Томский Знаменский храм, 2008 г., фото с сайта sobory.ru |
- Престолы: Абалакской иконы Божией Матери (главный); свт. Николая Чудотворца (северный придел); прп. Серафима Саровского (южный придел)
- Адрес: Россия, г. Томск, ул. Войкова, 16
- Тел.: (3822) 51-44-92
- Официальный сайт: http://znamenietomsk.prihod.ru
- На карте: Яндекс.Карта, Google-карта
Деревянная Знаменская церковь была построена в Томске в 1703 году дворянином Иваном Качаловым, происходившим из города Углича. В 1593 году угличане были сосланы в Сибирь по делу о смерти царевича Димитрия, а в XVII веке часть "Углича" была переведена из Пелыма (ныне Тюменская область) в Томск, где угличанами был основан исторический район Заозерье. Они привезли с собой икону Божией Матери "Знамение", которая и дала название храму. К концу XVIII века церковь была достаточно ветхой, и после пожара решено было выстроить новую каменную.
Каменный храм возводился в 1784 [1] - 1810 годах на средства дворян Качаловых. 15 октября 1803 года северный придел был освящён во имя святой великомученицы Екатерины - небесной покровительницы императрицы Екатерины II, подписавшей прошение о строительстве каменной Знаменской церкви, а 9 ноября 1810 года, освящён главный престол - в честь Абалакской иконы Божией Матери "Знамение". 9 октября 1820 года в церкви произошел пожар от печи, сгорела крыша на Екатерининском приделе. После ремонта 28 января 1821 года придел был вновь освящен.
Томский Знаменский храм, фотография кон. XIX в. |
В сентябре 1892 года при храме была открыта церковно-приходская школа для девочек, построенная на средства томича А.Д. Родюкова (в советское время на здании выстроили 2-ой этаж и сделали его жилым).
Имелась церковная библиотека, с 21 октября 1895 года действовало церковно-приходское попечительство. При храме по штату состояли священник, диакон и псаломщик.
В годы советской власти
В 1920 году здание церкви было национализировано, но богослужения в храме продолжались. Религиозная община при Знаменской церкви 2 августа 1920 года заключила с Томским Горуездным исполкомом договор на бессрочное и бесплатное пользование храмом и церковным имуществом. По его условиям на проведение крупных мероприятий приход теперь обязан был получить разрешение новой власти. В 1926 и 1927 годах Томский Окружной административный отдел выдал верующим "разрешение на право перенесения икон «Божией Матери», «Николая Чудотворца» и «Спасителя» из Сретенской церкви в Знаменскую".
В 1930 году власти запретили общине проведения 19 января Крестного хода на реку Томь.
На заседании от 14 февраля 1930 года Знаменский церковный совет "имел суждение о передаче колокольной меди и несгораемого шкафа на дело индустриализации страны". В храме осталось 5 колоколов (самый большой весил 99 пудов, самый маленький 1 пуд). Однако 18 марта 1930 года и 99-пудовый колокол был снят с колокольни.
Постановлением Западно-Сибирского Краевого исполкома от 26 марта 1935 года церковь была закрыта. Причиной этого, как отмечалось в документе, стали многочисленные требования рабочих расположенных вокруг нее предприятий и учреждений, необходимость ремонта здания, на который у прихожан не было средств, а также потребность строителей новой жизни в культурно-просветительских учреждениях - им передавались национализированные здания церквей. Здание храма отдали базе Сплавфлота. 9 мая был составлен акт о передаче церковного имущества (икон, сосудов, облачений и других ценностей - всего 156 наименований) в государственный фонд.
Восточный фасад Томской Знаменской церкви, вид на алтари центрального и северного приделов, 1991 г. |
К концу 1980-х вместо южного Петропавловского придела возвышался деревянный жилой дом. К другому, северному приделу, примыкала сливная яма, стоки которой струились под церковь. На месте центрального Знаменского придела размещался киоск по приему бутылок. В помещении, где сегодня действует церковная лавка, находился тепловой узел, отапливавший часть ближних домов.
Впервые разрушенное здание церкви было поставлено на госохрану, как памятник культуры в 1984 году, когда специалистам института "Сибспецпроектрестоврация" был выполнен проект "Реконструкции и регенерации центральной части города Томска с полным обследованием всей застройки". Решением Томского Горсовета № 25 от 26 февраля 1992 года полуразрушенное здание церкви поставлено на госохрану, как памятник местного значения.
Возрождение храма
В 1992 году развалины храма были возвращены Русской Православной Церкви, и силами общины Томской Троицкой церкви, под деятельным руководством настоятеля протоиерея Николая Яськова начались восстановительные работы. В 1994 году был заказан проект комплексной реставрации и воссоздания церкви.
Первым был восстановлен северный придел и 20 апреля 1996 года освящен епископом Новосибирским Сергием во имя святителя Николая Чудотворца. Южный придел в июле 2000 года был освящен епископом Томским Ростиславом во имя преподобного Серафима Саровского. В декабре 2005 года завершилось восстановление центрального Знаменского придела. Чин его освящения совершил также владыка Ростислав.
Три деревянных иконостаса были изготовлены из кедра мастерами Томского политехнического профессионального лицея № 20. Роспись центрального и Никольского иконостасов выполнили московские иконописцы супруги Дмитрий и Галина Ларионовы, а роспись иконостаса Серафимовского придела принадлежит москвичке Татьяне Тякиной.
