Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ИОСИФ (ЧЕРНОВ)

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Иосиф (Чернов), митр. Алма-Атинский
Иосиф (Чернов), митр. Алма-Атинский
Иосиф (Чернов) (1893 - 1975), митрополит Алма-Атинский и Казахстанский

В миру Чернов Иван Михайлович, родился 2 июня 1893 года в городе Могилёве-на-Днепре (ныне Белоруссия) в семье военного. Был назван в честь великомученика Иоанна Сочавского, в день памяти которого родился. Потерял мать в три года, жил с отцом в казарме. Работал мальчиком на побегушках в магазине. Позже в Могилёве Ваню, тогда ещё восьмилетнего, товарищи затащили в Архиерейскую церковь. "Тут я в монастырь и влюбился, навсегда", - вспоминал он, и с тех пор его детские игры были "в церковь" [1].

В мае 1910 года в Могилёве находились святые мощи Евфросинии Полоцкой. Простояв ночь в соборе, Ваня только к утру смог приложится к мощам. Ночью во сне мальчик увидел, как преподобная Евфросиния благословляет его. Увидев этот сон, он уже не мог спать, и полностью решился идти в монастырь. По дороге к Белыничскому Рождество-Богородицкому монастырю его нагнал фаэтон с настоятелем обители архимандритом Арсением (Смоленцем), который тут же принял его. С 1910 года Иван был келейником у архимандрита Арсения. Тот дал мальчику богословское образование, и с тех пор жизнь юноши была тесно связана с его учителем, в том же году ставшим епископом Пятигорским. Иван служил келейником владыки Арсения с 1910 по 1912 год в Пятигорске, потом в Твери, Таганроге и Ростове-на-Дону. С 14 сентября 1912 года был иподиаконом владыки при Тверском Успенском монастыре. Оставался тут до 1917 года.

После революции

В 1918 году, последовав за своим духовным наставником Арсением, тогда епископом Таганрогским, в Таганрог, он сумел в личной беседе убедить моряков не убивать владыку. 19 февраля 1918 года был пострижен в монашество в Таганроге епископом Арсением. Им же 24 февраля того же года был рукоположен во иеродиакона, а 29 августа 1920 года - во иеромонаха [2].

В 1924 году возведён в сан игумена.

В 1925 году, по навету живоцерковников, не прекращавший с ними борьбы отец Иосиф был арестован, обвинён в "хранении контрреволюционной литературы" (архива архиерейской канцелярии [3]). Приговорён к трём годам ссылки из пределов Северного Кавказа [4], которую отбывал в Коль-Ёле в Коми области.

По освобождении в 1927 году, в день Благовещения того года возведён в сан архимандрита с назначением в Таганрог экономом архиерейского дома и священником собора святителя Николая.

27 ноября 1932 года был хиротонисан во епископа Таганрогского, викария Ростовской епархии. Чин хиротонии в Ростовском кафедральном соборе совершали архиепископы Дмитровский Питирим, управляющий делами Священного Синода; Ростовский Николай; Тобольский Назарий и епископ Барнаульский Александр.

16 февраля 1933 года был назначен временно управляющим Донской и Новочеркасской епархией. Это был единственный православный епископ в Ростовской области, который в то время вёл борьбу против обновленцев и удерживал паству от живоцерковного соблазна.

В конце Рождественского поста 1935 года владыку Иосифа арестовали ночью и увезли. Особым совещанием при НКВД СССР его осудили на 5 лет лагерей "за антисоветскую агитацию" (по ст.58-10 УК РСФСР). Осенью 1936 года он был отправлен в Ухто-Ижемский ИТЛ, лагпункт в послке Чибью (ныне город Ухта). Здесь он отбывал свой срок, работая дневальным у инженера-геодезиста; посудомойкой на кухне; на лесоповале, где обморозил пальцы на руках и ногах; медбратом в лагерном лазарете. Он умел быть обаятельным, мог пошутить, был трудолюбив, и за это его уважали в лагере. Он не озлобился, а наоборот, из лагеря вышел совершенно светлым человеком, с открытым сердцем, вмещающим в себя чужие страдания.

В годы войны

Был освобождён в декабре 1940 года и направлен обратно в Таганрог. После освобождения заехал на сутки в Москву к митрополиту Сергию (Страгородскому). К тому времени все храмы Таганрога были закрыты, и назначения служить он не получил, а власти велели ему выехать из Таганрога. С этого времени он жил в Азове, где директором детских яслей при Азовском холодильнике была его духовная дочь, устроившая его сторожем и истопником в ясли с марта 1941 по январь 1942 года. Вскоре в Азове владыка вошёл в контакт с общиной почитателей праведного Иоанна Кронштадтского, называемой "Белый дом". В общине было 38 человек, и владыка служил для них литургию по ночам. Жил он в том зале, где молились. От посторонних его прятали в подвале.

