ВИЛЕНСКАЯ ЕПАРХИЯ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Виленский Пречистенский собор
Виленский Пречистенский собор
Виленская и Литовская епархия Русской Православной Церкви

Распространение Православия до конца XIV в.

Христианство стало проникать в Литву из Руси, Польши и Ливонии. Однако, язычество здесь было крепким и оказало значительное сопротивление. Церковь в Польше и Ливонии была в составе Римского Патриархата и вместе с ним в XI веке отпала от полноты Православия, после чего источником его осталась Русь.

Летопись епископа Петра Камеранского свидетельствует о проникновении Православия в Литву уже в XI веке [1]. Ранние связи с Русью, посредством которых проникало Православие, включали в себя военные, торговый и бытовые. Русские князья предпринимали походы вглубь литовских земель и строили там для собирания дани укрепления. Литовские дружины неоднократно совершали набеги на русские земли. Наконец, "задолго до татарского нашествия литвины сближались с белорусами и проходили в восточную Россию через их страну, как свои люди" [2].

Первым известным из литовских князей, принявшим Христианство, был основатель объединенного Литовского государства, первый великий князь и король Литовский Миндовг. При нём литовцы начали захват руссих земель, расширяя государство на юго-восток и принимая всё больше православных руссих людей в своё государство. Это способстовало распространению Православия также и в исконно литовских землях, которые стали входить – как и русские земли – в Киевскую митрополию Константинопольского Патриархата. Согласно Гусынской летописи, в 1246 году Миндовг принял православное крещение, но, видимо, сделал это не по убеждению а по расчёту – в целях союза с русскими князьями против Тевтонского ордена. Когда условия изменились и Миндовг предпочёл сблизится с орденом он в 1251 году принял римо-католическое крещение.

Среди последующих великих князей Литвы было не менее трёх православных - сын Миндовга, ревностный подвижник и монах Войшелк, Шварна и Римунд (в монашестве Елисей). При великом князе Гедимине в первой половине XIV века, после присоединения обширных западнорусских земель, русское православное население составило уже две трети населения Литовского государства. Гедимин, хоть и оставался язычником, проявлял широкую веротерпимость к православным. Сам он был дважды женат на православных русских, а вообще в ту эпоху известо 16 русских княжен, выданных замуж за литовских князей, и 15 литовских княжен, выданных замуж за русских князей. Сын Гедимина, великий князь Ольгерд, был также женат на русской православной – Марии Ярославне – и, по некоторым данным, живя в Витебске принял православное крещение. В годы его княжения в его стольном граде Вильне был построен православный храм святой Параскевы-Пятницы. Однако, после кончины защитницы христиан Марии Ярославны, Ольгерд уступил языческому жрецу и в 1347 году трое придворных православных – Антоний, Иоанн и Евстафий – были казнены за отказ совершать языческое жертвоприношение. Эта казнь лишь способствовала дальнейшему обращению литовцев ко Христу. Канонизация литовских первомучеников совершилась в Константинополе по почину патриарха Филофея в период между 1354 и 1374 годами. При Ольгерде в Вильне продолжалось строительство православных храмов, распространялось почитание православных святых: Литовских первомучеников, святителя Кирилла Туровского, преподобной Евфросинии Полоцкой, Литовской княжны Евпраксии Псковской и других. В 1397 году великий магистр Тевтонского ордена Кондрат Юнгинген свидетельствовал, что в Литве незаметно успеха латинства, и что литовцы больше обращаются в русскую веру – Православие.

Римо-католическое гонение

Для Православия в Литве обстоятельства полностью изменились при преемнике Ольгерда Ягайле. Будучи с детства православным, но стремясь получить руку польской королевы Ядвиги и корону Польского королевства, он принял римо-католицизм. Вступив в 1386 году в брак с Ядвигой он обязался ввести среди своих подданных латинскую веру. При нём в литовскую жизнь постепенно начинают проникать римо-католические начала. В 1387 году в Вильне было объявлено о крещении литвы в римо-католицизм, который с того времени стал государственной религией. Было остановлено распространение Православия среди литовцев, а русское православное большинство Литовского государства стали склонять к принятию римо-католицизма – в первую очередь путем ограничительных мер и лишения многих прав.

Со времени правления наследника Ягайлы, Витовта, начались попытки сверху насадить унию Православной Церкви в Литве с римо-католицизмом. На подобии государственной с унией Литвы с Польшей, учинённой в 1413 году, Витовт попытался провести тоже и в Церкви. По его настоянию Собор западнорусских архиереев в 1415 году образовал отдельную Киево-Литовскую митрополию с кафедрой в Вильне, на которую был поставлен митрополит Григорий (Цамблак). Однако, будучи вызван на Констанцский Собор Римо-католической церкви, митрополит Григорий отверг унию. Впоследствии вырабатывались и испытвались всё новые проекты унии и подавления Православия. При этом с 1458 по 1596 год Киевские митрополиты Западной Руси имели местопребывание в Вильне, исконно-литовские земли по большей части находились в прямом ведении митрополитов.

