архиеп. Владивостокский Евсевий (Никольский). Фотография кон. XIX в. |
В миру Никольский Евгений Иванович [1], родился 21 января 1860 [2] году в селе Серебряки Алексинского уезда Тульской губернии в семье священника.
Закончив Тульские духовное училище и семинарию, поступил в Московскую духовную академию. В 1885 году окончил ее со степенью кандидата богословия (магистрантом) и тогда же был определен в Могилевское духовное училище учителем русского и славянского языков.
С 1888 года - помощник смотрителя Могилевского духовного училища. Одновременно проходил должность члена Могилевского уездного отделения епархиального Училищного совета и исполнял обязанности делопроизводителя Училищного правления.
3 августа 1893 года был пострижен в монашество под именем Евсевий в честь Евсевия, епископа Самосатского. 5 августа был рукоположен в сан иеродиакона, а 6 августа, в день Преображения Господня, - во иеромонаха. Таинство хиротонии совершал Николай (Налимов), епископ Гдовский
11 сентября 1893 года был назначен в состав Санкт-Петербургского Духовно-Цензурного Комитета с возведением в сан архимандрита. Но едва он успел прибыть к месту назначения, как 18 октября 1893 года был определен на должность ректора Иркутской духовной семинарии.
Служение в Иркутске
В Иркутске архимандрит Евсевий, помимо ректорства и преподавания в семинарии, принимал участие в других епархиальных делах: был редактором "Иркутских епархиальных ведомостей", председателем Епархиального училищного совета, деятельным членом Иркутского Миссионерского Общества.
26 [3] января 1897 года был хиротонисан в Иркутском Вознесенском монастыре во епископа Киренского, викария Иркутской епархии. Хиротонию совершали архиепископ Иркутский Тихон (Троицкий-Донебин), епископы Рязанский Мелетий (Якимов), Забайкальский Георгий (Орлов) и Якутский Никодим (Преображенский). Вскоре за этим 4 октября того же года был назначен на самостоятельную кафедру епископа Камчатского, Курильского и Благовещенского в городе Благовещенске.
Епископ Камчатский
4 февраля 1898 года он прибыл в Благовещенск и вступил в управление епархией. С первых же шагов его пастырской деятельности проявились замечательные качества его личности. Ревностно относился владыка к богослужению, истово проповедовал, блестяще сочетал любовь к просвещению с личной праведностью, ревностное проповедничество - с благотворительностью. Он ни на минуту не оставлял попечения о пастве.
1 января 1899 года владыка был назначен первым епископом вновь учрежденной Владивостокской и Камчатской епархии [4].
Архипастырь Владивостокский
20 лет пребывания владыки на Владивостокской кафедре совпало с усиленным заселением Уссурийского края, с постройкой на Дальнем Востоке железных дорог, с Русско-Японской Войной, со временем, когда русский Дальний Восток, дотоле мало обитаемый и почти пустынный, заполнялся русскими людьми, когда быстро возрастало его население и вместе с тем развивалось земледелие, торговля, промышленность. Этот край нуждался в усиленном духовном просвещении.
Перед прибытием в епархию в 1899 году в первую неделю Святой Четыредесятницы владыка прибыл в Свято-Троицкую Шмаковскую обитель и провел там целую неделю, испрашивая себе Небесной помощи на многотрудное послушание устроения новой епархии. В монастырской тиши и уединении постом и молитвой подкреплял себя пастырь на предстоящее служение.
Новая епрхия занимала огромную территорию площадью 1 200 000 квадратных верст, в которой насчитывалось 69 церквей. Священников не хватало и зачастую приходы пустовали. По приезде нового правящего архиерея не нашлось даже помещения для него, и владыка Евсевий поначалу нашел приют в губернаторском доме. Единственный приходский Успенский храм Владивостока был переименован в кафедральный собор, а консисторию временно разместил у себя кафедральный протоиерей.
