Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

СОФИЙСКИЙ НИКОЛЬСКИЙ ХРАМ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Софийский Никольский храм. Фото с сайта burgaslife.bg
Софийский Никольский храм. Фото с сайта burgaslife.bg
Храм свт. Николая Мирликийского в Софии (Болгария), подворье Русской Православной Церкви

Посольский храм в Софии был заложен 2/15 сентября 1907 года великим князем Владимиром Александровичем, сыном императора Александра II. По углам будущего основания строения были установлены четыре мраморных камня, на которых золотыми буквами были выбиты инициалы великого князя Владимира Александровича, его супруги, сына и князя Бориса, будущего царя Болгарии. В церемонии участвовали и болгарские официальные лица, члены Синода Болгарской Церкви, престолонаследник князь Борис, а также представители российского посольства во главе с посланником Д.К. Сементовским-Курило и большая депутация от русских полков, воевавших за освобождение Болгарии. Чин освящения во имя святителя Николая возглавлял митрополит Софийский Парфений.

Посольский храм решено было построить в стиле московской церковной архитектуры ХVII века по проекту академика М. Т. Преображенского, автора православных соборов в Ницце, Флоренции и многих других. Руководил строительством архитектор А. Н. Смирнов.

В основном строительство храма было завершено в 1911 году.

В течение двух лет шла работа над внутренней отделкой и росписью, которая осуществлялась группой русских художников, одновременно расписывавших собор св. Александра Невского. Ими руководил опытный мастер церковной живописи В.Т. Перминов, профессор Варшавского Политехнического института.

11/24 ноября 1914 года чин освящения храма совершил митрополит Доростольский и Червенский Василий (Михайлов), замещавший тяжело болевшего главу Болгарской Церкви экзарха Болгарского Иосифа I. Ему сослужили протосингел (главный секретарь) Экзарха архимандрит Стефан (Шоков), настоятель храма архимандрит Николай, а также русский иеромонах Ювеналий и болгарский иеромонах Харитон.

Освящение русской церкви болгарским духовенством в сослужении с русским было событием знаменательным. Еще в 1872 году Константинопольский Патриархат отказался признать учреждение самостоятельной Болгарской Церкви, Экзархат, объявил болгар раскольниками. Хотя Русская Православная Церковь не присоединилась к этому определению, однако, не желая осложнять отношений с Константинопольским Патриархом, уклонялась от богослужебного общения с Болгарской Церковью. Впервые после провозглашения Болгарской экзархии Священный Синод Русской Церкви обратился к главе Болгарской Церкви с просьбой лично освятить посольский храм в Софии, что свидетельствовало о стремлении к восстановлению канонического общения. Болгарский Экзарх Иосиф назвал это событие началом братского единения двух православных Церквей.

Епископ Серафим (Соболев) занялся организацией церковного прихода, в сентябре 1921 года, в соответствии с приходским уставом, принятым на Поместном соборе в Москве (1918 г.), он организовал общину при храме русской миссии в Софии. Председателем общины был избран сам владыка, его заместителем – член Высшего Церковного Совета С.М. Раевский, а секретарями — Н.П. Шурупов и полковник А.Л. Лисовский. Кроме них в приходской совет были выбраны четыре священника, которые служили в храме: протопресвитер Георгий Шавельский, протоиерей Василий Флоровский, протоиерей Александр Рождественский и иеромонах Сергий (Соболев), а также девять мирян. 8/21 сентября 1921 года приходской совет вступил во владение храмом и его церковным имуществом как правомочное лицо.

Другой вопрос, который требовал незамедлительного разрешения, касался взаимоотношений с Болгарской Православной Церковью, которая находилась под схизмой. В декабре 1921 года председатель Совета послов в Париже М.Н. Гирс обратился к управляющему русскими православными церквями в Западной Европе архиепископу Евлогию (Георгиевскому) с просьбой попытаться урегулировать церковные отношения между русскими и болгарскими священниками, на что получил отрицательный ответ. Положение владыки Серафима как епископа, находящегося в ареале иной поместной церкви, которая к тому же была под схизмой, крайне осложняло его деятельность в Болгарии. Подготовив обстоятельный доклад о болгарской церковной жизни, он выступил с соответствующим ходатайством перед Архиерейским синодом РПЦЗ и по его благословению стал первым православным архиереем, вступившим в евхаристическое общение с Болгарской экзархией в период схизмы.

27декабря/9 января 1922/1923 года в день памяти св. первомученика и архидиакона Стефана в русском Свято-Николаевском храме владыка Серафим и протосингел Св. Синода епископ Маркианопольский Стефан отслужили совместную литургию – путь к преодолению препятствий канонического характера во взаимоотношениях двух церквей был проложен.

Владыка Серафим сделал богослужение ежедневным, без дней отдыха, утром и вечером. Глубокий знаток богослужебного чина, он ревностно исполнял свой пастырский долг и, несмотря на прогрессирующий туберкулез, часто служил сам, непременно по воскресеньям и в праздники, а среди недели неизменно читал акафист Николаю Чудотворцу, храмовому святому.

