Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

СУМСКИЙ ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ СОБОР

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Сумской Преображенский собор
Сумской Преображенский собор
Сумский кафедральный собор в честь Преображения Господня Сумской епархии

Виден из любой точки города.

Храмы-предшественники

Деревянный соборный храм, от которого ведёт свою историю Сумский кафедральный собор, был возведён несколько севернее нынешнего, ближе к реке и крепостной стене. Согласно записи священника Феодора Словинского в 1802 году, надпись на храмозданном кресте гласила:

освятися олтарь Господа и Бога и Спаса нашего Iисуса Христа къ церкви соборной святаго Алексiя человѣка Божiя въ городѣ Суминѣ въ лѣто отъ созданiя мiра 7169, индикта четырнадцатаго, а отъ воплощенiя Слова Божiя 1661, марта въ 17-й день, при Благовѣрномъ Государѣ Царе и Великомъ Князѣ Алексiѣ, всѣя великiя и малыя и бѣлыя Россiи и при Великомъ Государѣ Святѣйшемъ Никонѣ, Патрiархѣ Московскомъ и всея великiя и малыя и бѣлыя Россiи.

После одного из татарских набегов, во время большого городского пожара, собор сгорел [1]. В 1694 году на том же месте храм был выстроен вновь полковником Герасимом Кондратьевым (имя строителя было вырезано при входе на дверях). Освящение жертвенника в честь Преображения Господня было осуществлено 18 мая 1694 года митрополитом Белгородским и Обоянским Авраамием (Юховым). Этот собор просуществовал 60 лет. При протопопе Матфее Гресовском в 1754 году собор перестраивался.

Каменный Преображенский собор

13 июля 1776 года место под храм и заложение фундамента нового каменного собора освятил архимандрит Товия (Кремневский), живший тогда на покое в Сумском Успенском мужском монастыре. Строительство и благоукрашение собора продолжалось двенадцать лет. Освящение последовало 12 октября 1788 года: нижний Преображенский храм освящался на поздней литургии епископом Белгородским Феоктистом (Мочульским), а верхний, Благовещенский - на ранней литургии того же дня игуменом Белгородского Николаевского монастыря Иосифом (Лазаревым).

Каменная колокольня при соборе была заложена 15 июля 1797 года и достроена в 1801 году. В силу плохого качества строительного материала и невысокого мастерства строителей в 1812 году её начали перестраивать. Тогда же была сооружена и каменная ограда храма. В 1821 году все постройки были завершены. Большой колокол был взят из упраздненного в 1788 году Сумского Успенского мужского монастыря; надпись на этом колоколе гласила, что он изготовлен на средства статского советника Якова Алексеевича Шубского. Второй, несколько меньший колокол, пожертвовал сумской житель Даниил Иванович Забродский. Главными благотворителями вновь построенного храма были Яков Алексеевич Шубский, Евдокия Парафиевская (по первому мужу Гресовская), Федор Кондратьевич Филоненко и вдова Елена Крамаренко.

В последующие времена выдающимися благотворителями были соборные старосты - купцы Филипп Иоакимович Сидоренко, Андрей Григорьевич Копылов, Феодор Иванович Стоянов и цеховой Матфей Павлович Алейников. В 1858 году, из-за прогрессирующей деформации сводов верхнего яруса, храм был перестроен из двухъярусного в одноэтажный. С октября 1859 года ежегодно совершался крестный ход с чудотворным списком Корсунской иконы Божией Матери из села Шпилёвки в Сумский собор, где икона оставалась вплоть до третьего дня Пасхи.

Сумский Преображенский собор. Фото ок. кон. XIX-нач. XX в.
Сумский Преображенский собор. Фото ок. кон. XIX-нач. XX в.

Генеральная реконструкция конца XIX в.

В 1858 году на должность соборного старосты был выбран именитый, богатый и щедрый сумской купец Димитрий Иванович Суханов, с именем которого тесно связан следующий этап истории собора. В 1882-1892 годах, на средства Димитрия Ивановича и его племянника Николая Алексеевича Суханова, были выполнены генеральная реконструкция и благоукрашение собора.

