Ипоста́сь (греч. υποστασις) - термин христианского богословия, используемый для обозначения того, что существует само по себе, самостоятельно; является синонимом терминов "лицо" и "личность".
Происхождение термина
Слово υποστασις происходит от глагола υφιστημι (от υπο + ιστημι), который переводится как "подставлять", и имеет основное значение - подставка, основание. Кроме того, оно употреблялось в значении слова υποσταθμη - осадок, отстой. При этом, как замечает протоиерей Георгий Флоровский "Суффикс "σις" придает коренному смыслу оттенок статический, но не динамический (не процессуальный)" [1].
Употребление термина в Священном Писании
В канонических книгах Септуагинты слово "ипостась" встречается 19 раз. Один раз оно встречается также в девтероканонической книге Премудрости Соломона и дважды - в апокрифической книге Псалмов Соломона. Посредством слова υποστασις в Септуагинте в различных контекстах переданы значения 13 различных древнееврейских слов, не имеющих выраженного философского смысла.
В Новом Завете слово υποστασις употреблено пять раз.
Во втором послании к коринфянам апостол Павел дважды использует его в обычном нефилософском смысле. Аналогичным образом употреблено это слово в третьей главе Послания к евреям. Кроме того, слово υποστασις используется автором послания к евреям при определении понятия веры: "Вера же есть осуществление (υποστασις) ожидаемого и уверенность в невидимом" (Евр. 11, 1). Здесь данное слово уже приобретает заметное философское наполнение.
Это же слово автор послания к евреям выбирает и для характеристики отношений Отца и Сына: "Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси (υποστασεως) Его" (Евр. 1, 3). Это единственное место Синодального текста Священного Писания, в котором слово "ипостась" оставлено без перевода. Святые отцы в своих богословских работах рассмотрению этого стиха уделяли особое внимание. Именно на этот стих они в значительной степени опирались, придавая слову υποστασις статус одного из основных богословских терминов.
Философское и богословское употребление термина
Следует отметить, что до IV века в языческой философии, а также в христианском богословии термины ипостась и сущность использовались как синонимы. Так блаженный Феодорит Кирский, отвечая на вопрос: "Есть ли какое-либо отличие сущности от ипостаси?" утверждает: "Согласно внешней мудрости - нет. Ведь сущность обозначает бытие, а ипостась - существование". В "Истории Церкви" блаженный Феодорит приводит слова Сардикийского Собора 343 года: "Одна Ипостась... Отца и Сына и Святого Духа". А блаженный Иероним в 70-х годах IV века писал: «Школа светских наук… не знает иного значения слова ипостась, как только сущность» [2].
Первым, кто различил "сущность" как "бытие вообще" от "ипостаси", как "определенного бытия", был Плотин, а неоплатоники даже разграничивали эти термины, однако "на чем основывалось это разграничение и в чем они полагали различие между терминами: неизвестно" [3].
"У Аристотеля он (термин ипостась) означал истинно существующее в противоположность концептам и идеям и часто употреблялся как синоним слова "природа". Кроме того, он понимался как эквивалент латинского sub-stantia. В нем более определенно, чем в термине "природа", предполагалось индивидуальное существование" [4].
В IV веке, в самый разгар Тринитарных споров, трудами Великих Каппадокийцев термин υποστασις приобрел самостоятельное значение, отличное от значения термина "сущность". Произошло это благодаря сближению понятия ипостаси и лица. Так, святитель Василий Великий в 210-м послании "К неокесарийским ученым" пишет: "Ведь недостаточно перечислять различия Лиц, но следует исповедовать, что каждое Лицо пребывает в истинной ипостаси".
Уточняя троичную терминологию, Великие Каппадокийцы прежде всего разграничили понятия сущности и ипостаси как общего и частного. В 38-м послании святителя Василия Великого "К Григорию брату" он пишет: "Итак, "ипостась" есть не понятие сущности неопределенное, по общности означаемого ни на чем не останавливающееся, но такое понятие, которое видимыми отличительными свойствами изображает и очертывает в каком-нибудь предмете общее и неопределенное" [5].
Определение термина
Известна определенная сложность в дифференциации термина "ипостась". Так святые Отцы писали:
Свт. Василий Великий:
Свт. Амфилохий Иконийский:
Прп. Иоанн Дамаскин:
Авва Фалассий Ливийский:
Архимандрит Киприан (Керн) свидетельствует: "Для обоих Григориев (Григория Нисского и Григория Богослова) Ипостась является не только отдельно взятым индивидом со своими отличительными признаками, но и реально существующим разумным лицом. Ипостаси суть, таким образом, способы Божественного бытия" [9];
Отец Олег Давыденков: "Ипостась указывает не только на отличие, но и на самотождественность вещи, ее нумерическое отличие, то есть на отдельное существование" [10];
В.Н. Лосский говорил о несводимости ипостаси к сущности: "Ипостась есть то, что есть усия (сущность), к ней приложимы все свойства – или же все отрицания, – какие только могут быть сформулированы по отношению к "сверхсущности", и, однако, она остается к усии несводимой. Эту несводимость нельзя ни уловить, ни выразить вне отношения трех Ипостасей, которые, собственно говоря, не три, но "Три-Единство"" [11]. И это различие может быть выражено тем, что природа отвечает на вопрос "что", ипостась же отвечает на вопрос "кто", на который отвечают только именем собственным.
Единый Бог христианства не является безличной сущностью философских спекуляций, не есть абстракция, лишенная живого личного отношения к человеку. Он имеет конкретное Личное (Ипостасное) существование, Его природа существует лично, она – живое личное бытие. При этом личное существование создавшего мир Бога превышает человеческий разум. Человеческий разум тварен, а создавший его Бог бесконечно превосходит тварное естество, раскрываясь человеку в непостижимом единстве нераздельных Божественных Лиц Троицы, Которая есть Начало всего, Творец мира.
Использованные материалы
- Лосский В.Н. Боговидение. Минск, 2007.
- Спасский А.А., профессор. История догматических движений в эпоху Вселенских соборов. Сергиев посад, 1914.
- Чурсанов С.А. Лицом к лицу: Понятие личности в православном богословии ХХ века. М.: Издательство ПСТГУ, 2009.
- http://www.azbyka.ru/dictionary/09/ipostas-all.shtml
[1] Флоровский Георгий, прот. Восточные отцы IV века. М.: Паломник, 1992. С 79.
[2] Цит. по: Спасский А.А., профессор. История догматических движений в эпоху Вселенских соборов. Сергиев посад, 1914. С. 225.
[3] Спасский А.А., профессор. История догматических движений в эпоху Вселенских соборов. Сергиев посад, 1914. С. 489-490/
[4] Мейендорф Иоанн, протопр. Человечество Христа: Пасхальная тайна // Богословский сборник. М.: ПСТБИ, 2000. Вып.V. С. 13.
[5] Восточные отцы и учители Церкви IV века. Антология в трех томах. Т.1. М.: МФТИ, 1998. С.263.
[6] Василий Великий. Письмо 38-е к Григорию брату
[7] Василий Великий. Опровержение на защитительную речь злочестивого Евномия. Книга IV
[8] Добротолюбие. Т.3. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1993. С.316.
[9] Киприан (Керн), архим. Антропология св.Григория Паламы. М.: Паломник, 1996. С. 139.
[10] Давыденков Олег, иерей. Традиционная христология нехалкидонитов с точки зрения святых отцов и Вселенских Соборов Православной Церкви. М.: ПСТБИ, 1998. С. 25.
[11] Лосский В.Н. Богословское понятие человеческой личности // Боговидение. Минск, 2007. С.402.