К началу 1930-х годов сложилась выборная система управления храмом: каждые четыре года проводились выборы членов приходского совета, церковного старосты и ревизионной комиссии из мирян. Члены приходского совета регулярно отчитывались о своей деятельности, а это делало работу прихода более плодотворной.

Владыка Серафим возглавлял и направлял широкую благотворительную деятельность своих прихожан. При храме активно работало братство, которое занималось оказанием помощи одиноким, нетрудоспособным и малоимущим, попавшим в беду. Между ними распределялись денежные средства, которые поступали в виде дарений и пожертвований. Изыскивалась возможность для выплаты одноразовых и регулярных пособий. В помощь нуждающимся собирали одежду, обувь, белье. Больных определяли на бесплатное лечение в русскую больницу РОКК Р.Ю. Берзина, поликлинику доктора С.К. Жукова или в дома инвалидов и приюты. Безработным помогали в трудоустройстве, а этот вопрос стоял чрезвычайно остро.

По инициативе владыки Серафима при храме был создан комитет по сбору пожертвований в пользу голодающих русских иноков на Святой горе Афон. Революция в России прервала постоянный поток русских паломников на Афон, лишила их материальной поддержки. Монахи бедствовали, умирали от голода.

Храм после установления дип. отношений с СССР

23 июля 1934 года Болгария установила дипломатические отношения с СССР. Вопрос о статусе русского храма и церковном имуществе русских православных общин был предметом долгих и непростых переговоров между Москвой и Софией. Охваченные тревогой русские эмигранты пытались повлиять на решение проблемы, их пугал прецедент с судьбой русской церкви в Вене, превращенной в музей атеизма по настоянию советской стороны сразу же после установления дипломатических отношений между СССР и Австрией.

Управляющий совет союза русских ветеранов освободительной войны 1877-1878 годов в Болгарии, одной из самых авторитетных организаций русских эмигрантов, обратился к министру обороны, а затем и к министру внутренних дел и вероисповедания с прошением оставить русский храм в Софии в распоряжении русской церковной общины. Владыка Серафим, митрополит Антоний и Архиерейский Синод Русской Православной Зарубежной Церкви неоднократно обращались к болгарским церковным и гражданским властям с просьбой не передавать русскую церковь советскому посольству, подчеркивая, что речь идет о церковной, а не государственной собственности.

Болгарские власти попытались учесть пожелания русской церковной общины в первоначальном проекте протокола, предложенном советской стороне в качестве основы для переговоров об установлении дипломатических отношений. В Москве такая увязка вызвала большое удивление, так как подобных прецедентов не было. Категорически отвергая болгарский проект под предлогом, что такое решение может быть истолковано как успех русских эмигрантов, советские дипломаты заявили, что церковь им вообще не нужна и сначала высказали идею либо закрыть ее, либо превратить в музей. В этой ситуации болгарская сторона предложила передать русскую церковь болгарским церковным властям под гарантии правительства Болгарии обеспечить безопасность советского посольства.

Переход общины в храм святителя Николая на улице Царя Калояна

Софийский митрополит Стефан (Шоков) предоставил русской православной общине храм святителя Николая на улице Царя Калояна, приход которого перешел в Свято-Николаевский храм на бульваре Царя-освободителя. Отцу Николаю Владимирскому было передано имущество русской церкви.

Храм русской общины по-прежнему был образцом богослужебной практики. По договоренности с владыкой Серафимом Болгарский Синод стал направлять туда молодых диаконов для получения необходимых навыков, после чего их рукополагали в священники и назначали на приходы в болгарские храмы.

В результате бомбардировок Софии англо-американской авиацией весной 1944 года храм русской общины на улице Калояна тяжело пострадал, однако и в полуразрушенной церкви ежедневно утром и вечером при свете свечей и лампад богослужения продолжались. 30 марта 1944 года во время налета храм был полностью разрушен, трагически погиб настоятель протоиерей Николай Владимирский. Только в сентябре 1944 года под развалинами нашли останки погибшего настоятеля и предали их земле на русском участке Софийского кладбища. Архив приходского совета полностью сгорел, чудом уцелел надвратный образ святителя Николая, медное чеканное блюдо с изображением Николая Чудотворца и дарственной надписью "Епископу Лубенскому Серафиму", серебряное кадило и оклады сгоревших напрестольных Евангелий.

Переход общины в храмы великомученицы Екатерины и преподобномученицы Параскевы

В мае 1944 года Болгарский Синод предоставил русской общине сначала церковь великомученицы Екатерины при кладбище в с. Княжево, а спустя два месяца храм преподобномученицы Параскевы «Самарджийской» на бульваре Марии Луизы в центре Софии. Погибшего настоятеля сменил хорошо известный прихожанам протоиерей Георгий Голубцов. Общей заботой стало приобретение необходимой церковной утвари и богослужебных книг взамен утраченных. Русский приход получил дар от своих афонских братьев – большое напрестольное Евангелие и комплект серебряных Евхаристических сосудов. В крохотной церкви на улице Марии Луизы продолжались ежедневные богослужения и регулярные праздничные и торжественные архиерейские службы.

