Саранский собор св. прав. Феодора Ушакова |
- Епархиальное управление: 430000, Россия, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Московская, 2.
- Телефон: (8342) 47-11-47 (приемная), 24-03-35 (пресс-секретарь), 17-11-47 (факс)
- Официальный сайт: http://sarep.ru/
- Каноническая территория: Инсарский, Ичалковский, Кадошкинский, Ковылкинский, Кочкуровский, Лямбирский, Рузаевский и Ромодановский р-ны Мордовии
- Кафедральный собор: Феодора Ушакова в г. Саранск
- На карте: Яндекс.Карта, Google-карта
Начало Православия в Мордовии
Хотя первый, точно датированный храм, был возведен только в 1591 году в Пурдошевском Рождество-Богородичном монастыре, несомненно, что существовал православный приход в Темникове, основанном в 1536 году, и в русском селе Старый Город, существовавшем еще в XV веке.
Известен преподобный монах Матфей, основавший в XVI веке Щацкую Чернееву пустынь, который за свою миссионерскую деятельность получил прозвище «мордовский апостол». Монах Мамонт, основатель Мамонтовой пустыни, крестил многие сотни язычников и превратил некогда дремучие дебри в процветающий край. Монахи Пурдошевского монастыря реорганизовали три небольшие деревушки (две русские и одну мордовскую) в самое крупное и процветающее село Примокшанья — Пурдошки. Небольшая мордовская деревня Ардатова, принявшая христианство и русских единоверцев, стала городом.
С 1628 по 1710-е гг. в Православие чаще всего переходили татарские и мордовские мурзы, приобретавшие таким образом титулы русских князей и крупные имения с многочисленным крестьянством. В XVIII в. крестились уже целые деревни. В конце XVII в. распространение христианства среди мордвы приняло массовый характер. Свидетельство тому — значительное количество монахов, выходцев из мордвы. Среди первых насельников Саровской пустыни, судя по спискам 1731 г., не менее трети были мокшане Арзамасского и Темниковского уездов.
В эпоху владычества ордынцев мордовская земля входила в состав Сарской епархии, затем в Крутицкую, а с 1593 г. Понизовье, в том числе междуречье Суры и Мокши, вошли в состав Патриаршей, позднее Синодальной области.
За 40 лет до основания Саранска патриарх Иов благословил обывателей деревни Ивановской на возведение храма во имя св. ап. Иоанна Богослова (ныне кафедральный собор): так первосвятитель предопределил появление современной столицы Мордовии.
С отменой патриаршества мордовский край духовно окормлялся местоблюстителями Патриаршего престола. Впоследствии в разное время приходы Мордовских земель входили в состав Казанской, Пензенской, Владимирской, Воронежской, Тамбовской и Нижегородской епархий.
В составе Пензенской епархии
Новая страница церковной истории края была перевернута с созданием Пензенской епархии в 1799 г. В неё были включены все города современной Мордовии, кроме Темникова, который остался в Тамбовской епархии, и Ардатова, относившегося к Нижегородской епархии.
Всего за 300 лет на территории Мордовии появились 42 монастыря и около 650 храмов. В начале XX века на территории современной Мордовии насчитывалось около 5 тысяч священно- и церковно-служителей (вместе с семьями) и около полутора тысяч монахов и монахинь, не считая лиц, живших в монастырях на испытании.
Годы лихолетья
Если до революции на весь Саранский уезд существовала единственная тюрьма на 50 мест, наполовину пустовавшая, и за год в уезде осуждалось на заключение 1-2 человека, то в первые годы советской власти тюрьма уже была заполнена до отказа. Затем в Саранске были оборудованы под тюрьмы два барака и казарма. В 1920 году появилась загородная тюрьма, занявшая три келейных корпуса Чуфаровского монастыря. Следом были открыты тюрьма в Липках (близ Ромоданова), концентрационный лагерь на Казачьей горе близ Саранска, целая сеть лагерей в Темниковском, Краснослободском уездах, в лесах Потьмы. Храмы закрывались — тюрьмы открывались.
В XX в. Православие в Мордовии пережило самые тяжелые времена, сравнимые с эпохой римских гонений. Массовое преследование верующих и священнослужителей началось с 1924 г. До этого в 1918-1921 гг. советская власть несколько раз проводила реквизиции земельных владений (прежде всего монастырских) и храмовых ценностей - богослужебных сосудов и окладов из драгоценных металлов. Первыми были закрыты Кимляйский и Знаменский монастыри, в обоих случаях — в результате карательных экспедиций ЧК.
В 1924 г. за отказ признать обновленческих иерархов был закрыт Чуфаровский монастырь, в 1926 г. — Куриловский, в 1928 г. — Зиновский, Краснослободские Успенский и Спасо-Преображенский, Темниковский женский. Началось повсеместное закрытие приходских храмов. Церковный совет Саранской Иоанно-Богословской церкви 11 лет боролся за свой храм — и отстоял его чудом. Во многих селах крестьяне поднимали бунты в защиту храма, но переломить силу большевистской власти, не стеснявшейся в средствах давления и устрашения, не удалось. В 1930 г. снесли Спасский собор г. Саранска. Из икон Ардатовского Троицкого собора сделали школьные парты, образа монастырей шли на столярные изделия, колокола сбрасывались и отправлялись на переплавку. По самым скромным подсчетам, на территории Мордовии было уничтожено около 35 тыс. икон, 3500 колоколов, 65 тыс. богослужебных и церковных книг, а подсчитать утраты ризниц нельзя даже приблизительно.
