МОСКОВСКИЙ СОБОР 1989

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Участники Архиерейского Cобора в Крестовом храме Патриаршей и Синодальной резиденции в Свято-Даниловом монастыре
Участники Архиерейского Cобора в Крестовом храме Патриаршей и Синодальной резиденции в Свято-Даниловом монастыре
Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, проходил в Москве, в Даниловом монастыре, с 9 по 11 октября 1989 года

Был созван в связи с празднованием 400-летия учреждения Патриаршества на Руси. В работе Собора приняли участие 73 архиерея, председательствовал патриарх Московский и всея Руси Пимен.

С основным докладом, носившим характер исторического обзора и лишь в самом общем виде касавшимся современных проблем, выступил митр. Киевский и Галицкий, патриарший экзарх Украины Филарет (Денисенко).

Прославление Патриархов Московских и всея Руси святителей Иова и Тихона в Троицком соборе Свято-Данилова монастыря
Прославление Патриархов Московских и всея Руси святителей Иова и Тихона в Троицком соборе Свято-Данилова монастыря
По докладу председателя синодальной Комиссии по канонизации митр. Крутицкого и Коломенского Ювеналия (Пояркова) Собор совершил прославление первого патриарха Московского свт. Иова и первого предстоятеля Русской Церкви после восстановления Патриаршества в 1917 году свт. Тихона. Канонизация патриарха Тихона была первым шагом к прославлению новомучеников и новых исповедников Российских, пострадавших в годы революционной смуты и большевистского террора. Собор поручил Комиссии по канонизации подготовить материалы для прославления в лике святых прот. Иоанна Кронштадтского. В докладе митр. Ювеналия сообщалось, что начата работа по подготовке к канонизации митрополитов Петроградского Вениамина (Казанского), Киевского Владимира (Богоявленского) и Ленинградского Серафима (Чичагова).

В докладе Управляющего делами Московской Патриархии митр. Ростовского и Новочеркасского Владимира (Сабодана) были сформулированы основные задачи Русской Церкви в условиях бурно развивающейся церковной жизни. В области внутрицерковных дел основное внимание было уделено приходам и связанной с возрождением храмов катехизаторской, духовно-просветительской и социально-благотворительной работе. Собор принял решение о реорганизации системы духовного образования, признав целесообразным преобразовать Духовные Семинарии в высшие школы. Собор постановил возродить печатные органы духовных академий. Собор также рекомендовал архиереям возобновить издание «Епархиальных ведомостей». Особое внимание было уделено вопросам церковной дисциплины, в частности стремлению некоторых клириков «мирские обычаи века сего перенести на структуру Церкви». Митр. Владимир дал характеристику современной ситуации в церковно-государственных отношениях, отметив, что в условиях, когда «прежнее государственное законодательство о культах устарело, а нового еще нет», многие представители светской власти продолжают чинить препятствия возрождающейся церковной жизни, несмотря на то что новый церковный Устав был зарегистрирован государством и вошел в жизнь.

Собор высказал свое отношение к разрабатывавшемуся в то время закону «О свободе совести и религиозных организациях». В соборных «Определениях» подчеркивалось:

«Мы считаем необходимым внесение в него следующих положений:
      1. юридическое признание Церкви как единой религиозной организации и уравнение ее в правах с другими общественными организациями;
      2. предоставление равных прав для религиозного и атеистического обучения, воспитания и пропаганды;
      3. предоставление возможности широко и многообразно осуществлять дела милосердия и благотворительности;
      4. свободное издание и распространение религиозной литературы;
      5. доступ Церкви к средствам массовой информации;
      6. отмена дискриминационного налогообложения и уравнение в этом отношении духовенства и церковных работников со всеми советскими гражданами».

В «Определениях» не нашел отражения вопрос о церковной собственности, поднимавшийся в докладе митр. Владимира.

На Соборе дискутировался вопрос о возможности участия священнослужителей в деятельности выборных государственных органов управления. Эта проблема впервые обсуждалась на заседании Священного Синода 27-28 декабря 1988 года в связи с принятием 1 декабря 1988 года Закона СССР о выборах народного депутата СССР, предоставившего священнослужителям возможность быть избранными. Синод благословил представителям Церкви принимать участие в этой деятельности, народными депутатами СССР стали патриарх Пимен, митр. Ленинградский Алексий (Ридигер), митр. Волоколамский Питирим (Нечаев). Однако уже после первых выборов стало ясно, что «эмоциональный характер и дух предвыборных кампаний» ввергают кандидатов в «мирские страсти», да и сама депутатская деятельность подразумевает постоянную борьбу и чуждый церковному сознанию дух соревнования. По мнению митр. Алексия, наряду с пользой, которую священнослужители-депутаты могли принести Церкви и обществу,

«депутатство дало и отрицательный опыт, как место, где нет уважительного отношения друг к другу. Я категорически против того, чтобы сегодня избирались священнослужители, потому что я на себе испытал, насколько мы к парламентаризму не готовы, да думаю, что и другие многие страны не готовы. Там царствует дух противостояния, борьбы. И я после заседания съезда народных депутатов возвращался просто больным, потому что там атмосфера нетерпимости, когда захлопывали, закрикивали выступающих».

