Бог Сын, Сын Божий, Логос (греч. Λόγος - слово, мысль), Слово Божие, вторая ипостась Святой Троицы
Как и все Лица (Ипостаси) Святой Троицы, Сын Божий
- обладает всеми Божественными свойствами (см. Бог)
- равночестен в Своем Божественном достоинстве Отцу и Святому Духу
- единосущен с Ними, обладает единой Божественной сущностью (природой) со Отцом и Святым Духом
Как и всем Лицам (Ипостасям) Святой Троицы Сыну Божьему воздается единое и нераздельное поклонение, то есть поклоняясь Ему, христиане поклоняются вместе с Ним Отцу и Святому Духу, имея в виду Их общее Божество, единую Божественную сущность.
Св. Максим Исповедник:
Св. Григорий Богослов:
Рождение от Отца
От двух Других Лиц Святой Троицы Сына Божьего отличает личностное (ипостасное) свойство. Оно заключается в том, что Бог Сын рождается Богом Отцом. Он рождается из Божественного существа (естества) Отца, а не из ничего или другим образом. Он рождается не так, чтобы от существа Отца что-либо отделилось или Отец чего-либо лишался. Рождение Сына Божия есть рождение неразлучное, Сын родился от Отца, но не отделился от Него. Рождение Сына Божия есть рождение вечное, оно никогда не начиналось и никогда не оканчивалось (Пс. 109:3; Пс. 2:7). Рождение Сына Божия Отцом есть вечное и неразлучное рождение Божественного Слова Божественным Умом.
Для того, чтобы понять как Божественный Ум рождает Божественное Слово святые отцы указывали на ум и мысль (внутреннее слово) человека, являющегося Образом Божьим.
Свт. Игнатий (Брянчанинов):
Сотворение мира
Бог Отец сотворил мир Словом Своим во Святом Духе.
Св. Григорий Богослов:
Воплощение
На Предвечном Совете Святой Троицы принято решение о воплощении Слова Божьего, предначертано принятие Им человеческого естества. "И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца" (Ин. 1:14).
В Воплотившемся Божьем Слове - Богочеловеке Иисусе Христе, Который есть Бог и Слово Отца, по сущности обитает вся полнота Божества телесно (Кол. 2:9). Приняв человеческую природу, Божественное Слово соединило тварное и Нетварное естество, открыв уверовавшему в Него человеку путь к обожению.
Господь Иисус Христос называется Сыном Божиим в подлинном смысле, а не каком-либо переносном, Священное Писание приписывает Ему и Божеское естество, и Божеские свойства и единосущие со Отцем и Духом. Так, Он называется:
- Сыном Бога Отца: Отец любит Сына, и вся показует Ему, яже Сам творит.., якоже бо Отец воскрешает мертвыя и живит, тако и Сын, ихже хощет, живит (Ин. 5:20, 21; Ин. 14:13, Ин. 17:1; Мф. 11:27)
- Сыном единородным: тако бо возлюби Бог мир, яко и Сына Своего Единороднаго дал есть, да всяк веруяй в Онь не погибнет, но имать живот вечный Ин. 3:16, Ин. 18, 1:14)
- пребывающим в самом лоне Отца: Бога никтоже виде нигдеже: Единородный Сын, сый в лоне Отчи, Той исповеда (Ин. 1:18)
- Сыном истинным: вемы, яко Сын Божий прииде, и дал есть нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем во истиннем Сыне Его Иисусе Христе (1 Ин. 5:20)
- Сыном собственным: Иже убо Своего Сына не пощаде, но за нас всех предал есть Его, како убо не и с Ним вся нам дарствует; (Рим. 8:32)
Использованные материалы
- "Сын Божий" // Словарь сайта "Азбука веры"
[1] Творения преподобного Максима Исповедника. Кн. I. М.: "Мартис", 1993. Различные богословские и домостроительные главы. С. 257-260. Перевод А. Сидорова - http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispovednik/razlichnye_bogos...vy/
[2] Митр. Иларион (Алфеев). Жизнь и учение св. Григория Богослова. Глава 4. Мистическое богословие - http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev/jizn_Grigoriya_Bogoslova/4
[3] Аскетические опыты. Том II. "О образе и подобии Божиих в человеке" - http://pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=192
[4] Свт. Григорий Богослов. Слова. Слово 5. Второе обличительное на царя Юлиана - http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogoslov/slovo/5