Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ДИМИТРИЙ (САМБИКИН)

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Димитрий (Самбикин), еп. Тверской и Кашинский. Фотография. Нач. ХХ в. (РГИА)
Димитрий (Самбикин), еп. Тверской и Кашинский. Фотография. Нач. ХХ в. (РГИА)
Димитрий (Самбикин) (1839 - 1908), архиепископ Казанский и Свияжский, церковный историк, агиограф, агиолог

В миру Самбикин Дмитрий Иванович, родился 3 октября 1839 года в слободе Караяшнике Острогожского уезда Воронежской губернии, в семье священника Иоанна Самбикина, является внучатым племянником Киевского митр. Евгения (Болховитинова).

Учеба

В 1848-1853 годах обучался в Бирюченском духовном училище, в 1854 году окончил Воронежское духовное училище, в 1861 году - Воронежскую духовную семинарию, в 1865 году - Санкт-Петербургскую духовную академию.

Еще студентом обратил на себя внимание статьей "Об открытии в селах библиотек" [1] и открытием народной библиотеки в слободе, где родился. С 1865 года работал библиотекарем в Воронежской публичной библиотеке, одновременно с января 1866 года - в Воронежской духовной семинарии, где преподавал библейскую, всеобщую и русскую церковную историю, литургику и каноническое право, в 1870-1871 годах - практическое руководство для пастырей. Кроме того, в 1866-1867 годах безвозмездно читал курс гражданской истории в Воронежском епархиальном женском училище.

В 1866 году в ступил в брак с Варварой Михайловной, дочерью священника Михаила Скрябина. В следующем году в их семье родился сын - Иван, будущий архимандрит Афанасий.

Служение в Воронеже

26 сентября 1866 года был рукоположен во диакона Воронежским епископом Серафимом (Аретинским), 1 октября - во иерея. Служил настоятелем храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы (Пятницкого) в Воронеже.

В 1867 году получил ученую степень магистра богословия за сочинение "Сравнительное обозрение учения о первородном грехе в христианских вероисповеданиях" (опубл.: Тамбов, 1878).

13 апреля 1870 года - овдовел.

В 1871-1872 годах - председатель Воронежского епархиального съезда духовенства.

Ректор Тамбовской семинарии

10 июля 1872 года был назначен ректором Тамбовской духовной семинарии с возведением в сан протоиерея. В Тамбов приехал 4 августа того года. 18 сентября того же года был назначен редактором "Тамбовских епархиальных ведомостей" [2]. При нем было осуществлено преобразование духовной семинарии (по уставу 1867 года), перестроены здания семинарии, устроен семинарский храм, отменены телесные наказания. В 1880 году он пожертвовал в семинарию 1800 р. для учреждения стипендии его имени.

Был избран членом, затем помощником председателя Тамбовского губ. статистического комитета, в 1875-1881 годах был председателем Тамбовского противораскольнического Казанско-Богородицкого братства, с 1877 года - Тамбовского церковно-исторического комитета; с 1876 года пожизненный член Общества вспомоществования бедным студентам СПбДА, с 1881 года - МДА, с 1882 года - КДА, с 1883 года - КазДА.

11 февраля 1877 года был пострижен в монашество Московским митрополитом святителем Иннокентием (Вениаминовым), с оставлением имени Димитрий, а 13 февраля - возведен в сан архимандрита.

31 декабря 1880 года был вызван в Санкт-Петербург на чреду священнослужения. С 1881 года состоял членом Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе православной Церкви, в рамках его деятельности в июне 1881 года проводил беседы в соборе преподобного Сергия Радонежского в Санкт-Петербурге.

Ректор Воронежской семинарии

6 августа 1881 г. назначен ректором Воронежской духовной семинарии, с того же года также исполнял обязанности редактора «Воронежских епархиальных ведомостей»; с 1883 г. - товарищ председателя Воронежского комитета Православного миссионерского общества; с 1884 г. - член епархиального училищного совета; с 1885 г. - товарищ председателя братства святителей Митрофана и Тихона, с 1886 г. - председатель.