Через семь дней после оккупации Азова немцами получил в комендатуре пропуск, и 4 августа 1942 года вернулся в Таганрог, где снова стал служить. Служил в Крестовой церкви архиерейского дома. Вновь освятил Никольский собор, который был открыт уже 27 августа 1942 года. Всего в Таганроге им было открыто 4 храма, среди них, во славу русского оружия – храм святого Георгия Победоносца, по просьбе рабочих металлургического завода и жителей города, 26 мая 1943 года. В Таганроге им также было совершено 12 пострижений в монахи.

С немецкими властями у владыки были трудности из-за отказа выйти из подчинения Московскому Патриархату и поминать в службах вместо митрополита Сергия (Страгородского) митрополита Берлинского Серафима. На допросах немецкое командование неоднократно предлагало епископу Иосифу сотрудничество в целях пропаганды, грозя арестом и расстрелом, а также убеждало выдавать евреев, комсомольцев и других. Однажды он был ненадолго арестован - на три дня в Ростове. Владыка, однако, отвечал отказом и служить молебны за победу германского воинства не стал.

Владыка Иосиф помог некоторым евреям спастись от фашистов, помогал партизанам. Сбор средств в помощь советским войскам шёл и в областях, окормляемых владыкой Иосифом - по его благословению с 1 сентября по 31 декабря 1943 года в церквях собрали 41 996 рублей, а к 8 апреля 1944 года - ещё 37 526 рублей [5]. Эти средства переправлялись через партизан, с которыми епископ был связан напрямую.

Вскоре после его патриотической речи об императоре Петре I и величии России по случаю торжественного восстановления памятника Петру I в Таганроге 18 июля 1943 года, гестапо арестовало владыку. Это было уже в Умани, куда он был перемещён в октябре того же года. В гестаповской тюрьме в Умани он находился с 6 ноября 1943 года по 12 января 1944 года. Под Рождество 1944 года его приговорили к расстрелу, но в итоге он был спасён, так как немцы отступили из Умани 11 января. 15 января они снова заняли город, но о владыке уже не вспомнили. Тот в это время проживал у протоиерея Симеона Таборанского. В апреле 1944 года, сразу после вступления советских войск в Умань, владыка Иосиф обратился с воззванием к жителям города с призывом помочь стране. В этот период он был членом комиссии по расследованию зверств, совершённых фашистами.

Еп. Иосиф (Чернов), фото из дела
Еп. Иосиф (Чернов), фото из дела
Выехав по апрельскому вызову патриарха Сергия в Москву, 4 июня 1944 года был арестован по пути, в Киеве, и доставлен в Москву, но уже в тюрьму. На момент ареста у него имелись два брата и других близких родственников не было. Дело было групповым ("Дело митрополита Иосифа (Чернова) и др., Ростовская обл., 1946 г."), по нему проходило 43 человека. Митрополит Иосиф признал себя виновным в том, что во время оккупации по требованию зам. бургомистра Таганрога Акимцова, своего давнего соседа, писал антисоветские статьи в газету "Новое Время".

Послевоенные годы

19 февраля 1946 года военным трибуналом войск НКВД Северо-Кавказского военного округа был признан виновным по ст.58-10,58-11 ч.1а УК РСФСР ("руководитель иоанитского движения в Ростовской обл., распространял монархические взгляды") и приговорён к 10 годам ИТЛ и 5 годам поражения в правах с конфискацией имущества. Решение Трибунала было вынесено на рассмотрение Военной Коллегии Верховного суда СССР, и определением Военной Коллегии от 14 июня 1946 года приговор был оставлен без изменения. Как опасный государственный преступник и организатор направлен в Челябинский лагерь особого назначения, а 25 апреля 1948 года переведён в Карлаг, где находился по 1954 год, в Песчаном отделении и в отделении Актас.

В 1954 году был освобождён.

С 12 ноября 1956 года - епископ Петропавловский, викарий Алма-Атинской епархии.

С 14 марта 1957 года - правящий епископ Петропавловский и Кустанайский, так как прежнее его викариатство стало самостоятельной епархией.

25 февраля 1958 года возведён в сан архиепископа.

С 15 сентября 1960 года - архиепископ Алма-Атинский и Казахстанский.

25 февраля 1968 года возведён в сан митрополита.

Митр. Иосиф (Чернов)
Митр. Иосиф (Чернов)
Митрополит Иосиф был кандидатом на патриарший престол на Поместном Соборе 1971 г. Примерно 2000 священников просили его выставить свою кандидатуру. Эту просьбу поддержал совет по делам религии Казахстана. Но владыка взял самоотвод, мотивируя это своим преклонным возрастом и недостатком образования.

Последняя служба Владыки состоялась 28 августа 1975 года на Успение Божией Матери. Пронося Плащаницу мимо алтаря, он сказал: "Смотрите, также скоро будет и моё успение".

Скончался 4 сентября 1975 года в Алма-Ате, совершая молитву. Погребён 7 сентября 1975 года.

Имел любовь к церковным службам и усердие к проповеданию. Проповеди его отличаются образностью, поэтичностью и живостью. Составил акафисты: прп. Пелагии, свт. Павлу Исповеднику, архиеп. Константинопольскому (Азов, 1942 г.), вмч. Иакову Персянину (Азов, 1942 г.).

Всего владыка Иосиф был четыре раза арестован и провёл в общей сложности 20 лет в лагерях и тюрьмах.