Однако, уже через год трудами Владыки Евсевия были открыты и Духовная консистория, и Попечительство о бедных духовного звания, Епархиальный училищный совет, Епархиальный комитет Православного миссионерского общества. С течением времени было построено и освящено свыше 170 храмов и более 100 церковноприходских школ. Только во Владивостоке при его непосредствеенном участии были построены и освящены храмы: Успенский (кафедральный), Покровский (кладбищенский), Петропавловский ("на Первой Речке"), школа-церковь в честь иконы Божией Матери "Всех Скорбящих Радость" (миссионерская), не говоря уже о церквах военных и находящихся при учебных заведениях, а также о пригородном архиерейском подворье на Седанке, где на свои средства Владыка содержал 50 пенсионеров.
Много Владыка трудился и над устройством монастырей - Уссурийского Николаевского Свято-Троицкого мужского и Южно-Уссурийского Рождество-Богородицкого женского.
12 июля 1907 [5] года состоялось причисление к епархии церквей и духовенства северной Маньчжурии, а 1 января 1909 года архиепископу Владивостокскому была подчинена Русская Духовная Миссия в Сеуле. Все это являлось знаком особого доверия со стороны императора и Священноначалия Церкви.
Начиная со второй половины 1899 года, не жалея здоровья и сил, владыка Евсевий не раз объезжал всю свою огромную епархию, причем никакие трудности не могли воспрепятствовать ему посещать церковные приходы даже на Камчатке и Сахалине.
Слыша о такой любви пастыря к пасомым, многие российские благотворители, начиная с августейших особ, жертвовали значительные суммы на создание новых храмов. Сам праведный Иоанн Кронштадтский жертвовал на нужды монастырей и церквей Уссурийского края, на устройство библиотеки при школе села Осиновка, а также пожертвовал для Александровского Сахалинского храма икону Божией Матери "Неувядаемый Цвет", присланную ему лично со Святой Горы Афон. Священники и учителя церковноприходских школ из других епархий просились и переводились на службу во Владивостокско-Камчатскую епархию. Мудрый Владыка определял кандидатов на должности не иначе, как после непосредственного знакомства с каждым из них.
Для привлечения духовенства к делу религиозно-нравственного просвещения Владыка регулярно собирал епархиальные съезды. В 1903 году по его инициативе было начато издание "Владивостокских епархиальных ведомостей". В типографии Свято-Троицкого Шмаковского мужского монастыря с его благословения печаталась духовная литература, распространявшаяся и за пределами епархии.
Одним из основных направлений деятельности правящего архиерея являлось миссионерство, ибо Владивостокско-Камчатская епархия была населена тогда многочисленными инородцами-язычниками - китайцами, корейцами, малыми народностями Дальнего Востока. Владыка поднял миссионерское дело на недосягаемую высоту. По всей епархии были созданы миссионерские станы для научения ведению миссионерской работы, открыты катехизаторские школы и курсы. Здесь учили не только Слову Божию, но преподавали уроки рационального ведения хозяйства. Дарования, добродетели и полезная деятельность правящего архиерея снискали ему любовь и уважение инородцев-язычников, немало из которых привел он к Таинству Святого Крещения.
С благословения Владыки Евсевия было создано Православное Камчатское Благотворительное Братство, утвержденное Святейшим Правительствующим Синодом после Праздника Святой Пасхи в 1910 году, с целью донести слово Божие до самых отдаленных уголков епархии. Августейшим покровителем Братства стал цесаревич Алексей.
Благодатное служение владыки Евсевия было высоко оценено Священноначалием Русской Православной Церкви: 6 мая 1906 года он был возведен в сан архиепископа, а в 1912 году ему была вручена Высочайшая грамота, в которой говорилось:
В ноябре 1912 года архиепископ Евсевий был вызван для присутствия в Святейшем Синоде, участововал в прославлении святителя патриарха Ермогена, был назначен председателем Комиссии по выработке правил, регулирующих перевозку св. икон по водным путям.
