Томос об автокефалии Православной Церкви в Америке от 10 апреля 1970 года, которым была дарована автокефалия Русской Православной Греко-Кафолической Церкви в Америке, отныне известной как Православная Церковь в Америке.
Текст приводится по изданию: "Томос [об автокефалии Православной Церкви в Америке]," ЖМП, 1970, №6, 69-73. Ср. интернет-публикацию на портале Седмица.ру, 7 декабря 2005, http://www.sedmitza.ru/text/404007.html.
АЛЕКСИЯ, МИЛОСТИЮ БОЖИЕЮ ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ
На протяжении ряда лет Русская Православная Церковь с материнской любовью и заботой следила за развитием насажденной ею Православной Церкви на Американском континенте и со скорбью взирала на печальное возникновение там в последние десятилетия юрисдикционного церковного плюрализма, явления временного и никоим образом не являющегося нормой постоянного канонического устройства Православной Церкви в Америке, противоречащего природе канонического православного церковного единства.
Святая Русская Православная Церковь, ревнуя о благе церковном, направляла свои усилия на нормализацию отношений между разными церковными юрисдикциями в Америке, в частности, вела переговоры с Русской Православной Греко-Кафолической Церковью в Америке о возможности дарования последней Автокефалии в надежде, что это послужит благу Православной Церкви в Америке и славе Божией.
В своем стремлении к миру Христову, имеющему всестороннее значение для человеческой жизни, желая устроить мирное и созидательное течение церковной жизни и утолить соблазны церковных разделений, надеясь, что это будет к пользе Святой Христовой Кафолической Православной Церкви и даст возможность развивать между поместными частями Единой Святой Кафолической и Апостольской Церкви отношения, основанные на прочных узах единой православной веры и завещанной Господом Иисусом Христом любви, имея в виду, что это послужит во благо и многостороннему взаимному сотрудничеству, принимая во внимание ходатайство Архиерейского Собора Русской Православной Греко-Кафолической Североамериканской Митрополии, выражающее мнение и желание всех ее верных чад, и признавая за благо для Православия в Америке независимое самостоятельное бытие этой Митрополии, которая ныне представляет собой зрелый церковный организм и имеет всё необходимое для своего успешного дальнейшего роста, Наша Мерность купно со Священным Синодом и всеми Преосвященными Архиереями Русской Православной Церкви, засвидетельствовавшими своими грамотами свое согласие, рассмотрев это ходатайство, с искренней любовью дарует Русской Православной Греко-Кафолической Церкви в Америке Автокефалию, т. е. права полного самостоятельного устроения церковной жизни, согласно божественным и священным канонам и унаследованной от отцов церковной практике и обычаям Единой Святой Кафолической и Апостольской Церкви, о чем составлен для направления Блаженнейшему Иринею, Архиепископу Нью-Йоркскому, Предстоятелю Автокефальной Православной Церкви в Америке, Митрополиту всея Америки и Канады, настоящий наш Патриарший и Синодальный Томос, которым мы заявляем:
2. Под "
Автокефалией", утверждаемой настоящим решением, понимается, что Автокефальная Православная Церковь в Америке будет:
а) независимой и самоуправляющейся, с правом избрания своего
Предстоятеля и всех своих
епископов без утверждения и без права "вето" на это избрание со стороны какой-либо другой Церкви, организации или представителя восточноправославного или какого-либо другого исповедания;
в) поддерживать непосредственные отношения со всеми другими Церквами и исповеданиями как православными, так и неправославными;
г) пользоваться всеми полномочиями, привилегиями и правами, обычно присущими понятию "Автокефалии" в каноническом предании Восточной Православной Церкви, включая право варения и освящения
Святого Мира.
а) в качестве Представительства Московского Патриархата
Свято-Николаевский собор с имуществом его, расположенный под номером 15 по Ист 97 улице в городе
Нью-Йорке, Н. Й., и принадлежащая к нему резиденция, а также недвижимое имущество в
Пайн-Буш, Нью-Йорк, вместе с зданиями и постройками, могущими быть воздвигнутыми впоследствии на этой земле;
б)
приходы и
клир в
США, входящие в настоящее время в
Патриарший Экзархат, пожелавшие остаться в каноническом и юрисдикционном ведении Святейшего Патриарха
Московского и всея Руси. Эти приходы, желающие остаться в канонической юрисдикции Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, исключаемые из Автокефальной Православной Церкви в Америке,– следующие:
в) все приходы и клир в
Канаде, входящие в настоящее время в
епархию Эдмонтонско-Канадскую Московского Патриархата. (Они все пожелали остаться в юрисдикции Святейшего Патриарха.)
4. Свято-Николаевский собор с его имуществом и находящейся при нем резиденцией, а также имение в Пайн-Буш, Н. И., будут управляться Святейшим
Патриархом Московским и всея Руси через посредство представляющего его лица в
пресвитерском сане.
5.
