Шмаковский монастырь. Храм свт. Иннокентия Иркутского |
- Адрес: 692086, Россия, Приморский край, Кировский район, п. Горные Ключи, ул. Крестьянская, д.1
- Тел.: (42354) 25-498, (42354) 24-815
- Официальный сайт: http://www.monast.ru/
- На карте: Яндекс.Карта, Google-карта
Мысль об учреждении в Приамурском крае мужского монастыря принадлежит архиепископу Камчатскому святителю Иннокентию (Вениаминову), который писал об этом в епархиальном отчете Священному Синоду в декабре 1862 года. Основателем и строителем монастыря стал иеромонах Алексий (Осколков). В докладной записке от 27 июня 1893 года митрополиту Палладию Санкт-Петербургскому, иеромонах Алексий испрашивал благословения на создание обители и предложил четкий план действия [1], а на следующий день направил письмо сходного содержания обер-прокурору Синода К. П. Победоносцеву [2]. Изначально, прибыв в неизведанный край, он избрал для строительства монастыря Петропавловское озеро, но место это оказалось непригодным для обители. Только в 1895 году отец Алексий нашел подходящую точку в Южно-Уссурийском крае между железнодорожной станцией Шмаковка и телеграфной станции Тихменево. Впервые известно о твердом решении отца Алексия избрать новое место под монастырь из его докладной записки от 16 июля 1895 года военному генерал-губернатору Приамурского края С. М. Духовскому, где он пишет:
После определения нового места под строительство обители игуменом Алексием предпринимаются огромные усилия, касающиеся решения вопросов об отводе земель, о выделении лесосечного фонда и многого другого. На место устроения монастыря отец Алексий прибыл в августе 1895 года, поместившись временно в квартире начальника бывшей тогда телеграфной станции Тихменево. Вскоре прибыли к о. Алексию назначенные с Валаама в помощь ему и сотрудничество иеромонах отец Сергий и иеродиакон отец Герман. Монахи отправляли богослужения и своими руками исполняли все работы, не отказывая в гостеприимстве богомольцам. Первые насельники обители были поставлены в крайне затруднительное положение: пищевых запасов не хватало, даже печеный хлеб по временам приходилось доставать из Владивостока и Никольска (ныне Уссурийск), а отказывать в довольстве пищею богомольцам было нельзя и по долгу иноческого гостеприимства и потому еще, что население в соседних деревнях было крайне разорено наводнением, случившимся летом 1895 года. Монастырь во всем нуждался, нужды все более и более увеличивались, а источников дохода не было никаких. Отец Алексий преступил к делу основания обители будучи в весьма преклонном возрасте и уже летом 1895 года старец, измученный физически и духовно, подает первое свое прошение об удалении его с этого тяжелого послушания.
После отъезда отца Алексия на Афон, его сменил на посту игумена приехавший с Валаама иеромонах Сергий (Озеров), под началом которого с 1896 года по 1923 год монастырь достиг таких высот, что к 1917 году претендовал на статус Лавры. Свято-Троицкий Николаевский монастырь, именуемый Шмаковским или Уссурийским, стал с почтением называться "Новым Валаамом".
Внутренний строй монастырской жизни шел со строжайшим соблюдением общежительного устава в духе самого древнего подвижничества святых отцов церкви, по образцу Валаамского монастыря. Из святых угодников Божиих Шмаковские иноки особенно чтили память святителя Иннокентия Иркутского, небесного покровителя всей Сибири, а также новопрославленного преподобного Серафима Саровского.
Храм Уссурийского Свято-Троицкого Николаевского мужского монастыря обладал редкими для новоустрояемых обителей святынями: 3 частицами Животворящего древа Креста Господня, 31 частицей святых мощей разных угодников Божиих и иконой Святой Троицы, писанной на Афоне на сучке Мамврийского Дуба. По стенам храма были размещены иконы писанные на Афоне и Валааме, а также имелся ряд редких икон - точная копия с чудотворной Курской-Коренной иконы "Знамения Пресвятой Богородицы", копия с иконы "Умиление" пред которой молился преподобный Серафим, точная копия Тихвинской иконы Божией Матери, древняя икона Святой Троицы присланная в дар от обер-прокурора Святейшего Синода К. П. Победоносцева, икона святого Исидора Юрьевского от праведного Иоанна Кронштадтского. Большой деревянный Крест-Голгофа был сооружен на монастырские средства в память о государе императоре Александре III.
За свою недолгую дореволюционную историю обитель оказала огромное влияние на духовно-нравственную, хозяйственную, культурную жизнь Приморья. С первых дней существования монастырь доставлял великое утешение соседнему населению - в то время самая ближайшая церковь отстояла от монастыря в 80 верстах; громадный район оставался без служб. Видя безвыходное положение населения, обитель, несмотря на свои скудные средства, открыла у себя больницу с аптекой и школу с общежитием. Медицинская помощь каждому оказывалась безмездно, лекарства же давались по низкой цене, а для бедных - бесплатно. Из единственной в епархии монастырской лавочки, существовавшей с весны 1901 года, ежегодно расходились тысячи брошюр и листовок религиозно-нравственного и патриотического содержания. С самого начала поселения своего крестьяне этого края становились прихожанами монастыря и обращались к нему в самых разнообразных нуждах. В монастыре размещались глазные отряды Попечительства Императрицы Марии Александровны о слепых. В 1902 году Южно-Уссурийский край впервые посетила страшная болезнь - холера, появившаяся, в соседнем с монастырем селе Тихменево, но благодаря монастырскому санитарному отряду болезнь скоро прекратилась.
