Софиоло́гия (от греч. σοφια — мудрость и λογια — учение) - течение русской богословской мысли конца XIX - начала XX в. Представители: Владимир Соловьев, Павел Флоренский, Сергий Булгаков. Центральное понятие софиологии - София-Премудрость - употребляется ими весьма неоднозначно. Это - сущность Бога, "четвёртая ипостась" (это мнение было осуждено на Архиерейском Соборе Русской Зарубежной Церкви в 1935 году [1]), грань между Богом и мiром, организующее начало соборности, Церкви, человечества, космоса и т. д.
Учение о Софии было осуждено указом Московской Патриархии от 7 сентября 1935 года № 1651 за подписью митрополита Сергия (Страгородского), десятью епископов Московского Патриархата и управляющего делами Московской Патриархии протоиерея Александра Лебедева [2]. Указ гласит:
Отец Сергий Булгаков не признал постановление данного Указа и по поводу своего учения ответил на него в «Докладной записке митрополиту Евлогию» в октябре 1935 г.
В 1936 году В.Н. Лосский опубликовал свой труд «Спор о Софии», в котором подробно проанализировал «Докладную записку» о. Сергия Булгакова, богословское содержание доклада митрополита Сергия (Страгородского) и постановление Патриархии, а также догматически обосновал несостоятельность софиологии, указав на основные и наиболее опасные отклонения этого учения от Православия.
Прежде всего, митрополит Сергий отмечает нецерковный характер богословия Булгакова, характеризуя его систему как гностическую и сближая метод его богословия с установкой гностиков, в частности неправильно понимавших апофатику. Зто и выражалось в том, что «гностики искали философского познания, а так как откровенное учение о Боге непостижимом не давало конкретного материала для их философских построений, то недостающее гностики заполняли воображением, придавая невидимому, безо́бразному бытию воображаемые чувственные образы. Получалась иногда грандиознейшая по размаху поэма, поражающая глубиной и красотой. Но это была не истина, а воображение, «прелесть», обман и самообман… Система Булгакова создана тоже не только философской мыслью, но и творческим воображением» [3].
И именно изначально ложная предпосылка о.Сергия, неверно учащего о Предании, смешивающего личность и природу, ведет к ошибочности и во всем остальном его богословии. Главным образом, это отразилось на его представлении о Боговоплощении, искуплении и обожении.
Использованные материалы
- Лосский В. Н., "Спор о Софии", Боговидение, Минск, 2007.
[1] Ученіе протоіерея С. Булгакова о Софіи - Премудрости Божіей, http://proroza.narod.ru/OpredRPCZ.pdf
[2] Барионов Николай, свящ., "О «единоличном» мнении митрополита Сергия (Страгородского) об апокатастасисе", частный сайт свящ. Николая Барионова Омилия, 11 сентября 2011, http://www.omiliya.ru/o-edinilichnom-mnenii-mitropolita-sergiya
[3] Цит. по: Лосский В.Н. Спор о Софии // Боговидение. Минск, 2007. С.144.