Работы 1882-1892 годов были проведены по проекту епархиального архитектора, авторитетного харьковского зодчего - профессора Технологического института М. И. Ловцова. В начале к храму была пристроена величественная колокольня на которую водружены куранты с тем же механизмом (и сделанные той же фирмой) что и куранты на Спасской башне Московского кремля. По углам вызлащенного купола-крыши колокольни были установлены фигуры четырех евангелистов отлитые на сумском заводе "Вулкан". Подобные скульптуры производства того же завода были установлены и на главной крыше собора - на юго-восток обращена фигура апостола Петра, на северо-восток - апостола Павла, на юго-запад и северо-запад - две одинаковых фигуры равноапостольного князя Владимира. Храм стал трёхпрестольньм: главный - Преображения Господня, южный - Благовещения Пресвятой Богородицы и северный - великомученика Димитрия Солунского.

Иконостасы тонкого кружевного художественного рисунка в южном и северном приделах были сработаны из белого мрамора; царские врата в обоих приделах - бронзовые с позолотой. В южном приделе живопись была выполнена художником Шохоровым, а в северном - К. В. Лебедевым. Иконостас в главном алтаре, жертвенник в виде ниши, украшенный малахитовыми колоннами, горнее место, киоты для чтимых икон на северной и южной солее были выполнены из чистейшего белого мрамора. Все работы по мрамору исполнялись московским художником Орловым. Живопись в главном алтаре, на иконостасе и в приделах главного храма была исполнена известным русским художником В. Е. Маковским. В иконостасе были помещены несколько икон русских святителей. Престол в главном храме кипарисового дерева, обтянутый серебряной парчой и сверху закрытый футляром из медных высеребрянных массивных досок, с рельефными изображениями страстей Господних (футляр был сооружён в 1899 году действительным статским советником Павлом Ивановичем Харитоненко). На горнем месте, в массивном мраморном киоте были помещены иконы, в середине Спасителя, а по сторонам Божией Матери и Иоанна Крестителя. В простенках входа в северный и южный беспрестольные приделы помещены иконы-картины: в южном Спаситель, окруженный группой страждущих калек и убогих; на северной стороне Рождество Христово. В беспрестольных приделах, в южном - работы распятие Христово с предстоящими по сторонам Божией Материею и Иоанном Богословом, в северном - святитель Николай Мирликийский, а по сторонам его благоверный князь Александр Невский и равноапостольный князь Владимир. Во всем храме стены облицованы под мрамор, бордюры украшены рисунками, в куполе - альфресковая лепная работа. В западной части храма устроены обширные хоры. Пол на солее главного храма и в приделах - мозаичной высокохудожественной работы.

Придельные храмы были освящены архиепископом Харьковским Амвросием (Ключаревым) в 1885 году: Благовещенский 14 мая, а Димитровский - 15 мая; главный престол Преображения Господня был освящен тем же владыкой 30 августа 1892 года. В 1901 году церковным старостой, на место скончавшегося Дмитрия Суханова, был избран потомственный дворянин статский советник Павел Иванович Харитоненко.

Новейший период

Собор продолжал действовать и после революции. Не ранее 1930-х годов в него передали для постоянного пребывания чудотворную Шпилёвскую Корсунскую икону Божией Матери.

С 1999 года в Сумах были возобновлены крестные ходы по городу с чудотворным Шпилёвским образом Божией Матери на третий день Пасхи и 9 октября (22 октября н. ст.), но ночью 24 марта 2009 года святыня была похищена.

Статистика

  • 1904 - прихожан мужского пола 854, женского 806; к собору были приписаны хутора Пришиб и Рекушин, что в двух верстах; имеется церковно-приходская школа; соборной церкви принадлежало: земли усадебной - 800 кв. саж., пахотных и сенокосных - 760 дес. 996 кв. саж.; неприкосновенный капитал составлял 17600 р., церковная каменная лавка сдавалась в аренду и приносила годовой доход 1250 р.; причт по штату: протоиерей, два священника, диакон и три псаломщика [2]

Сумский Спасо-Преображенский собор
Сумский Спасо-Преображенский собор

Архитектура

Кирпичный оштукатуренный однокупольный двухсветный трёхпрестольный собор сохраняет облик приобретённый после реконструкции 1882-1892 годов. Из-за неоднократных перестроек архитектура храма отражает элементы разных стилей - классицизма, барокко и ренессанса. Храм крестовый в плане, со слабо развитыми боковыми ветвями и полукруглой выступающей апсидой с востока. Апсида одной высоты с основными объёмами собора, перекрыта конхой, с внешней стороны охвачена обходной галереей с полуциркульным сводом. Центральная часть сооружения внутри восьмигранная, перекрыта куполом на высоком круглом барабане, опирающемся на срезанный сомкнутый свод восьмигранника, боковые ветви - сомкнуты сводом. Притвор четырьмя столбами разделён на три нефа, перекрыт системой сомкнутых и крестовых сводов. Фасады оформлены карнизом, членящим здание на уровне верхних окон на две части, лопатками, раскрепованными по карнизам, пилястрами ионического и коринфского ордеров. Боковые ветви украшают портики со спаренными двухъярусными колоннами, разделенными карнизом. Нижние колонны с капителями коринфского ордера, верхние - ионического. Тимпаны фронтонов покрыты лепкой растительного характера.

