Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

КИОТО

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Киото. На переднем плане - пагода Тодзи. Фото HasnulYakin, 10 марта 2012 г.
Киото. На переднем плане - пагода Тодзи. Фото HasnulYakin, 10 марта 2012 г.
Киото (京都市 [1]), древняя столица, а ныне указной город [2] Японии, административный центр Киотской префектуры, кафедральный город Киотоской епархии Японской Православной Церкви. Расположен в центральной части острова Хонсю; в восточной части гористой области Тамба; в котловине Ямасиро окруженной с трех сторон горами Хигасияма, Китаяма и Нисияма; на речке Ёдогава, в 10 км от озера Бива, с которым связан судоходным каналом. Транспортный узел. Один из важнейших культурных, экономических и туристических центров страны; известен как средоточие буддизма, традиционных искусств и ремёсел. Вместе с соседними городами Осака и Кобе образует ядро промышленной зоны Кэйхансин. Население - 1,470,742 (1 октября 2013).

Первый расцвет - период Хэйан

Город был основан как новая столица Японии императором Камму, опасавшимся усиления влияния буддийского духовенства на управление государством. Новый стольный город получил название Хэйан (平安京 - Хэйан-кёо, т.е. "столица мира и спокойствия"). Как и предыдущая столица Нара, был построен в 792-794 годах с регулярной планировкой по образцу китайской столицы Чанъань (ныне Сиань), в соответствии с традиционной китайской геомантией. В 794 году здесь разместился императорский двор - в то время действительный центр управления страной. Последующий период японской истории - до 1185 года - получил название периода Хэйан и был временем первого и высшего расцвета города. Столица быстро стала средоточием политической, культурной и экономической жизни Японии; украсилась дворцами, храмами и садами. Расцвет искусств, появление японской азбуки, оформление самобытной правовой системы связаны с Хэйан-кёо.

Начиная с IX века императорский двор стал всё более отдаляться от действительного управления страной, реальная власть стала постепенно переходить к новому военному сословью - провинциальным самураям. Некоторые военные роды пытались обосноваться в столице, но другие стали создавать опорные пункты в провинции, постепенно подрывая значимость стольного города. Население столицы стало убывать и переселяться сообразно удобству, что нарушало правильную планировку города и привело к возникновению к XII веку двух городских центров - "верхней столицы" (上京) и "нижней столицы" (下京).

Императорская столица при сёгунах

С конца XII века, когда император формально вверил дело управления государства военному властителю - сёгуну - город стал исключительно императорской столицей, тогда как сёгун имел пребывание в Камакуре. Хэйан стал всё чаще стал называться просто "столичный город" - Киото или, на японский лад, Кёо-но-Мияко (京[の]都). Здесь продолжала сохраняться старая рафинированная культура древнего дворянства, тогда как самурайская элита вырабатывала новые образчики быта.

Будучи центром особой культурной жизни, Киото также процветал экономически. В 1338 году сёгун также перенёс своё местопребывание в Киото, и город снова стал бесспорной столицей страны. Этим ознаменовалось начало периода Муромати, названного по имени киотской улицы, где поселился сёгун. С этого времени в городе отмечается новый расцвет искусств, создание прекрасных садов и храмов. С ослаблением центральной власти Киото стал ареной ужесточающейся борьбы за первенство среди ведущих самурайских родов. В течении десятилетней смуты Онин, начавшейся в 1467-1468 году, значительная доля городского населения и построек были уничтожены. В последующее столетие междоусобиц боевые действия сделались обыденным явлением: на улицах города то и дело вспыхивали схватки между самураями разных родов, особняки дворян уподобились крепостям, по всему городу были вырыты траншеи для обороны. Лишь со второй половины три объединителя Японии - Ода Нобунага, Тоётоми Хидэёси и Токугава Иэясу - поочередно покорили и подчинили страну своему правлению. К смерти Хидэёси город был почти полностью отстроен заново, а население заметно выросло.

В 1603 году Токугава Иэясу стал сёгуном и определил своей столицей Эдо, положив начало периоду Токугава и вновь сделав Киото исключительно императорской столицей. В последующую эпоху "страны на замке", вместе со скудными сведениями о полуизолированной Японии, в европейские языки вошло искаженное неформальное название столицы - Миако (в русском название бытовало до второй половины XIX века). В страшном пожаре 1788 года в городе сгорели императорский дворец и 180 тысяч домов [3], после чего императорский дворец был восстановлен в следующем году по образцу IX века. К концу Токугавского периода, на фоне усиливавшегося давления Западных стран, император и его двор в Киото стали магнитом различных течений настроенных на восстановление прямого императорского правления и радикальную реформу государства. Итогом гражданской войны Босин и реставрации Мэйдзи стала победа реформаторов. В связи с этим в 1868-1869 годах, после более чем тысячелетнего пребывания в Киото, император и его правительство переехали в Эдо, которое было переименовано в Токио - "Восточную столицу".

Новое время

С переездом императора в Токио, древняя столица не была вполне оставлена - наоборот, новая власть старалась всячески предотвратить упадок города. Киото получило второе название - Сайкио (西京, точнее Сайкёо, "Западная столица"), император продолжал изредка приезжать в оставленный за ним киотский императорский дворец, и официального декрета о переносе императорской столицы так и не последовало. Особенная забота правительства была направлена на поддержание промышленности, посредством образцовых казенных заведений, придворных школ и казенных заказов. В Киото развивались традиционные ремесла - шелкопрядение, вышивка по шелку, изделия из лака, бронзы и других металлов, эмаль и фарфор. Город также стал одним из главных магнитов для заморских туристов. К 1900 году Киото мог похвастаться не только одним из высочайших в стране уровней культуры и искусства, но и видной системой образования (здесь расположились два старейших университета страны), а также развитой промышленностью. Уже существовала электрическая система, система водоснабжения, транспортные сети.