В 2004 году на колокольне церкви были установлены колокола, отлитые по старинному способу - в земле, мастерами города Тутаева Ярославской области. На них запечатлены имена епископа Томского Ростислава, протоиерея Николая Яськова, а также имена прихожан, вложивших средства в восстановление церкви.
Статистика
- 1886 - 597 чел. в приходе [2]
- 1900 - 567 чел. в приходе, в т.ч. старообрядцев - 26 чел. [3]
- 1910 - 869 чел. в приходе, в т.ч. старообрядцев - 8 чел. [4]
- 1914 - 890 чел. в приходе [5]
Святыни
В дореволюционный период
- икона Христа Спасителя, высеченная на чёрном "аспидном" камне - шунгитном углероде. По преданию, колокольня, куда однажды была вынесена эта икона, в ночное время вся была озарена исходящим от неё сиянием. Верующие восприняли это событие как указание свыше, и святыню вернули в храм.
- две большие украшенные серебряными окладами иконы с изображениями святых, написанные по заказу богатой прихожанки, чье имя осталось неизвестным. Иконы она заказала для закрепления на них частиц мощей. На одной размещались 34 частицы, на другой - 40 (последняя икона, без частиц мощей, хранится в запасниках Томского художественного музея). Находились в приделе Всех Святых.
- серебряный ковчег с частью мощей святой великомученицы Варвары (находился в приделе Всех Святых)
- икона прп. Александра Свирского с частицей его мощей (находилась в центральном храме)
- часть животворящего Древа Креста Господня
- иконы с частицей мощей пророка Иоанна Предтечи, апостола Павла, евангелиста Марка, царевича Димитрия и других святых
В годы богоборчества все святыни были утрачены.
В настоящее время:
- икона прп. Серафима Саровского с частицей святых мощей
- икона свт. Николая Чудотворца с частицей святых мощей
- икона с частицами святых мощей прпп. Анатолия Оптинского (Зерцалова), Льва Оптинского, Илариона Оптинского, Исаакия Оптинского, Антония Оптинского, Амвросия Оптинского, Анатолия Оптинского (Потапова), Моисея Оптинского, Иосифа Оптинского, Нектария Оптинского, Варсонофия Оптинского
- иконы с частицами святых мощей прп. Саввы Сторожевского, свт. Арсения Элассонского, прп. Макария Желтоводского, свт. Иоасафа Белгородского, блгв. кн. Александра Невского, прп. Лаврентия Черниговского, свт. Феодосия Черниговского, блж. Матроны Московской, вмч. Георгия Победоносца
- икона с частицами святых мощей прпп. Алексия Карпаторусского, Кукши Одесского, свт. Иннокентия Херсонского, прав. Ионы Одесского
- икона с частицей святых мощей свт. Нектария Эгинского
- икона с частицами святых мощей вмч. Анастасии Узорешительницы, свт. Иннокентия Иркутского, мч. Александра Римского, свт. Митрофана Воронежского
- частицы святых мощей прпп. Феодора и Александра Санаксарских, прав. воина Феодора (Ушакова)
- частицы святых мощей прпп. Агапита, Анастасия, Исаакия Печерских, Илии Муромца, Моисея Угрина, Николы Святоши, свт. Нифонта Новгородского, мч. Михаила Черниговского, прав. Феодора Томского, мч. Людмилы Чешской, вмцц. Екатерины Александрийской, Варвары Илиопольской, свт. Иоанна Тобольского, прп. Гавриила Афонского, сщмч. Константина (Голубева)
Настоятели
- Вакх Гурьев (1858 - 1865)
- Асинкрит Шалабанов (1866 - 1893)
- Василий Юрьев (1893 - 1924)
- Василий Ильинский (1925 - 1930)
- Сергий (Васильков) (1933)
- Петр Волынский (1933 - 1934)
- ? Василий Балбутцкий (1934 - 1935)
- Николай Яськов (с 25 декабря 1991)
Использованные материалы
- Страницы официального сайта храма:
- Фаст М.В., Фаст Н.П. Нарымская Голгофа: Материалы к истории церковных репрессий в Томской области в советский период. - Томск; М.: Водолей Publishers. 2004. С. 414-417.
- Справочная книга по Томской епархии за 1898 - 99 год. - Томск: Типография епархиального братства. 1900. С. 113-114.
[1] См. Нарымская Голгофа..., на официальном сайте прихода годом закладки каменного храма указан 1789 год.
[2] Справочная книга. Состав священно-церковнослужителей Томской епархии / Сост. Г. Меншагин. - Томск. - Октябрь 1886. С.4.
[3] Справочная книга по Томской епархии за 1898 - 99 год. - Томск: Типография епархиального братства. 1900. С. 113.
[4] Справочная книга по Томской епархии за 1909/10 год. С дополнениями и изменениями в личном составе священно-церковно-служителей. По 1-е марта 1911 г. - Томск: Типография Приюта и Дома Трудолюбия. 1911. С. 154.
[5] Справочная книга по Томской епархии / Сост. по руководством А.А. Карташева в январе - марте месяцах 1914 г. - Томск: Товарищество "Печатня С.П. Яковлева". 1914. С.119.