Предпосылки
Первый Архиерейский Собор года был внеочередным, созванным в связи с обострением положения на Украине. Вскоре после окончания работы предыдущего Архиерейского Собора, 29 октября 1989 года, украинские униаты впервые совершили насильственный захват православного храма - Преображенской церкви во Львове - что послужило началом ряда подобных акций по всей Западной Украине. После того как на состоявшейся 1 декабря встрече председателя президиума Верховного Совета СССР М. С. Горбачёва с папой Римским Иоанном Павлом II была достигнута договоренность о легализации УГКЦ на территории СССР, в западноукраинских областях началась масштабная кампания по разгрому и уничтожению православных епархий. Глава униатской церкви на территории Украины, архиепископ Владимир (Стернюк), требовал возвращения УГКЦ всех храмов и имущества по состоянию на 1939 год. После того как в начале 1990-х годов на выборах в местные советы в западноукраинских областях победу одержали представители национал-демократов, униаты получили всемерную поддержку со стороны властей.
Одновременно с униатами в погроме православных на Украине приняли участие и раскольники-автокефалисты. 20 октября 1989 году она собрали во Львове "Собор", который направил на имя епископа на покое Иоанна (Боднарчука) предложение возглавить "Украинскую автокефальную православную церковь". 22 октября Боднарчук, поправ каноны, совершил во Львовском Петропавловском храме диаконскую хиротонию. Вскоре на предложение автокефалистов откликнулся и другой "иерарх" - лжемитрополит Мстислав (Скрыпник) из США. Мстислав поручил непосредственное управление приходами УАПЦ на Украине Боднарчуку, которого возвел в сан "архиепископа". 1 ноября Боднарчук официально объявил о своем выходе из юрисдикции Московского Патриархата, а 14 ноября на расширенном заседании Священного Синода Русской Церкви за учиненный раскол он был лишен монашества и всех степеней священства.
Постановлением Священного Синода Русской Церкви от 15 декабря 1989 года клирики западных епархий Украинского экзархата, уклонившиеся в унию, были запрещены в священнослужении. В связи с продолжавшимися захватами униатами храмов Синод выступил с особым заявлением, а 20 декабря патриарх Пимен направил телеграммы по этому вопросу Михаилу Горбачёву, папе Римскому Иоанну Павлу II, Съезду народных депутатов СССР, Генеральному прокурору СССР и другим официальным лицам. 28 декабря Священный Синод принял решение о созыве внеочередного Собора в связи с обострением межнациональных и межконфессиональных отношений в отдельных регионах страны, в первую очередь на Западной Украине. По договоренности с Ватиканом 12-17 января 1990 года в Москве состоялась встреча представителей Русской Православной Церкви и Римо-католической церкви для обсуждения ситуации на Украине, были выработаны "Рекомендации по нормализации отношений между православными и католиками восточного обряда на Западной Украине", которые должны были стать основой для урегулирования создавшегося положения.
Молитва перед началом Архиерейского Cобора. 30 января 1990 года |
Первый Архиерейский Собор
Собор заседал в Московском Даниловом монастыре 30-31 января под председательством патриарха Московского и всея Руси Пимена (Извекова). В краткой речи на открытии Собора патриарх обозначил главную тему Собора - "раскол, учиненный сторонниками так называемой Украинской автокефальной православной церковью". По докладу митрополита Киевского Филарета (Денисенко) Собор подтвердил решение Синода о лишении сана Иоанна (Боднарчука), заявил о неканоничности провозглашенной им "Украинской автокефальной православной церкви греко-украинского обряда" и призвал священнослужителей и мирян, уклонившихся в раскол, вернуться в ограду Матери-Церкви.
Члены Архиерейского Собора Русской Церкви. Начало 1990 год. |
Собор одобрил "Рекомендации" совещания 12-17 января 1990 года и направил председателю Верховного Совета СССР М. С. Горбачёву телеграмму с призывом "способствовать немедленному прекращению актов насилия и беззакония", совершаемых украинскими греко-католиками и раскольниками-автокефалистами совместно с представителями ультранационалистических политических движений.