Укрепил дисциплину в семинарии, пополнил библиотеку новой литературой.

В 1889 г. учредил стипендию имени своего отца.

На собственные средства устроил церковь в Бирюченском духовном училище.

Епископ Балахнинский, викарий Нижегородский

В декабре 1886 г. был назначен епископом Балахнинским, викарием Нижегородской епархии, хиротония состоялась 4 января 1887 г. в Успенском соборе Московского Кремля, ее возглавил Московский митр. Иоанникий (Руднев).

Одновременно еп. Димитрий стал настоятелем Нижегородского Печерского Вознесенского мужского монастыря, в котором его трудами была возведена церковь во имя вмч. Димитрия Солунского и отреставрированы другие строения.

В 1887 г. назначен председателем Нижегородской археологической епархиальной комиссии и Нижегородского противораскольнического братства Св. Креста.

Епископ Балтский, викарий Подольский

28 октября 1887 г. назначен епископом Балтским, викарием Подольской епархии и настоятелем Троицкого монастыря [3].

Епископ Подольский

С 13 декабря 1890 г. - епископ Подольский и Брацлавский.

Часто объезжал епархию, изучал местные церковные древности, занимался устроением часовен и храмов. Открыл развалины Бакотского наскального монастыря, восстановил его и освятил, установил ежегодное празднование в монастыре.

В 1888 г. назначен председателем Подольского миссионерского общества и Подольского епархиального строительного комитета; с 1891 г. - действительный член Подольского губернского статистического комитета. В 1895 г. при нем в Каменец-Подольске праздновали 100-летний юбилей епархии, в Подольской духовной семинарии была учреждена стипендия его имени. Организовал церковное древлехранилище, епархиальную библиотеку, епархиальный миссионерский комитет, проводил внебогослужебные чтения и собеседования.

На Тверской кафедре

2 ноября 1896 г. был назначен епископом Тверским и Кашинским, 6 мая 1898 г. возведен в сан архиепископа.

В Твери владыка установил ежегодный крестный ход вокруг города с мощами благоверного князя Михаила Тверского, возродил обычай торжественного поминовения родителей преподобного Макария Калязинского, собирал материалы для восстановления почитания благоверной княгини Анны Кашинской.

По его инициативе была построена часовня у истока р. Волги, в июне 1902 г. учрежден Тверской епархиальный историко-археологический комитет [4], создан музей церковных древностей, открыты временные археологические курсы. В 1903 г. он участвовал в Областном археологическом съезде в Твери, где был почетным председателем отдела памятников церковной старины.

18 марта 1904 г. совет СПбДА удостоил архиеп. Димитрия ученой степени доктора церковной истории.

Архиепископ Казанский

Димитрий (Самбикин), архиепископ  Казанский и Свияжский
Димитрий (Самбикин), архиепископ Казанский и Свияжский
С 26 марта 1905 г. - архиепископ Казанский и Свияжский.

Прибыл в Казань 13 апреля во время массовых революционных волнений. Со 2 по 10 июня 1905 г., несмотря на революционные события, совершил поездку по епархии, причем посещал именно русские села, где люди были наиболее подвержены революционной пропаганде.

С начала сентября 1905 г. волнения студентов охватили Казанскую духовную академию и семинарию, с 7 октября студенты академии принимали участие во Всероссийской стачке. Архиеп. Димитрий не выполнил распоряжения обер-прокурора Святейшего Синода К.П. Победоносцева об отчислении всех студентов, участвовавших в забастовке. Вместо этого он с 15 октября отменил занятия в академии и семинарии до 8 января 1906 г. В результате студенты духовных учебных заведений разъехались и не участвовали в революционных событиях в Казани.

Архиеп. Димитрий благословил духовенство и мирян присутствовать на патриотическом митинге 21 октября 1905 г., который перерос в массовые столкновения с революционерами, изгнание их из захваченного здания городской думы и разгром революционного движения в Казани.

