Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ИОСИФ (ЧЕРНОВ)

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Иосиф (Чернов), митр. Алма-Атинский
Иосиф (Чернов), митр. Алма-Атинский
Иосиф (Чернов) (1893 - 1975), митрополит Алма-Атинский и Казахстанский

В миру Чернов Иван Михайлович, родился 2 июня 1893 года в городе Могилёве-на-Днепре (ныне Белоруссия) в семье военного. Был назван в честь великомученика Иоанна Сочавского, в день памяти которого родился. Потерял мать в 3 года, жил с отцом в казарме. Работал мальчиком на побегушках в магазине. Позже в Могилёве, Ваню, тогда ещё 8-летнего, товарищи затащили в Архиерейскую церковь, – «Тут я в монастырь и влюбился, навсегда» - вспоминал он, и с тех пор его детские игры были «в церковь» [1].

В мае 1910 года в Могилёве находились святые мощи Евфросинии Полоцкой. Постояв ночь в соборе, Ваня только к утру смог приложится к мощам. Ночью во сне мальчик увидел как преподобная Евфросинья благословляет его. Увидев этот сон, он уже не мог спать и полностью решился идти в монастырь. По дороге к Белыничскому Рождество-Богородицкому монастырю его нагнал фаэтон с монастырским настоятелем архимандритом Арсением (Смоленцем), который тут же принял его. С 1910 года он был келейником у архимандрита Арсения. Отец Арсений дал мальчику богословское образование и с тех пор жизнь его была тесно связана с владыкой Арсением в Пятигорске, Твери, Таганроге и Ростове-на-Дону.

Когда отец Арсений стал епископом Пятигорским, Иван служил его келейником с 1910 по 1912 год. С 14 сентября 1912 года был иподиаконом владыки Арсения при Тверском Успенском монастыре. Оставался тут до 1917 года.

После революции

В 1918 году, последовав за своим духовным отцом Арсением, тогда епископом Таганрогским, в Таганрог, он сумел в личной беседе убедить моряков не убивать владыку Арсения. 19 февраля 1918 года был пострижен в монашество в Таганроге епископом Арсением. 24 февраля того же года им же был рукоположен во иеродиакона.

29 августа 1920 года епископом Арсением рукоположен в сан иеромонаха [2].

В 1924 году возведен в сан игумена.

В 1925 году, по навету живоцерковников, не прекращавший с ними борьбы отец Иосиф был арестован, обвинен в "хранении контрреволюционной литературы [архива архиерейской канцелярии] [3]". Приговорен к трем годам ссылки из пределов Северного Кавказа [4], которую отбывал в Коль-Ёле в Коми области.

По освобождении в 1927 году, в день Благовещения того года возведен в сан архимандрита с назначением в Таганрог экономом архиерейского дома и священником собора святителя Николая.

27 ноября 1932 года был хиротонисан во епископа Таганрогского, викария Ростовской епархии. Чин хиротонии в Ростовском кафедральном соборе совершали архиепископы Дмитровский Питирим, управляющий делами Священного Синода; Ростовский Николай; Тобольский Назарий и епископ Барнаульский Александр.

16 февраля 1933 года был назначен временно управляющим Донской и Новочеркасской епархией. Это был единственный православный епископ в Ростовской области, который в то время вёл борьбу против обновленцев и удерживал паству от живоцерковного соблазна.

В конце Рождественского поста 1935 года, владыку Иосифа арестовали ночью и увезли. Особым совещанием при НКВД СССР его осудили на 5 лет лагерей «за антисоветскую агитацию» (по ст.58-10 УК РСФСР). Осенью 1936 года был отправлен в Ухто-Ижемский ИТЛ, лагпункт в поселке Чибью (ныне город Ухта). Здесь он отбывал свой срок, работая дневальным у инженера-геодезиста; посудомойкой на кухне; на лесоповале, где обморозил пальцы на руках и ногах; медбратом в лагерном лазарете. Он умел быть обаятельным, мог пошутить, был трудолюбив, и за это его уважали в лагере. Он не озлобился, а наоборот, из лагеря вышел совершенно светлым человеком, с открытым сердцем, вмещающим в себя чужие страдания.