По докладу архиепископа Смоленского Кирилла (Гундяева), председателя Редакционной комиссии Собора, Собор принял "Положение о экзархатах Московского Патриархата", внеся его в качестве VII раздела в Устав об управлении Русской Православной Церкви и сделав соответствующие поправки в разделах I, V и XII. В соответствии с Положением была существенно расширена внутренняя самостоятельность Украинского экзархата; Украинский и Белорусский экзархаты стали именоваться также Украинской и Белорусской Православными Церквами. Согласно Положению при экзархе должен был быть создан Синод с функциями, аналогичными функциям Священного Синода Русской Церкви. В Положении также была предусмотрена полная самостоятельность экзархатов в финансовом отношении. Новое Положение было призвано было ограничить распространение раскольнических движений на Украине и предотвратить их появление в Белоруссии.
Также Собор упразднил зарубежные экзархаты Русской Церкви, подчинив 9 зарубежных епархий Русской Церкви непосредственно патриарху и Священному Синоду. Наконец, Собор принял решение о возрождении Тобольской, Брестской и Гомельской епархий.
Межсоборный период
Во исполнение решения Архиерейского Собора была создана четырехсторонняя (Московский Патриархат, Украинская Православная Церковь, Ватикан, Греко-католическая церковь на Украине) комиссия по урегулированию отношений между православными и католиками восточного обряда в западных областях Украины. В ходе заседаний 8-13 марта во Львове комиссия выработала практические решения по распределению храмов между православными и униатами. Однако 22 марта было опубликовано заявление Греко-католической церкви на Украине, в котором говорилось, что по согласованию с папой Иоанном Павлом II все документы комиссии признаются неправомочными, после чего униаты вышли из состава комиссии. Случаи захватов храмов умножились и 10 апреля года Священный Синод Русской Православной Церкви вновь заявил протест против подобных действий.
Кончина патриарха Пимена 3 мая отодвинула украинский вопрос на второй план. В тот же день на заседании Священного Синода местоблюстителем патриаршего престола был избран митрополит Киевский Филарет (Денисенко). На заседании Синода 8 мая были утверждены сроки проведения следующего Собора.
Также в мае Архиерейским Собором Русской Православной Церкви Заграницей было принято решение об открытии своих приходов и епархий внутри СССР. Зарубежный Синод призвал клириков и мирян Московского Патриархата к переходу в свою юрисдикцию. Хотя этому призыву последовало лишь незначительное число священнослужителей, новая ситуация стала ещё одним вызовом единству Русской Церкви.
Второй Архиерейский Собор
Собор заседал заседал в Московском Даниловом монастыре 6 июня под председательством местоблюстителя патриаршего престола митрополита Киевского Филарета (Денисенко). Заботой Собора была подготовка Поместного Собора для избрания нового патриарха Московского и всея Руси.
Собор утвердил программу предстоящего Поместного Собора и избрал трёх кандидатов в патриархи. Тайным голосованием в 1-м туре были избраны митрополиты Ленинградский Алексий (Ридигер) (37 голосов) и Ростовский Владимир (Сабодан) (34 голоса). 2-й тур состоялся потому, что митрополиты Киевский Филарет (Денисенко) и Крутицкий Ювеналий (Поярков) получили в 1-м туре равное число голосов - по 25. По результатам 2-го тура перевес в 1 голос (34 против 33) получил митрополит Филарет, который стал третьим кандидатом. Архиерейский Собор также постановил, что Поместный Собор может дополнить число кандидатов. Из 92 архиереев Русской Церкви патриархом могли быть выбраны 75, поскольку Устав об управлении Русской Православной Церкви не допускал избрания патриархом епископа в возрасте моложе 40 лет, а также лица, не являющегося гражданином СССР. В соответствии с принятой процедурой голосования каждый архиерей мог голосовать за одного, двух или трёх архиереев, вычеркивая остальных из списка.