Барабан купола с позолоченной яйцевидной главой украшают спаренные коринфские колонны, установленные в пристенках арочных окон, обрамленных наличниками. У основания барабана устроена видовая площадка, огражденная парапетом с балясинами.

Во всей архитектурной композиции главенствует 56-метровая пятиярусная колокольня, имеющая ярко выраженный барочный характер. Нижние два яруса примыкают к притвору, остальные три образуют четырехугольную башню с вогнутыми стенами и пучками колонн коринфского ордера по углам. Нижний ярус колокольни - с арочным порталом главного входа и двумя боковыми пристройками с барочными фронтонами. Посредством сужением каждого верхнего яруса и сильно вытянутых арочных проёмов достигается впечатление устремлённости ввысь. Над проёмами верхнего яруса установлены куранты, отбивающие часы и получасы, с циферблатами на все четыре стороны. Завершается колокольня позолоченной главой с вытянутой луковичной главкой.

По краям крыши главного храма и на колокольне установлены массивные чугунные скульптуры, выкрашенные под малахит - на колокольне это четыре евангелиста трёхметрового роста, на основном объёме это апостолы Петр и Павел, а также две одинаковых фигуры равноапостольного князя Владимира, высотой около четырёх метров.

В интерьере через огромную арку притвора хорошо видна взметнувшаяся вверх центральная часть. Обширные плоскости стен и своды покрыты тонкой орнаментальной росписью геометрического характера.

Сумский Преображенский собор
Сумский Преображенский собор

Духовенство

Настоятели

  • Иоанн Словинский (упом. 13 июля 1776)
  • Василий Никольский (1867 - упом. 1904 [2])
  • В разное время соборными протоиерями были: Мартин Максимов, Емельян Середа, Тихон Максимов, Симеон Федоров, Евстафий Травулинский, Антоний Словинский, Матфей Грессовский, Иоанн Карпов, Константин Словинский, Иоанн Цитович, Петр Мерецкий
  • Геннадий (Высокоостровский) (1946 - 1952)
  • Георгий Бавыкин (упом. 2007 - 2008)
  • Сумский архиерей (упом. 2018)

Священники

  • Стефан Куликовский (упом. 13 июля 1776)
  • Феодор Словинский (упом. 13 июля 1776)
  • Николай Фесенков ((упом. 1904) [2]
  • Александр Церковницкий ((упом. 1904) [2]

Диаконы

  • Феодор Юрковский (упом. 1904) [2]
  • Михаил Хижняков (упом. 1904) [2]
  • Евгений Ракшевский (упом. 1904) [2]
  • Порфирий Подлуцкий (упом. 1904) [2]

Святыни и реликвии

До революции

  • список Курской иконы Божией Матери "Знамения" - подарена в 1780 году курскими купцами
  • Требник - издания 1646 года Киевского митрополита святителя Петра (Могилы), с надписью: "1710 г. февр. 15 д. сию книгу отменил сумской житель Калина Леонтьев с женою своею Мариною за 7 руб. и отдал в Сумскую соборную церковь Преображения Господня за отпущение грехов своих"
  • царская грамота 1692 года на землю жалованную собору

Утрачены

Литература

  • Справочная книга для Харьковской епархии (сост. Иван Самойлович), 1904.
  • Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР, т. 4, Изд-во "Будивэльнык", 1983-1986, с.11.

Использованные материалы



[1]  "Спасо-Преображенский кафедральный собор г. Сумы", официальный сайт Сумской епархии, http://portal-pravoslavie.sumy.ua/istoriya-sobora.html, указывает датом пожара 1659 год. Однако, эта дата представляется неправдоподобной, учитывая дату надписи на храмозданном кресте.

[2]  "Спасо-Преображенский кафедральный собор г. Сумы", официальный сайт Сумской епархии, http://portal-pravoslavie.sumy.ua/istoriya-sobora.html, по Справочной книге для Харьковской епархии (сост. Иван Самойлович), 1904.

Редакция текста от: 21.07.2018 05:31:57

"СУМСКИЙ ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ СОБОР" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google