Шмаковский монастырь. Внутренний вид обители в 1910 г. |
Осквернение и закрытие
После начала революционной смуты в 1917 году, Шмаковская обитель некоторое время продолжала существовать, находясь вне пределов богоборческой власти. Впервые монастырь подвергся разорению в июле-августе 1918 года в связи с отступлением войск Красной армии, вытеснявшихся с юга Приморья. Подавляющая часть братии покинула монастырь, опасаясь беззаконной расправы. Оставшийся в обители для охраны храма монах Павлин и другой монах на монастырской лесной даче были зверски убиты красноармейцами. Святыни храмов были кощунственно осквернены, все ценное - разграблено солдатами и некоторыми враждебно-настроенными крестьянами из соседних деревень. Были сожжены деревянная Иннокентиевская церковь, хлебный амбар, монастырская лавка, игуменский корпус. После ухода красных в сентябре 1918 года возвратились игумен Сергий с братией и начали восстанавливать обитель.
О последнем периоде жизни монастыря сохранилось мало сведений, но он просуществовал до утверждения в краю власти большевиков. Свое большое хозяйство здесь смогли сохранить и содержать на хорошем уровне. Признав хозяйство Уссурийского мужского монастыря культурным и опытным и по существу колхозом, губком все имущество изъял и передал его 23 апреля 1923 года в ведение Приморского земельного управления. В октябре 1924 года монастырь был закрыт под предлогом перевода туда сельскохозяйственного техникума. В таких условиях настоятель с большинством братии приняли решение покинуть обитель. Впоследствии территория, на которой располагалась обитель, была передана Дальневосточному военному округу.
Возрождение обители
После падения безбожного режима и распада СССР, в год столетия монастыря патриарх Московский и всея Руси Алексий II утвердил указ Священного Синода Русской Православной Церкви от 22 февраля 1995 года:
Руководство ДВО, отказываясь сдать занимаемую землю, в официальных ответах утверждает что
Из вышеприведенного видно, что ссылки на данные о существовании разведшколы делаются без приведения полной информации об архивном документе (фонд, опись, дело, лист). После того как монастырский Духовный Совет послал официальный запрос в Российский Государственный военно-исторический архив (РГВИА), был получен ответ следующего содержания:
Так, сегодняшний день легенда о "разведшколе" не имеет документального подтверждения.
Обитель постепенно растет и продолжает надеяться на возвращение своих земель. Возобновленный монастырь располагается в здании бывшего дальнего скотного двора. Ныне действующий храм в честь Преображения Господня строился на пожертвования купца-чаеторговца И. Чистякова как церковь-часовня в память воинов, убиенных во время Отечественной войны 1812 года, но по причине событий 1917 года храм достроить и освятить не успели. Несколько десятилетий он был смотровой башней в санатории.
На нынешней территории монастыря находятся два здания. В двухэтажном здании находится административный корпус - здесь располагаются кельи настоятеля и наместника, канцелярия, библиотека, братская трапезная. Второе здание - одноэтажное, где расположены кельи насельников.
Храмы
- Преображения Господня
Настоятели и наместники
- Алексий (Осколков) (1895 - 1896)
- Сергий (Озеров) (1896 - 1924)
- Владивостокские владыки (упом. 1998 - упом. 2012)
- Феофан (Зибров) (28 декабря 1998 - ?)
- Василий (Кулаков) (27 декабря 2005 - июль 2019)
- Пимен (Литовкин) (с 25 августа 2020 [5])
Литература
- Пономарев, Аристарх, прот., Вера и жизнь (журнал), 1925.
- Русские православные пастыри, Харбин, 1942.
- Григорий (Ваулин), свящ., Первая обитель на Дальнем Востоке.
- Феофан, игум., наместник монастыря, Свято-Троицкий Николаевский общежительный мужской монастырь (от начала 1893 г. до наших дней).
Использованные материалы
- Статьи раздела "История монастыря" и "Монастырь сегодня", официальный сайт Шмаковского Свято-Троицкого Николаевского монастыря:
- Иннокентий (Ерохин), игум., "История Уссурийского Свято-Троицкого Николаевского мужского монастыря", ЖМП, 2006, № 2
[1] Санкт-Петербург, РГИА, фонд 796, опись 174, дело 1209
[2] Санкт-Петербург, РГИА, то же
[3] Санкт-Петербург, РГИА, фонд 796, оп. 174, дело 1209
[4] Российский Государственный Военно-Исторический Архив (РГВИА) - исх. № 92 от 27.01.99 г.
[5] Журнал № 72 заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 25 августа 2020 года // Официальный сайт Русской Православной Церкви, http://www.patriarchia.ru/db/text/5681796.html