Феоктист (Мочульский) (1729 - 1818), архиепископ Курский и Белгородский
В миру Мочульский Иоанн, родился в 1729 г. в Заднепровской Украине в дворянской семье.
Образование получил в Переяславской духовной семинарии, затем в Киевской духовной академии, где пострижен в монашество и, вероятно, рукоположен во иеромонаха.
В 1761 г. вызван в Санкт-Петербург в сухопутный корпус на должность законоучителя, которую занимал в течение шесть лет.
Возведенный в сан архимандрита, в течение 17 лет настоятельствовал в монастырях: с 1767 г. - в Глуховском Петропавловском Черниговской епархии; с 1768 г. - в Гамалеевском Рождество-Богородицком той же епархии; с 1769 г. - в Киево-Михайловском Златоверхом; с 16 июля 1775 г. - в Ростовском Иаковлевском.
После учреждения в 1775 г. Славянской и Херсонской епархии и назначения в ее архиеп. Евгения (Булгари) назначен, как знаток греческого языка, к нему коадъютором и помогал ему управлять епархией.
С 28 июля 1776 г. - настоятель Полтавского Крестовоздвиженского монастыря, а 4 марта 1779 г. уволен из этого монастыря.
4 марта 1781 г. назначен настоятелем Макариева Калязинского монастыря Тверской епархии.
7 января 1784 г. хиротонисан во епископа Севского и Брянского, викария Московской епархии.
В Севской епархии заботился о благоустройстве духовных школ.
9 февраля 1787 г. перемещен на Белгородскую кафедру, так как Севская епархия прекратила свое существование.
Главное внимание преосвященный обратил на образование духовного юношества, на улучшение учебно-воспитательного дела в Харьковском коллегиуме. Им была учреждена Белгородская, впоследствии Курская, семинария - его любимое детище.
С 16 октября 1799 г. с переименованием Белгородской епархии в Курскую стал именоваться Курским.
Около 1800 г. организовал кружок ученых мужей, которые занимались переводом сочинений св. Амвросия Медиоланского.
15 сентября 1801 г. возведен в сан архиепископа.
Известен просветительной деятельностью, написал много учебников. Он был выдающийся педагог-писатель и даже ученый своего времени. Был почетным членом Харьковского университета (с 1815 г.) и членом Академии Наук.
Ему принадлежит честь открытия и устройства низших духовных училищ в гг. Курске, Старом Осколе, Обояни, Путивле, Рыльске, Короче, Щиграх, Фатеже, Судже, Хотмыже, в слободах Борисовке и Тамаровке и в селах Юрьевке и Успенском Льговского уезда. Он заботился о том, чтобы светское общество знало и ценило духовные школы. Для этого он устраивал публичные училищные акты, диспуты и всевозможные церемонии по разным случаям.
Заботился он о поднятии нравственного уровня как белого, так и черного монашествующего духовенства. Наблюдал за правильностью консисторского делопроизводства и консисторских определений. Немало потрудился в деле присоединения к Православной Церкви сектантов-старообрядцев и духоборов, а также и иноверных.
Энергичная, многосторонняя деятельность подтачивала силы преосвященного. С 1810 г. он начал болеть и выражал желание удалиться на покой в Обоянский монастырь, но был удержан на епархии до самой кончины.
В 1817 г. открыл в Курске Библейское общество и был его вице-президентом.
Скончался 30 апреля 1818 г. на 90-м году жизни. Погребен в Троицком соборе.
Сочинения
- Наставление как обучать детей. Харьков, 1807.
- Самократчайшие о логике и риторике правила.
Учебники
- Драхма от сокровища божественных писаний. М., 1809.
- Словеснословие и песнопение, т. е. грамматика, логика, риторика и поэзия. М., 1790.
- Краткая логика и риторика для учащихся в рос. дух. училищах. М., 1803. То же для дворян. М., 1789.
- Опыт герменевтического объяснения о Пасхалии по неисходному Индикту. М., 1799.
- Краткое объяснение церковного устава. М., 1800.
- Краткие правила ирмолойного пения. М., 1800.
- Сокращение нравственной Дергамовой физики и астрономии. М., 1797.
- Рассуждение о божественности христианского учений. М., 1801.
- Увещания (труды в деле присоединения к Православной Церкви сектантов).
- Многие из своих произведений (особенно учебные) он исправлял и дополнял.
Литература
- Аскоченский. Киев с его древнейшим училищем академией. Киев, 1856, ч. II.
- Петров. Акты и документы к ист. Киевской академии, т. II. Киев, 1906.
- М. Евгений. Словарь историч. о бывш. в России писат. дух. чина.
- Лебедев А.С. Белгородские архиереи и Среда их архипастырской деятельности. Харьков, 1902, с. 225-286.
- Титов Ф.И. Феоктист (Мочульский), архиеп. Курский и Белгородский. Киев, 1894.
- Булгаков, с. 1404.
- Толстой Ю., № 149.
- Гатцук Календарь на 1883 г., с. 136.
- Денисов, с. 302.
- Строев П., с. 16, 133, 366, 450, 524, 635, 931.
- Геннади Справочный словарь русск. писат. и ученых.
- Обзор рус. дух. лит., с. 422.
- Дело коми. дух. училищ, 1809, № 167.
- Учебно-богословские и церковно-проповеднические опыты студентов К. Д. А. Киев, 1911, вып. VIII, с. 15-128.
- Историч. опис. Коренной Рождество-Богородицкой пустыни, 5-е изд. М., 1898, с. 12, 15, 18, 29, 87-97.
- Русск. старина, 1871, т. III, с. 149.
- -"- 1883, апрель, с. 51; июль, с. 559.
- Русск. инок, 1911, вып. 9, май, с. 45.
- Русск. палом., 1911, № 38, с. 603.
- Прав. собес. , 1909, апрель, с. 434; июль-август, с. 210.
- -"- 1914, январь, с. 63.
- Русск. архив, 1870, № 4 и 5, с. 770.
- -"- 1895, кн. 2-я, № 5, с. 13.
- -"- 1898, кн. 1-я, с. 426.
- -"- 1916, кн. 1-я, с. 181 п/с. 2, 182 п/с 1.
- Ж. М. П., 1945, № 3, с. 73.
- БЭС, т. 1, с. 420; т. II, с. 1243, 1502.
- ЭС, т. 41-а (кн. 82), с. 924-925.
- РБС, т. XXV, с. 375.
- Н. Д., с. 57, 66.
Использованные материалы
- Биография на сайте "Русское Православие"