Временный Священный Синод при митр. Сергии |
Временный Синод был учрежден в 1923 году патриархом Тихоном, вскоре после освобождения из-под ареста.
В отличие от Священного Синода Русской Церкви, учрежденного на Поместном Соборе Православной Российской Церкви 1917-1918 годов и прекратившего существование после ареста Патриарха в 1922 году, Временный Синод получил полномочия не от Собора, а лично от патриарха. В состав Синода вошли архиепископы Тверской Серафим (Александров), Уральский Тихон (Оболенский), Крутицкий Петр (Полянский) (все в 1924 году были возведены во митрополитов) и еп. (впоследствии архиеп.) Верейский Иларион (Троицкий).
В посланиях и указах свт. Тихона этот орган именовался по-разному: Малый собор епископов, Высшее церковное управление, Священный Синод.
1 марта 1924 года патриарх Тихон «впредь до особого распоряжения» прекратил работу Временного Синода из-за отсутствия гражданской регистрации. 28 февраля 1925 года патриарх обратился в НКВД с просьбой зарегистрировать Священный Синод «как исполнительный орган» в составе: патриарх Тихон - председатель, Нижегородский митр. Сергий (Страгородский), Уральский митр. Тихон (Оболенский), Тверской митр. Серафим (Александров), Крутицкий митр. Петр (Полянский), Херсонский еп. Прокопий (Титов), временно управлявший Самарской епархией Мелитопольский еп. Сергий (Зверев). Разрешение не было получено.
Патриарший местоблюститель Петр (Полянский) за время управления Русской Церковью (7 апреля - 10 декабря 1925) Синод не учреждал.
По некоторым данным, в марте 1927 года начальник 6-го отдела НКВД Евгений Тучков предложил Угличскому архиеп. сщмч. Серафиму (Самойловичу), возглавлявшему в то время Русскую Церковь, провести переговоры о легализации высшего церковного управления, в том числе, по-видимому, о создании Синода. Архиеп. Серафим от предложения отказался.
Временный Патриарший Священный Синод был учрежден 18 мая 1927 года заместителем местоблюстителя патриаршего престола митр. Нижегородским Сергием (Страгородским), опиравшимся на прецедент существования Синода при патриархе Тихоне. В этот день митр. Сергий провел совещание с архиереями, выбранными им для оказания помощи в осуществлении высшего церковного управления: митр. Тверским Серафимом (Александровым), архиепископами Костромским Севастианом (Вести), Вологодским Сильвестром (Братановским), Звенигородским Филиппом (Гумилевским), Хутынским Алексием (Симанским), еп. Сумским Константином (Дьяковым). Из участников совещания митр. Сергий образовал Временный Патриарший Священный Синод, полномочия которого по аналогии с Временным Синодом, образованным патриархом Тихоном в 1923 году, проистекали из полномочий учредителя. В состав Синода Заместитель Местоблюстителя включил также митр. Новгородского Арсения (Стадницкого), пребывавшего уже много лет в ссылке в Туркестане и лишенного права выезда оттуда, а также только что выпущенных тогда на свободу архиепископов Самарского сщмч. Анатолия (Грисюка) и Вятского Павла (Борисовского). 20 мая 1927 году НКВД выдал справку о временной регистрации Синода.
В акте митр. Сергия об открытии Синода говорилось:
В соответствии с этим разъяснением как сами участники Синода, так и их число определялись не избранием, а волей заместителя местоблюстителя совместно с членами Синода. В 1935 году митр. Сергий писал:
Статус Временного Патриаршего Священного Синода стал одной из тем полемики митр. Сергия с оппозицией «непоминающих». Прот. Василий Верюжский так формулировал в обращении к заместителю местоблюстителя одно из главных требований оппозиции: «Поставить Временный Патриарший Синод на то место, которое было определено ему при самом его учреждении в смысле совещательного органа, и чтобы распоряжения исходили только от имени заместителя», а также «удалить из состава Синода пререкаемых лиц» [2]. Еп. Гдовский Димитрий (Любимов) в письме, обращенном к группе духовенства Ленинградской епархии, в качестве одной из причин своего отделения от митр. Сергия называл «закрепление временного Синода, который в сущности... простая канцелярия... в качестве соуправляющего Заместителю органа. Искажен сам патриарший образ управления Церковью» [3]. Против создания такого Синода также резко выступил митр. сщмч. Кирилл (Смирнов), сформулировавший свою позицию в 1929 году в письме еп. Афанасию (Малинину). Митр. Кирилл считал, что этот коллегиальный орган коренным образом изменил систему церковного управления, и сравнивал его с самочинным григорианским Временным высшим церковным советом [4].
18 сентября митр. Сергий направил письмо митр. Кириллу, в котором, отстаивая законность учреждения Временного Патриаршего Синода, разъяснял, что ВВЦС был образован «взамен единоличного заместительства... а Синод утвержден как совещательный орган при первоиерархе» [5]. На практике Синод, имея ограниченные полномочия, не мог быть «простой канцелярией», но являлся органом соуправляющим, поскольку ряд актов высшего церковного управления, по меньшей мере поставление епископов, неизбежным образом должны были носить соборный характер.
В 1931 году во Временный Патриарший Священный Синод были включены митр. Ташкентский Никандр (Феноменов) и архиеп. Иваново-Вознесенский Павел (Гальковский), в 1932 году - управляющий Московской епархией архиеп. Дмитровский Питирим (Крылов).