В годы войны

Был освобожден в декабре 1940 года и направлен обратно в Таганрог. После освобождения заехал на сутки в Москву к митрополиту Сергию (Страгородскому). К тому времени все храмы Таганрога были закрыты и назначения служить он не получил, а власти велели ему выехать из Таганрога. С этого времени он жил в Азове, где директором детских яслей при Азовском холодильнике была его духовная дочь, устроившая его сторожем и истопником в ясли с марта 1941 по январь 1942 года. Вскоре в Азове владыка вошел в контакт с общиной почитателей праведного Иоанна Кронштадтского, называемой "Белый дом". В общине было 38 человек, и владыка служил для них литургию по ночам. Жил он в том зале, где молились. От посторонних его прятали в подвале.

Через 7 дней по оккупации Азова немцами получил в комендатуре пропуск и 4 августа 1942 года вернулся в Таганрог, где снова стал служить. Служил в Крестовой церкви архиерейского дома. Вновь освятил Никольский собор, который был открыт уже 27 августа 1942 года. Всего в Таганроге им было открыто 4 храма, среди них, во славу русского оружия – храм святого Георгия Победоносца, по просьбе рабочих металлургического завода и жителей города, 26 мая 1943 года. В Таганроге им также было совершено 12 пострижений в монахи.

С немецкими властями у владыки были трудности из-за отказа выйти из подчинения Московскому Патриархату и поминать в службах вместо митрополита Сергия (Страгородского) митрополита Берлинского Серафима. На допросах немецкое командование неоднократно предлагало епископу Иосифу сотрудничество в целях пропаганды, грозя арестом и расстрелом, а также убеждало выдавать евреев, комсомольцев и других. Однажды он был кратковременно арестован - на три дня в Ростове. Владыка, однако, отвечал отказом и служить молебны за победу германского воинства он не стал.

Владыка помог некоторым евреям спастись от фашистов, помогал партизанам. Сбор средств в помощь советским войскам шёл и в областях окормляемых владыкой Иосифом - по его благословению с 1 сентября по 31 декабря 1943 года в цервых собрали 41 996 рублей, а к 8 апреля 1944 года ещё 37 526 рублей [5]. Это переправлялось через партизан с которыми епископ был связан напрямую.

Вскоре после его патриотической речи об императоре Петре I и величии России по случаю торжественного восстановления памятника Петру I в Таганроге 18 июля 1943 года, гестапо арестовало владыку. Это было уже в Умани, куда он перемещен в октябре того года. В гестаповской тюрьме в Умани он находился с 6 ноября 1943 года по 12 января 1944 года. Под Рождество 1944 года его приговорили к расстрелу, но под конец он был спасен, т.к. немцы отступили из Умани 11 января. 15 января немцы снова заняли город, но о владыке уже не вспомнили. Тот в это время проживал у протоиерея Симеона Таборанского. В апреле 1944 года, сразу после вступления советских войск в Умань, владыка Иосиф обратился с воззванием к жителям города с призывом помочь стране. В этот период он был членом комиссии по расследованию зверств, совершенных фашистами.

Еп. Иосиф (Чернов), фото из дела
Еп. Иосиф (Чернов), фото из дела
Выехав по апрельскому вызову патриарха Сергия в Москву, 4 июня 1944 года был арестован по пути, в Киеве, и доставлен в Москву, но уже в тюрму. На момент ареста у него имелись два брата и других близких родственников не было. Дело было групповым ("Дело митрополита Иосифа(Чернова) и др., Ростовская обл., 1946г."), по нему проходило 43 человека. Митрополит Иосиф признал себя виновным в том, что во время оккупации по требованию зам. бургомистра Таганрога Акимцова, своего давнего соседа, писал анти-советские статьи в газету "Новое Время".

Послевоенные годы

19 февраля 1946 года военным трибуналом войск НКВД Северо-Кавказского военного округа был признан виновным по ст.58-10,58-11 ч.1а УК РСФСР ("руководитель иоанитского движения в Ростовской обл., распространял монархические взгляды") и приговорен к 10 годам ИТЛ и 5 годам поражения в правах с конфискацией имущества. Решение Трибунала было вынесено на рассмотрение Военной Коллегии Верховного суда СССР, и определением Военной Коллегии от 14 июня 1946 года приговор был оставлен без изменения. Как опасный государственный преступник и организатор направлен в Челябинский лагерь особого назначения, а 25 апреля 1948 года переведён в Карлаг, где находился по 1954 год, в Песчаном отделении и в отделении Актас.

В 1954 году был освобожден.

С 12 ноября 1956 года - епископ Петропавловский, викарий Алма-Атинской епархии.

С 14 марта 1957 года - правящий епископ Петропавловский и Кустанайский, так как прежнее его викариатство стало самостоятельной епархией.

25 февраля 1958 года возведен в достоинство архиепископа.

