́брый, святи́телю Серафи́ме,/ моли́ Христа́ Бо́га,// спасти́ся душа́м на́шим.
Ин тропарь, глас 5
Сосу́д Боже́ственных даро́в/ и до́м Святы́я Тро́ицы яви́лся еси́,/ чудотво́рче святи́телю о́тче Серафи́ме,/ те́мже, име́я дерзнове́ние ко Го́споду,/ не оста́ви на́с си́рых/ и, я́коже обеща́лся еси́,/ испроси́ на́м моли́твами твои́ми// ми́р и ве́лию ми́лость.
Кондак, глас 4 (Подобен: Вознесыйся на Крест:)
Вознесы́йся на высоту́ смиренному́дрия,/ благоче́стия учи́тель яви́лся еси́,/ Правосла́вия побо́рниче и стра́нных предста́телю,/ мона́шествующих похвало́ и па́стырю изря́дный./ Те́мже любо́вию зове́м ти́:/ ра́дуйся, Серафи́ме, чудотво́рче. [18]
Сочинения
Свт. Серафим (Соболев). Икона. Исполнитель - А.Сорокивский, СПбДА |
Владыка глубоко проник в вопросы современной ему русской богословской мысли. Так, к Архиерейскому Собору Русской Зарубежной Церкви в октябре 1935 года он представил труд "Новое учение прот. Сергия Булгакова о Софии Премудрости Божией", в котором обличил прот. Сергия в ереси и за который в 1937 году был удостоен степени магистра богословия. В 1943 году он опубликовал сочинение Искажение православной истины в русской богословской мысли, в котором разбирал богословские взгляды современных церковных деятелей, в частности, митрополитов Антония (Храповицкого) и Сергия (Страгородского).
Экуменизм, сделавшийся важным вопросом в церковной жизни эпохи, вызвал ревностное обличение владыки. В августе 1938 года на II Всезарубежном Церковном Соборе, проходившем в Сремских Карловцах, владыка сделал доклад об экуменическом движении, в котором говорил о недопустимости участия в нём Вселенской Православной Церкви, о полной зависимости этого движения от масонства, враждебного Православию. К Совещанию Глав и Представителей автокефальных Православных Церквей, проходившем в Москве в 1948 году в честь празднования 500-летия автокефалии Русской Православной Церкви, он подготовил специальный доклад по той же теме, озаглавленный «Надо ли Русской Православной Церкви участвовать в экуменическом движении?»
Учитывая острую полемику в церковных кругах о возможности перехода на новый календарный стиль, владыка написал статью, «О новом и старом стиле», в которой рассматривал возможные изменения в церковном богослужении в случае введения нового стиля и их противоречие церковному Уставу, заветам святых отцов и сложившейся богослужебной традиции.
Публикации
- «Учение святых отцов V-VI в.в. о смирении по Добротолюбию» кандидатская диссертация, СПб, 1908
- Новое учение о Софии, Премудрости Божией, магистрская диссертация, София, 1935, 520 с.
- Защита софианской ереси прот. С. Булгаковым перед лицом архиерейского собора, София, 1937, 122 с.
- С. Булгаков как толкователь Священного Писания, София, 1936, 41 с.
- Искажение православной истины в русской богословской мысли, 1943.
- http://feoz.narod.ru/a_serafim_index.html - полный текст (по репринту Московского Подворья Св.-Троицкой Сергиевой Лавры, 1997)
- «Надо ли Русской Православной Церкви участвовать в экуменическом движении?», Деяния Совещания Глав и Представителей автокефальных Православных Церквей, Изд. МП, 1949, т. II, 364-368.
- http://pravoslavie.domainbg.com/svt-serafim/ecumenism.html – полный текст.
- «О новом и старом стиле», 1948.
- http://pravoslavie.domainbg.com/svt-serafim/calendar.html – полный текст.
- Акафист прп. Иоанну Рыльскому.