Возвращение Никольского храма общине

Во время бомбардировок весной 1944 года очень серьезно пострадал и русскими посольский Свято-Николаевский храм – рухнула кровля, было полностью уничтожено южное крыло, утрачена роспись. Поскольку согласно советско-болгарскому протоколу от 6 июля 1940 года советская сторона передала храм в безвозмездное пользование сроком на 15 лет Болгарии, расходы на восстановление церкви взяло на себя болгарское правительство. Было выделено 8 миллионов левов, затем сумма возросла до 12 миллионов. Ремонтные работы начались уже в 1944 году. Поврежденная живопись южного нефа была восстановлена русским художником эмигрантом М.М. Малецким, который впервые также почистил и укрепил стенописи. В реставрации принимал участие и болгарский художник Н. Костов, который 30 лет назад, будучи студентом, расписывал храм под руководством профессора М.Т. Перминова.

30 октября 1945 года последовал соответствующий указ патриарха, подтвердивший полномочия владыки Серафима по управлению семью приходами в Болгарии как представителя Московской Патриархии. Весной 1946 года советское правительство остановило действие протокола о временном пользовании русской посольской церковью со стороны Болгарии и передало храм архиепископу Серафиму.

После того как указом от 17 ноября 1944 года ликвидировались все организации русских эмигрантов и запрещалась любая их публичная деятельность, русский храм остался единственным местом, где они могли свободно исповедовать свою веру, общаться и помогать друг другу.

Архитектура и убранство

Стоящий на возвышении храм, высота которого от основания до креста на центральной башне составляет 35 м, хорошо виден со всех сторон. В основе его конструкции - бесстолпный четверик, к которому прилегают четыре выступа: алтарная апсида в восточной части, апсида с возвышением для хора - в западной и два нефа - северный и южный, к которым примыкают два входа – со стороны посольского сада и со стороны бульвара «Царь-освободитель». Действующим входом был северный, откуда вела калитка, соединяющая храм с территорией посольства. По праздникам пользовались южным входом, перед которым был сооружен полуовальный подъезд для экипажей. Площадка перед южным порталом ограждена изящной кованой решеткой, а по обеим сторонам входа на литых чугунных столбах с изображением двуглавых орлов установлены фонари. Покрытая зеленой поливной черепицей двускатная кровля над каждым входом искусно стилизована под древнерусский терем. Фронтоны южного и северного крыльца украшены майоликовыми образами святителя Николая и святого благоверного князя Александра Невского. Над северным входом - небольшая звонница с восемью колоколами.

Храм пятиглавый: вокруг возвышающейся на граненом шатре центральной главы крест- накрест расположены четыре декоративные главки с вызолоченными луковичными завершениями. Все они, возникающие из венца полусферических кокошников с многоцветными глазурными вставками, увенчаны русскими восьмиконечными крестами. Широкий фриз, опоясывающий верхнюю часть четверика, составлен из изразцов с рельефным орнаментом.

Изначальное художественное убранство храма – образец русской иконописи эпохи модерна. Выразителен находящийся в алтаре запрестольный образ Богоматери с младенцем в окружении Небесных Сил. Композицию венчает изображение на полусферическом своде Бога Отца. На южной стене храма – изображение распятого Христа с предстоящими, под ним выполненная славянской вязью строчка из литургического песнопения Великой Субботы: "Да молчит всякая плоть". На северной стене – композиция Деисис, на которой изображен Христос – Великий Архиерей, которому предстоят в молении Богородица в царском одеянии и св. Иоанн Предтеча, а внизу сонм святых, олицетворяющих Торжествующую Небесную церковь. На своде западного выступа изображен Иисус Христос «Во славе» над сонмом русских святых. Позднее северный неф храма украсила композиция Воскресения Христова, выполненная признанным мастером церковной живописи русским художником эмигрантом из Харькова Н. Е. Ростовцевым. Его же кисти принадлежат большие иконы в южном нефе: Пресвятой Богородицы, святителя Николая Чудотворца, преподобных Иоанна Рыльского, Сергия Радонежского и Серафима Саровского чудотворцев.

В храме одноярусный майоликовый иконостас с цветным орнаментом по золотому фону, на котором расположены иконы Спасителя, Богородицы и св. Александра Невского – копии с икон кисти В.М. Васнецова во Владимирском соборе в Киеве. Храмовый образ св. Николая Чудотворца – список с находящейся в том же соборе иконы работы М.В. Нестерова.

Настоятели

Использованные материалы

Редакция текста от: 24.08.2024 16:42:10

"СОФИЙСКИЙ НИКОЛЬСКИЙ ХРАМ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google