Еп. Охотский Даниил (Шерстенников). Фото 1927 г. |
В миру Шерстенников Даниил Константинович, родился 29 декабря 1871 года в селе Прокопьевском, Слободского уезда Вятской губернии в семье псаломщика.
Получив образование в Вятской духовной семинарии, Даниил выпустился в 1895 году и был рукоположен во диакона 15 сентября того же года. После этого он был определен учителем церковноприходской школы при Богородицкой церкви села Порез Глазовского уезда. С этого же года состоял членом Вятского братства святителя Николая Чудотворца.
Служение в Вятской епархии
16 февраля 1897 года последовало его рукоположение во иерея и назначение на должность благочинного и, до 1903 года, противораскольнического миссионера по южной части Глазовского уезда. С 1897 по 1907 год он состоял законоучителем Порезской земской школы. Под 1898 годом упоминается как член Православного миссионерского общества. С 1905 по 1907 год его благочинием является 5-й округ Глазовского уезда и единоверческие церкви южной части уезда, о. Даниил также заведующий и законоучитель Большекомаровской школы грамоты.
В 1907 году и до отбытия из Вятской епархии в 1911 году о. Даниил был благочинным церквей города Глазова и учителем Воронской и Рыбачковской школ грамоты, заведующим и законоучителем Игоринской школы грамоты и церковноприходской школы, Кипринского и Сыглинского земских училищ. В эти годы он также состоял действительным членом Глазовского попечительства детских приютов ведомства Учреждений Императрицы Марии. В эти же годы он был возведен в сан протоиерея. В 1908 году о. Даниил овдовел, а в 1911 был направлен епископом Вятским и Слободским Филаретом (Никольским) в помощь камчатскому миссионеру иеромонаху Нестору (Анисимову) на Камчатку для содействия в расширении религиозно-просветительской работы.
Священник на Дальнем Востоке
По пребытии в Петропавловск-на-Камчатке он возглавил местное отделение Камчатского благотворительного братства, стал соборным протоиереем, благочинным 10 (т.е. камчатского) округа Владивостокской епархии, заведующим и учитель Петропавловской второклассной школы. [1]
В 1912 году протоиерей Даниил, вступивший в ведение своим благочинием, докладывал о состоянии церквей на полуострове: «Приходов - 9, количество церквей - 11, в Петропавловске - 3. Старый деревянный собор начала 19 века, досчатый собор, выстроенный в 1873 году, сохранился в хорошем состоянии и кладбищенский, перенесенный с места при братской могиле.» [2] В суровых условиях Камчатки он проявил себя усердным и примерным служителем Церкви, а с началом Первой мировой войны отдал на Красный Крест все имеющиеся у него деньги, включая сумму от продажи своего катера и личной квартирной обстановки.
В 1916 году протоиерей Даниил был переведен настоятелем в кафедральный Владивостокский Успенский собор, где с 1919 года был избран на должность председателя епархиального совета. 7 декабря того же года он участвовал в чрезвычайном собрании духовенства и мирян под председательством епископа Михаила (Богданова) по поводу избрания делегатов на Государственное Земское совещание в Иркутске, назначенное на 1 января 1920 года.
Камчатский Архиерей
В сентябре 1922 года было решено присоединить к Камчатской епархии Охотский уезд, учредить в нём Охотскую викарную кафедру, и поставить на неё протоиерея Даниила. Приняв монашество с сохранинием имени Даниил, он был рукоположен во Владивостоке епископами Владивостокским Михаилом и Камчатским Нестором. [3] Епископ Нестор, представляя нового архиерея, в обращении к камчатской пастве писал:
25 октября 1922 года владыка Даниил вернулся в Петропавловск из Владивостока вместе с новыми гражданскими властями назаначенными Приамурским Временным Правительством. Вместе с ними он был принят народом, под звон колоколов хлебом-солью был встречен на паперти церковным старостой Федоровым и совершил благодарственный молебен. [4] Однако, уже через неделю до Петропавловска докатилась весть о том что последняя часть Дальневосточной России в руках белых сил, Приамурский Земский Край под управлением Правителя М. К. Дитерихса, прекратил существование. Красные вскоре заняли его территорию и, в то время как епископ Нестор ушел в изгнание вместе с белыми, епископ Даниил остался с камчатской паствой и должен был взять на себя управление епархией. После установления на Камчатке советской власти начались преследования духовенства. Когда был арестован настоятель Петропавловского собора священник Михаил Ерохин, епископ Даниил неоднократно обращался к местным властям с просьбой о его освобождении, но это лишь привело к аресту самого владыки вместе с братом Павлом за «сопротивление изъятию церковных ценностей» в 1923 году. В августе их отправили в распоряжение Владивостокского отдела ГПУ НКВД, откуда владыка был переведен 23 декабря 1923 года в Читу, а 14 февраля 1924 года выпущен с подпиской о невыезде с места освобождения.
