| Прп. Алексий человек Божий. Фреска (XVI в.) в соборе монастыря прп. Неофита Кипрского, Кипр |
Память 17 марта
Родился в Риме (согласно одной из гипотез, под Римом византийские агиографы могли подразумевать "Новый Рим" - Константинополь [1]) от знатных и благочестивых родителей. Отец его Евфимиан был сенатором. Он отличался душевной добротой, был милосерден к больным и страждущим, ежедневно устраивал у себя дома три стола: для сирот и вдов, для путников и для нищих. У Евфимиана и жены его Аглаиды долго не было детей, и это омрачало их счастье. Но благочестивая Аглаида не оставляла надежды - и услышал ее Бог, и послал им сына. Отец назвал младенца Алексий (в переводе с греческого "защитник"). Святой Алексий рос здоровым ребёнком, хорошо и прилежно учился. Когда же он достиг совершеннолетия, Евфимиан и Аглаида решили его женить. Они выбрали для сына девушку царской крови, очень красивую и богатую. Оставшись после свадьбы наедине с молодой женой, святой Алексий отдал ей свой золотой перстень и поясную пряжку со словами: "Сохрани это, и да будет между тобой и мной Господь, доколе не обновит нас Своею благодатью". Потом он вышел из брачного покоя и той же ночью покинул отчий дом.
Сев на корабль, отплывающий на Восток, юноша прибыл в Лаодикию Сирийскую. Здесь он пристал к погонщикам ослов и добрался с ними до города Эдессы, где хранился Нерукотворный образ Господа, запечатлённый на плащанице. Раздав остатки имущества, юноша оделся в лохмотья и стал просить милостыню в притворе храм Пресвятой Богородицы. Каждое воскресенье приобщался он Святых Христовых Тайн. По ночам Алексий бодрствовал и молился. Вкушал он только хлеб и воду.
Тем временем родители и жена святого Алексия, опечаленные его исчезновением, послали слуг своих на поиски. Были они и в Эдессе, входили в храм Пресвятой Богородицы и подавали милостыню святому Алексию, не узнав его. Через некоторое время слуги вернулись в Рим, так и не найдя святого Алексия. И никому из родных не было откровения о нем. Тогда они смирились, и хотя продолжали скорбеть и тосковать о нем, но положились на волю Божию.
Преподобный Алексий провел в Эдессе семнадцать лет, прося милостыню в притворе храма Богородицы. Сама Пречистая, явившись во сне церковному сторожу, открыла, что нищий Алексий есть человек Божий. Когда же жители Эдессы стали чтить его, преподобный Алексий тайно бежал. Он думал отправиться в город Тарс (в Малой Азии, родина святого апостола Павла), но корабль, на котором плыл преподобный, попал в сильную бурю и сбился с курса, долго блуждал и пристал наконец к берегам Италии, невдалеке от Рима. Святой Алексий, узрев в этом Промысл Божий, пошёл к дому отца своего, ибо был уверен, что его не узнают. Встретив отца своего Евфимиана, он попросил у него приюта и упомянул о кровных его, пребывающих в странствии. Тот рад был принять нищего, дал ему место в сенях своего дома, велел носить ему пищу с хозяйского стола и приставил слугу для помощи ему. Остальные слуги из зависти стали исподтишка оскорблять нищего, но преподобный Алексий прозрел в этом дьявольское наущение и принимал издевательства со смирением и радостью. Он по-прежнему питался хлебом и водой, а по ночам бодрствовал и молился. Так прошло еще семнадцать лет. Когда же приблизился час кончины его, преподобный Алексий записал всю жизнь свою, и то тайное, что было известно отцу с матерью, и слова, сказанные жене в брачном покое.
| Преподобный Алексий, человек Божий. Фреска Успенского собора Московского Кремля. Кон. XV в. |
Лик блаженно почившего святого сиял светом нездешним. В руке преподобный Алексий держал крепко зажатый свиток. Тело святого Алексия с подобающими почестями перенесли и положили на ложе. Император и папа Римский преклонили колена, прося святого разжать руку и святой Алексий исполнил их просьбу. Свиток с жизнеописанием святого был прочитан чтецом храма. Отец, мать и жена святого Алексия с плачем припали к телу святого, поклонились его честным останкам. При виде такого горя многие плакали. Ложе с телом святого Алексия было поставлено посреди центральной площади. К нему стал стекаться народ, чтобы очиститься и разрешиться от недугов своих. Немые начинали говорить, слепцы прозревали, одержимые и душевнобольные выздоравливали. Видя такую благодать, император Гонорий и папа Иннокентий I сами понесли тело святого в погребальной процессии. Честные останки святого Алексия, человека Божия, были погребены в храме во имя святого Вонифатия 17 марта 411 года, когда и празднуется память преподобного Алексия, человека Божия.