Приходы и клир в США, которые остаются в канонической юрисдикции Московского Патриархата, будут управляться Святейшим
Патриархом Московским и всея Руси через посредство одного из его
викарных епископов, не имеющего титула Поместной Американской Церкви, специально назначенного для этого и до тех пор, пока эти приходы не выразят официально своего желания присоединиться к Автокефальной Церкви в Америке по способу, указанному ниже.
7.
Автокефальная Православная Церковь в Америке будет иметь исключительную юрисдикцию как духовную, так и каноническую над всеми
епископами,
клириками и
мирянами восточноправославного исповедания в континентальной
Северной Америке, исключая
Мексику и включая штат
Гавайи, которые состоят в настоящее время в Митрополии или впоследствии вступят в состав Митрополии, а также над всеми приходами, которые входят в настоящее время или будут впоследствии приняты в состав Митрополии, исключая весь клир, все имущество и приходы, перечисленные в параграфе 3 а, б, в.
8.
Московский Патриархат не будет претендовать на юрисдикцию как духовную, так и каноническую над епископами, клиром и мирянами восточноправославного вероисповедания или над приходами, о которых речь идет в разделе 1, параграфа 7, и настоящим уступает Митрополии всякую юрисдикцию, на которую она претендует на указанной выше территории (параграф 7), за исключением всего клира, имущества и приходов, перечисленных в параграфе 3, пункты а, б, в.
9. Изменение юрисдикции
приходов, находящихся в каноническом ведении Московского Патриархата, после провозглашения автокефалии Митрополии может происходить по инициативе самих приходов и после двусторонних соглашений в каждом конкретном случае между Московским Патриархатом и Автокефальной Церковью в Америке.
10. Московский Патриархат не будет принимать в свое ведение в
Северной Америке клириков без отпускных грамот или приходов, кроме приходов из неканонических церковных образований в
Канаде, и не будет канонически разрешать клирикам и приходам, остающимся в его ведении, вступать в какие-либо православные юрисдикции, кроме юрисдикции Автокефальной Православной Церкви в Америке.
11. Патриархат заверяет приходы, остающиеся в его ведении, о своей готовности защищать их статус приходов Московского Патриархата, а также защищать упомянутые приходы от попыток изменить их настоящий статус без их свободного на то волеизъявления и без письменного согласия Московского Патриархата.
12. Московский Патриархат с Православной Автокефальной Церковью в Америке будет поддерживать искренние братские отношения, в которых следует руководствоваться двусторонними соглашениями, подписанными Высокопреосвященным Митрополитом
Иринеем и Высокопреосвященным митрополитом Ленинградским и Новгородским
Никодимом 31 марта
1970 года.
Утверждая Автокефалию Русской Православной Греко-Кафолической Церкви в Америке, Мы благословляем отныне называться ей – Святая Автокефальная Православная Церковь в Америке, признаем и провозглашаем ее нашей Церковью-Сестрой и призываем все Поместные Православные Церкви и всех их Предстоятелей, благочестивых православных чад признавать ее таковой и занести в диптихи, согласно канонам церковным, отеческим преданиям и церковной практике.
Новоучрежденная Поместная Православная Автокефальная Церковь в Америке должна пребывать в братских отношениях со всеми Православными Церквами, как с их Предстоятелями, так и с их архиереями, клиром и всей благочестивой паствой, находящимися в Америке и до времени сохраняющими свою фактически существующую каноническую и юрисдикционную зависимость от своих национальных Церквей и их Предстоятелей.
С глубокой искренней радостью Мы возвещаем об этом всей Церковной Полноте и не перестаем благодарить Всеблагого Бога Вседержителя, устрояющего всё в мире десницей Своей ко благу и спасению человеческому, за успешное и окончательное становление Православной Церкви в Америке на началах Автокефалии и призываем вседействующее благословение Божие юнейшей Сестре в семье Православных Поместных Автокефальных Церквей – Автокефальной Православной Церкви в Америке.
Единосущная, и Животворящая, и Нераздельная Троица – Отец, Сын и Святый Дух,– действующая по Своему дивному Промыслу, да ниспошлет архипастырям, пастырям и верным чадам Святой Автокефальной Православной Американской Церкви Свою небесную неоскудевающую помощь и предстоящие ее труды во благо Святой Церкви да благословит успехом.
ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ АЛЕКСИЙ
Митрополит Крутицкий и Коломенский ПИМЕН
Митрополит Ленинградский и Новгородский НИКОДИМ
Митрополит Киевский и Галицкий, Экзарх Украины, ФИЛАРЕТ
Митрополит Орловский и Брянский ПАЛЛАДИЙ
Митрополит Алма-Атинский и Казахстанский ИОСИФ
Митрополит Ярославский и Ростовский ИОАНН
Архиепископ Иркутский и Читинский ВЕНИАМИН
Архиепископ Уфимский и Стерлитамакский ИОВ
Архиепископ Нью-Йоркский и Алеутский, Экзарх Северной и Южной Америки, ИОНАФАН
Епископ Черниговский и Нежинский ВЛАДИМИР
Епископ Смоленский и Вяземский ГЕДЕОН
Управляющий делами Московской Патриархии Митрополит Таллинский и Эстонский АЛЕКСИЙ