Вопросам устроения внутрицерковной жизни в новом гражданском обществе были посвящены доклады архиеп. Смоленского Кирилла (Гундяева) «Церковь в отношении к обществу в условиях перестройки», митр. Волоколамского Питирима «Об издательской деятельности Московского Патриархата», архиеп. Дмитровского Александра (Тимофеева) «О подготовке кадров священно- и церковнослужителей Русской Православной Церкви», архиеп. Зарайского Алексия (Кутепова) «О хозяйственной деятельности Московской Патриархии».

Внешней деятельности Русской Церкви были посвящены доклады митр. Минского Филарета (Вахромеева) «Межправославные отношения и экуменическое движение на современном этапе» и митр. Ленинградского Алексия (Ридигера) о миротворческой деятельности Русской Церкви. Говоря о крепости и плодотворности межправославных связей, митр. Филарет обратил внимание на возникшие «прискорбные факты непонимания и разномыслия» во взаимоотношениях с Константинопольским Патриархатом, имея в виду претензии Константинопольского патриарха на главенство в Православии и на окормление православной диаспоры во всем мире, в том числе в бывших республиках СССР. Обоснование этой позиции было дано митр. Сардским Максимом в книге «The Oecumenical Patriarchate in the Orthodox Church: A study in the history and canons of the church» [1], которая была разобрана проф. К. Е. Скуратом в статье «Константинопольский Патриархат и проблемы диаспоры» [2].

Предметом отдельного рассмотрения на Соборе стали проблемы, возникшие в церковной жизни западных епархий Украины, где на волне возрастания националистических настроений предпринимались усилия по возрождению униатской церкви. В докладе митр. Филарета (Вахромеева) отмечалось, что проблема унии «затрагивает весь процесс взаимоотношений между Римо-католичеством и Православием». Ранее действовавшие нелегально в западных областях Украины греко-католической общины в конце 1980-х гг. настойчиво требовали легализации. Традиционный для Галиции сепаратизм стал причиной бурного роста симпатий значительной части местного населения к Украинской греко-католической церкви (УГКЦ), постоянно апеллировавшей к образу «церкви-мученицы» - жертвы советского режима. Проблема обострялась возникновением в Галиции первых приходов раскольников-автокефалистов, объявивших о своем выходе из юрисдикции Московского Патриархата и возрождении раскольничьей Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ). Всесторонне рассмотрев ситуацию, складывавшуюся в западных областях Украины, Собор выразил озабоченность состоянием церковной жизни в расположенных на этой территории епархиях. Собор подтвердил определение Всеправославного совещания 1986 года, что униатская проблема является препятствием на пути к единству и омрачает отношения православной Церкви с католической церковью.

Постановлением Собора был образован Белорусский экзархат Московского Патриархата, в состав которого помимо существовавшей прежде Минской епархии вошли воссозданные Могилёвская, Брестская и Полоцкая епархии. Патриаршим Экзархом Белоруссии стал митр. Минский и Гродненский Филарет (Вахромеев). Учреждение Белорусского экзархата должно было воспрепятствовать возможному росту церковно-сепаратистских настроений в Западной Белоруссии.

Определения Архиерейского Собора были утверждены Поместным Собором 7-8 июня 1990 г.

Литература

  • ЖМП. 1990. № 1. С. 5-34; № 2. С. 6-48
  • Цыпин. История РЦ. С. 472-473
  • Петрушко В. И. Автокефалистские расколы на Украине в постсоветский период, 1989-1997. М., 1998. С. 26-40.

Использованные материалы

  • В. И. Петрушко, прот. Владислав Цыпин. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 9-11 октября 1989 года // Православная Энциклопедия, том 3, стр. 546-548



[1]  Вселенский Патриархат в Православной Церкви: историческое и церковно-каноническое исследование. Thessaloniki, 1976

[2]  ЖМП. 1989. № 9-10

Редакция текста от: 20.05.2016 16:27:38

"МОСКОВСКИЙ СОБОР 1989" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google