Варлаам (Ряшенцев), еп. Гомельский. Фотография 1913 года (РГИА) |
В миру Ряшенцев Виктор Степанович, родился 8 июня 1878 года в Тамбове, в семье купца второй гильдии, старший брат еп. Германа (Ряшенцева).
Окончил в 1896 г. тамбовскую классическую гимназию, в 1900 г. - Казанской духовной академии со степенью кандидата богословия.
29 сентября 1901 г. назначен преподавателем русского и церковнославского языков в Уфимское духовное училище.
8 октября того же года пострижен в монашество с именем Варлаам, 9 октября рукоположен во иеродиакона еп. Уфимским Антонием (Храповицким), 10 октября - во иеромонаха.
5 марта 1902 г. назначен преподавателем основного, догматического и нравственного богословия в Уфимскую духовную семинарию, с января 1903 г. - инспектор семинарии. Одновременно являлся благочинным единоверческих храмов Уфимской епархии.
В августе 1906 г. возведен в сан архимандрита и назначен ректором Полтавской духовной семинарии, одновременно исполнял обязанности председателя Полтавского епархиального училищного совета.
11 января 1913 г. наречен во епископа Гомельского, викария Могилёвской епархии в Троицком соборе Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге, 13 января состоялась хиротония, которую возглавил митр. С.-Петербургский Владимир (Богоявленский). При наречении во епископа Варлаам сказал:
С октября 1918 по весну 1919 г. еп. Варлаам находился в Киеве, 29 апреля 1919 г. был уволен от управления Гомельским викариатством из-за невозвращения в Гомель.
23 июня 1919 г. был арестован в Гомеле по «подозрению в контрреволюции», 5 июля приговорен Губревтрибуналом к двум годам заключения условно, из-под стражи освобожден на основании прошения пяти тысяч верующих.
После освобождения назначен епископом Мстиславским, викарием той же Могилёвской епархии, в 1922 году временно управлял Могилёвской епархией.
27 июля 1922 года в г. Могилёве состоялось первое собрание обновленческого духовенства, к которому присоединился еп. Варлаам, признав обновленческое ВЦУ.
С 4 сентября 1922 по июль 1923 года - обновленческий епископ Гомельский и Могилевский [2].
После освобождения патриарха Тихона из-под ареста в 1923 году еп. Варлаам принес покаяние в уклонении в раскол и 16 сентября 1923 года был назначен епископом Псковским и Порховским, одновременно с 17 июня 1924 года управлял Гомельским викариатством.
В конце 1924 г. был арестован во Пскове, приговорен к двум годам тюремного заключения, отбывал срок в политизоляторе Ярославля, освобожден в 1926 г. без права проживания в Ленинградской и Псковской губерниях.
Жил в Ярославле, Ярославским митр. Агафангелом (Преображенским) был назначен на Любимское викариатство Ярославской епархии на смену арестованному весной 1925 г. еп. Сергию (Мельникову).
В происшедшем весной-летом 1926 г. споре митрополитов Агафангела и Сергия (Страгородского) о местоблюстительстве патриаршего престола Варлаам поддержал митр. Агафангела, но активных действий не предпринимал.
13 июля 1927 г. назначен на Пермскую кафедру и возведен в сан архиепископа митр. Сергием, к месту назначения не поехал, 24 ноября того же года уволен на покой.
В конце декабря 1927 г. митр. Сергий по представлению митр. Агафангела вновь назначил Варлаама временно управляющим Любимским викариатством.
Еп. Варлаам (Ряшенцев) |
Осенью 1928 г. по просьбе тяжелобольного митр. Агафангела архиеп. Варлаам управлял Ярославской епархией. В октябре того же года, после кончины Ярославского митрополита, управляющим Ярославской епархией был назначен член Временного Патриаршего Синода архиеп. Павел (Борисовский). Архиеп. Варлаам объявил, чтобы в храмах поминали за богослужением только правящего епископа, а его самого - тогда, когда он служит. Попытки архиеп. Павла ввести в храмах Ярославской епархии поминовение за богослужением митр. Сергия и гражданских властей (архиеп. Павел требовал это в первую очередь от Варлаама как от своего викария) привели к новому обострению ситуации. В рапортах от 25 ноября 1928 г. (архиеп. Павлу) и 20 января 1929 г. (митр. Сергию) архиеп. Варлаам просил отказаться от введения указанных молитв в храмах Ярославской епархии и оставить епархию в том положении, в каком она была при митр. Агафангеле. После безуспешной попытки убедить митр. Сергия и архиеп. Павла архиеп. Варлаам заявил, что служить не будет, пока не прекратится насилие над его волей, значительная часть духовенства и паствы епархии его поддержала. На Пасху 1929 г. архиеп. Варлааму и архиеп. Павлу удалось найти компромисс: архиеп. Варлаам возобновил священнослужение при условии, что его не будут обязывать поминать митр. Сергия и вводить моление о властях.
В июле 1929 года архиеп. Варлааму было поручено принять управление также Ростовским викариатством, в его ведении в 1929 г. находилось около 300 православных общин.
7 сентября 1929 года был арестован в Ярославле по делу «церковно-монархической организации "Истинное православие"», обвинен в том, что «совместно с др. лицами... вел организационную работу и агитацию, направленную к подрыву и ослаблению Сов. власти». Содержался в Ярославском доме заключения. 3 января 1930 г. особым совещанием при коллегии ОГПУ приговорен к трем годам ИТЛ, направлен в котласские мастерские Северных лагерей ОГПУ особого назначения, работал в переплетной мастерской.
