Маньчжурия (кит. Маньчжоу - 満洲, 满洲) – историческое наименование обширной области в Северо-Восточной Азии, от названия государства образованного союзом чжурчжэнских племён которые с XVII века именовались маньчжурами. Ныне эта территория поделена между южными частями Дальневосточной России и Северо-Востоком (кит. «Дунбэй») Китая. В середине XIX века северо-восточные пределы региона перешли к Российской империи, после чего наименование "Маньчжурии" как правило используется только в отношении областей оставшихся в составе Цинской империи.
- На карте: Яндекс.Карта, Google-карта
История
Зарождение Маньчжурии
В землях впоследствии поименованных Маньчжурией издавна существовали многочисленные тунгусские племена, известные китайцам как «северные варвары»: су-шэнь, илоу, воцзюй, уцзи, мохэ и другие. В этногенезе маньчжуров участвовали также тюркские и монгольские племена. Образование чжурчжэнского государства в XII веке ускорило консолидацию племён региона, но только в начале XVII века союз чжурчжэнских племён складывается в единое этно-политическое объединение Маньчжу.
Под водительством вождя Нурхаци, который в 1616 году принимает титул хана (императора), новоявленная маньчжурская держава начинает захват ослабленного Китая. В 1625 году столицей нового государства становится маньчжурский город Симиян-хотон (затем Мукдэн, ныне Шэньян).
Покорив Китай при сыне Нурхаци, маньчжуры составляют здесь новую правящую династию – Цин – а также военную касту, расселённую по всей стране, что подстёгивает их быструю культурно-энтическую ассимиляцию. При этом Маньчжурия остаётся регионом с особым статусом в составе Цинской империи.
Цинская Маньчжурия
Как родина цинских правителей Маньчжурия считалась священной, тут располагаются гробницы и родовые святыни императоров, переселение сюда ханьцев и моноголов запрещается для сохранения его самобытного населения. Религией местных народов – маньчжуров, солонов, тунгусских племён и отчасти дауров – а также императорского дома был шаманизм. Это также отличало Маньчжурию от соседних областей, т.к. ханьцы были приверженцами конфуцианства, буддизма и даосизма, а монголы в первую очередь ламаизма.
С середины XVII века русские первопроходцы начинают проникать в эту страну, основывается Албазин – первое русское поселение на Амуре. Пограничные трения переходят в 1680-х годах в малый конфликт между Московским государством и Цинской империей, в результате которого Нерчинский договор 1689 года закрепил границы между двумя царствами по Становому хребту, рекам Амур, Аргунь и Горбица, а также обусловил появление в Китае первой православной миссии. Конфликт также стимулировал улучшение военных дорог Маньчжурии и первые попытки урегулирования администрации.
К середине XIX века Цинская империя оказалась значительно ослабленной, а побеждённая в Крымской войне Россия искала возместить потери новым распространением на Восток. В результате, Айгунский договор в 1858 году передал России все земли к северу от Амура, а Пекинский договор в 1860 году – также и территорию к востоку от реки Уссури. Эти земли, в китайской историографии известные как «Внешняя Маньчжурия», быстро заселяются переселенцами с разных концов Российской империи и превращаются в органическую часть Дальневосточной России.
Далее речь идёт только о «Внутренней Маньчжурии» – т.е. о землях оставшихся в составе Цинской империи – которые еще долго сохраняли за собой историческое наименование «Маньчжурии». Эти земли также быстро утрачивают свою прежнюю изолированность. В 1838 году для Маньчжурии было организовано римо-католическое «апостольское викариатство» под эгидой французского Общества иностранных миссий, а с открытием для европейцев Ню-чжуана появились и протестантские миссионеры из Англии. В эпоху империализма, когда Китай делается предметом амбиций ведущих держав, Маньчжурия становится ареной столкновения и взаимопроникновения ряда влияний, в первую очередь – китайских, российских и японских.
Период позднего империализма
К концу XIX века Цинская администрация ищет новые пути укрепления своей власти и борьбы с вторжениями чужестранцев. В Маньчжурии это выражается в отказе от политики изоляции области. Вместо этого китайские власти открывают регион для переселения сюда ханьцев из остальных областей Китая. Это переселение нарастает с 1860-х, а особенно с 1890-х годов, и стремительно преображает этнический состав Маньчжурии – прежде всего её южных областей, которые быстро делаются почти полностью ханьскими по населению. В Маньчжурии проводится административная реформа и в начале XX века регион переименован в «Три Восточных провинции» («Дун-сань-шэн», 東三省). Региональной столицей оставался Мукдэн (Шэньян). Уже в начале XX века маньчжуры и прочие коренные народы стали меньшинством в Маньчжурии с тенденцией к дальнейшему слиянию с ханьцами.