14 мая 1992 года решением заместителя прокурора Ростовской области был реабилитирован по делу 1946 года.

9 августа 2024 года той же Ростовской прокуратурой реабилитация была отменена как "незаконная" ввиду того, что "его пособничество оккупантам в годы Великой Отечественной войны подтверждено материалами уголовного дела" - того же самого, на основании которого было принято решение о реабилитации в 1992 году; никакого нового расследования не проводилось [6].

Награды

  • наперсный крест (от епископа Арсения (Смоленца), после непрерывного совершения тысячи служб, 1922)
  • право ношения креста на клобуке (25 февраля 1963)
  • орден св. князя Владимира II степени (11 мая 1963)
  • право ношения двух панагий (9 сентября 1972, к 40-летию епископства)

Труды

  • Слово в день Рождества Христова, ЖМП 1975, 12, 39-41.
  • С заботой о мире, ЖМП 1971, 2, 46-47.

Литература

  • ТФ ГАРО, ф.165, оп.5, д.3, л.1.
  • Мануил (Лемешевский В.В.), митр. Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 гг. (включительно). Erlangen, 1979-1989. Т.4. С.36-38.
  • Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917-1943: Сб. в 2-х частях/ Сост. М.Е. Губонин. М., 1994. С.977.
  • Теодорович С., прот., Иванов Б., свящ. Митрополит Алма-Атинский и Казахстанский Иосиф// ЖМП. 1975. N 12. С.10-15.
  • "ЖМП" 1957, № 4, с. 7.
  • -"- 1958, № 3, с. 5.
  • -"- 1959, № 3, с. 17.
  • -"- 1959, № 7, с. 14.
  • -"- 1960, № 4, с. 29.
  • -"- 1960, № 10, с. 4.
  • -"- 1961, № 8, с. 31.
  • -"- 1963, № 6, с.10.
  • -"-
  • "Журнал Засед. Св. Син." № 12 от 22 ноября 1956 г., № 4 от 5 марта 1959 г.
  • ФПС 1, № 274, с. 11.
  • ФПС II, с. 7.
  • ФПС IV, с. 4.
  • ФПС V, ? 99.
  • ЖМП 1967, 5, 5; 7, 25. 1968, 3, 3. 1969, 8, 1. 1970, 5, 14.
  • ЖМП 1975, 12, 10-15; Std0 1976, 2, 32 (N).
  • Vest. russ. chr. dv. 45 (1957)44; 116(1975)225-229 (N).
  • Basil, Archib. of Brussels and Belgium: "A confessor of the Faith, Joseph, Metropolitan of Alma-Ata and Kazakstan", in: The Orthodox Church 12(1976)4, 5-6.
  • Struve 314.
  • Furov 278.
  • D. Pospelovsky, The Russian Church 390f., 410, 412.
  • F. Heyer, Die orthodoxe Kirche 183 (?).
  • Полевой, Борис, Большое наступление.
  • Гутионтов Павел. "Справедливость с грифом «совершенно секретно». Отмена реабилитации жертв советского террора длится уже год. Недавно ещё 60 граждан опять названы преступниками в Магаданской области" // Новая газета, 4 апреля 2025 года:
  • Борисенко Любовь. "В России отменили тысячи решений о реабилитации жертв репрессий
  • Историки «Мемориала» объясняют, как это возможно — чтобы человека осудили, оправдали, а затем снова признали виновным" // Новая Газета Европа, 27 сентября 2024 года:
  • Ниязов-Адылджян Рамиль. ""Коллаборационист или святой?" Почему в России хотят отменить реабилитацию митрополита Казахстанского Иосифа" // ПОртал Сибирь. Реалии, 4 сентября 2024 года:
  • Трофимов Григорий. "Зачем Россия отменила реабилитацию казахстанского священника, убитого при Сталине" // Портал ExclusiVe.Kz, 12 декабря, 2024 года:
  • Окудев Дмитрий. "«Мы не знаем, чем это закончится» В России хотят отменить реабилитацию жертв репрессий Сталина. Кому и зачем это нужно?" // Портал Лента.Ru, 25 сентября 2024 года:

Использованные материалы



[1]  Так по статье Павленко. Согласно базе данных ПСТБИ, поворот произошёл, когда он в 7 лет увидел крестный ход около монастыря.

[2]  Так по статье базы данных ПСТБИ. По статье Павленко, в 1918 году.

[3]  У Павленко - по обвинению в «измышлении и распространении контрреволюционных слухов» (ст. 73 УК РСФСР).

[4]  По Павленко, к двум.

[5]  ТФ ГАРО, ф.165, оп.5, д.3, л.1.

[6]  Гутионтов Павел. "Справедливость с грифом «совершенно секретно». Отмена реабилитации жертв советского террора длится уже год. Недавно ещё 60 граждан опять названы преступниками в Магаданской области" // Новая газета, 4 апреля 2025 года, https://novayagazeta.eu/articles/2024/09/27/v-rossii-otmenil...com.

Редакция текста от: 14.06.2025 17:46:50

"ИОСИФ (ЧЕРНОВ)" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google