7 марта 1931 г. арестован в лагере, помещен в котласский следственный изолятор, 20 мая 1931 г. постановлением коллегии ОГПУ срок заключения был увеличен до 10 лет, архиерея перевели в Соловецкий лагерь особого назначения. 22 февраля 1933 г. он был досрочно освобожден, сослан в Северный край, поселился в Вологде.
19 сентября 1934 г. архиеп. Варлаам подал заявление в Вологодский сектор НКВД, в котором просил досрочно освободить его из ссылки, 29 октября получил отказ.
В Вологде владыка вел аскетический образ жизни, совершал тайные богослужения дома. К нему приходило множество людей за советами и наставлениями. Архиеп. Варлаам также лечил гомеопатическими средствами физические недуги. К архиепископу часто приезжали священнослужители, жаловавшиеся на невыносимые условия, в которые поставила их советская власть, и просившие благословения оставить священнослужение и пойти на светскую работу; таким Варлаам настоятельно советовал терпеть до конца и службы не оставлять. Он окормлял бывших насельниц закрытых монастырей. Многие из его духовных чад в Вологде, Житомире, Гомеле, Орле и др. городах, объединившись по 2-3 чел., селились в одной квартире и вели монашеский образ жизни. В Вологде под руководством архиеп Варлаама были созданы небольшие монашеские общины под управлением бывшей игумении женского монастыря в Орле Евгении (Тимашевой), игум. Серафимы (Чичаговой), бывш. насельницы жен. монастыря в Риге, дочери митр. Серафима (Чичагова). Архиеп. Варлаам наставлял своих духовных детей в письмах, которые доставлялись до адресатов членами тайных общин. Архиерей рекомендовал своим духовным чадам не участвовать в общественной жизни, не читать советской литературы, не посещать кинотеатров, театров, регулярно бывать в храме, больше молиться, читать религ. литературу. Архиеп. Варлаам составлял для своих духовных чад подборки поучений и выписок из имевшихся у него святоотеческих книг, эти подборки («О любви и дружбе», «Как сохранить веру», «Краткие правила жизни» и др.) переписывались вологодскими последователями владыки. Архиерей стремился поддерживать репрессированных за веру: в 1937 г. послал одну из духовных дочерей в Сыктывкар для помощи сосланному бывш. Вологодскому еп. Стефану (Знамировскому), помогал деньгами и вещами епископам Варсонофию (Лузину), Евгению (Кобранову), Иоасафу (Удалову), прот. Константину Гриневичу, игум. Корнилию (Афанасьеву) и многим другим.
Варлаам (Ряшенцев), архиеп. Пермский. Внутренняя тюрьма УНКВД, 1940 г. |
Скончался 20 февраля 1942 в тюрьме №1 Вологды.
Сочинения
- Ренан и его кн. «Жизнь Иисуса»: Излож. содерж. и критич. разбор при свете евангельского учения. Полтава, 1908;
- О христ. воспитании детей. Полтава, 1910;
- В труде - жизнь. Полтава, 1912;
- Вера и причины неверия. Полтава, 1912;
- Теософия перед судом христианства. Полтава, 1912;
- Речь при наречении во еп. Гомельского // ПрибЦВед. 1913. № 2. С. 65-67;
- Письма из ссылки // ВРСХД. 1973. № 108/110. С. 36-45.
Литература
- Архивные материалы: ЦА ФСБ РФ. Д. Р-41655; Д. 100256; Архив УФСБ России по Ивановской обл. Д. 9974-П. Т. 1-2; ГАРФ. Ф. 6343. Оп. 1. Д. 263. Л. 76; Ф. 353. Оп. 3. Д. 737; Ф. 6343. Оп. 1. Д. 263. Л. 76, 118 об.; Архив УФСБ России по Вологодской обл. Д. П-14826.
- Иоанн (Снычёв), митр. Расколы // ХЧ. 1991. № 6. С. 33-34, 42;
- он же. Церк. расколы. С. 106-108, 111, 115, 119, 120;
- Не предать забвению: Кн. памяти жертв полит. репрессий, связанных судьбами с Ярославской обл.: В 3-х кн. Ярославль, 1993. Кн. 2. С. 79; Дамаскин. Кн. 2. С. 393, 396, 397, 399, 422, 519;
- Следственное дело Патриарха Тихона: Сб. док-тов. М., 2000. С. 899;
- Политбюро и Церковь. Кн. 2. С. 325, 500, 530;
- Шкаровский М. В. Иосифлянство: течение в РПЦ. СПб., 1999. С. 19, 130-136, 144, 189, 276-277.
Использованные материалы
- А. В. Мазырин, М. В. Шкаровский. Варлаам (Ряшенцев) // Православная энциклопедия, т. 6, с. 598-600
[1] "Священномуч. Варлаама, еп. Гомельскаго ... (1942)" // Троицкїй Православный Русскїй Календарь на 2020 г. - Свято-Троїцкий Монастырь. Тѵпографїѧ Пр. Іωва Почаевскагω въ Джорданвиллѣ, 2019, с. 26, https://snrocmqc.orthodoxws.com/files/PDF-Choir-Calendar-202...pdf.
[2] Лавринов В.В., прот., Обновленческий раскол в портретах его деятелей (Материалы по истории Русской Церкви. Книга 54), М.: Общество любителей церковной истории, 2016, с. 618.