Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ПАВЕЛ (БОРИСОВСКИЙ)

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Митр. Павел (Борисовский)
Митр. Павел (Борисовский)
Павел (Борисовский) (1867 - 1938), митрополит Ярославский и Ростовский

В миру Борисовский Павел Петрович, родился 29 октября 1867 г. в селе Борисовском Владимирского уезда Владимирской губернии в семье диакона.

Окончил Владимирскую духовную семинарию и в 1888 году поступил в Московскую духовную академию, которую окончил окончил в 1892 году со степенью кандидата богословия и был оставлен при МДА профессорским стипендиатом.

По воспоминаниям протоиерея Николая Князева,

"Павел Петрович Борисовский... был человек замкнутый и сосредоточенный в себе, молчаливый. Я никогда не видел улыбки на лице его. Всегда он был углублен в размышления, в дело, неопустительно посещал лекции профессоров и окончил курс академии 4-м студентом-магистром. Ни с кем, кроме нас троих (П[етра] Полянского, Вас[илия] Сем[еновича] Георгиевского и меня), он не сходился и не был откровенен, и нам он не показывал всего себя. В "святые святых" его души никто не входил. Он как бы предчувствовал трагический конец своей земной жизни и заранее готовился к оному, хотя попутно и узнал радости семейной жизни, правда непродолжительное время" [1].

В 1893 году назначен преподавателем Могилевской духовной семинарии.

Был женат, у него родилось четверо детей: Ольга (1898 г.р.), Наталья (1899 г.р.), Сергей (1900 г.р.), Николай (1901 г.р.).

С 1897 года - преподаватель Владимирской духовной семинарии.

С 1907 года - инспектор Пензенской духовной семинарии.

В 1908 году рукоположен во священника.

Возведен в сан протоиерея и назначен ректором той же семинарии.

С 1911 года - ректор Владимирской духовной семинарии.

К 1915 году овдовел.

В июне 1915 г. пострижен в монашество и возведен в сан архимандрита.

23 апреля 1916 г. хиротонисан во епископа Суздальского, викария Владимирской епархии. Хиротонию в Успенском соборе г. Владимира возглавил архиепископ Владимирский Алексий (Дородницын).

24 апреля 1918 г. был назначен на Челябинскую викарную кафедру, но на новое место службы не поехал, и указом от 12 июня 1918 г. патриархом Тихоном оставлен на прежнем месте служения.

В 1918 г. у епископа Павла был произведен обыск, не давший никаких результатов.

2 марта 1919 г., в Прощеное воскресенье, владыка произнес проповедь, которую власти сочли агитацией против советской власти, в тот же день епископ был арестован. 20 мая дело было направлено для доследования. 3 июня зять епископа Д.В. Касаткин написал в ГубЧК заявление с просьбой взять о.Павла под расписку. 6 июня 1919 г. епископ Павел был освобожден из места заключения под расписку и поручительство Касаткина.

26 мая 1921 года назначен епископом Вятским и Слободским.

Проживал в Вятке, служил в кафедральном соборе, проживал при соборе.

25 августа 1922 года был арестован вместе с епископом Глазовским Виктором (Островидовым) на квартире при кафедральном соборе. 5 сентября им было предъявлено обвинение в связи с подпольными монархическими группировками, в распространении нелегальных воззваний патриарха Тихона, митрополита Агафангела и Братства ревнителей Православия.

Был перевезен в московскую Бутырскую тюрьму. 23 февраля 1923 года был приговорен к трем годам ссылки в Нарымский край.

В 1924 или 1926 году был возведен в сан архиепископа.

В начале 1926 г. вернулся в Вятскую епархию.

14 мая 1926 года был арестован вновь вместе с епископом Виктором (Островидовым). Обвинялся в "организации нелегальной епархиальной канцелярии... неподчинении распоряжениям советской власти, пропаганде против существующего в СССР гос. строя, группирование вокруг себя враждебно настроенного к советской власти элемента, ведение церковно-реакционной деятельности", "в одной из проповедей Борисовский говорил о гонении веры православной, заявлял, что мы живем в век фальсификаторов и богоборцев, призывал верующих стойко стоять за веру православную и лучше стоять за веру, чем поклоняться сатане..."

Был переведен в Бутырскую тюрьму, т.к. по мнению властей, "содержать под стражей гр.Борисовского в Вятке не представляется возможным в целях недопущения паломничества религиозной публики к месту заключения указанного лица".

