Прот. Павел Морита |
Родился 9-го дня 9-го месяца 3-го года Бункю (9 октября 1863 года по юлианскому календарю) в городе Нагоя, Япония, в самурайской семье. Получил начальное образование в местной княжеской школе в период её преобразования в начальную школу нового образца.
В 1875 году отправился в Токио, а в следующем году - был принят в Языковую школу равноапостольного Николая Японского. Продолжил образование по преобразовании школы в духовную семинарию.
В апреле 1884 году выпустился из семинарии был оставлен в ней преподавателем и редактором «Сэйкё Симпо», главного печатного органа Церкви. Также преподавал в Токийском катехизаторском училище. С 1886 года также являлся инспектором семинарии [1].
Женился на падчерице первого японского священника, Павла Савабэ. К 1897 году у четы было четверо детей - Мария, Емельян, Дионисий и Нина.
Несмотря на образованность и красноречие Морита, его деятельность в этот период нашла смешанную оценку у равноапостольного Николая Японского. По словам святителя, «(Морита) мне всегда рассыпается в усердии по Церкви, ученикам же льстит, и (...) не имеет на них никакого влияния» [2].
В сентябре 1891 года был освобождён от послушаний в столице и назначен катехизатором в Нагасаки. Позднее в том же году, из-за безуспешности проповеди в Нагасаки, был перемещён в город Фукуоку.
В 1892 году был привлечён к преподаванию в Осакской подготовительной катехизаторской школе.
В июле 1894 года был соборно избран, а затем - рукоположен во иерея святителем Николаем Японским. Был назначен настоятелем церкви в Токусима с окормлением приходов острова Сикоку. Его пастырский труд вскоре нашёл признание архипастыря, который отмечал, что «(Морита) оказывается ревностным и хорошим священником» [3].
В июле 1897 года был переведён в церковь города Маэбаси с окормлением приходов в префектурах Гумма, Сайтама, Тотиги и Ибараки. Быстро снискал расположение верующих и успешно развил проповедь.
С июля 1904 года до окончания Русско-Японской войны духовно окормлял русских военнопленных в лагерях Химэдзи и Фукутияма с командировками в Маругамэ, Мацуяма, Осато (大里) и Фукуока.
В июле 1912 года по соборному решению был снова призван в Токио и назначен настоятелем столичного прихода Ёцуя, каковым оставался до конца земной жизни. Под его началом приход преодолел внутренние раздоры, обрёл финансовую самостоятельность и обустроился на новом месте. По возвращении в Токио также вернулся на должность преподавателя в Токийской семинарии.
С октября 1914 по май 1916 года в составе миссии Японского Красного Креста был откомандирован в Россию, в Санкт-Петербург, где служил в храмах столицы и утешал раненных.
Наследник святителя Николая на Токийской кафедре, Сергий (Тихомиров), нашёл в отце Павле одного из ближайших сподвижников и привлёк его к решению центральных вопросов стоящих перед Японской Православной Церковью. В период тяжёлого кризиса после революции в России, когда само существование Православия в Японии оказалось под вопросом, сделался ключевым деятелем в центральных органах церковного управления.
Летом 1918 года был включён в состав гуманитарной миссии представителей Японской Православной Церкви, направленной в Россию по инициативе министра иностранных дел Японии Гото Симпэй «для разъяснения русскому населению истинного значения высадки японских войск и содействия русско-японскому сближению». В августе отбыл в Приморье вместе с Иоанном Сэнума, служил во Владивостоке. В декабре того же года возвратился в Японию.
В 1919 году был избран главой новообразованной консистории Японской Православной Церкви. Оставался на этом посту до 1922 года.
В 1920 или 1921 году был возведён в достоинство протоиерея.
В 1926 году был избран председателем комитета по восстановлению разрушенного землетрясением Токийского Воскресенского собора. Это масштабное предприятие увенчалось освящением возрождённого храма в конце 1929 года.
С 1931 по 1932 год вновь возглавлял консисторию Японской Церкви.