На соборе 1990-го, июнь, Москва. По центру кандидаты в патриархи. |
Поместный Собор
Заседания Собора начались на следующий день после Архиерейского Собора, 7 июня, в Трапезном храме преподобного Сергия Троице-Сергиевой Лавры, под председательством местоблюстителя патриаршего престола митрополита Киевского Филарета (Денисенко).
На Собор съехались 317 делегатов. Большинство было избрано по принципу - по одному архиерею, клирику и мирянину от епархии. В результате прибыли 90 архиереев (по болезни не смогли прибыть митрополит Рижский Леонид (Поляков) и архиепископ Цюрихский Серафим (Родионов), 92 клирика, 88 мирян (из них 38 женщин). Также в Соборе приняли участие 39 представителей от монастырей и 8 делегатов от духовных школ. При этом 40 членов Собора представляли зарубежные епархии Русской Церкви.
Работа Собора открылась докладом патриаршего местоблюстителя митрополита Киевского Филарета, в котором была освящена деятельность почившего патриарха Пимена, но особое внимание уделено ситуации в западных областях Украины, причём действия раскольников-автокефалистов признаны "откровенным глумлением над канонами, грубым попранием самих основ церковного строя" [1].
Затем Собор перешёл к важнейшему деянию первого дня заседаний - избранию патриарха Московского и всея Руси. Поместный Собор утвердил процедуру избрания, предложенную Архиерейским Собором, а именно:
Дополнительно к 3 кандидатам от Архиерейского Собора на Поместном Соборе были предложены в качестве кандидатур имена митрополитов Крутицкого Ювеналия, Минского Филарета, Волоколамского Питирима, Ставропольского Гедеона (Докукина) и Сурожского Антония. Митрополит Филарет Киевский отвел последнюю кандидатуру, напомнив, что Устав не допускает избрания патриархом лица, не имеющего советского гражданства. При открытом голосовании за четырех дополнительно предложенных кандидатов выяснилось, что митрополита Гедеона поддержало менее 12 человек, поэтому в списки для тайного голосования внесены были имена только трех митрополитов. Из 316 голосовавших митрополита Питирима поддержало 128 соборян, митрополита Филарета – 117 и митрополита Ювеналия – 106. Таким образом, ни один из дополнительно выдвинутых кандидатов не получил поддержки половины членов Собора, и в списке для голосования остались три кандидата, ранее выдвинутых Архиерейским Собором. Архиепископ Могилевский Максим (Кроха) предложил не голосовать за кандидатов, а по примеру Поместного Собора 1917-1918 годов избрать патриарха жребием. Председатель поддержал это предложение, но оно, не встретив сочувствия у соборян, не было принято.
Последовало тайное голосование, результаты которого вечером огласил председатель счетной комиссии митрополит Сурожский Антоний: 139 голосов было подано за митрополита Ленинградского Алексия, 107 - за митрополита Ростовского Владимира и 66 – за митрополита Киевского Филарета. Во втором туре за митрополита Алексия проголосовало 166, а за митрополита Владимира - 143 члена Собора.
По оглашении результатов новоизбранный патриарх Алексий II ответил на обращенный к нему вопрос председателя Собора положенными по чину словами: "Избрание меня освященным Поместным Собором Русской Православной Церкви Патриархом Московским и всея Руси со благодарением приемлю и нимало вопреки глаголю" [2]. Затем составили Соборный акт об избрании Святейшего Патриарха и соборную грамоту, адресованную ему. Все архиереи-соборяне подписали оба документа. В конце вечернего заседания старший по хиротонии архипастырь Русской Церкви архиепископ Оренбургский Леонтий (Бондарь) обратился к новоизбранному патриарху с поздравлением, в ответ на которое избранный патриарх поблагодарил соборян и сказал:
8 июня заседание открыл новый председатель Собора, избранный патриархом митрополит Алексий. Председатель синодальной комиссии по канонизации святых митрополит Крутицкий Ювеналий выступил с докладом о причислении к лику святых протоиерея Иоанна Сергиева, после чего Собор издал деяние о прославлении праведного отца Иоанна Кронштадтского.
