Смоковница - наиболее упоминаемое растение в библеистике. Является особо почитаемым деревом не только в христианстве и иудаизме, но и в мусульманстве. Пояс произрастания пересекает весь материк от Атлантического до Тихого океана.
Смоковница объединяет под собой семейство растений, произрастающих в разных странах. Имеет несколько названий: смоква, инжир, винная ягода, смирнская ягода, фиговое дерево. В Новом Завете упоминается в большем количестве мест, чем любое другое растение, что отражает распространённость и особое отношение иудеев времён Христа и особое отношение к смоковнице.
Религиозное отношение к смоковнице
Авраамические религии особо выделяют дерево инжир и кроме важного бытового значения смоковница почитается как религиозный символ.
В Новом Завете
В Новом Завете смоковница упоминается в ряде мест; трижды как физическое дерево:
- призвание к апостольству Нафанаила, когда под смоковницей произошло религиозное событие, известное только ему и Богу (Ин. 1, 45-49);
- Закхей забрался на смоковницу, куда Христос обратился к нему (Лк. 19, 2-6). Это дерево длительное время существовало и упоминалось в 2010 году в новостях, см. дерево Закхея.
В евангельском эпизоде «Засохшая смоковница» смоковница явилась главным действующим лицом, в ней жизнь была синонимом веры (Мф. 21, 18-22).
И дважды в притчах:
- Притча о бесплодной смоковнице (Лк. 13, 6-9)
- Притча о смоковнице (Мф. 24,32-33) (Мк. 13, 27-29)
В Апостольских посланиях также приводится смоковница, но там её образ использовался как фактологический пример (Иак. 3,12, Откр. 6,13)
В Ветхом Завете и иудаизме
В тексте Ветхого Завета есть большое количество упоминаний смоковницы (Чис. 20,5, Втор. 8,8, Суд. 9,10-11, 3 Цар. 4,25, 4 Цар. 18,31, 1 Пар. 27,28, 1 Мак. 14,12, Пс. 104,33, Притч. 27,18, Песн. 2,13, Ис. 34,4, Ис. 36,16, Иер. 8,13, Ос. 2,12, Ос. 9,10, Иоил. 1,7, Иоил. 1,12, Иоил. 2,12).
Бытовой аспект смоковницы для народа Израиля также стоит особняком, каждый хозяин у своего дома имел смоковницу. Урожай смокв появляется на дереве постепенно в течение десяти месяцев, и поэтому нет смысла нанимать работников для сбора урожая. Было принято собирать смоквы самому хозяину и в бытовом смысле смоковница являлась личным деревом хозяина [1].
Большое количество авторов указывает на символизм смоковницы применительно к еврейскому народу:
Есть малораспространённое иудейское толкование о том, что древо познания добра и зла могло быть смоковницей [1].
Святой Беда Достопочтенный в «толковании на Послание Святого Апостола Иакова» применительно к (Иак. 3,12) указывает на то, что именно листьями смоковницы Адам и Ева скрывали свою наготу после грехопадения. Автор использует понятие «одежда оправдания», которая служит для уклонения от обличения Творца [2].
Смоквы наряду с пшеницей, ячменём, виноградной лозой, плодами гранатового дерева, маслинами и мёдом являлись символами Земли Обетованной (Втор. 8,8).
В раввинистической литературе место под смоковницей указывается как одно из самых удобных для бесед раввинов о смысле Писания [3]
В исламе
В исламе также особое отношение к этому растению, в Коране есть сура №95 Смоковница. Наряду с Оливой инжир могут высаживать рядом с мечетью. Так, в Иерусалиме, на храмовой горе есть открытая летняя мечеть «площадка смоковницы», построенная в 1760 году [4].
Общие сведения
Смоковница в ботанике носит название Ficus carica L и относится к семейству тутовых (Moraceae) и также называется фикус карийский, инжир обыкновенный. Это дерево высотой 10–15 м с гладкой светло-серой корой и крупными пальчато-лопастными темно-зелеными листьями. Корневая система сильная, за счёт этого дерево может выживать в неблагоприятных условиях. При наличии водных источников смоковница обильно разрастается и щедро плодоносит [5].
Плодоношение начинается с 2-3 лет, плоды созревают постепенно.[6] Сам плод инжира единственный в своём роде: это цветоложе, которое разрастается до громадных размеров. Он символизирует полноту, так как весь плод полезен: у него нет ни косточки, ни кожуры, которые нужно выбрасывать [1].
Дикие смоковницы плодоносят практически круглый год и с них снимают по 7 урожаев. Сложностью их культивирования является то, что у инжира есть два вида плодов и в пищу используют только мужские плоды. Кроме этого, необходимо заранее подготовить плоды к употреблению в пищу [7].