Житийная традиция
Признанная ныне древнейшей сирийская версия жития преподобного Алексия не называет его имени, и повествует лишь о бегстве святого из Рима и пребывании в Эдессе. После 17 лет проведённых в молитве и посте, гласит это сказание, святой скончался в приюте для бездомных и был погребён в общей могиле. Вскоре после этого пономарь церкви, где подвизался святой, рассказал епископу историю жизни человека Божия, которую тот поведал ему перед кончиной. Епископ велел с почестями перезахоронить мощи столь великого святого, но тело его чудесным образом исчезло из могилы, где нашли лишь жалкое погребальное вретище. Поскольку Эдесским епископом назван Раввула (412–435), можно предположить, что житие святого было написано, вероятно на основе устного предания, во второй половине V - в начале VI века.
Дополнение к этому житию составило греческое сказание, получившее известность ранее IX века в Константинополе (возможно, в связи с переселением туда сирийских монахов-акимитов). Вероятно что именно им пользовался прп. Иосиф Песнописец, составляя канон святому, в котором впервые названо его имя - Алексий. Согласно этому сказанию, святой, стремясь укрыться от распространившейся в Эдессе славе о его праведной жизни, покинул город на корабле и оказался в Риме, за чем и следует вторая половина его подвижнической жизни.
| Преподобный Алексий, человек Божий. Икона второй пол. XVII века. |
Известно множество переводов жития Алексия человека Божия, восходящих либо к латинской версии (нем., старофранц., провансальская, древненорвеж.), либо к греческой в редакции Метафраста (древнегруз. и древнеарм.). С западной житийной традицией тесно связаны "песни" Алексия человека Божия, появившиеся, вероятно, в XI века в Нормандии и перешедшие оттуда в Англию и Германию (поэма Конрада из Вюрцбурга и др.). На Западе Алексий человек Божий считался небесным покровителем братства алексиан (целлитов), занимавшегося уходом за нищими и их погребением.
Древнейшая славянская пространная версия жития [2], восходящая к греческой редакции, в которой присутствуют элементы как византийской, так и латинской традиций [3], была переведена к конце XI века и вскоре получила распространение на Руси. Вторая славянская редакция [4] сделана с использованием более пространной греческой версии. Краткое житие Алексия человека Божия переведено в XII веке в составе Пролога Константина Мокисийского, вторично переведено в первой половине XIV века (видимо, сербами на Афоне) в составе Стишного Пролога. В XVI веке древнейшее славянское пространное житие, исправленное по греческим текстам [5], а также краткое житие включены под 17 марта в Великие Минеи Четьи. Новый перевод жития с греческого языка, сделанный в 1659 году Арсением Греком, печатался в Анфологионе (1660) и Прологе (начиная с 1660). В Житиях святых свт. Димитрия Ростовского повествование об Алексии человеке Божием, основанное на Великих Четьих Минеях, дополнено по переводам Арсения Грека, Петра Скарги, использованы также тексты из ActaSS и Л. Сурия [6]. Именно это житие, составленное святителем на обширном житийном материале сложившемся к XVII веку, лежит в основе помещенного в Четьих Минеях Русской Православной Церкви.
Существуют также юго-западнорусские переводы и переработки жития Алексия человека Божия [7], восходящие к латинским оригиналам. В XVII-XVIII веках появились переводы жития Алексия человека Божия на украинский язык, сделанные на основе издания Скарги.
Почитание и мощи
| Глава св. преподобного Алексия Человека Божия. Агиа Лавра (Калаврита). Пелопоннес, Греция |
В средневековом Риме паломникам показывали «палаты Евфимиана», о чём сообщает в «Заметке о Риме» неизвестный участник русской делегации на Ферраро-Флорентийском Соборе [9] (здание не сохранилось).
В монастыре Святая Лавра в Калаврите (Пелопоннес) хранится глава Алексия человека Божия, по преданию подаренная этой обители императором Мануилом II Палеологом в 1414 году. Алексий человек Божий почитался здесь как защитник от эпидемий. В 1773 году албанцы разграбили монастырь и продали святую главу в Ларису, где по прошествии нескольких лет ее нашел игумен Лавры Анфим и вернул в обитель.