В 1930-х годах, для того чтобы приблизить статус и состав Синода к Положению о Священном Синоде, выработанному Поместным Собором 1917-1918 годов, в состав Синода стали вызываться в качестве его временных членов на одну полугодовую сессию в порядке очереди по старшинству хиротонии по пять архиереев Русской Церкви. Для этого все епархии были распределены на пять групп по географическому принципу, и от каждой группы приглашался один епископ. Остальные архиереи, входившие в состав Синода, имели статусы его постоянных членов.
21 октября 1932 года в ознаменование пятой годовщины существования Временного Патриаршего Священного Синода указом митр. Сергия четыре старейших постоянных члена Синода были возведены во митрополитов. Этого титула удостоились архиепископы Хутынский Алексий (Симанский), ставший митр. Старорусским, Одесский Анатолий (Грисюк), Ярославский Павел (Борисовский) и Харьковский Константин (Дьяков), сохранившие свои кафедры.
В последней зимней сессии Синода за 1934/35 г. в качестве его постоянных членов приняли участие митрополиты Ташкентский Арсений (Стадницкий), Ленинградский Алексий (Симанский), Одесский Анатолий (Грисюк), Казанский Серафим (Александров), Ярославский Павел (Борисовский), Киевский Константин (Дьяков), архиепископы Ивановский Павел (Гальковский) и Дмитровский Питирим (Крылов), в качестве временных членов - архиепископы Вятский Киприан (Комаровский), Архангельский Никон (Пурлевский), Курский сщмч. Онуфрий (Гагалюк), епископы Боровичский Никита (Стягов) и Пятигорский Мефодий (Абрамкин).
Все важнейшие акты церковной власти в 1927-1935 годы принимались заместителем местоблюстителя вместе с Временным Патриаршим Священным Синодом. Помимо постановлений, касавшихся открытия новых епархий, замещения вакантных епископских кафедр, награждения архиереев, иных административных и судебных решений, постановлений по вопросам богослужебным, церковного брака, исповеди и иным Синод издал ряд актов, которыми определялся весь строй церковного управления, позиция Русской Церкви в отношениях с государственной властью, с Поместными Православными Церквами, с инославным миром, с церковной диаспорой, а также отношение Русской Церкви к внутренним расколам.
Особого упоминания заслуживают «Декларация» 29 июля 1927 года, изданная сразу после образования Синода, несколько постановлений по делу митр. Евлогия (Георгиевского) (18 марта, 10 июня, 24 декабря 1930, 30 апреля 1931), постановление «О Карловацкой группе» (22 июня 1934 года).
В соответствии с Положением об областных преосвященных от 12 марта 1934 года во исполнение постановления Поместного Собора 1917-1918 годов о митрополичьих округах были созданы церковные области в составе нескольких епархий, но при этом областные епископы не приобретали сан митрополита, что предусматривалось определением Поместного Собора. Статусы главных городов церковных областей получили: в Московской области - Москва, в Ленинградской области - Ленинград, в Белорусской ССР - Минск, в Западной области - Смоленск, в Центральночернозёмной области - Воронеж, в Азово-Черноморском крае - Ростов-на-Дону, в Северо-Кавказском крае - Пятигорск, в Северной области - Архангельск, в Ивановской области - Иваново, в Горьковском крае - Горький, в Татарской АССР - Казань, в Средневолжском крае - Самара, в Саратовской области - Саратов, в Сталинградской области - Сталинград, в Свердловской области - Свердловск, в Челябинской области - Челябинск, в Западно-Сибирском крае - Новосибирск, в Восточно-Сибирском крае - Иркутск, в Дальневосточном крае - Хабаровск, на Украине в Киевской области - Киев, в Харьковской области - Харьков и в Одесской области - Одесса. Самостоятельными оставались епархии: Олонецкая, Чувашско-Чебоксарская, Ижевская, Марийская, Саранская, Крымско-Симферопольская, Уфимская, Тобольская, Бакинская, Ташкентская, Алма-Атинская, Семипалатинская, Уральская, Петропавловская, Кустанайская, Забайкальско-Читинская, Якутская (в РСФСР), Винницкая, Днепропетровская, Черниговская и Мариупольская (на Украине).
На последнем заседании Синода 18 мая 1935 года митр. Сергий доложил, что «из-за невозможности держать синодальных архиереев безвыездно в центре и, таким образом, отрывать от вверенных им епархий» приходится отказаться от «непрерывности синодальных занятий». Указом митр. Сергия от того же числа Временный Патриарший Священный Синод был упразднен; для церковных дел, требовавших соборного рассмотрения, предписывалось созывать Собор архиереев, Управление делами Синода было реорганизовано в Управление делами Московской Патриархии.
Литература
- Архив ЦНЦ. Ф. 3. Оп. 2. Д. 11
- Акты свт. Тихона
- РПЦ в советское время
- ЖМП, 1931-1935
- Поспеловский Д. В. Русская Правосл. Церковь в ХХ в. М., 1995
- Цыпин. История РЦ
Использованные материалы
- Цыпин Владислав, прот. Временный Священный Синод // Православная Энциклопедия, том 9, стр. 516-517
[1] Церковные Ведомости. 1927. № 3. С. 3
[2] Акты свт. Тихона. С. 539
[3] Акты свт. Тихона. С. 541
[4] Акты свт. Тихона. С. 638
[5] Акты свт. Тихона. С. 646