Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ОГЛАШЕНИЕ

Перенаправлено со статьи "КАТЕХИЗАЦИЯ"
Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Оглаше́ние, катехизация — ознакомление с христианским учением желающих вступить в Церковь, предшествующее Крещению. В современной практике также включает в себя действия по воцерковлению уже крещеных людей, сопровождение их на первых этапах церковной жизни. В новое время там, где проповедь Православия велась впервые, оглашение продолжало оставаться важной частью церковной жизни. Так, святитель Николай Японский учредил многочисленный институт катехизаторов в Японской духовной миссии, которым во многом был обусловлен быстрый и повсеместный рост японской православной паствы до 1917 года.

Огласительный институт первых веков

В древней Церкви институт катехизации занимал важное место в духовной жизни христианской общины. Особенный расцвет институт катехизации переживает в III-IV веках, когда в контексте довольно высокообразованной позднеантичной цивилизации, языческая интеллектуальная элита сплотилась против Христианства под знамёнами неоплатонизма, который стал не только философией, но и религиозной системой. В этом противостоянии Христианство должно было дать адекватный ответ. Соответственно, оглашение было и обучением, и проверкой искренности обращения желающего вступить в Церковь. Длилось оглашение обыкновенно не менее трех лет. Такие важные в богословской традиции труды, как "О Началах" Оригена, "Большое огласительное слово" Григория Нисского и многие другие, были написаны именно в целях катехизации. В Александрийском огласительном училище проходили на первом этапе курс светских наук и языческой философии и лишь затем приступали к изучению Священного Писания. В IV веке Великие каппадокийцы получили сначала философское образование и только потом, уже в сознательном возрасте, приступили к Таинству Крещения.

Спад древней практики

Начиная с V века огласительная практика пошла на спад, а в VIII веке фактически полностью прекратилась в землях, где Православие твердо утвердилось как всенародная вера. Обычно церковные историки называют три причины этого явления:

  • крещение в младенческом возрасте
  • падение уровня образования
  • массовые политически-обусловленные крещения

С V века, крещение младенцев стало повсеместной практикой. Относительно Запада можно отметить, что здесь оформляется августиновская сотериология с её основным акцентом на первородном грехе как наследственной вине, которую несут все люди. Некрещёный не может быть спасен, даже если он младенец, поэтому забота о спасении души требует крещения человека сразу после рождения, так как все мы подвластны внезапной смерти. Но на Востоке не было такой жёсткой сотериологической доктрины, и причины исчезновения катехизаторской практики нужно искать и в других факторах.

В IV-V веках происходит радикальная перемена церковно-государственных взаимоотношений. Начиная с Константина Великого, Церковь начинает рассматриваться как единственная духовно-нравственная сила, способная сплотить всё население империи, почему к концу IV века государственная власть делает Христианство государственной религией. Римская империя была теократической по своем характеру, языческая религия для нее являлась фундаментом, почему с победой Христианства таким фундаментом стало оно. Если в середине IV века более половины населения империи были язычниками, к середине V века подавляющее большинство стало христианами. Это вело как к росту номинальных членов внутри церковной ограды, так к снижению уровня церковной дисциплины. Если раньше крещение воспринималось как граница, за которой возврат к прошлым грехам был невозможен, то теперь этот страх ушел.

В указанный период происходят варварские нашествия, в результате чего древняя римская цивилизация была уничтожена и резко упал уровень образования. Для массы пришельцев-варваров ключевые философские вопросы волновавшие римское общество прежних времен не имели значения. Методы катехизации, срабатывавшие в античном городском интеллектуальном сообществе, затронутом декадентством, не действовали в среде молодых варварских племен с их агрессивностью и аграрным бытом, пронизанным насквозь языческим культом.

Новый подход к проповеди

В новой ситуации Церковь нашла иную стратегию проповеди. Новый языческий мир сначала надо было воспитать, применив для этого силовые механизмы государства, а потом ему проповедовать. Схема «сначала просвещение - затем Крещение» сменилась на противоположную: «сначала Крещение — затем просвещение».

Если в первые века оружием Церкви было слово, то теперь Церковь идет по пути освящения материальной культуры, пространственно-временных структур. Этот процесс начался еще при Константине Великом, когда были расчищены от мерзости запустения святые места в Палестине и началось их почитание, развивается храмостроительство, а к концу IV века Рождество Христово начинает праздноваться в день "непобедимого солнца" (25 декабря). Христианство отвоёвывает те уровни культуры, которые ранее принадлежали миру язычества - такой миссионерский подход оказался эффективен и для христианизации варварских племён. Проповедь христианства среди молодых народов Европы пошла через освящение быта; создание христианского календаря, в котором святые замещают языческих богов; храмостроение и живопись, более понятные простому человеку. В новых условиях также возрасло значение прямого явления силы Божьей. Новые народы в религиозных вопросах следовали воинской дисциплине: вслед за обращением правителя, следовало обращение всех его подданных, которые не оставляли своего языческого багажа. При этом Христианство принималось сразу как государственная религия.

