Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ФИЛИПП I МОСКОВСКИЙ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Свт. Филипп I Московский (слева вверху). Фрагмент рисунка (перевода с русской иконы 2-й пол. XVII в.) "Собор Московских святых"
Свт. Филипп I Московский (слева вверху). Фрагмент рисунка (перевода с русской иконы 2-й пол. XVII в.) "Собор Московских святых"
Филипп I (+ 1473), митрополит Московский и всея Руси, святитель

Память 5 апреля (Москов.), 27 мая (Москов.) и в Соборе Московских святых

О его происхождении ничего неизвестно.

В 1455 году [1] упоминается как епископ Суздальский. В 1459 году участвовал в хиротонии Новгородского архиепископа Ионы. В 1461 году участвовал в возведении на Всероссийскую митрополию Ростовского владыки Феодосия.

В 1464 году был единодушно избран в преемники митрополиту Феодосию, который и рекомендовал его как наследника. 11 ноября 1464 года был поставлен на Московскую митрополичью кафедру.

Казанский поход

Всецело поддержал Филипп наступление на Казанское ханство в 1467 году. Сохранились его послания к великому князю, и Тверскому епископу Геннадию, в которых он призывал владыку убедить князя Михаила Тверского прислать войска для участия в войне с Казанью. В них митрополит говорит об особом значении этой войны и о том, что все погибшие на ней "яко прежний великомученицы Христови будут и венец мучения восприимуть от Христа". Оба эти послания дышат искренним воодушевлением.

В московско-новгородских отношениях

В московско-новгородских отношениях Филипп старался поддерживать дружбу с архиепископом святителем Ионой Новгородским. В апреле 1467 года по просьбе последнего он отправил в Новгород грозное послание против тех мирян, которые осмеливались посягать на церковные земли. В середине 1460-х годов стал на сторону Ионы в его споре с псковичами, подтвердив права Новгородского владыки над Псковом.

В 1470 году литовский митрополит Киевский Григорий вернулся из унии в Православие. Принявший его патриарх Константинопольский святитель Дионисий I предписал Москве и Новгороду принять Григория как единственного законного митрополита Всероссийского, отвергнув митрополита Московского. Великий князь Иоанн III, по совещании с митрополитом, духовенством и своей матерью, положил не принимать послов ни из Константинополя, ни от Григория, заявив таким образом о правомочности Московского митрополита. Слова великого князя, провозгласившего патриарха Дионисия "чюжа и отреченна," иногода приписывают Филиппу [2]. Так или иначе, митрополит присоединился к великому князю в борьбе с усилившимся в Новгороде после кончины святителя Ионы польско-литовским влиянием. Он увещевал новгородцев не переходить под власть литовского митрополита и яростно обличал их за интерес к литовскому "латинству". В конце концов, Новгород остался верен Московской митрополии. Когда состоялся первый поход великого князя Иоанна III на Новгород, митрополит Филипп перед битвой при Шелони ходатайствовал перед великим князем о помиловании новгородцев, если они принесут повинную.

15 декабря 1471 года митрополит Филипп вместе с другими иерархами торжественно возвёл избранного по жребию Феофила в сан Новгородского архиепископа.

Летописи отметили демонстративную холодность, проявленную им при встрече великого князя из новгородского похода 1 сентября 1471 года: тогда как вся родня и весь московский двор встречали победителя за несколько вёрст от столицы, митрополит встретил его лишь возле Успенского собора, "толко с мосту болшего сшед каменого до кладязя площадного, со всем освященным собором". Эту фразу следует понимать так: митрополит, встречая великого князя, спустился по ступеням высокого южного крыльца Успенского собора и, пройдя несколько шагов, остановился у колодца, находившегося на Соборной площади. Учитывая повышенное внимание к церемониалу, присущее Ивану III, можно не сомневаться: князь понял смысл этого демарша [3].

Отношение к браку с Софией Палеолог

Митрополит Филипп был против преступного, с его точки зрения, брачного союза Ивана III с униаткой Софьей Палеолог. В 1472 году он выступил энергичным противником допущения в Москву папского легата Антонио Бонумбре, сопровождавшего Софию, когда оказалось, что легат путешествует в преднесении водружённого на высокое древко "крыжа", т. е. римо-католического креста. Митрополит грозил покинуть Москву в момент въезда в неё легата. Хотя он и не сделал этого, по его настоянию легату было приказано еще за 15 верст до Москвы спрятать крыж. В Москве митрополит при помощи книжника Никиты Поповича подготовил устройство богословского диспута с кардиналом, но тот отказался на диспуте от ответов, сославшись на то, что с ним нет книг. Официальная великокняжеская летопись утверждает, что именно митрополит венчал Иоана III, однако неофициальный свод [4] отрицает участие митрополита в этой церемонии: "венча же протопоп коломенскый Осея, занеже здешним протопопом и духовнику своему не повеле..."

