Ионический ордер |
Складывался на побережье Малой Азии и в восточной части островов Эгейского моря с VII в. до н.э.
Основные элементы ионического ордера – стереобат, колонна и антаблемент. Стереобат ионического ордера включает в себя крепиду (ступени, их число может варьироваться от одного до семи) и евтиндерию (верхний выравнивающий слой фундамента). Колонна делится на базу, ствол и капитель.
База ионического ордера бывает двух типов: малоазийская и аттическая. Малоазийская база состоит из прямоугольного плинта, трохила (элемент из чередующихся валиков и скоций - вогнутых профилей) и торуса (вал), который может быть гладким, горизонтально каннелированным или смешанным. Более популярная аттическая база, которая начиная с римского времени применялась без изменений и в других ордерах; как правило, не имеет плинта, состоит из верхнего (часто с орнаментальным декором) и нижнего торусов и помещённой между ними скоции, отделённой от торусов поясками. Ствол колонны ионического ордера обычно насчитывает 24 каннелюры (варьируется от 16 до 44), между которыми проходят дорожки, смягчающие светотеневой контраст, а также, как правило, энтазис и расширение около базы. В римской архитектуре в нижней трети ствола встречаются выпуклые каннелюры. Шейка ствола (гипотрахелион) может быть украшена богатым антемием. В эпоху эллинизма и последующие века ствол завершался астрагалом (сложный профиль из полувалика и полочки с выкружкой).
Наиболее характерная деталь ионического ордера – капитель формируется из эхина, украшенного иоником (орнамент из ов и жемчужника), и абака из спиралевидных волют, соединённых на фасаде каннелисом (подушкой), а сбоку – балюстрой (горизонтальный цилиндр, перетянутый посередине ремешком). В центре волюты находится круглый глазок, в своём развитии принимавший форму розетки или даже человеческой головы (храм Аполлона в Дидимах, сер. VI в. до н.э.). Хотя симметричные волюты встречались ещё в орнаменте Древнего Египта и Ассирии, а также в прообразах колонн на "Кипрском треножнике" из Тиринфа (XIII в. до н.э.), ионическая капитель ведёт происхождение от брусьев, которые служили переходным звеном от стойки к балке. Этим обусловлена её ярко выраженная фасадная ориентация, которая требует выбора приоритетного фасада в многорядных колоннадах и на углу, где сходятся два фасада. Решением этой проблемы стала угловая капитель с волютой, развёрнутой под 45° к каждому фасаду (храм Афины-Ники, или Ники Аптерос, на афинском Акрополе).
Основные элементы антаблемента ионического ордера – архитрав, фриз и карниз. Архитрав делится на три или две фасции и венчается тенией (разделительная полочка между архитравом и остальными частями антаблемента) в виде ионика. В первоначальном малоазийском варианте ионического ордера фриз отсутствовал, но с середины V в. до н.э. основное развитие ионического ордера происходило в Афинах, где, включая в себя черты дорического ордера, он обогатился скульптурным ленточным фризом. Карниз состоит из ряда сухариков (дентикул, имитирующих торец балки), гейсона (выносная плита с заострённым нижним краем – слезником) и завершается симой (пояс в виде профиля «гусёк»), в которую встроен ряд отверстий-водомётов, оформленных в виде трубки или головы животного (чаще всего льва). На углу кровли и на коньке близ фасада помещается акротерий.
Первыми значит. памятниками ионического ордера являются восьмиколонные диптеры: третий храм Геры на о. Самос (560 до н. э.) и архаический (четвертый) храм Артемиды в Эфесе (555 до н. э.). В эволюционном ряду ионического ордера следует отметить стою афинян в Дельфах (после 478 до н. э.), храм Ники Аптерос (между 449–424 до н. э.) и Эрехтейон (421–406 до н. э.) на афинском Акрополе, храм Аполлона в Бассах (ок. 430 до н. э.). В основу римского ионического ордера легли формы храма Афины в Приене (340–334 до н. э.), описанного в трактате Витрувия.
Использованные материалы
- Ионический ордер // Большая российская энциклопедия. Том 11. Москва, 2008, стр. 549
- Ионический ордер // Проект Храмы России по книге: Плужников В. И. Термины Российского архитектурного наследия. Словарь-глоссарий. М., 1995