- «Отступление русского народа от православной веры», Православная Русь, 1978, № 23, 2-4.
- Русская идеология, София, 1937; Джорданвилль, 1981, 184 с.
- http://pravoslavie.domainbg.com/svt-serafim/ideologia.html – полный текст.
- Об истинном монархическом миросозерцании: Статьи и проповеди, СПб., 1994.
- Проповеди (1945-1949), М., 1999.
Видео
- Филипп (Васильцев), архим., Документальный фильм Жизнь и служение архиепископа Серафима (Соболева) , Софийское подворье патриарха Московского в Болгарии, 2015:
Литература
- Церк. Ведом., 1912, № 50, 421.
- -, 1913, № 2, 10.
- ЖМП, 1945, № 5, 22.
- -, 1946, № 4, 19.
- -, 1950, № 4, 20-28.
- ФПС I, №106, 4.
- ФПС III, 6.
- ФАМ I, № 232, 18.
- Елевферий, митрополит, Соборность Церкви. Божие и Кесарево, Париж, 1938, 90.
- Списки архиереев 1897-1944гг. Патриарха Алексия, 18.
- N. Rklickbij, Zizneopisanie, V, 271; VII, 278.
- G. Seide, Geschichte der ROK im Ausland, 424, passim, bes. 426.
- Irenikon, 13 (1936) 177, 511.
- Власть и церковь в Восточной Европе. 1944-1953. Документы российских архивов: в 2 т.- М., 2009.- Т. 1.- С. 121, 698-699.
- Именной список ректорам и инспекторам духовных академий и семинарий, преподавателям духовных училищ и их помощникам, монашествующим преподавателям духовных семинарий и училищ и священно-служителям при наших заграничных церквах на 1913 и 1917 год.- СПб., 1913. - С. 70; - Пг., 1917. - С. 52.
- Святитель Серафим (Соболев, 1881-1950): Житие: подвиги и чудеса.- М., 1993 (Подвижники благочестия XX столетия)
- Цыпин В.А., прот. История Русской Церкви, 1917-1997.- М., 1997.- С. 762.
- О Карловацкой группе // Журнал Московской Патриархии.- М., 1934.- № 22.
- Горохова О.В., Преподаватели и выпускники: К 300-летию Свято-Троицкой Александро-Невской лавры // Губернский дом: историко-краеведческий культурно-просветительский научно-популярный журнал.- Кострома, 2013.- № 3 (92).- С. 52.
- Кострюков А.А., Преодолевший разделение. К жизнеописанию архиепископа Серафима (Соболева) // Церковь и время.- М., 2006.- № 3 (36).- С. 101-111
- Некролог // Журнал Московской Патриархии.- М., 1950.- № 4.- С. 20-28.
- Государственный архив Костромской области. Ф. 432. Оп. 1. Д. 4308. Л. 4-5.
Использованные материалы
- Розинская Мария, Светильник веры: к 55-летию со дня кончины архиепископа Серафима (Соболева) // сайт Седмица.ру, 28 марта 2005:
- Страница портала Русское Православие:
- Никольский П. В., История Воронежской духовной семинарии, Воронеж: Изд-во ВПДС "Образ", 2011, с. 557- 562.
- Кострюков Андрей, Архиепископ Серафим (Соболев) – русский иерарх на болгарской земле, сайт Православие.Ru, 10 июня 2014:
- http://www.pravoslavie.ru/71288.html (материал использован частично)
- Резепин П. П., Инспекторы Костромской духовной семинарии 1802 - 1918:
[1] "Выпускники Рязанского духовного училища 1898 года", генеалогический сайт Бовкало А.А., http://www.petergen.com/bovkalo/duhov/ryazandu.html
[2] "Выпускники Рязанской духовной семинарии 1904 года", генеалогический сайт Бовкало А.А., http://www.petergen.com/bovkalo/duhov/ryazansem.html
[3] "Перемены начальствующих лиц в Воронежской духовной семинарии", Воронежские епархиальные ведомости, 1913, № 3, с. 17.