22 октября архиеп. Димитрий вместе с мусульманским деятелем Галимджаном Баруди (Галеевым) возглавил официальную демонстрацию в поддержку Манифеста 17 октября 1905 г. «Об усовершенствовании государственного порядка».

В 1906-1907 гг. владыка не высказывался по политическим вопросам, не поддерживал крайне правые силы и был обвинен их представителями в либерализме. Считал, что в предстоящем Поместном Соборе Российской Православной Церкви должны участвовать только архиереи, выступал против выборов епископов клириками и мирянами епархий, поддерживал предложение о разделении России на митрополичьи округа. Считал, что во главе Церкви должно стоять духовное лицо, но не заявлял прямо о необходимости восстановления Патриаршества.

Архиеп. Димитрий отменил запрет на богослужения и обучение в церковноприходских школах на «инородческих» языках, введенный его предшественником архиеп. Димитрием (Ковальницким), и поддержал систему Н.И. Ильминского.

В сентябре 1906 г. учредил Казанское историко-археологическое общество, заседания которого при нем проходили раз в 2 недели в архиерейском доме, а их протоколы фактически стали церковно-историческим журналом. По его благословению было создано церковное древлехранилище, в которое передавались предметы старины из приходских храмов, планировалось открытие церковно-археологического музея.

В 1907 г. способствовал учреждению в Казани 3-го викариатства и назначению Мамадышским епископом Андрея (Ухтомского), в ведение которого передавалось руководство «инородческими» приходами и миссионерской деятельностью.

В феврале 1907 г. было создано братство во имя Пресв. Богородицы при кафедральном Благовещенском соборе.

Облачение и богослужебная утварь, принадлежавшие архиепископу Димитрию (Самбикину). Правая часть стенда Церковно-археологического музея «Истории Нижегородской епархии»,  в стенах Нижегородского  Вознесенского Печерского монастыря
Облачение и богослужебная утварь, принадлежавшие архиепископу Димитрию (Самбикину). Правая часть стенда Церковно-археологического музея «Истории Нижегородской епархии», в стенах Нижегородского Вознесенского Печерского монастыря
В 1907 г. был инициатором проведения в Казани торжеств, включавших праздничные богослужения и заседания с чтением научных докладов, в память 300-летия вступления на Патриарший престол патриарха Московского и всея Руси сщмч. Ермогена, 1500-летия со дня кончины свт. Иоанна Златоуста и 50-летия со дня кончины Киевского митр. Филарета (Амфитеатрова). Ермогеновский и Златоустовский сборники были опубликованы за счет личных средств архиеп. Димитрия.

Был членом Московского противораскольнического братства святителя Петра Московского (1873), Киевского церковно-археологического общества (1873), почетным членом Палестинского православного общества (1892), МДА (1893), КДА (1899) и др.

Скончался 17 марта 1908 года в Казани. Погребен 22 марта, согласно завещанию, под алтарем кафедрального Благовещенского собора в Казани в усыпальнице Казанских архиереев. Отпевание совершал Симбирский архиеп. Иаков (Пятницкий) в сослужении 4 епископов, а также родственников почившего (сына-архимандрита и 2 племянников-священников - Александра и Николая Сердобольских) и др. Могила не сохранилась.

Сочинения

Опубликовал огромное количество научных трудов, в т.ч. по догматическому богословию, Свящ. истории Нового Завета. В основных сочинениях он писал о церковной истории, прежде всего тех епархий, в которых он служил. Итогом работы в Воронеже стал «Указатель храмовых празднеств в Воронежской епархии» (Воронеж, 1884-1886. 4 вып.), содержащий сведения о 994 монастырских, приходских, кладбищенских и домовых храмах с указанием приделов, времени постройки храмов, их упоминаний в источниках, средств, употребленных на постройку или перестройку этих зданий, имен строителей, истории причтов и способов их содержания, количестве прихожан. Также был опубликован свод некрологических записей, которые вели во второй пол. XVIII в. купцы Елисеевы.