Япония вторглась в Маньчжурию в ходе Японо-Китайской войны 1894-1895 годов и по условиям мирного договора получила стратегически важную часть юго-восточной Маньчжурии: Ляодунский полуостров. Это вызвало т.н. «тройственную интервенцию» России, Германии и Франции, и в 1895 году Япония согласилась отказаться от Ляодуна в обмен на денежную компенсацию. В 1896 году Китай позволил России построить железную дорогу через Маньчжурию, с передачей России прилегающей к дороге территории в качестве арендованной полосы отчуждения, а в 1898 году передал России права на концессию на Ляодунском полуострове. Таким образом ключевые Ляодунские порты – Порт Артур (ныне Люйшунь) и Дальний (ныне Далянь), вся Китайская Восточная железная дорога с зарождающимися на ней поселениями, главным из которых стал Харбин, стали русским анклавом в Маньчжурии. Временное введение русских военных частей в Маньчжурию во время Боксёрского восстания 1899-1901 года, когда от рук восставших пострадали многочисленные иностранцы и христиане-китайцы, укрепило позиции России. Россией в Маньчжурии разворачивается обширная программа освоения территории, включавшая в себя повсеместную постройку православных храмов в пристанционных пунктах русского расселения.
Укрепление русского влияния в Маньчжурии и соседней Корее обострило противостояние России и крепшей Японии, что вылилось в Русско-Японскую войну 1904-1905 годов, разыгравшуюся преимущественно в Маньчжурии. По Портсмутскому договору Япония вышла победительницей и Маньчжурия южнее Чанчуня вошла в её сферу влияния, Ляодунские концессии России перешли к Японии, и обе страны обязались вывести из Маньчжурии свои войска. Таким образом китайские, японские и русские власти отныне делили управление регионом. Православная Церковь оказывается представлена Владивостокской епархией в Северной Маньчжурии, Русской духовной миссией в Китае в Южной Маньчжурии и разбросанных на Севере подворьях, Японской Православной Церковью на Лаодунском полуострове. Ускорилось переселение японцев и корейцев в Южную Маньчжурию. Падение Цинской империи в 1911 году и начало республиканского периода существования Китая выразилось в фактическом распаде Китая на ряд провинций во главе с местными силовиками-«генералами» - для Маньчжурии таким лидером стал Чжан Цзолинь, пришедший к власти в период Первой мировой войны. Принципиальный сдвиг сил в Маньчжурии был обусловлен русской революцией 1917 года, подорвавшей позиции России.
Представителями интересов западных держав в Маньчжурии – в первую очередь Англии, Франции и США – являлись торговые агенты, а также римо-катлические и протестантские миссионеры. Главное внимание последних было обращено на медицинскую помощь; госпитали служили главным средством пропаганды.
Маньчжурия. Карта из советского атласа, 1940 г. |
Японская гегемония
С началом японской интервенции в Россию в 1918 году, в связи с русской гражданской войной, Маньчжурия вновь наполняется японскими военными частями, а также политическими и торговыми агентами. Одновременно в Маньчжурию прибывает поток русских эмигрантов и беженцев – сотни тысяч русских проходят через «манчьжурский» период в поисках пристанища, а многие оседают здесь, значительно увеличивая русское население края в 1920-х годах. Оформляется и быстро растёт новая Харбинская епархия в ведении Русской Православной Церкви Заграницей, делаясь ведущим зарубежным центром патриархальной русской жизни в условиях изгнанничества.
При том что Япония сделалась бесспорным гегемоном в Южной Маньчжурии, на севере укрепились было позиции китайских республиканцев под водительством Чжан Цзолиня. После 1924 года китайское правительством признало СССР, но совместное советско-китайское управление Китайской Восточной железной дорогой не было стабильным сожительством – в 1929 году из-за китайской попытки захвата железной дороги разгорелся Конфликт на КВЖД, в котором Красная армия вышла победительницей.
Тем временем японские активисты в радикальных кругах армии всё сильнее нажимали на наследника Чжан Цзолиня – его сына Чжан Сюэляна который унаследовал северо-маньчжурское «генеральство» – с целью его полного подчинения. После «Маньчжурского инцидента» - подрыва железной дороги около Мукдэна 18 сентября 1931 года - японская Квантунская армия провела быструю кампанию по захвату Северной Маньчжурии и к началу 1932 года подавила организованное китайское сопротивление. 1 марта 1932 года в пределах Южной и Северной Маньчжурии было провозглашено номинально независимое «государство Маньчжурия» - Маньчжоу-го - ставшее марионеточным образованием в орбите Японии. Последний цинский император Пу И был поставлен японцами во главе лимитрофной страны, которая в 1934 году стала именоваться «Маньчжурской империей» - Маньжоу-ди-го – со столицей во вновь переименованном Синьцзине (ныне Чанчунь). При том, что в Маньчжурии был создан собственный государственный аппарат с подчёрнутым представительством разных народов на корпоративной основе – в противовес китайской политике китаизации – на деле главным органом управления страны стало командование японской Квантунской армии, а также сеть японских администраторов в маньчжурских государственных органах.