Постройка нового Успенского собора

В последние годы своей жизни митрополит Филипп был занят главным образом сооружением нового соборного храма в Москве. Старый Успенский собор стал приходить в ветхость: своды его треснули, нужно было поддерживать их деревянными подпорами.

Подготовительные работы по строительству начались осенью 1471 года. "Тое же осени Филипп митрополит повеле готовити камень здати церковь святыа Богородица". Строительство требовало больших средств. Основная тяжесть платежей легла на митрополичью кафедру. Принудительные взносы черного и белого духовенства, добровольные пожертвования бояр и купцов пополнили митрополичью казну.

30 апреля 1471 года состоялась закладка нового собора. Митрополит Филипп под непрерывный колокольный звон собственными руками заложил первый камень в основание будущего храма. Образцом для него должен был стать собор Успения во Владимире.

В 1473 в Москве случился пожар. Митрополит Филипп на время пожара ушёл в монастырь Николы Старого, располагавшийся на посаде в полуверсте от Кремля.

Полностью выгорел дворец митрополита, в чём он увидел проявление Божьего гнева. От потрясения у него отнялись рука и нога. Филипп стал проситься в монастырь, но великий князь не согласился на это, а приказал перевезти святители на время в Богоявленское подворье Троицко-Сергиевой Лавры. Прибыв туда, Филипп потребовал себе духовника, причастился, попросил соборовать себя. Великого князя просил только об одном - достроить соборную церковь, которая к тому времени была доведена лишь до половины своих стен. "Всё готово уже, - говорил умирающий архипастырь, - только позаботьтесь".

В ночь на 5 апреля 1473 года митрополит Филипп скончался. 7 апреля был погребён в стенах своего любимого детища - строящегося Успенского собора.

Память

После кончины Филиппа на его теле найдены были тяжелые железные цепи - вериги. Никто, даже митрополичий духовник и келейник, не знали, что Филипп смиряет свою плоть столь суровым способом. Напрасно великий князь допытывался, кто делал ему вериги: от одного кузнеца, крещенного из татар, узнал только, что митрополит велел ему приковать к цепи одно звено. Но и за это разглашение тайны, виновный понес наказание: ему казалось во сне, что сам святитель, обличив его нескромность, бил его веригами. Встав от сна, наказанный чувствовал боль во всем теле, от которой избавился не ранее месяца, по молитве к оскорбленному им святителю [5].

27 августа 1479 было обнаружено, что тело митрополита Филиппа почти не подверглось тлению.

"И открыша гроб, видеша его лежаща всего цела в теле, яко же и пресвященныи митрополит Иона, и ризы его ни мало не истлеша, а уже по преставлении его 6 лет и 5 месяц без 8 дней, и видевше сие прославиша Бога, прославляющаго угодник своих..."

Для окончательного подтверждения святости Филиппа недоставало лишь чудесных исцелений возле его гроба, но никаких чудес зафиксировано не было. Вопрос о его канонизации был закрыт. Гробница митрополита Филиппа в Успенском соборе со временем была потеряна [3].

На 2009 год его имя было включено в состав Собора Московских святых в лике святителя, с днями памяти в 5 апреля и 27 мая [6]. В Минее-май, ч. 3, изд. Московской Патриархии, с. 225 и 535 память под 27 числом сформулирована так: "Cвятителей Московских Киприана, Фотия и Ионы (обретение и перенесение мощей, 1472), и с ними святителя Филиппа Перваго (†1474), митрополитов всея Руси", однако в публикуемых молитвословиях (тропаре и кондаках) имя Филиппа не фигурирует [7].

Труды

Митрополит Филипп был автором ряда посланий: послания новгородцам о неотъемлемости церковных имуществ, сходного с посланием митрополита Феодосия на ту же тему, послания в Вятку с призывом помочь Москве в казанских походах 1468-1469 годов, двух посланий в Новгород 1471 года против признания западнорусского митрополита и послания о помиловании новгородцев, подчинявшихся великому князю после поражения на Шелони. В послании во Псков митрополит давал согласие на построение в городе шестого собора, в послании Троицкому игумену просил о прощении некоего старца Памвы.

К числу литературных предприятий митрополита относится также поручение, данное им и великим князем новокрещёному еврею Феодору, перевести с еврейского языка книгу "мирских псалмов" (сборник "Махазор"). Возможно, что это поручение связано с усилившимся в то время стремлением к установлению автокефалии Русской Церкви и связанным с такой политикой стремлением отойти от исключительной опоры на греческие церковные памятники.