По решению Собора Японской Церкви 1935 года вошёл в состав комитета по подготовке к избранию епископа-японца. В первой половине следующего года занемог от непомерного труда. На Пасху 1936 года, в ответ на ходатайство из Японии, митрополит Сергий (Страгородский) рекомендовал отца Павла как одного из кандидатов на пост викарного епископа, но тот был слишком ослаблен болезнями и отказался.
В последний год земной жизни уже не мог возглавлять богослужений. Скончался 14 января 1938 года, после продолжительной болезни. Отпевание 16 января того года в Токийской церкви Ёцуя возглавил митрополит Сергий (Тихомиров) с сонмом духовенства. Тело почившего было погребено на Токийском кладбище Дзосигая.
О. Павел Морита. Фото ок. кон. XIX-нач. XX в. |
Оценки
Святитель Николай Японский, более 30 лет наблюдавший и направлявший деятельность отца Павла Морита, ценил его ум и пастырский труд, но критически отзывался о его характере. К концу земной жизни протоиерей Павел почитался одним из «трёх старейшин» Японской Церкви, наряду с протоиереями Мии и Сибаяма, и пользовался большим уважением. В своём некрологе литератор Василий Нобори Сёму назвал отца Павла «великой личностью редких и разносторонних дарований» [4], тогда как другие некрологи в «Православном вестнике» отмечали его способность воодушевлять и вести за собой, его доступность и заботливость, простоту и патриотическую настроенность его поучений.
Прот. Павел Морита. Фото 1934 г. |
Награды
- золотой наперсный крест (за усердную заботу о русских военнопленных, от страстотерпца императора Николая II; ноябрь 1906)
- украшенное напрестольное Евангелие (за усердную заботу о русских военнопленных, от Святейшего Синода; ноябрь 1906)
- митра
- наперсный крест с украшениями (от митрополита Сергия (Страгородского, к Пасхе 1936)
светские:
- благодарственная грамота от губернатора префектуры Гумма (в знак признания пожертвований от православной церкви Маэбаси на военные нужды Китайско-Японской войны 1894-1895 гг.)
- памятный поднос от губернатора префектуры Гумма (в знак признания пожертвований от православной церкви Маэбаси на военные нужды Русско-Японской войны 1904-1905 гг.)
- орден св. Станислава 3-й степени (от страстотерпца императора Николая II; 31 января 1915)
- орден св. Анны 3-й степени (от страстотерпца императора Николая II; 31 марта 1916)
Сочинения
- 『正教の道しるべ』東京:日本クリストス正教本会、総務局(Сэйкё но митисирубэ (Путеводитель по Православию), Токио: Консистория Японской Христовой Православной Церкви)、1931。
Использованные материалы
- Послужной список о. Павла Морита от 7 августа 1918 г., Архив МИД Японии, дело «О командировке наставников Греко-Православной Церкви в Сибирь август 7-го года Тайсё (1)» (『希臘正教会員教師ヲ西比利亜ニ派遣ノ件 大正七年八月/1』1918年8月8~9月2日、外務省記録1門6類3項、露国革命一件/出兵関係/出兵及撤兵8巻(国立公文書館アジア歴史資料センター), лл. 12-13:
- 「パヱル森田長司祭永眠」『正教時報』(«Паэру Морита Тёсисай эймин», Сэйкё дзихо («Кончина Протоиерея Павла Морита», Православный вестник))27巻2号、1938年2月、25~27頁。
- Суханова Н. А., История Японской Православной Церкви в XX веке: путь к автономии, СПб.: Алетейя, 2013, сс. 37, 40, 52, 76.
- Дневники равноап. Николая Японского.
[1] В собственном послужном списке от 7 августа 1918 года о. Павел Морта называет себя «ректором» (校長) семинарии в этот период, но дневниковая запись святителя Николая Японского от 8/20 мая 1890 года указывает его «инспектором».
[2] Дневники равноап. Николая Японского, запись от 8/20 мая 1890 г.
[3] Дневники равноап. Николая Японского, запись от 27 июня/9 июля 1895 г.
[4] 昇「故森会長老と四谷教会」『正教時報』(Нобори «Ко Морита-тёро то Ёцуя кёкай», Сэйкё дзихо («Покойный пресвитер Морита и церковь Ёцуя», Православный вестник))27巻3号、1938年3月、3頁。