Участники Архиерейского Cобора в Крестовом храме Патриаршей и Синодальной резиденции в Свято-Даниловом монастыре |
- На карте: Яндекс.Карта, Google-карта
Был созван в связи с празднованием 400-летия учреждения Патриаршества на Руси. В работе Собора приняли участие 73 архиерея, председательствовал патриарх Московский и всея Руси Пимен.
С основным докладом, носившим характер исторического обзора и лишь в самом общем виде касавшимся современных проблем, выступил митр. Киевский и Галицкий, патриарший экзарх Украины Филарет (Денисенко).
Прославление Патриархов Московских и всея Руси святителей Иова и Тихона в Троицком соборе Свято-Данилова монастыря |
В докладе Управляющего делами Московской Патриархии митр. Ростовского и Новочеркасского Владимира (Сабодана) были сформулированы основные задачи Русской Церкви в условиях бурно развивающейся церковной жизни. В области внутрицерковных дел основное внимание было уделено приходам и связанной с возрождением храмов катехизаторской, духовно-просветительской и социально-благотворительной работе. Собор принял решение о реорганизации системы духовного образования, признав целесообразным преобразовать Духовные Семинарии в высшие школы. Собор постановил возродить печатные органы духовных академий. Собор также рекомендовал архиереям возобновить издание «Епархиальных ведомостей». Особое внимание было уделено вопросам церковной дисциплины, в частности стремлению некоторых клириков «мирские обычаи века сего перенести на структуру Церкви». Митр. Владимир дал характеристику современной ситуации в церковно-государственных отношениях, отметив, что в условиях, когда «прежнее государственное законодательство о культах устарело, а нового еще нет», многие представители светской власти продолжают чинить препятствия возрождающейся церковной жизни, несмотря на то что новый церковный Устав был зарегистрирован государством и вошел в жизнь.
Собор высказал свое отношение к разрабатывавшемуся в то время закону «О свободе совести и религиозных организациях». В соборных «Определениях» подчеркивалось:
- юридическое признание Церкви как единой религиозной организации и уравнение ее в правах с другими общественными организациями;
- предоставление равных прав для религиозного и атеистического обучения, воспитания и пропаганды;
- предоставление возможности широко и многообразно осуществлять дела милосердия и благотворительности;
- свободное издание и распространение религиозной литературы;
- доступ Церкви к средствам массовой информации;
- отмена дискриминационного налогообложения и уравнение в этом отношении духовенства и церковных работников со всеми советскими гражданами».
В «Определениях» не нашел отражения вопрос о церковной собственности, поднимавшийся в докладе митр. Владимира.
На Соборе дискутировался вопрос о возможности участия священнослужителей в деятельности выборных государственных органов управления. Эта проблема впервые обсуждалась на заседании Священного Синода 27-28 декабря 1988 года в связи с принятием 1 декабря 1988 года Закона СССР о выборах народного депутата СССР, предоставившего священнослужителям возможность быть избранными. Синод благословил представителям Церкви принимать участие в этой деятельности, народными депутатами СССР стали патриарх Пимен, митр. Ленинградский Алексий (Ридигер), митр. Волоколамский Питирим (Нечаев). Однако уже после первых выборов стало ясно, что «эмоциональный характер и дух предвыборных кампаний» ввергают кандидатов в «мирские страсти», да и сама депутатская деятельность подразумевает постоянную борьбу и чуждый церковному сознанию дух соревнования. По мнению митр. Алексия, наряду с пользой, которую священнослужители-депутаты могли принести Церкви и обществу,
Вопросам устроения внутрицерковной жизни в новом гражданском обществе были посвящены доклады архиеп. Смоленского Кирилла (Гундяева) «Церковь в отношении к обществу в условиях перестройки», митр. Волоколамского Питирима «Об издательской деятельности Московского Патриархата», архиеп. Дмитровского Александра (Тимофеева) «О подготовке кадров священно- и церковнослужителей Русской Православной Церкви», архиеп. Зарайского Алексия (Кутепова) «О хозяйственной деятельности Московской Патриархии».
Внешней деятельности Русской Церкви были посвящены доклады митр. Минского Филарета (Вахромеева) «Межправославные отношения и экуменическое движение на современном этапе» и митр. Ленинградского Алексия (Ридигера) о миротворческой деятельности Русской Церкви. Говоря о крепости и плодотворности межправославных связей, митр. Филарет обратил внимание на возникшие «прискорбные факты непонимания и разномыслия» во взаимоотношениях с Константинопольским Патриархатом, имея в виду претензии Константинопольского патриарха на главенство в Православии и на окормление православной диаспоры во всем мире, в том числе в бывших республиках СССР. Обоснование этой позиции было дано митр. Сардским Максимом в книге «The Oecumenical Patriarchate in the Orthodox Church: A study in the history and canons of the church» [1], которая была разобрана проф. К. Е. Скуратом в статье «Константинопольский Патриархат и проблемы диаспоры» [2].
Предметом отдельного рассмотрения на Соборе стали проблемы, возникшие в церковной жизни западных епархий Украины, где на волне возрастания националистических настроений предпринимались усилия по возрождению униатской церкви. В докладе митр. Филарета (Вахромеева) отмечалось, что проблема унии «затрагивает весь процесс взаимоотношений между Римо-католичеством и Православием». Ранее действовавшие нелегально в западных областях Украины греко-католической общины в конце 1980-х гг. настойчиво требовали легализации. Традиционный для Галиции сепаратизм стал причиной бурного роста симпатий значительной части местного населения к Украинской греко-католической церкви (УГКЦ), постоянно апеллировавшей к образу «церкви-мученицы» - жертвы советского режима. Проблема обострялась возникновением в Галиции первых приходов раскольников-автокефалистов, объявивших о своем выходе из юрисдикции Московского Патриархата и возрождении раскольничьей Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ). Всесторонне рассмотрев ситуацию, складывавшуюся в западных областях Украины, Собор выразил озабоченность состоянием церковной жизни в расположенных на этой территории епархиях. Собор подтвердил определение Всеправославного совещания 1986 года, что униатская проблема является препятствием на пути к единству и омрачает отношения православной Церкви с католической церковью.
Постановлением Собора был образован Белорусский экзархат Московского Патриархата, в состав которого помимо существовавшей прежде Минской епархии вошли воссозданные Могилёвская, Брестская и Полоцкая епархии. Патриаршим Экзархом Белоруссии стал митр. Минский и Гродненский Филарет (Вахромеев). Учреждение Белорусского экзархата должно было воспрепятствовать возможному росту церковно-сепаратистских настроений в Западной Белоруссии.
Определения Архиерейского Собора были утверждены Поместным Собором 7-8 июня 1990 г.
Литература
- ЖМП. 1990. № 1. С. 5-34; № 2. С. 6-48
- Цыпин. История РЦ. С. 472-473
- Петрушко В. И. Автокефалистские расколы на Украине в постсоветский период, 1989-1997. М., 1998. С. 26-40.
Использованные материалы
- В. И. Петрушко, прот. Владислав Цыпин. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 9-11 октября 1989 года // Православная Энциклопедия, том 3, стр. 546-548
[1] Вселенский Патриархат в Православной Церкви: историческое и церковно-каноническое исследование. Thessaloniki, 1976
[2] ЖМП. 1989. № 9-10