  • Грамота к новгородцам с увещанием не отдаваться под власть польского короля (Акты истор., I, № 280).
  • Грамота к новгородцам с увещанием не признавать литовского митрополита (Акты историч., I, № 181 и Павлов, Памятники древнерусского канонич. права, № 102).
  • Грамота к Иоанну III о помиловании новгородцев (Акты историч., I, № 282).
  • Грамота к слуге (Акты историч., I, № 79).
  • Грамота в Новгород (1467 г.) с поучением о неприкосновенности церковных земель (Акты историч., I, № 82 и Павлов, № 101).
  • Грамота в Псков (1471 г.) с разрешением построить шестой собор (Акты историч., № 283 и Павлов, № 103).
  • Послание к игумену Троице-Сергиевой Лавры Спиридону о прощении одного монастырского старца (Акты историч., I, № 278 и Павлов, № 104).
  • РИБ, СПб., 1880, т. 6, № 101—104.
  • АИ, т. 1, № 278, 280—283.
  • Дружинин В. Г., Несколько неизвестных памятников из сборника XVI века, СПб., 1909, 114—117 (отд. отт.: ЛЗАК. Вып. 21).

Литература

  • ПСРЛ, СПб., 1889, т. 16, стб. 215—224.
  • Голубинский Е., История церкви, 1900, т. 2, ч. 1, Первая паг., 532—548.
  • Боголюбский М., прот. Московская иерархия ("Чтен. в общ. люб. дух. просвещ., 1894, сентябрь, с. 461-463).
  • Иванов. Описание Московского архива министерства юстиции. М., 1848, с. 210.
  • М. Макарий И. Р. Ц., т. VI, с. 55 и след.
  • Толстой М.В. Рассказы из Ист. Р. Ц.", с. 274, пр. 8.
  • Шемякин В.И. Москва, ее святыни и памятники. М., 1896, с. 78.
  • Самбикин Д. Месяцеслов, 1898, вып. VIII, апрель, с. 21-23.
  • Сергия Месяцеслов, т. II, с. 574.
  • Гатцук Календарь на 1883 г., с. 135.
  • Булгаков, с. 1396, 1405.
  • Барсуков Н., с. 563.
  • Ратшин, с. 96.
  • Голубинский Е., с. 369.
  • Обзор рус. дух. лит., с. 113-114.
  • Никон. летопись, VI, с. 2-3, 24, 37, 52.
  • П. С. Р. Л., т. IV, с. 232-233; т. V, с. 35; т. VI, с. 45, т. VIII, с. 151, 163, 169-170, 177.
  • Собрание госуд. грамот и договоров, I, № 85, 92-95, 97-98.
  • Церковные вопросы в России и русское дух. вед. Браила, 1896, с. 46.
  • Святая Русь, № 520.
  • М. Нкр., т. III, с. 259.
  • БЭС, т. II, с. 223.
  • ЭС, т. 35-а (кн. 70), с. 764-765.
  • РБС, т. XXI, с. 122-124.
  • Вальденберг В., Древнерусские учения о пределах царской власти, Пг., 1916, 186—189: ПСРЛ. Л., 1925, т. 4, ч. 1, 445-449.
  • Щапов Я. Н., Восточнославянские и южнославянские рукописные книги в собраниях Псковской народной республики, М., 1976, т. 2, прил., № 52 (к № 88), 145-147.
  • Хорошкевич А. Л., Русское государство в системе международных отношений конца XV - начала XVI в., М., 1980, 181-184.
  • Каган М. Д., Понырко Н. В., Рождественская М. В., "Описание сборников XV в. книгописца Ефросина," ТОДРЛ, Л., 1980, т. 35, 143-144, 165.

Использованные материалы



[1]  http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/or_file.cgi?3_106 указывает его Суздальским епископом с 1452 года. Однако все прочие источники указывают лишь дату первого упоминания в 1455 году.

[2]  Карташев указывает, что эти слова содержаться в письме великого князя к архиепископу Новгородскому Ионе. Однако статья энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона приписывает это выражение митрополиту Филиппу. См. Карташев А. В., Очерки по истории Русской Церкви, т. 1, http://lib.eparhia-saratov.ru/books/10k/kartashev/russianchu...tml, "Филипп I, российский митрополит," энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, http://gatchina3000.ru/brockhaus-and-efron-encyclopedic-dict...htm

[3]  Борисов Н. С., Иван III, М., 2000.

[4]  В составе Летописей Софийской II и Львовской.

[5]  Горский А. В., Филиппъ І, митрополитъ Московскiй и всея Россiи, http://nasledie.russportal.ru/index.php?id=history.gphillip

[6]  http://mospat.ru/calendar/sobor1/mossv.html

[7]  http://files2.regentjob.ru/minea/may3/may3225.html и http://files2.regentjob.ru/minea/may3/may3535.html.

Редакция текста от: 27.10.2016 13:02:48

"ФИЛИПП I МОСКОВСКИЙ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google