Православный Архипастырь Дальнего Востока
Ко времени его освобождения Забайкальская епархия уже более года находилась в руках красных и большевистская политика по отношению к Церкви воплощалась здесь в полной мере – проводилась жестокая экспроприация и уничтожение церквей, были закрыты церковные органы печати, государство активно поддерживало раскольников-обновленцев, т. н. «живоцерковников». После заключения в начале 1924 года Селенгинского епископа Софрония (Старкова) православное духовенство Забайкалья было обезглавлено, достоверных вестей о Патриархии не было, и лишь единицы среди священнослужителей не уклонились тогда, хотя бы формально, в воинствующий раскол. Оказавшись единственным православным архиереем в Чите Преосвященнейший Даниил выступал как миссионер, разъясняя различия Православия и обновленческой ереси, отвечая на многочисленные вопросы, накопившиеся у православного священства и мирян.
5 декабря 1924 года владыка был назначен святым патриархом Тихоном временным попечителем Забайкальской епархии с сохранением титула епископа Охотского, после чего сразу же приступил к возраждению епархии. Одним из его первых шагов было создание в конце 1924 года противообновленческой миссии. Назначаются священники-миссионеры, которым определяются районы их деятельности в Забайкальской епархии, производится сбор необходимой информации. Миссия оказалась действенной, так как предшествующий успех обновленцев во многом объяснялся лишь незнанием положения Православной Церкви.
За полгода, к июню 1925 года, епископу Даниилу удалось фактически восстановить Забайкальскую епархию – из 227 общин, изначально бывших православными, к 3 июня 1925 года владыке подчинились до 50, и с каждым месяцем их количество росло. Несмотря на противодействие властей, к 1926 году в православных храмах возносились молитвы об обращении раскольников, писались воззвания против живистов и критичиские анализы их публикаций, проводились публичные диспуты в которых, по всей вероятности, периодически принимал участие сам владыка.
18 ноября 1926 года Преосвященнейший Даниил был назначен управляющим Иркутской епархией [5], а попечение о епархии Забайкальской Заместитель Патриаршего Местоблюстителя Сергий (Страгородский) передал епископу Нижнеудинскому Евсевию (Рождественскому), проживавшему на покое в Иркутске. Пробыв ещё немного времени в Чите и сдав дела благочинному протоиерею Иннокентию Томилину, владыка Даниил 6 декабря выехал в Иркутск. Здесь он организовал материальную поддержку отбывавшим ссылку в Прибайкалье священнослужителям и продолжал обличать обновленчество. Однако, так как владыка Евсевий отказывался принять на себя управление Читинской епархией, с 1 февраля 1927 года епископ Даниил по просьбам паствы согласился вновь взять на себя управление Забайкальской епархией, хотя одновременно являлся управляющим Иркутской и Камчатской епархиями.
Арест и кончина
Ещё в начале апреля он нёс своё архиерейское послушание, но уже через месяц был арестован. 29 августа 1927 года коллегия ОГПУ приговорила владыку к пяти годам ИТЛ по обвинению что он «принял на себя руководство нелегальным комитетом взаимопомощи, использовал амвон для проповедей а(нти)/с(оветского) содержания». В материалах дела 1927 года есть характеристика на владыку Даниила из органов ОГПУ:
16 января 1928 года прибыл в Соловецкий лагерь особого назначения, но затем заключение в концлагере было заменено на ссылку в Коми, а последним местом его проживания стало село Поля Онежского района Архангельской области («на линии Мурманской желдороги»). Многие годы трудов и страданий подорвали здоровье владыки, терзаемого болезнью сердца, астмой, ревматизмом, геморроем и малокровием. Однако, даже находясь в ссылке в селе Поля, где единственная церковь была захвачена обновленцами, владыка ходил к Богослужению в православный храм в селе Чекуево, расстояние до которого составляло примерно семь вёрст. За неимением подходящего для молитвы помещения молился в сооруженном им "ледяном доме", продолжал наставлять свою забайкальскую паству в письмах. Паства, сохраняя с ним связь, стараясь материально поддерживать его в заключении.
1 февраля 1932 года, за два месяца до срока окончания ссылки, епископ Охотский Даниил (Шерстенников), отошёл ко Господу и был похоронен он был на кладбище села Поля. Отпевание его совершил местный обновленческий «протоиерей» Иоанн Доброжаевский. Епископ Марк (Боголюбов), управлявший тогда Забайкальской епархией, получив известие о кончине владыки Даниила, отметил, что «среди верующих сохранилась о Епископе Данииле память, как о молитвеннике, аскете, любвеобильном, кротком архипастыре и стойком борце за Православие».