Составил описания Коротоякского Вознесенского, Валуйского Успенско-Никольского, Семилуцкого Преображенского, Белоколодского Преображенского монастырей, ряда церквей Воронежа.

Подготовил Житие свт. Митрофана, еп. Воронежского [5].

По инициативе архиерея в «Воронежских епархиальных ведомостях» была опубликована серия статей сельских священников с историко-этнографическими описаниями приходов.

В Твери вл. Димитрий подготовил фундаментальное издание о местных святых (Тверской патерик: Кр. сведения о тверских местночтимых святых. Каз., 1907).

Главный труд Димитрия (Самбикина) - «Месяцеслов русских святых, всею Русскою Церковию или местно чтимых», 14 томов которого (12 по месяцам и 2 дополнительных) были напечатаны в 1878-1907 гг. По значению в истории рус. агиологии вл. Димитрия сравнивали с Владимирским архиеп. Сергием (Спасским). Значительно уступая «Полному месяцеслову Востока» Сергия (Спасского) в научной глубине и основательности, Месяцеслов, составленный вл. Димитрием, превосходил его в подробном изложении церковно-исторических, обрядово-этнографических, фольклорных и даже фенологических сведений, в подаче библиографических указаний. Он не имеет себе равных по полноте и многоплановости сведений о рус. святых (в т. ч. местночтимых), о св. мощах, иконографии, крестных ходах, службах, а также о мн. святых Вселенской Церкви с т. зр. особенностей их почитания на Руси. Особое внимание автор уделял неканонизированным подвижникам благочестия, благодаря чему Месяцеслов и сегодня сохраняет научное и практическое значение (особенно для работ по подготовке новых канонизаций).

Архиеп. Димитрий также составил утвержденные Святейшим Синодом службы 12 апостолам (К., 1900) и 70 апостолам (К., 1900), акафист свт. Иоанну Златоусту.

Публикации

  • Воспитанники КДА (1819-1869 гг.), поступившие из Воронежской ДС // Воронежские ЕВ. 1869. № 22. С. 904-937; № 24. С. 1020;
  • Преосв. Вениамин, 6-й еп. Воронежский // Воронежские ЕВ. 1870. № 12. С. 565-571; № 13. С. 603-614; № 23. С. 1031-1039;
  • Свт. Питирим, 2-й еп. Тамбовский. Воронеж, 1872;
  • Из чтений по рус. церк. истории: Синодальное управление. Тамбов, 1874. Вып. 1;
  • Месяцеслов святых, всею Русскою Церковию или местно чтимых, и указ. празднеств в честь икон Божией Матери и св. угодников Божиих в нашем Отечестве. Тамбов, 1878-1882. Вып. 1-4; Тверь, 1897-1901. Вып. 5-12; Каз., 1907. Вып. 13-14;
  • Иоанникий, 1-й ректор Тамбовской семинарии. Тамбов, 1879;
  • Ректоры Воронежской ДС // Воронежские ЕВ. 1885. № 11. С. 443-451; № 12. С. 470-485; № 13. С. 502-508; № 14. С. 517-528; № 15. С. 545-550; № 16. С. 551-561; № 17. С. 595-601; Хронол. указ. церквей в Воронежской епархии: (1586-1886). Воронеж, 1886;
  • Летописный синодик г. Елисеевых. Воронеж, 1886;
  • Св. славный вмч. Димитрий Мироточивый, Солунский чудотворец. Каменец-Подольский, 1894; Мат-лы для истории Тверской епархии. Тверь, 1898;
  • Собор святых 70 апостолов. Тверь, 1900-1902. 2 т.; То же // ПС. 1906. Ч. 1. С. 70-85; 212-223, 370-383; Ч. 2. С. 37-51, 372-412; Ч. 3. С. 57-71, 225-251, 384-406, 543-584;
  • Монастыри и приходские церкви г. Торжка и их достопримечательности. Тверь, 1903; Храмовые празднества в Твери. Тверь, 1903-1904. 2 вып.;
  • Крестовая церковь в честь св. Апостолов при Тверском архиерейском доме. Тверь, 1905;
  • Из дневника семинариста Димитрия Самбикина // Воронежская старина. Воронеж, 1909. Вып. 8. С. 35-48;
  • Детские годы и учение в Бирюченских духовных (приходском и уездном) уч-щах: Автобиогр. заметки // Там же. 1910. Вып. 9. С. 27-35.