Во время Второй мировой войны Киото стал наиболее значительным японским городом избегшим бомбардировки авиацией США, благодаря чему его культурная и историческая значимость возросла в послевоенной Японии. Будучи в первую очередь ведущим культурным и туристическим центром, Киото также располагал крупной фабрично-заводской промышленностью (главные отрасли: машиностроение и текстильная промышленность). Главными достопримечательностями были комплекс императорского дворца (XVIII в.); дворец Нидзё (XVII в.); дворцовый ансамбль Кацура с многочисленными павильонами и пейзажными садами; многочисленные буддийские храмы с садами мхов, песка, камней, пейзажными садами. При сохранении планировки заложенной в VIII веке и многочисленных зданий довоенной постройки, город вёл также крупномасштабное современное строительство. На начало XXI века в городе было сконцентрировано около 20% национальных культурных сокровищ Японии, включая 17 объектов мирового наследия ЮНЕСКО.

Сады Киёмидзу-дэра
Сады Киёмидзу-дэра

Статистика

Религия

Вскоре после основания города в столице и вокруг неё были возведены многочисленные буддийские храмы, пользовавшиеся поддержкой видных лиц при дворе и оказывавшие значительное влияние на государственные дела. Хэйан-кёо быстро стал одним из главных центров буддизма в Японии и сохранил это положение на протяжении последующих веоков. С 1596 года в городе располагалась знаменитая статуя Будды - крупнейший в стране 24-х метровый "Киотский великий будда" - сгоревшая в 1789 году от попадания молнии. К началу XXI века в городе насчитывалось более полутора тысяч буддийских храмов; наиболее распространёнными сектами были Сингон, Риндзай-дзэн, Дзёдо-сю. В буддийских храмах города звонили самый древний в мире из доныне используемых (отлит в 689 году) и самый большой в стране (отлит в 1632 или 1633 году для храма Тион-ин, весом 74 тонны) колокола [6]. В число объектов мирового наследия ЮНЭСКО включены киотские буддийские обители Кокэдэра, Козандзи, Дайгодзи (IX-XVI вв.), Тэнрюдзи (XIV в.), Ниннадзи, Киёмидзудэра, Западный Хонгандзи (кон. XVI-нач. XVII вв.), Тодзи (VIII-XVII вв., скульптурные композиции IX в.), сад камней в Рёандзи (XV в.), Золотой павильон (т.н. "Кинкакудзи", XIV в., восстановлен в 1953 г.) Рокуондзи, Серебряный павильон (т.н. "Гинкакудзи", кон. XV в., с песчаным садом) Дзисёдзи. Известны также монастыри Сайходзи (XIV в.), Дайтокудзи (XIV-XVII вв.), Нандзэндзи (XIII-XVII вв.).

Старое японское язычество - синтоизм - никогда не имело в столичном Киото положения сравнимого с буддизмом. Однако, здесь также немало примечательных синтоистских кумирен. На начало XXI века самыми известными считались Хэйан дзингу и Ясака дзиндзя; в список наследия ЮНЕСКО были включены Удзигами дзиндзя (включает старейшие сохранившиеся в Японии оригинальные синтоистские постройки, датируемые 1060 годом), Камигамо дзиндзя, Симогамо дзиндзя.

Первым течением Христианства появшившимся в городе стал римо-католицизм, распространявшийся с середины XVI до начала XVII века: первая римо-католическая церковь была устроена в 1559 году; в 1614 году все римо-католические храмы города были уничтожены [7]. После более двух веков жестокого подавления, христианская проповедь была вновь дозволена и оживилась с 1870-80-х годов. Кроме возвращения римо-католиков и появления протестантов, началось распространение Православия. Первый православный молитвенный дом в городе был устроен в 1889 году, а в 1903 году - освящен благолепный Благовещенский храм . С 1906 года действовала православная Киотоская епархия - вначале как Токийское викариатство, а с 1970 года - как самостоятельная кафедра. В городе также были учреждены инославные кафедры - англиканская (c 1898 года [8]) и римо-католическая (с 1937 года апостолическая префектура, с 1951 года епархия). Самым известным протестантским учреждением города стал университет Досися, основанный как школа в 1875 году и на начало XXI века бывший одним из старейших действующих частных учреждений высшего образования в Японии.

Использованные материалы



[1]  Точная транскрипция - Кёото - иногда использовалась в русском (в частности - святителем Николаем Японским) по начало XX века, но к тому времени в общем употреблении уже закрепилась форма Киото. Наиболее расхожая ныне прилагательная форма от названия города - Киотский; название местной православной епархии закреплено как Киотоская.

[2]  政令指定都市 - "город, определенный указом правительства"

[3]  http://lib2.podelise.ru/docs/30754/index-29344.html?page=2

[4]  http://www.japankyoto.ru/temple

[5]  http://www.japankyoto.ru/shrine

[6]  http://www.sedmitza.ru/text/416024.html

[7]  http://www.cbcj.catholic.jp/eng/ehistory/table01.htm

[8]  http://books.google.com/books?id=ZvNs_gfHrB8C&pg=PA114&sourc...lse

Редакция текста от: 12.02.2016 15:58:10

"КИОТО" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google