Далее последовали долгие обсуждения проектов соборных определений и послания, а также актуальных вопросов церковной жизни. Необычайно острый характер носило выступление архиепископа Берлинского Германа (Тимофеева), который заговорил о церковно-государственных отношениях, о гонениях, пережитых Церковью в советскую эпоху, и поднял вопрос о канонизации новомучеников. Касаясь проекта закона о свободе совести владыка сказал:
Взаимоотношениям с Русской Православной Церковью Заграницей ("карловчанами") были посвящены выступления митрополитов Крутицкого Ювеналия и Венского Иринея, архиепископов Смоленского Кирилла, Саратовского Пимена и Ярославского Платона, протоиерея Василия Стоянова, священника Виталия Шастина и иеромонаха Илариона (Алфеева). Архиепископ Платон предложил обратиться с пастырским словом ко "всем православным русским людям, находящимся в юрисдикции так называемой "карловацкой" Церкви". Архиепископ Смоленский Кирилл выразил возмущение агрессивными акциями Зарубежного Синода, открывшего свои приходы в СССР, но в то же время он сказал, что уход раскольников окажет очистительное влияние на состав духовенства. По его словам:
Помимо утверждения постановлений Архиерейских Соборов 1989 и 1990 годов и синодальных решений предшествующего периода, Собор принял решение поручить синодальной комиссии по канонизации святых подготовить материалы к канонизации мучеников, пострадавших за веру в годы гонений в XX в.; учредить самостоятельные Красноярскую и Саранскую епархии; обратить особое внимание архипастырей, пастырей и мирян на необходимость возрождения христианской приходской общины, на организацию во всех приходах катехизического обучения взрослых и детей.
Поместный Собор признал необходимым дальнейшее развитие системы церковного образования, в частности: увеличения числа духовных семинарий, открытие духовных училищ в каждой епархии, возобновление Киевской духовной академии, создание иконописных школ. Особо была подчеркнута крайняя нужда церковного народа в изданиях Священного Писания, в богословской, религиозно-назидательной, катехизической, житийной и церковно-исторической литературе, в изданиях святоотеческих творений.
Оценивая взаимоотношения Русской Православной Церкви с Римско-католической церковью, Поместный Собор констатировал, что они серьезно омрачены униатской проблемой, болезненно обострившейся на Западе Украины. Признавая права униатских общин на легальное существование, Поместный Собор осудил насилие над православными клириками и мирянами, захваты православных храмов и выразил протест против неконституционных действий местных властей Западной Украины по отношению к гражданам православного вероисповедания. Собор осудил также действия украинских раскольников-автокефалистов, нарушивших церковный мир в Западной Украине, и отверг притязания, изложенные в последних документах Русской Зарубежной Церкви. Поместный Собор отметил случаи нарушения церковной и канонической дисциплины со стороны мирян и духовенства в разных епархиях и осудил публичные выступления отдельных людей, которые от лица Церкви высказывают мысли сеющие рознь в православной пастве.
Поместный Собор выступил также с заявлением в связи с проектом закона СССР "О свободе совести и религиозных организациях", в котором заявлялось что:
Вечером 8 июня с заключительным словом на Соборе выступил его председатель, избранный патриарх Алексий II, в частности сказавший:
Третий Архиерейский Собор
Собор заседал с 25 по 27 октября в Московском Даниловом монастыре под председательством патриарха Московского и всея Руси Алексия II. В деяниях Собора участвовал 91 архиерей.