Хотя и епархиальные документы и Журнал Московской Патриархии за 1932 год свидетельствуют о кончине владыки, в начале 1950-х распространился слух о том, что «епископ Читинский и Забайкальский» Даниил (Шерстенников) был освобожден из заключения в 1953 году и проживал тайно в Барнауле у одного полковника. Эта легенда, популярная среди «катакомбников», использовалась для доказательства апостольского приемства раскольнических иерархов якобы им рукоположенных, но вряд ли основывается на достоверных фактах. Взгляды владыки на расколы в Русской Православной Церкви в середине 1920-х годов достаточно ясно выражены в одобренном им противообновленческом послании от 8 сентября 1926 года:
11 ноября 1993 года Президиум Иркутского областного суда реабилитировал епископа Даниила по делу 1927 года.
Награды
- набедренник (1899).
- скуфья (1901).
- камилавка (1904).
- наперсный крест (1911).
- орден св. Анны 3-й степени (1914).
Документы и литература
- ФАМ I, № 87, 7.
- Вестн. Св. Син. Прав. Рус. Церкви (обновленч.), 1926, № 12-13, 23.
- ГАРФ. Ф.6343. Оп.1. Д.263. Л.79.
- Архив УФСБ по Иркутской обл. Д.17462.
- Архив УФСБ по Иркутской обл. Д.17705.
- ЖМП, 1932. №11-12, 11.
- Мануил (Лемешевский), митр. Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 гг. (включительно), т. 3, Erlangen, 1979-1989, 24.
- «Катакомбы», Русское Возрождение, Нью-Йорк, 1982, № 20, 136; 1983, № 21, 186-200.
- Резникова И., Православие на Соловках: Материалы по истории Соловецкого лагеря, Санкт-Петербург, 1994, 141.
- Губонин, М. Е., сост., Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917-1943: Сборник в 2-х частях, Москва, 1994, 971.
- История Русской Православной Церкви: От восстановления Патриаршества до наших дней, 1917-1970, т. 1, Санкт-Петербург, 1997, 553.
- Фомин, Сергей, Божиею Милостию Архиерей Русской Церкви. Три жизни митрополита Нестора Камчатского, Изд-во «Правило Веры», Москва, 2002, 359, 447.
Использованные материалы
- Статья бызы данных Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века Православного Свято-Тихоновского Богословского Института:
- Саввин, Димитрий, «“Любвеобильный, кроткий архипастырь и стойкий борец за Православие” (Епископ Охотский Даниил (Шерстенников), попечитель Читинско-Забайкальской епархии в 1924-1927 гг.)», сайт Читинско-Забайкальской епархии:
- Фомин, Сергей, Божиею Милостию Архиерей Русской Церкви. Три жизни митрополита Нестора Камчатского, Изд-во «Правило Веры», Москва, 2002, 359, 447.
- Страница портала Русское Православие:
- Пустовит, Валентин, «Гибель Парламента», ч.1, Новая Камчатская Правда, №28, 20.07.2000:
[1] Нестор, архиепископ Камчатский и Петропавловский, «Моя Камчатка», Фомин, Сергей, Божиею Милостию Архиерей Русской Церкви. Три жизни митрополита Нестора Камчатского, Изд-во «Правило Веры», Москва, 2002, 359.
[2] Цитата по Савина, Людмила, «К 300-летию Православия на Камчатке», Вести (Петропавловск-Камчатский), 14.10.2005.
[3] Нестор, архиепископ Камчатский и Петропавловский, «Из Моих Воспоминаний», Фомин, Сергей, Божиею Милостию Архиерей Русской Церкви. Три жизни митрополита Нестора Камчатского, Изд-во «Правило Веры», Москва, 2002, 447. В некоторых источниках дату архиерейской хиротонии владыки Даниила ошибочно относят к 1920 году, неверно называя его "епископом Читинским, викарием Забайкальской епархии."
[4] Пустовит, Валентин, «Гибель Парламента», ч.1, Новая Камчатская Правда, №28, 20.07.2000, http://nkp.iks.ru/arhiv/html_arhiv/2000/28/28_5.html.
[5] Возможно что в краткий период управления исключительно Иркутской епархией епископ Даниил титуловался «епископ Киренский, викарий Иркутской епархии», но впоследствии вновь был известен как «Охотский». См. http://www.pstbi.ru/cgi-htm/db.exe/ans/nm/?HYZ9EJxGHoxITYZCF...lAU.