20 августа 1926 года был осужден по ст.69 УК РСФСР (уклонение лиц, освобожденных от воинской службы, от выполнения назначенных им работ) и приговорен к трем годам ссылки, которую отбывал в г. Александров Владимирской губернии. В 1927 году был освобожден.

С 1927 года - постоянный член Временного Священного Синода. Его подпись стоит на известной Декларации митрополита Сергия.

Был твердым противником обновленчества. В послании к кировской пастве владыка писал:

"Слухи о нашем объединении с обновленцами - чистейший вымысел и вздор. Обновленцы, григориане и им подобные раздорники попирают каноны Церкви, а мы свято их охраняем и соблюдаем. Ни с обновленцами, ни с григорианами, и ни с какими другими современными раскольниками и отщепенцами ни Священный Патриарший Синод в полном своем составе за все истекшее время его существования, ни я, не имели и не имеем никакого молитвенного общения, и даже чуждаемая каких бы то ни было обычных деловых отношений с ними.

Твердо, уверенно и во всеуслышание я подтверждаю (в единомыслии с митрополитом Сергием и прочими членами Синода), что для обновленцев, григориан и иных современных раздорников - отщепенцев и похитителей церковной власти единственный путь воссоединения их с Православной Церковью это - искреннее и чистосердечное раскаяние их пред св. Церковью, и ее законным Священноначалием, твердое обещание быть верным Православию и канонам Церкви, всецело подчиняться законной церковной власти и впредь не только не разорять вселенского Дома Божия Церкви Христовой, но, наоборот, со всемерной тщательностью блюсти и поддерживать единство благодатного тела церковного в единомыслии Православной веры и любви Божией" [2].

Митр. Павел (Борисовский), тюремное фото
Митр. Павел (Борисовский), тюремное фото
В течение 1928 г. митрополит Сергий (Страгородский) несколько раз посылал архиепископа Павла в Ростов на переговоры с митрополитом Ярославским и Ростовским Агафангелом (Преображенским), учитывая, что архиепископ Павел находился ранее в ссылке вместе с митрополитом Агафангелом.

17 октября 1928 года, по кончине митр. Агафангела, назначен временно управляющим Ярославской епархией.

3 февраля 1929 г. назначен архиепископом Ярославским и Ростовским.

18 мая 1932 г. возведен в сан митрополита, с предоставлением права ношения креста на митре.

Протоиерей Николай Князев вспоминал:

"Я имел утешение видеть его уже митрополитом Ярославским и Ростовским незадолго до печального финала его иерархического подвига. Владыка митрополит изрядно пополнел и украсился длинною и широкою бородою, как-то не шедшею к его невысокому росту. Он, как видится, был искренно рад мне. Мы вспомнили близких нам по духу товарищей, поведали друг другу каждый свое curriculum vital [лат. жизнеописание, краткая биография - ред.], но я долго не задерживал его, а он, в свою очередь, тоже не удерживал меня, и мы расстались… навсегда" [1].

21 августа 1937 года [3] был арестован по обвинению в "антисоветской агитации и организационной контрреволюционной деятельности". Проходил по групповому "делу митрополита Павла (Борисовского) и архиепископа Никодима (Кроткова). Ярославль. 1937-1938гг."

Признал себя виновным в "создании в Ярославской области антисоветских повстанческо-диверсионных групп и подготовке их для вооруженных выступлений против советской власти". На допросе 1-3 марта 1938г. назвал членов Синода, составляющих антисоветскую группу (20 имен).

6 октября 1938 года Военной Коллегией Верховного Суда СССР был приговорен к высшей мере наказания - расстрелу с конфискацией имущества.

Расстрелян 6 октября 1938 года у д. Селифонтово Ярославского района Ярославской области. Погребен в безвестной могиле.

Реабилитирован 24 сентября 1991 г. прокуратурой СССР (по 1926 и 1938 годам репрессий).

Сочинения

  • Чего надо желать для нашего общественного воспитания? Могилев. 1894
  • Догматические основы христианской любви // Странник. 1900;
  • Важнейшие направления современной мысли по вопросу о способах улучшения народного блага // Странник. 1901.
  • "Речь при наречении его во епископа Суздальского". "Приб. к "ЦВ" 1916, № 20, с. 478.
  • "Знамение времени". (Слово, сказанное в Суздальском Градском соборе пред ночным молебствием на начало Нового 1917 года). "Приб. к "ЦВ" 1917, № 2, с. 26-29.
  • "Царь освободитель". "Приб. к "ЦВ" 1917, № 7, с. 143-145.
  • "Послание боголюбивым пастырям, клирикам, частному иночеству и мирянам (патриарших) приходов Вятской епархии от 1/14 декабря 1927 года.