Литература

  • Наречение и хиротония архим. Димитрия во епископа // Воронежские ЕВ. 1887. № 2. С. 75-84;
  • Добровольский И. Его высокопреосв. Димитрий, архиеп. Тверской и Кашинский // Он же. Тверской епарх. стат. сб. Тверь, 1901. С. I-XVIII;
  • Родосский. Словарь студентов СПбДА. С. 136-138;
  • [Некролог] // ПС. 1908. № 5. С. 609-703;
  • [Некролог] // Тамбовские ЕВ. 1908. № 13. С. 677-683;
  • [Некролог] // Изв. по Казанской епархии. 1908. № 13. С. 393-412;
  • [Некролог] // Тверские ЕВ. 1908. № 17. С. 409-419;
  • Спасский А. М. Памяти высокопреосв. Димитрия, архиеп. Казанского и Свияжского // Воронежские ЕВ. 1908. № 21. С. 1028-1063;
  • Б. Ж. К восп. о почившем архиеп. Казанском Димитрии // Тамбовский край. 1908. № 266;
  • Рыбинский В. Памяти высокопреосв. Димитрия (Самбикина) // ТКДА. 1908. Т. 2. № 5. С. 177-184;
  • Высокопреосв. Димитрий, архиеп. Казанский и Свияжский. Каз., 1908;
  • Поликарпов Н. Высокопреосв. Димитрий, архиеп. Казанский, как воспитанник Воронежской ДС // Воронежская старина. 1909. Вып. 8. С. 31-34;
  • Балуда В. Архиеп. Димитрий (Самбикин) // ЖМП. 1976. № 1. С. 75-80;
  • Акиньшин А. Н. 20 воронежских краеведов: Мат-лы к биогр. словарю // Отечество. М., 1997. Вып. 9. С. 308-309;
  • Тихон (Затёкин), игум., Дёгтева О. В. Святители земли Нижегородской. Н. Новг., 2003. С. 336-340;
  • Гадалова Г. С. Арх. док-ты о подготовке 2-й канонизации блгв. кнг. Анны Кашинской: (По мат-лам ГА Тверской обл.) // Духовное наследие и культура рус. провинции: Мат-лы ист.-краевед. конф. Кашин, 2005. С. 62-71.

Использованные материалы

  • А. Н. Акиньшин, Е. В. Липаков. ДИМИТРИЙ (Самбикин Дмитрий Иванович). Православная энциклопедия, Т. 15, С. 91-93



[1]  опубл.: Известия Санкт-Петербургского комитета грамотности, 1865.

[2]  "Определение Святейшего Синода. Епархиальные распоряжения", Тамбовские епархиальные ведомости, 1872, № 10, с. 425.

[3]  Каменец-Подольский во имя Святой Троицы мужской монастырь, "Православная Энциклопедия", http://www.pravenc.ru/text/1470093.html

[4]  "Епархиальный историко-археологический комитет" //Энциклопедический справочник "Тверская область":Электронное издание / Тверское общество краеведов, Тверская областная универсальная научная библиотека им. А. М. Горького, http://region.tverlib.ru/cgi-bin/fulltext_opac.cgi?show_article=1850

[5]  Жизнеописание свт. Митрофана, 1-го еп. Воронежского. Воронеж, 1869; Свт. Митрофан, 1-й еп. Воронежский. Воронеж, 1886

Редакция текста от: 27.09.2017 15:02:48

"ДИМИТРИЙ (САМБИКИН)" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google