С 15 сентября 1960 года - архиепископ Алма-Атинский и Казахстанский.

25 февраля 1968 года возведён в сан митрополита.

Митр. Иосиф (Чернов)
Митр. Иосиф (Чернов)
Митрополит Иосиф был кандидатом на Патриарший престол на Поместном Соборе 1971 г. Примерно 2000 священников просили его выставить свою кандидатуру. Эту просьбу поддержал совет по делам религии Казахстана. Но владыка взял самоотвод, мотивируя это своим преклонным возрастом и недостатком образования.

Последняя служба Владыки состоялась 28 августа 1975 г. на Успение Божией Матери. Пронося Плащаницу мимо алтаря, он сказал: "Смотрите, также скоро будет и мое успение."

Скончался 4 сентября 1975 г. в Алма-Ате, совершая молитву. Погребен 7 сентября 1975 г.

14 мая 1992 года решением зам. прокурора Ростовской обл. был реабилитирован по делу 1946 года.

Имел любовь к церковным службам и усердие к проповеданию. Проповеди его отличаются образностью, поэтичностью и живостью. Составил акафисты: преп. Пелагии, Свят. Павлу Исповеднику, архиеп. Константинопольскому (Азов, 1942 г.), вмч. Иакову Персиянину (Азов, 1942 г.).

Всего владыка Иосиф был 4 раза арестован и провел в общей сложности 20 лет в лагерях и тюрьмах.

Награды

  • наперсный крест (от епископа Арсения (Смоленца), после непрерывного совершения тысячи служб, 1922)
  • право ношения креста на клобуке (25 февраля 1963)
  • орден св. князя Владимира II степени (11 мая 1963)
  • право ношения двух панагий (9 сентября 1972, к 40-летию епископства)

Труды

  • Слово в день Рождества Христова, ЖМП 1975, 12, 39-41.
  • С заботой о мире, ЖМП 1971, 2, 46-47.

Литература

  • ТФ ГАРО, ф.165, оп.5, д.3, л.1.
  • Мануил (Лемешевский В.В.), митр. Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 гг. (включительно). Erlangen, 1979-1989. Т.4. С.36-38.
  • Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917-1943: Сб. в 2-х частях/ Сост. М.Е. Губонин. М., 1994. С.977.
  • Теодорович С., прот., Иванов Б., свящ. Митрополит Алма-Атинский и Казахстанский Иосиф// ЖМП. 1975. N 12. С.10-15.
  • "ЖМП" 1957, № 4, с. 7.
  • -"- 1958, № 3, с. 5.
  • -"- 1959, № 3, с. 17.
  • -"- 1959, № 7, с. 14.
  • -"- 1960, № 4, с. 29.
  • -"- 1960, № 10, с. 4.
  • -"- 1961, № 8, с. 31.
  • -"- 1963, № 6, с.10.
  • -"-
  • "Журнал Засед. Св. Син." № 12 от 22 ноября 1956 г., № 4 от 5 марта 1959 г.
  • ФПС 1, № 274, с. 11.
  • ФПС II, с. 7.
  • ФПС IV, с. 4.
  • ФПС V, ? 99.
  • ЖМП 1967, 5, 5; 7, 25. 1968, 3, 3. 1969, 8, 1. 1970, 5, 14.
  • ЖМП 1975, 12, 10-15; Std0 1976, 2, 32 (N).
  • Vest. russ. chr. dv. 45 (1957)44; 116(1975)225-229 (N).
  • Basil, Archib. of Brussels and Belgium: "A confessor of the Faith, Joseph, Metropolitan of Alma-Ata and Kazakstan", in: The Orthodox Church 12(1976)4, 5-6.
  • Struve 314.
  • Furov 278.
  • D. Pospelovsky, The Russian Church 390f., 410, 412.
  • F. Heyer, Die orthodoxe Kirche 183 (?).
  • Полевой, Борис, Большое наступление.

Использованные материалы



[1]  Так по статье Павленко. Согласно базе данных ПСТБИ - поворот произошел когда он в 7 лет увидел крестный ход около монастыря.

[2]  Так по статье базы данных ПСТБИ. По статье Павленко - в 1918 году.

[3]  У Павленко - по обвинению в «измышлении и распространении контрреволюционных слухов» (ст. 73 УК РСФСР).

[4]  У Павленко - к двум.

[5]  ТФ ГАРО, ф.165, оп.5, д.3, л.1.

Редакция текста от: 05.07.2022 06:44:24

"ИОСИФ (ЧЕРНОВ)" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google