В центре внимания участников Собора стояли три вопроса: 1) о новом правовом статусе Русской Церкви, обусловленном принятием двух новых законов о свободе совести и вероисповедания - союзного и российского; 2) о расколе, инициированном Синодом Русской Православной Церкви Заграницей на канонической территории Московского Патриархата; 3) о церковной ситуации на Украине, где против Православной Церкви продолжали выступать униаты и раскольники-автокефалисты.
По новому союзному законодательству Русская Церковь получила надлежащую правовую основу для своей деятельности и приобрела правоспособность юридического лица. В то же время Собор отметил отсутствие статуса юридического лица у Церкви в целом и гарантий права церковной собственности на используемые ею храмы и иную недвижимость. В категорической форме Собор настаивал на том, чтобы государственные учреждения соблюдали закон при регистрации приходских уставов и в случае отказа в регистрации сообщали письменно, на каком основании подобное решение было ими принято, чтобы приход имел возможность обжаловать решение в суде. Нарушение установленного срока регистрации устава также должно было подлежать судебному рассмотрению. Собор выразил удовлетворение принятием российского закона о свободе вероисповеданий и аналогичных законов в других союзных республиках.
По поводу деятельности Русской Православной Церкви Заграницей в пределах СССР Собор обратился с воззванием, в котором выразил позицию священноначалия Русской Православной Церкви по тем вопросам, которые получали превратную трактовку в полемике Зарубежной Церкви против Московского Патриархата:
В воззвании был также поднят вопрос о статусе РПЦЗ. По указанию Собора, с канонической точки зрения, Архиерейский Синод РПЦЗ должен был бы прекратить свое существование в соответствии с указом святого патриарха Тихона и Высшего Церковного Управления от 5 мая 1922 года, которым упразднялось Высшее Церковное Управление Заграницей. Осуждение деятельности этого Синода святитель Тихон высказал также в своём последнем послании от 7 апреля 1925 года, угрожая его участникам в случае упорства судом Собора.
Подобно Архиерейским Соборам Русской Церкви 1989 года и января 1990 года новый Собор вновь был вынужден обратиться к рассмотрению церковной жизни на Украине, где в течение 1990 года углубился автокефалистский раскол и продолжались агрессивные действия униатов против православных верующих. Собор, обсудив вопрос о предоставлении Украинской Православной Церкви независимости и самостоятельности в управлении, определил:
Литература
- ЖМП, 1990, № 5, с. 4-12; № 9; 1991, № 2, с. 2-11.
- Цыпин, История Русской Церкви, т. 9.
- Петрушко В. И., Автокефалистские расколы на Украине в постсоветский период, 1989-1997, М., 1998, с. 40-43.
- Поспеловский Д. В., Русская Православная Церковь в ХХ веке, М., 1995, с. 423.
Видео
Документальный фильм "Поместный Собор Русской Православной Церкви 1990 года"
Использованные материалы
- Цыпин Владислав, прот., Петрушко В. И., "Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 30-31 января 1990 года", Православная энциклопедия, т. 3, с. 548-549:
- Цыпин Владислав, прот., "Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 6 июня 1990 года", Православная энциклопедия, т. 3, с. 549-550:
- Цыпин Владислав, прот., Петрушко В. И., "Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 25-27 октября 1990 года", Православная энциклопедия, т. 3, с. 550-551:
- Цыпин Владислав, прот., История Русской Церкви 1917-1997, гл. X: "Русская Православная Церковь при Святейшем Патриархе Алексии II":
[1] Цит. по ЖМП, 1990, № 9, с. 17.
[2] ЖМП, 1990, № 9, с. 30.
[3] ЖМП, 1990, № 9, с. 31.
[4] ЖМП, 1990, № 9, с. 33.
[5] ЖМП, 1990, № 9, с. 10.
[6] ЖМП, 1990, № 9, с. 19.
[7] ЖМП, 1991, № 2, с. 7.