Примеры

  • В Британии V века проповедовал епископ Герман Автисидорский. Он вступил в полемику с пелагианами, но заключалась она вовсе не в диалектических спорах. К епископу подвели 10-летнюю слепую девочку. Он предложил сначала пелагианам исцелить её, от чего они отказались, после чего призвал Бога и исцелил ее, чем потряс и убедил народ, не рассуждая о сути ереси [1].
  • В Британии конца VI века - вопросы от новокрещенных англов, которые передает святитель Августин Кентерберийский в письме святителю Григорию Двоеслову: как делить дары, приносимые в церковь? как наказывать человека, церковь ограбившего? в какой степени родства можно вступать в брак и может ли человек жениться на собственной мачехе? может ли быть крещена беременная женщина? и т.д. [1].
  • В Болгарии IX века - вопросы новообращенного царя Бориса Болгарского к папе, среди которых нет ни одного догматического, только обрядово-бытовые [2].
  • На Руси X века где крещение также было массовым, вслед за правителем, по сообщению летописца многие киевляне крестились, «не желая быть врагом князю».

По крещении шёл сложный процесс ассимиляции Христианством народной культуры, растягивающийся на века и имевший много осложнений, в частности двоеверие. С течением времени собственно языческое содержание обрядов забылось, но двоеверие, пусть и на бессознательном уровне, оставалось - оно действует и до сих пор, в том числе и внутри церковной ограды.

При этом, в результате вышеописанных процессов сформировалась средневековая христианская цивилизация с набором определенных признаков: единой религией, пронизывающей все уровни социального бытия; жёстким сословным делением, освященным Церковью; сакральной монархической властью; статическим мировосприятием. В такой цивилизации и необходимость в катехизации действительно сильно упала, так как влияние Церкви ощущалось во всем. Обыкновенно жизненный путь и мировоззрение были предопределены рождением в определенном месте и в определённом сословии. Такая модель была очень прочной и эффективной, пока составляющие его элементы были крепко спаяны традицией. С распадом традиции в Новое время она обрушилась - в России это окончательно произошло после 1917 года. На смену прежнему укладу стало оформляться общество, не ориентированное на религиозную традицию, зачастую активно борящееся с ней. Соотвественно, встала необходимость переоценки миссионерской стратегии Церкви.

Современный этап

В постсоветский период, в Русской Православной Церкви стало вновь практиковаться оглашение, появились курсы для образования профессиональных катехизаторов. Однако в новых условиях под этим термином стало подразумеваться не только подготовление ко Крещению, но и воцерковление уже крещеных людей, научение новоначальных азам духовной жизни.

На основе прошлого опыта Церкви, обсуждение миссионерских подходов обычно сводится к двум историческим моделям:

  • возвращение к опыту древней Церкви: поиск форм катехизационной и миссионерской практики, преемствующих апостольской общине.
  • возвращение к традиционной средневековой модели: построение "нового Средневековья".

Взаимная критика сторонников этих направлений порой доходит до их полного противопоставления. Так, озвучивается необходимость "отделения церковного просвещения от патриотического", высказываются мнения, что традиционализм, национализм, монархизм приводят к негативным явлениям в сознании воцерковляющихся людей, к кликушеству разного рода. Так, по словам игумена Петра Мещеринова, "в рамках такого представления Христос, то есть суть Церкви, стоит не на главном, центральном и исключительном месте, а где-то сбоку, как некий фактор существования Великой России". Похожую позицию выразил на XV Рождественских чтениях иерей Даниил Cыcoeв. По его мнению, для того чтобы проповедь Православия велась "по всей планете от края до края", нужно отойти от патриотической. При этом, такой "миссионерский универсализм" рискует выродиться в протестантствующий утопизм. Действительно, христиане первых веков, отрицая государство, шли путём мученичества, отрекаясь от всех социальных благ. Есть такой путь и сейчас — это путь инока, умершего для мира. Если же человек пользуется благами, предоставляемыми государством и в то же время отвергает общественное служение, то его позиция сомнительна как с духовной, так и с этической точки зрения. Такая миссионерская политика может стать путём к изоляции и вряд ли найдёт поддержку в нашем обществе.

Другая проблема современной катехизации — попытки использовать в миссионерских целях некоторые явления современной массовой культуры. Это прямо обратный путь, так как катехизация должна служить охранению границ Церкви, а не их размыванию.

Оглашение в нынешних условиях обычно оказывается сопряжено с патриотическим воспитанием, поиском путей сотрудничества со светскими властью, обществом, культурой, в тех проявлениях которые не противоречат христианской духовности.

Основная опасность состоит в жёстком противопоставлении двух моделей основанных на прошлом опыте. И то надо делать, и этого не оставлять, вопрос — в акцентах. При этом часто незатронутым остаётся ближайшее историческое наследие Русской Православной Церкви и русской культуры, вдохновлённой Православной верой, которые выразились в опыте новомучеников и исповедников Российских. Их жизнь, как образец, и богатое и разностороннее наследие (среди них были и богословы, и философы и учёные) - обильные духовные плоды, которые нужно собрать. То же можно сказать о русской религиозной культуре XIX - начала XX веков, со её противоречиями, трагизмом и глубиной.

Использованные материалы

  • Семикопов, Д. В., «Подготовка к Крещению в истории Церкви», Труды Нижегородской духовной Семинарии, вып. 5, Нижний Новгород, 2007.



[1]  По «Церковной истории народа англов» святителя Беды Достопочтенного.

[2]  См. некоторые вопросы в статье о св. царе Борисе.

Редакция текста от: 10.11.2015 16:46:55

"ОГЛАШЕНИЕ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google