Особенно усилились эти попытки искоренить Православие после объединения Литвы с Польшей в единое государство – Речь Посполитую – в 1569 году. Новый виток нажима закончился отпадением большинства ранее православного епископата в унию на Брестском Соборе в 1596 году и объявлением Православной Церкви "соединённой" с римо-католической. Последующие меры по внедрению унии среди православных часто были силовыми и жестокими, так-как множество верующих не желало принимать её. Большая часть православных общин в исконно-литовских землях в то время отпало в униатство. Православное сопротивление римо-католическому давлению сплачивалось вокруг братств и монастырей, при которых развивалась просветительская и издательская деятельность. В Литве таким оплотом стал Виленский Свято-Духов монастырь. После насильственного обращения православных церквей в униатские в Вильне, храм Свято-Духова монастыря оставался единственным православным храмом во всем городе. При монастыре открылось Виленское Свято-Духовское братство; другие православные монастыри в округе нередко отдавали себя под надзор и руководство Свято-Духова монастыря и перенимали его порядки. Несмотря на постепенное распространение унии, Свято-Духов монастырь пережил многочисленные нападки и устоял в Православии вплоть до присоединения Литвы к России в конце XVIII века.

В составе России

В составе Российской империи впервые за века литовские православные снова смогли существовать без притеснений. Церковная жизнь края поначалу восстанавливалась в составе Минской епархии. Многие униаты, чьи предки стали таковыми не по убеждению, а по принуждению, хранили привязанность к вере отцов и начали возвращаться к ней. В 1832 году была воссоздана Полоцкая епархия, включавшая территорию Виленской губернии.

Непосредственно Литовская епархия была учреждена 6 марта 1839 году, после восстановительного Полоцкого Собора, приведшего в Православие бывших униатов Российской империи. В состав епархии вошли Виленская и Гродненская губернии. До 9 мая 1845 года кафедра временно находилась в Жировицком монастыре, а затем была перенесена в Вильну. Также были учреждены Ковенское и Брестское викариатства.

Новейшая история

В ходе Первой мировой войны, в 1915 году епархиальное управление во главе со святителем Тихоном, духовенство и множество святынь были эвакуированы от наступающих немцев вглубь России. С паствой епархии до 1918 года осталось не более 10 священнослужителей и монахов, множество верующих лишилось духовного окормления. В ходе последовавшей междоусобицы вновь обособившихся Польши и Литвы территория Виленской епархии оказалась разделена между ними. В Литве продолжила действовать епархия верная Московскому священноначалию с центром в Каунасе, а в Польской части была учреждена Виленская кафедра Польской Православной Церкви с центром в Вильне. Только в 1939 году, после занятия Литвы советскими войсками, кафедра была воссоединена в составе Русской Православной Церкви. К началу XXI века епархия охватывала территорию Литвы.

Исторические названия

  • Литовская
  • Литовская и Виленская (17 апреля 1840 - ?)
  • Виленская и Лиддская
  • Виленская и Литовская

Статистика

  • 1 января 1958 [3] - 55 зарегистрированных храмов/молитвенных домов.
  • 1 января 2005 [4] - 50 приходов, 1 мужской монастырь, 1 женская монашеская община, 39 священнослужителей.

Архиереи

Викарные епархии

География благочиний

  • Виленское:
  • Каунасское
  • Клайпедское
  • Висагиновское

Монастыри

Церковно-общественные организации

  • Литовское православное братство
  • Православное общество св. Евфросинии Полоцкой

Использованные материалы



[1]  По указанию историка Г. Я. Киприяновича. Ссылка по Сковородко Вячеслав, прот., "Очерк истории Православия в Литве," официальный сайт Виленской епархии, 29 сентября 2011, http://www.orthodoxy.lt/ru/stati-po-istorii/126-ocherk-istor...tve

[2]  По словам профессора истории М. О. Кояловского. Цит. по Сковородко Вячеслав, прот., "Очерк истории Православия в Литве," официальный сайт Виленской епархии, 29 сентября 2011, http://www.orthodoxy.lt/ru/stati-po-istorii/126-ocherk-istor...tve

[3]  Nathaniel Davis, A Long Walk to Church, Boulder, San Francisco, Oxford: Westview Press, 1995, 33. Со ссылкой на Центральный государственный архив, ф. 6991с, оп. 2, ед. хр. 1, д. 206, 253.

[4]  По данным официального сайта епархии, http://www.orthodoxy.lt/index.php/where,eparhia

Редакция текста от: 31.07.2013 18:57:49

"ВИЛЕНСКАЯ ЕПАРХИЯ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google