[4] Приложение к Воронежским епархиальным ведомостям, 1913, № 34, с. 2.
[5] Так по Никольскому П.В. (М.А. Прасолов, Семинария в 1900 - 1918 г.г.), История Воронежской духовной семинарии. - Воронеж: Изд - во ВПДС "Образ", 2011, с. 562. См. также Форум Древа https://drevo-info.ru/forum/topic/12605.html
[6] Косик В.И. Софии русский уголок (Очерки со стихами о русских, покинувших Россию после октябрьской революции 1917 года и последовавшей за ней гражданской войны), 1-е издание, Москва: Пробел. - 2008, с. 30, http://inslav.ru/images/stories/pdf/2008_Kosik_Sofii_russkij...pdf; 2-е издание, Москва: Litres. - 2008, с. 35, http://books.google.ru/books?id=XuJiCwAAQBAJ&pg=PT35. Так же см. Ведерников А.В., Архиепископ Серафим (Соболев) // Журнал Московской Патриархии, 1950, №4, с. 22: http://archive.e-vestnik.ru/page/index/195004211.html
[7] Документальный фильм Жизнь и служение архиепископа Серафима (Соболева), кадр второй половины 7 мин. См. запись "Премиера на документаленя филм за архиеп. Серафим Соболев", https://www.youtube.com/watch?v=_yPjRQOowCw, (см. кадр 29:54).
[8] Шкаровский М.В. Русская Церковная Эмиграция в Болгарии в 1920-1945 гг. - http://spbda.ru/publications/shkarovskiy-m-v-russkaya-cerkov...gg/
[9] Документальный фильм Жизнь и служение архиепископа Серафима (Соболева), (кадр второй половины 15 минуты).
[10] "Святые покровители семинарии" // сайт ВПДС - http://www.vpds.ru/svyatye-pokroviteli-seminarii/
[11] Деяние Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви о прославлении в лике святителей архиепископа Богучарского Серафима (Соболева, 1881-1950) 3 февраля 2016 года, http://www.patriarchia.ru/db/text/4367229.html.
[12] По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла имя святителя Серафима (Соболева), архиепископа Богучарского, внесено в Собор святых Воронежской митрополии, официальный сайт Воронежской митрополии от 29 марта 2016 года, http://www.vob-eparhia.ru/index.php?d=10916&city=
[13] Приход храма во имя свт. Серафима (Соболева), архиеп. Богучарского, г. Воронежа - https://www.list-org.com/company/9244483 и храмы Левобережного благочиния, на его официальном сайте, https://levblago.ru/temples
[14] "Торжественные мероприятия в честь 135-летия со дня рождения свт. Серафима (Соболева), архиепископа Богучарского", сайт Россошанской епархии, http://roseparhia.ru/arkhipastyr/sluzheniya/torzhestvennye-m...16/
[15] Константинова Ирина, "В Рязани появился приход в честь святителя Серафима (Соболева)", сайт православного магазина Зёрна, 1 июня 2017, http://zyorna.ru/news/news/v-rjazani-pojavilsja-prihod-v-che...tml
[16] "Журнал №23" Журналы заседания Священного Синода Украинской Православной Церкви от 26 июля 2017 года, портал "Православие и мир", http://www.pravmir.ru/zhurnalyi-zasedaniya-svyashhennogo-sin...da/
[17] Журнал № 1, http://www.patriarchia.ru/db/text/4367433.html
[18] Окончание кондака в документе, выложенном на официальном сайте Болгарской Православной Церкви, иное: "...ра́дуйся, Серафи́ме, Софи́йский чудотво́рче." (См. http://new.sliven.net/res/news/195298/______________ _______...pdf, исходная страница: http://bg-patriarshia.bg/news.php?id=195298).