На Руси, в новгородском соборе Св. Софии, находилась рука Алексия человека Божия, похищенная из Рима новгородским купцом, согласно сказанию XVII века. В описи Софийского собора 1749 года значится серебряный позолоченный ковчег с мощами Алексия человека Божия, находившийся перед главным иконостасом собора, по левую сторону от царских врат [10]. В настоящее время мощей Алексия человека Божия в Софийском соборе нет.
Как и в Европе, на Руси Алексий человек Божий стал героем многочисленных духовных стихов. Почитание святого было особенно заметным в царствование Алексея Михайловича, небесным покровителем которого был Алексий человек Божий. В 1662 году к дню памяти святого был приурочен выпуск в свет четвёртого издания Пролога, в послесловии к которому об Алексее Михайловиче говорилось как о подражателе Алексию человеку Божию. В правление Алексея Михайловича была написана и издана в 1671–1674 годах служба Алексию человеку Божию [11].
Однако, несмотря на широкое почитание Алексия человека Божия на Руси, известно не столь много храмов, освященных в его честь. В Москве около 1358 года был основан женский монастырь во имя Алексия, человека Божия, который первоначально находился на Остоженке, в 1547 году переведён "на Чертолье" (где сейчас находится храм Христа Спасителя), в 1837 году - в Красное Село (здание церкви во имя Алексия человека Божия 1853–1858 годов сохранилось, в нем находился Дом детского творчества, в 2000-м году церковь была передана верующим, восстановительные работы начались лишь спустя два года [12]).
В 1642 году в подмосковном селе Алексеевском (ныне в черте Москвы, рядом со станциями метро "ВДНХ" и "Алексеевская") был воздвигнут храм во имя Алексия человека Божия; там же по повелению Алексея Михайловича построили путевой дворец, в котором царь останавливался по дороге на богомолье в Троице-Сергиев монастырь. В 1682 году рядом с путевым дворцом был поставлен храм во имя Тихвинской иконы Божией Матери. Впоследствии обветшавшую Алексеевскую церковь разобрали, ее престол в 1824 году перенесли в Тихвинский храм, в котором и сейчас находится чтимый образ Алексия человека Божия (кон. XIX-нач. XX в.).
В 1855 году на втором ярусе колокольни московского Страстного монастыря была освящена церковь во имя Алексия человека Божия. В настоящее время в нескольких московских храмах существуют приделы во имя Алексия человека Божия. В Новгороде известны придел вмц. Екатерины и Алексия человека Божия при церкви Успения на Торгу (1399) и Алексеевский храм за валом Окольного города близ Людина (Гончарного) конца в Тонной слободе, упоминающийся в летописях с 1340 года [13]; во Пскове - храм во имя Алексия человека Божия в Среднем городе (построен до 1697 года); в Твери - надвратный храм Желтикова в честь Успения Богородицы монастыря (1609); в Вологде - надвратный храм Горнего Успенского женского монастыря (не позднее нач. XVIII в.); в Суздале - придел Петропавловской церкви близ Покровского монастыря, построенный на средства опальной царицы Евдокии Лопухиной. В Курской епархии существует женский монастырь Алексия, человека Божия.
Исследование
Изучение агиографической традиции, связанной с Алексием человеком Божиим, началось с первой научной публикации латинского жития болландистами в ActaSS [14]. Тогда было замечено, что в приведённой там же в латинском переводе арабской версии [15] отсутствует часть с возвращением в Рим, а святой назван не по имени, а Мар Риша (сир.- "господин князь").
Г. Массман и Д. В. Дашков исходили из того, что сказание об Алексии человеке Божием имеет Константинопольское происхождение и источником его является канон прп. Иосифа Песнописца. Признанное ныне мнение о первичности древнейшей сирийской версии жития впервые высказали в 1889 году Г. Пари и А. Амио. Как позднее показал Х. Драйверс, образ безымянного «человека Божия» в высшей степени характерен для сирийского понимания святости.
Особую проблему представляет отношение византийского сказания об Алексии человеке Божием к сказанию о прп. Иоанне Кущнике. Основные события сказания об этом святом, жившем в Константинополе в первой половине V века, совпадают с житием Алексия человека Божия - побег в день свадьбы, возвращение и жизнь в родном доме не узнанным. Ряд ученых считают этих святых одним и тем же лицом, однако житие Алексия человека Божия далеко не во всем совпадает с историей прп. Иоанна.