Литература

  • Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917-1943: Сб. в 2-х частях/ Сост. М.Е. Губонин. М., 1994. С.877.
  • Не предать забвению: Книга памяти репрессированных в 30-40-е и начале 50-х годов, связанных судьбами с Ярославской областью. [Т.1]. Ярославль, 1993. С.390.
  • Не предать забвению: Книга памяти жертв политических репрессий, связанных судьбами с Ярославской областью. Т.2. Ярославль, 1994. С.77.
  • Марченко Василий, свящ. Вечная память// Ярославские Епархиальные Ведомости. 1996. август-сент. N 8-9. C.5-6.
  • Мануил (Лемешевский В.В.), митр. Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 гг. (включительно). Erlangen, 1979-1989. Т.5. С.281-283.
  • Списки студентов, окончивших полный курс Императорской Московской Духовной Академии за первое столетие ее существования (1814-1914гг.). Сергиев Посад, 1914. С.96.
  • Ожегин П.Т. Список архиепископов и епископов, подвергшихся гонениям на территории Кировской обл. Рукопись.
  • Ожегин П.Т. Гонения на епископов. Рукопись.
  • Сергия, инокиня Свято-Успенского Александровского женского монастыря. За Христа пострадавшие в земле Владимирской. Краткий биографический справочник. Машинопись. С.83.
  • За Христа пострадавшие в земле Владимирской: Синодик и биографический справочник. Свято-Успенский епархиальный женский монастырь. Александров, 2000. С.55.
  • Сухих А., прот. Вспомним поименно: Кн.3. Киров (Вятка), 2004. 99с. С.51-55.
  • Ради мира церковного: Жизненный путь и архипастырское служение святителя Агафангела, митрополита Ярославского и Ростовского, исповедника/ Предисл.прот.Владимира Воробьева; сост.И.Г.Менькова. М.: Изд-во ПСТГУ, 2005. С.419,438,447-448.
  • "Церк. Вед." 1911, № 6, с. 25-26, 1915, № 25, с. 325, 1916, № 10, с. 79, № 15-16, с. 106.
  • "Приб. к "ЦВ" 1916, № 20, с. 482.
  • "ЖМП" 1931, № 1, с. 1, 1932, № 7-8, с. 5, № 11-12, с. 1, 1933, № 12, с. 1-2.
  • ФМП № 44, с. 18.
  • ФПС I, № 69, с. 3, II, с. 2, IV, с. 6.
  • ФАМ I, № 196, с. 16.
  • "Урал. Церк. Вед." (Обн.) 1928, № 5-6, с. 7.
  • Архим. Иоанн (Снычев). "Церковные расколы", с. 367, 368, 370, 371.
  • "Списки архиереев 1897-1944 гг. Патр. Алексия", с. 17, 117.
  • Елевферий митр. "Неделя в Патриархии". Париж, 1933, с. 109, 117, 127, 128, 133, 140.
  • "Состав Св. Прав. Всер. Син. и Рос. Церк. Иерархии на 1917 год", с. 144-145.
  • Regel'son 330, 443, 536, 550.

Использованные материалы



[1]  Воспоминания протоиерея Николая Князева (1947 г.). "О Первоиерархах и архиереях Русской Православной Церкви". О Павле, митрополите Ярославском (по изданию: Вестник церковной истории. М.: ЦНЦ "Православная Энциклопедия", 2006, N 2. С.109-123 - http://rusk.ru/st.php?idar=20002)

[2]  Из послания митр. Павла к кировской пастве, помещенного в книге митр. Елевферия "Неделя в Патриархии", стр.139-140

[3]  Дата указана по биографии на сайте "Русское Православие". По БД ПСТГУ был арестован 21 августа 1938 года. Интересно, что эта дата совпадает с днем смерти архиеп. Никодима (Кроткова), проходившего по одному групповому делу с митр. Павлом, поэтому эта дата ареста скорее всего ошибочна.

Редакция текста от: 24.05.2014 10:55:08

"ПАВЕЛ (БОРИСОВСКИЙ)" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google