Прот. Самуил Удзава. Фото 1947 или 1948 г. |
Родился 10 октября 1886 года в префектуре Тиба, Япония, вторым сыном в семье будущего православного священника Филиппа Удзавы.
Поступил в Токийскую духовную семинарию, которую успешно окончил в июле 1906 года. В семинарские годы начал служить катехизатором.
По окончании семинарии проходил службу в императорской армии Японии - служил в гвардии и дослужился до унтер-офицерского чина. 25 ноября 1909 года, по окончании срочной службы, явился к святителю Николаю Японскому с прошением вновь поступить на церковную службу [1].
С 1910 года вновь служил катехизатором. На 1911 год - проповедовал в селениях Сакари (ныне в черте города Офунато), Такада, Кэсэннума, Сисиори (ныне в черте Кэсэннумы) и Канэяма [2]; в 1912-1913 годах - в близлежащем посёлке Камаиси [3].
В 1916 году был переведён в Токио, к церкви в Хонго.
На 1919 год состоял катехизатором в Токийском северном приходе [4]. В то время, когда большинство катехизаторов покинули церковную службу в связи с прекращением помощи из России, он остался и в 1920 году был иподиаконом Токийской церкви в Хонго [5].
К 1923 году был диаконом того же прихода, а на Внеочередном Соборе Японской Церкви в октябре того года было принято решение о его рукоположении во священника к Токийской церкви в Хонго.
В 1938 году, по кончине отца Павла Мориты, был переведён настоятелем в Токийский Крещенский храм в Ёцуя. В этой связи был возведен в достоинство протоиерея [6].
В период нестроений военного времени, вызванных вмешательством светских властей в церковную жизнь, стал одним видных деятелей Японской Православной Церкви. Когда владыка Сергий (Тихомиров) оказался вынужден отойти от управления Церковью, и на место "официального представителя" Церкви был выдвинут мирянин Арсений Ивасава, отец Самуил был членом консистории и одним из первых встал против навязанного порядка [7]. Вокруг него и других церковных деятелей собралось большинство, выдвинувшее отца Иакова Тоохэй кандидатом в епископы. Хотя архиереем был поставлен Николай (Оно), вскоре обе стороны смогли сойтись на том, что отец Иаков также станет епископом. В середине ноября 1941 года отец Самуил отправился в Харбин для переговоров о предполагавшейся епископской хиротонии отца Иакова. С помощью однокашников-семинаристов он сумел встретиться и с митрополитом Харбинским Мелетием и местными офицерами Харбинской Военной Миссии - Ябэ и Иримура - которые в тот момент проводили в жизнь церковную политику Японской Армии. Его переговоры прошли успешно, и он вскоре вернулся в Токио. Однако, из-за осложнений в вопросе о хиротонии он вновь выехал в Харбин в январе 1942 года и на этот раз получил резкий ответ полковника Ябэ о том что рукоположение отца Иакова в военных условиях невозможно.
К концу Второй мировой войны отец Самуил встал во главе переформированной консистории Японской Церкви. На первом послевоенном церковном Соборе 5-6 апреля 1946 года было вынесено решение об удалении епископа Николая от управления, вместе с чем консистория во главе с отцом Самуилом оказалась на деле главенствующим органом Церкви. В июле 1946 года отошёл от руководства консисторией, но уже в следующем году вернулся на этот пост. Как один из опытнейших японских священнослужителей, продолжал играть ключевую роль в важнейших делах Японской Церкви при владыках из "Американской митрополии".
В послевоенные годы отец Самуил оставался пастырем Токийского прихода Ёцуя. Во время военных налётов в мае 1945 года его церковь сгорела, и на долгое время богослужебная жизнь прихода сосредоточилась в Токийском Воскресенском соборе. Под руководством отца Самуила в 1954 году приход приобрел новый участок на котором был сооружен новый Рождественский храм в Яматэ. Кроме Яматэского прихода, также окормлял общины в Сюдзэндзи и в Суке.
На Токийском Соборе в 1955 году был освобожден от служения главы консистории. Одновременно, 14 июля того года, был возведен в сан протопресвитера [8].
На 1963 год оставался настоятелем Крещенского храма в Яматэ [9].
Скончался 5 июля 1966 года. Был погребён на токийском кладбище Тама-рэйэн.
Умел служить по-церковнославянски [10].
Награды
Использованные материалы
- 岩間正光「うざわとくじゅ」日本キリスト教歴史大事典編集委員会編『日本キリスト教歴史大事典』東京:教文館(Ивама Масамицу, "Удзава Токудзю", Комитет по изданию Большого словаря Японской христианской истории, Нихон Кирисуто-кёо рэкиси дайдзитэн (Большой словарь Японской христианской истории), Токио: Кёобункан)1988、170-171頁。
- 『日本ハリストス正敎會臨時公會議事録』(Нихон Харисутосу Сэйкёокай риндзи кокай гидзироку (Минуты чрезвычайного Собора Японской Христовой Православной Церкви))1923、4、144-147頁。
- 札幌正教会百年史委員会『札幌正教会百年史』 札幌:札幌ハリストス正教会(Комитет по составлению столетней истории Саппорской православной церкви, Саппоро сэйкёокай хякунэн-си (Сто лет истории Саппорской православной церкви), Саппоро: Саппорская Христова православная церковь)1987、143-144頁。
[1] Дневники равноп. Николая Японского, запись от 12/25 ноября 1909 г.
[2] 『大日本正敎會公會議事録』1911、160頁。
[3] 『日本ハリストス正敎會公會議事録』1912、120頁。
[4] 『大日本正敎會神品公會議事録』1919、131頁。
[5] 『日本正敎會公會議事録』1920、123頁。
[6] 『公会議事録』1939、105頁。
[7] 『公会議事録・附:宗教団体法・主教選立特別委員会決議録』1941、124頁。
[8] 『正教時報』788号(1955.07.25)、6頁。
[9] Arihara, Kirill, Fr., "Orthodoxy in Yamate," The Russian Orthodox Journal, vol. 37, №9, Jan. 1964, 12, 14.
[10] "В Японии," Журнал Московской Патриархии, 1946. №8, 56, http://archive.jmp.ru/page/index/194608479.html
[11] 『正教時報』17巻5号(1928.05.10)、16頁。