Благодаря японским инвестициям и богатым природным ресурсам, быстро пошла индустриализация и эксплуатация Маньчжурии. Массовое переселение японцев и корейцев, организованное японскими властями, было призвано противодействовать уже установившейся гегемонии ханьцев в этническом составе Маньчжурии. Маньчжурия также разрабатывалась и обустраивалась японскими планировщиками как плацдарм для дальнейшего захвата Китая, продвижения в СССР и Монголию. Спровоцированные японцами Хасанские бои 1938 года и Халхингольский конфликт 1939 года на маньчжурских границах показали слабость Квантунской армии и обусловили дальнейший нейтралитет Японии в отношении СССР в ходе Великой Отечественной войны.
В Маньчжурии был установлен военно-полицейский режим, становившийся всё более жестким в ходе войны. Хотя в Маньчжурии действовали многочисленные китайские и некоторые корейские партизанские отряды, к 1941 году большая их часть была разгромлена. В 1940-х пошло насаждение официального синтоизма как обязательного патриотического культа населения Маньчжурии. Недовольство и тяготы населения достигли апогея к середине 1940-х годов. В 1945 году СССР наконец вступил в войну на Востоке и в ходе стремительной операции занял Маньчжурию, ликвидировав Маньчжо-ди-го и японское влияние.
В составе послевоенного Китая
Советская оккупация Маньчжурии обусловила переход православной Харбинской епархии в состав Московского Патриархата и начало массового возвращения русских эмигрантов в СССР – как насильственным так и добровольным путём. Эта оккупация была краткосрочной – уже весной 1946 года советские войска были выведены, трофейное японское оружие передано коммунистам Мао Цзэдуна, и китайская гражданская война разыгралась в Маньчжурии с новой силой. Только на Ляодунском полуострове советские войска задержались, т.к. СССР получило Люйшунь и Далянь в аренду. К середине 1946 года республиканцы Чан Кайши заняли Южную Маньчжурию, но вскоре стали терять позиции перед натиском коммунистов и Маньчжурия сделалась важной базой коммунистов. В 1949 году в континентальном Китае был утверждён коммунистический режим и создана Китайская Народная Республика. В 1950 году СССР безвозмездно сдал Китаю Далянь, а в 1955 году – вывел силы из Люйшуня. В составе КНР Маньчжурия лишилась административной идентичности и осталась лишь исторически сложившимся регионом – т.н. «Северо-Восток» страны.
Этно-религиозная статистика
- кон. XIX-нач. XX в. – оценки населения от нескольких миллионов до 23 миллионов, вероятно около 7.5 миллионов. Этнический состав населения: китайцы, маньчжуры, монголы (барху, олёты), дауры и солоны, с другие тунгусские племена – бирары, ороньчоны, манегры (или цилини), гольды и др. Также корейцы близ границы с Кореей и русские в зоне отчуждения. Римо-католических миссионеров 22, верующих до 13 тыс. человек; пресвитерианских миссионеров 6, верующих до 7 тыс. человек [1].
- ок. 1910 - у римо-католиков в Южной Маньчжурии 32 европейских и 8 местных священников; 23,354 верующих; 4 храма и 86 часовен; 32 школы; в Северной Маньчжурии 25 европейских и 8 местных священников; 19,350 верующих; 21 храм и 66 часовен; 123 школы [2].
Использованные материалы
- "Маньчжурия," статья энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона:
- Статьи БСЭ:
- http://oval.ru/enc/91494.html - Маньчжурия
- http://oval.ru/enc/91492.html - Маньчжоу-го
- http://oval.ru/enc/91501.html - Маньчжуры
- Cordier, Henri, «Manchuria», The Catholic Encyclopedia, vol. 9, New York: Robert Appleton Company, 1910:
- "Маньчжурия," карта советского атласа 1940 г.:
[1] По данным энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона, http://gatchina3000.ru/brockhaus-and-efron-encyclopedic-dict...htm
[2] По данным Cordier, Henri, «Manchuria», The Catholic Encyclopedia, vol. 9, New York: Robert Appleton Company, 1910, http://www.newadvent.org/cathen/09585a.htm