Окультуренные смоковницы приносят только один вид плодов, и весь урожай годен для употребления в пищу. За десять месяцев собирают три урожая и если смоковница дотягивается своими корнями до источников воды то урожай плодов может достигать 100 кг [5].
Первые плоды начинают созревать в апреле, до появления листьев. В это время года недостаток свежих фруктов и ранние, не очень сочные смоквы употребляют в пищу. Второй урожай это крайне вкусные и сочные плоды, которые созревают на рубеже мая и июня. Этот урожай инжира совершенно не хранится. В августе собирают третий урожай, который даёт самые известные плоды, именно их сушат в связках и отправляют по всему миру.[5].
Бытовое использование
Несмотря на сильный дефицит дерева в Израиле времён Христа, нет никаких упоминаний о применении дерева смоковницы в быту. Это происходит из-за того, что там доминировала одомашненная смоковница. Оборотной стороной богатого урожая является то, что её древесина не годится как строительный материал [1].
В противоположность этому вид смоковницы, произраставший в Египте применялся для изготовления разнообразных изделий. До нашего времени дошло мнение Феофраста в изложении Плиния старшего о том, что её древесина была одним из наиболее полезных среди всех известных видов [8]. Абд ал-Латифа ал-Багдади в XIII веке подтверждал этот факт в более цветистых восточных выражениях [7].
Есть сведения о том, что в Греции смоковница использовалась для изготовления плетёной мебели [9]. В 1980-х годах упоминалось, что древесина смоковницы идёт на мелкие поделки и используется в токарных работах. Но это в первую очередь применимо к тому виду смоковницы, что произрастает в Крыму, Монголии, на Кавказе [5].
[1] М. Михайлова, А. Крупинин. «Смоковница, символ ветхозаветной мудрости, оказалась бесплодной перед лицом Спасителя…» // Программа «Словарь» о слове «смоковница» в Ветхом и Новом завете. Радио «Град Петров», официальная радиостанция Санкт-Петербургской митрополии URL:https://www.grad-petrov.ru/broadcast/smokovnitsa-simvol-veth...mu/
[2] Беда Достопочтенный, преподобный. Толкования на семь канонических посланий. Толкование на послание божественного Иакова // Христианское чтение. 2013. № 2. С. 10-53 URL:https://azbyka.ru/otechnik/Beda_Dostopochtennyj/tolkovanie-n...244
[3] Варфоломей // Православная энциклопедия, том VI стр. 706-711. 27 мая 2009 г - https://pravenc.ru/text/154389.html
[4] Смоковница - райское дерево / 05 сентября 2012 года. Информационно – аналитический федеральный портал Ислам Сегодня.ру URL:https://islam-today.ru/zhenshhina_v_islame/smokovnicza__rajs...vo/
[5] Ficus L — Род инжир // Древесные породы мира. Т. 3. Древесные породы СССР/В. Г. Атрохин, К. К. Калуцкий, Ф. Т. Тюриков; Под ред. К. К, Калуцкого,— М.: Лесная промышленность, 1982.— стр. 100-101 – 264 с URL:https://www.booksite.ru/fulltext/rusles/drevesporody/text.pdf
[6] Ficus L — Род инжир // Древесные породы мира. Т. 3. Древесные породы СССР/В. Г. Атрохин, К. К. Калуцкий, Ф. Т. Тюриков; Под ред. К. К, Калуцкого,— М.: Лесная промышленность, 1982.— стр. 100-101 – 264 с - https://www.booksite.ru/fulltext/rusles/drevesporody/text.pdf
[7] ´Абд ал-Латифа ал-Багдади. Глава вторая. О характерных для него растениях. Книга уведомления и рассмотрения дел виденных и событий, засвидетельствованных на земле Египта. URL:https://www.vostlit.info/Texts/rus15/Bagdadi2/frametext12.htm
[8] А. Лукас. Материалы и ремесленные производства древнего Египта / Перевод с английского Б. Н. Савченко Общая редакция и вступительная статья проф. В. И. Авдиева. Издательство иностранной литературы М., 1958. стр.367-368. URL:http://www.egyptology.ru/scarcebooks/lucas/lucas-18.pdf
[9] М. И. Максимова Деревообработка. Обработка изделий // Эллинистическая техника. Отдел третий. Техника промышленности. Сборник статей под ред. акад. И.И. Толстого. Изд-во АН СССР, М., Л., 1948. с. 196 из 345 стр. URL:https://www.pereplet.ru/gorm/ahist/hellen/hellen.htm