В 1917-1918 годах архиепископ Евсевий принимал участие в работе Поместного Собора Православной Русской Церкви, после чего возвратился во Владивосток. Но вскоре он был назначен постоянным членом Священного Синода при патриархе, для чего вновь выехал в Москву.
Последние годы в Москве
По окончании срока его деятельности в Священном Синоде в 1919-1920 годах, не имея возможности по причине гражданской войны возвратиться в свою епархию, архиепископ Евсевий был временно назначен управлять Смоленской епархией.
В 1920 году святитель патриарх Тихон назначил архиепископа Евсевия наместником патриаршего престола в Москве. 18 февраля 1920 года он был избран митрополитом Крутицким. Столь высокое назначение митрополит Евсевий принял как временное, с условием, что при первой же возможности ему будет предоставлено право вернуться в свою родную Владивостокскую епархию.
В последующие годы до своей кончины он проживал в Москве. Митрополит Евсевий (Никольский) скончался 31 января 1922 года, за сутки до кончины служив Божественную литургию. Заупокойное богослужение совершил святитель патриарх Тихон со многими находившимися тогда в Москве иерархами в храме Христа Спасителя при большом стечении молящихся. Погребение состоялось в Новодевичьем монастыре, с северной стороны Смоленского собора.
В частной владыка Евсевий жизни отличался простотой, незлобием, нищелюбием и всепрощением к окружающим.
Награды
- Высочайшая грамота (1912).
- орден св. блгв. вел. князя Александра Невского (1912).
- бриллиантовый крест на клобук (1915).
Труды
- "Речь при вручении жезла епископу Нестору Петропавловскому на Камчатке", Прибавление к "Церковным Ведомостям", 1916, № 46, 1099.
Литература
- Церковные Ведомости, 1896, № 49, 425; 1897, № 42, 387; 1899, № 3, 17.
- Прибавление к "Церковным Ведомостям", 1897, № 14, 533; 1910, № 31, 1312.
- Известия Казанской Епархии, 1912, № 33, 988; № 41, 242; 1913, № 1, 22; № 7, 245.
- Православный Собеседник, 1900, июнь, 767.
- Русский Паломник, 1912, № 27, 410 (фото).
- Миссионерский Календарь, 1907, 132.
- Иркутские Епархиальные Ведомости, 1898, № 4.
- Камчатские Епархиальные Ведомости, 1898, № 1, 3; 1899, № 9.
- Состав Св. Прав. Всер. Син. и Рос. Церк. Иерархии на 1917 г., 68-69.
- Булгаков, 1395, 1401.
- БЭС, т. I, стб. 518, 956.
- БЭЛ, т. III, стб. 535; т. V, стб. 1033; т. VIII, стб. 233.
- ЦЭС, 68-69.
- В.Г(линский), 10/22.
- ФАМ II, № 31, 6.
- Прозорова, Г. В., "У истоков Владивостокско-Камчатской епархии", ЖМП, 1995, № 11, 47-51.
Использованные материалы
- http://ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_1527
- Великая Маньчжурская Империя. К десятилетнему юбилею, Харбин: Изд. Государственной организации Кио-ва-кай и Главного Бюро по делам российских эмигрантов в Маньчжурской Империи, 1942, 264.
[3] Основная версия. Вторая версия - 24 января.
[4] Или - Владивостокской и Приморской. К концу правления владыки Евсевия епархия называлась Приморской и Владивостокской.
[5] Дата Синодального указа согласно сборнику Великая Маньчжурская Империя. К десятилетнему юбилею, Харбин: Изд. Государственной организации Кио-ва-кай и Главного Бюро по делам российских эмигрантов в Маньчжурской Империи, 1942, 264. В http://ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_1527, вероятно ошибочно, указана дата 12 июля 1908 года.