Из 620 храмов, 20 молитвенных домов и 14 монастырей было полностью уничтожено не менее 480 храмов, все молитвенные дома и три монастыря. Из оставшихся 11 монастырей семь сохранили часть построек — Санаксарский, Пайгармский, Спасо-Преображенский, Успенский, Чуфаровский, Куриловский и Инсарский, от четырех остались фрагменты. 120 храмов дошли до наших дней в руинированном или в сильно перестроенном виде.
Основная волна закрытия храмов прокатилась в 1930 г., когда верующие были изгнаны из двух третей приходских церквей. В 1930-36 гг. были закрыты еще 75 церквей, в 1937-38 гг. — все остальные.
Республиканские власти рапортовали в Москву, что с православной церковью на территории Мордовии покончено. К началу Великой Отечественной войны на территории республики не осталось ни одного прихода.
Аресты по делам веры приобрели массовый характер. Многие монахи уходили в леса и жили в землянках. Последнего отшельника, скрывавшегося в Сайнинском лесу, люди похоронили в 1971 г.
В годы военного лихолетья власти разрешили открыть несколько церквей — в Андреевке Ардатовского р-на, Маколове Чамзинского р-на, Журавкине Зубово-Полянского р-на, Макаровке Саранского р-на, Спасском Рузаевского р-на и др. Крупнейшими центрами Православия вновь стали Саранск (Иоанно-Богословская церковь, вторая кафедра Пензенских архиерев) и Темников (Успенская церковь). Приход с. Новое Пшенево Ковылкинского р-на открыл молитвенный дом, вскоре сгоревший, но опять восстановленный. Сумели вернуть себе храм жители с. Колопино Краснослободского р-на, Паевки Рузаевского р-на, Атяшева Атяшевского р-на и некоторых других. Открылся молитвенный дом в Рузаевке.
Процесс духовного возрождения в республике был значительно ускорен перестройкой. Всего к 1991 г. в Мордовии было 46 приходов, 41 священник, и ни одного монастыря. В такой обстановке и произошло учреждение Саранской епархии.
Епархия сегодня
Создание Саранской епархии последовало 8 июня 1990 года, на Поместном Соборе Русской Православной Церкви. Новый церковный округ был выделен из состава Пензенской епархии в границах Мордовской ССР.
17 февраля 1999 года, как религиозный орган перерегистрирован в Министерстве Юстиции Российской Федерации, свидетельство № 422.
Не смотря на многочисленные трудности, епархия с первых месяцев зажила полнокровной жизнью. С апреля 1991 г. стала выходить газета «Саранские епархиальные ведомости». 7 мая 1991 года постановлением Совета Министров Мордовии Саранской епархии был передан Рождество-Богородичный Санаксарский монастырь г. Темникова. Первые воспитанники Санаксарского монастыря возродили еще несколько обителей. К первому пятилетию существования епархии в Мордовии действовало уже около 120 приходов и 8 монастырей, в следующее пятилетие открылись еще пять монастырей.
Появились первые опыты храмоздательства, значительно вырос и клир. В 1998 году состоялся первый выпуск Саранского духовного училища, организованного на базе Иоанно-Предтеченской церкви. Многие воспитанники училища успешно продолжили свое образование в семинариях или уже приняли священный сан.
Мордовская митрополия по состоянию на 6 октября 2011 года. Карта с сайта Саранской епархии. |
6 октября 2011 года Саранская епархия вошла в состав Мордовской митрополии.
Статистика
- 2000 - 325 священно- и церковнослужителей, из которых русских — 223 чел., мокши и эрзи — 83 чел.
- 1 января 2005 - 255 храмов (230 обслуживаемых приходов, 25 вакантных), 17 домовых храмов и часовен, 13 монастырей (8 мужских и 5 женских), 8 монастырских подворий, 1 духовное училище, 4 административные здания епархиального управления в Саранске. Более 153 приходов имеют типовые храмы, остальные – молитвенные дома. Епархия делится на 22 благочиния, в которых подвизаются 339 священнослужителей (258 приходских священников и диаконов, 81 монастырских)
- 30 мая 2011, ко времени разделения епархии - 22 благочиния, 301 приход, 13 монастырей [1]
- январь 2013 - 6 монастырей; 150 приходов, домовых церквей и часовен при министерствах, ведомствах и организациях; 148 клириков [2]
Архиереи
викариатство Пензенской епархии
- Серафим (Юшков) (28 августа 1924 - 25 июля 1925)
- Кирилл (Соколов) (1926 - 7 сентября 1927)
- Филипп (Перов) (23 января 1929 - сентябрь 1936)
- Ефрем (Ефремов) (20 декабря 1936 - 1937)
Саранская епархия
- Варсонофий (Судаков) (8 февраля 1991 - 19 марта 2014)
- Зиновий (Корзинкин) (с 19 марта 2014)
Викарные епархии
- Рузаевская (недейств.)
Монастыри
- Инсарский Ольгинский (женский)
- Кимляйский Александро-Невский (мужской)
- Куриловский Тихвинский (женский)
- Пайгарминский Параскево-Вознесенский (женский)
- Саранский Иоанно-Богословский, Макаровский (мужской)
- Чуфаровский Троицкий (мужской)
Учебные заведения
Периодические издания
- «Саранские епархиальные ведомости» (ежемесячный журнал)
- «Альфа» (ежемесячная газета Союза православной молодежи Мордовии)
Использованные материалы
- Страница официального сайта Русской Православной Церкви
- Страница сайта Русское Православие