Молитвословия
Тропарь, глас 4
Возвы́сився на доброде́тель и ум очи́стив,/ к жела́нному и кра́йнему дости́гл еси́,/ безстра́стием же украси́в житие́ твое́,/ и поще́ние изря́дное восприи́м со́вестию чи́стою,/ в молит'вах, я́ко безпло́тен, пребыва́я,/ возсия́л еси́ я́ко со́лнце в ми́ре,// преблаже́нне Алекси́е.
Ин тропарь, глас тот же
Я́ко чистоты́ свети́льник пресве́тел показа́ся,/ ди́вный Алекси́е,/ и́бо тле́нный черто́г на нетле́нное Бо́жие Ца́рствие премени́в,/ я́ко целому́дрия де́латель преизря́ден./ Сего́ ра́ди предстои́ши Го́сподеви, всех Царю́.// Его́же моли́, дарова́ти нам мир и ве́лию ми́лость.
Ин тропарь, греческий, глас тот же
От ко́рене прозя́бл еси́ имени́таго и сла́внаго,/ от гра́да процве́л еси́ ца́рскаго и све́тлаго,/ Алекси́е всему́дре./ Вся бо презре́л еси́, я́ко тле́нная и теку́щая./ Потща́лся еси́ сочета́тися Христу́ и Влады́це./ Того́ у́бо моли́// при́сно о душа́х на́ших.
Кондак, глас 2
Дом роди́телей твои́х я́ко чужд име́в,/ водвори́лся еси́ в нем нищеобра́зно/ и, по преставле́нии вене́ц прие́м сла́вы,/ ди́вен на земли́ яви́лся еси́,/ Алекси́е, челове́че Бо́жий,// А́нгелом и челове́ком ра́дование.
Использованные материалы
- По материалам статьи "Алексий, человек Божий" II тома Православной энциклопедии:
- Страницы портала Православие.ру:
- Страницы о преподобном с сайта Московского храма Христа Спасителя:
- "Преподобный Алекси́й, человек Божий", страница сайта "Азбука веры"
- Минея-март, ч. 2, изд. МП, с. 39-40, 44:
- http://korolev.msk.ru/minea/mar2/mar239.html (тропарь, ин тропарь)
- http://korolev.msk.ru/minea/mar2/mar240.html (ин тропарь)
- http://korolev.msk.ru/minea/mar2/mar244.html (кондак)
- Тропари и кондаки еллинстии. Март полностью. Перевод с греческого Наталии Бахаревой. Источник: Великий часослов (Ωρολογιον το μεγα). Афины, 2003 г. / Блог пользователя ulita_n aka Natalia Bakhareva:
- https://ulita-n.livejournal.com/12062.html (ин тропарь, греческий)
- Λείψανα Αγίων. "Ιερά Μονή Αγίας Λαύρας", страница сайта Святой Лавры (Калаврита) "agialavra.gr" (иллюстрация)
[1] Толстая Т. В. "Алексий, человек Божий" // Православная энциклопедия, т. 2, С. 8-12, https://www.pravenc.ru/text/114016.html.
[2] РНБ. F. n. I. 46, XII в.; БАН 34.3.27, сер. XVII в.
[3] BHG, N 51
[4] РГБ. Троиц. № 9, XIV–XV вв.
[5] BHG, N 51 и 52
[6] Surius. Historiae, seu Vitae sanctorum. Augustae Taurinorum, 18775, t. 7., p. 276-280
[7] древнейший список - РНБ. Q.I.391, кон. XV в.
[8] Nerini F., De templo et coenobio sanctorum Bonifacii et Alexii historica monumenta, R., 1752, p. 378, 381
[9] СККДР. Вып. 2. Ч. 2. С. 150
[10] Описи имущества новгородского Софийского собора XVIII - начала XIX в., Новгород, 1993, Вып. 2, с. 36–37.
[11] Зёрнова А. С., Книги кирилловской печати, изданные в Москве в XVI–XVII вв. М., 1958, № 339.
[12] http://www.pravmir.ru/prepodobnyj-aleksij-chelovek-bozhij-gd...ve/
[13] НПЛ. С. 351, 384, 460
[14] Iul. T. 4. 1725, p. 238–270.
[15] Ibid., p. 262