ВЛАДИМИРСКИЙ УСПЕНСКИЙ СОБОР

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Владимирский Успенский собор.  Фото ок. нач. XXI в.
Владимирский Успенский собор. Фото ок. нач. XXI в.
Владимирский собор в честь Успения Пресвятой Богородицы, кафедральный собор Владимирской епархии. Уникальный архитектурный историко-художественный памятник Древней Руси, главный собор Северо-Восточной Руси, одно из величайших созданий русской архитектуры XII века, ставший образцом для строительства русских храмов.

Собор поставлен на крайней и высокой части холма, завершая древний центр Владимира. Он является важным элементом пространственно-композиционной структуры города и его панорамы из-за реки Клязьмы, определяет городской пейзаж.

Первая церковь

В 990 году во во Владимире на Клязьме была построена из дубового леса первая православная церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы.

Древний кафедральный собор

После того как икона Божией Матери, за это названная Владимирской, стала чудесно недвижимой близ Владимира, благоверный великий князь Андрей Боголюбский велел заложить здесь новый белокаменный собор для святыни. Согласно Лаврентиевской летописи в 1158 году "...заложи Андрей князь в Володимери церковь камену святую Богородицю, месяца апреля в 8 день...". В 1160 году собор был уже отстроен: "Того же лета создана бысть святая Богородица... благоверным... князем Андреем... и верх ея позолоти, по вере же его и по тщанью его к святой Богородице приведе ему Бог из земель все мастеры, и украси ю паче инех церквей_" летом 1161 года. Роспись новой церкви, прозванной Златоверхой, была закончена 30 августа и в 1161 году последовало освящение. Одноглавный собор был задуман князем Андреем как главный храм епархии. С 1158 года при Успенском соборе велось Владимирское летописание, в 1160 году князь Андрей дал храму большие земельные владения и десятую часть княжеских доходов, сделав собор «десятинным». Владимирская икона Божией Матери стала его главной святыней.

В 1176 году собор был жестоко разграблен Ростиславичами. Храм вновь сильно пострадал в 1185 году от большого городского пожара. В связи с этим в 1185-1189 годах при Владимирском великом князе Всеволоде Юрьевиче собор был обнесен высокими галереями на углах которых были поставлены четыре малые позолоченные главы. Для связи галерей с помещением старого храма, стены последнего были прорезаны большими и малыми арочными проемами, бала заново пострена алтарная часть. 11 августа 1189 года собор был торжественно освящен епископом Ростовским Лукой. В 1193 году собор снова пострадал в городском пожаре. С течением времени Всеволодова обстройка стала княжеской усыпальницей - "гробницей". Вокруг собора в домонгольскую эпоху высились епископский дворец и другие постройки, описанные в летописях. При землетрясении во Владимире в 1230 году Успенский собор не пострадал. В 1237 году галереи были расписаны.

7 февраля 1238 года собор был впервые взят и разграблен татарами, при чём погибло множество укрывшихся в соборе владимирцев во главе со священномучеником епископом Митрофаном. В следующем году из Ростова в собор было перенесено тело великого князя Владимирского благоверного Георгия Всеволодовича. Позднее в том же XIII веке татары подвергли собор второму разграблению.

В этот период в соборе совершалось возведение на Владимирский великокняжеский престол - в 1252 году здесь на престол был посажен благоверный великий князь Александр Невский. В 1280 году был проведен ремонт собора. В 1299 году митрополит Киевский святитель Максим перенес во Владимирский собор свою резиденцию, получив утверждение в видении от Самой Пресвятой Девы. На рубеже XIIIXIV веков в юго-западном углу Всеволодовых галерей был построен кирпичный придел в честь Пантелеимона Целителя, собор был покрыт оловом. Митрополит Всероссийский, святитель Петр, в 1325 году переселился из Владимира в Москву. Соответственно, в 1395 году туда была перенесена Владимирская икона Божией Матери, в 1428 году возведение на великокняжеский стол стало совершаться в Москве, а в 1470-х годах в Москве по образцу Владимирского был воздвигнут свой кафедральный Успенский собор. За исключением 1352-1354 годов, собор утрачивает роль кафедрального храма вплоть до XVIII века.

Храм Московской епархии

В 1340 году во Владимирском соборе были проведены ремонтные работы по кровле. В 1408 году "повелением великого князя Василия Дмитриевича собор был расписан, а мастеры Данило Иконник да Ондрей Рублев". В 1411 году татарский царевич Талыч занял и поджег город, и собор лишился своих колоколов, которые расплавились в огне. Соборные сокровища и святыни были спрятаны ключарем Патрикием, который за это был замучен татарами. В 1518-1520 годах иконы Владимирского Успенского собора были отправлены в Москву для показа греческой делегации и реставрации, после чего возвращены на прежние места. В 1536 году собор вновь горел.

В начале XVII веке собор находился в запустении: "птицы внутри его во множестве вили свои гнезда". Кровля собора в то время была пощипцовой. Предположительно в том же веке близ собора была воздвигнута шатровая колокольня. В 1645 году были обретены нетленными мощи благоверного князя Георгия.

К началу XVIII века собор дошёл до крайнего обветшания, имел многочисленные трещины стен и арок. Благодаря общецерковному прославлению святых благоверных князей Андрея Боголюбского и Глеба Владимирского в 1702 году правительство обратило внимание на собор и выделило средства на его обновление. В 1708 году стольник Георгий Андреевич Племянников на свои средства возобновил иконостас. Однако, ремонт 1708 года сильно исказил храм, не укрепив при этом здания. К белокаменной постройке были подведены угловые кирпичные контрфорсы, расширены и добавлены окна, главы были переделаны из шлемовидных в луковичные. Новый капитальный ремонт состоялся в 1725-1734 годах под руководством крепостного крестьянина Новой Александровской слободы Якова Буева. Не имея возможности восстановить древнее покрытие, мастера покрыли храм четырехскатной железной кровлей с большим уклоном.

Кафедральный собор в Синодальный период

В 1744 году, в связи с возобновлением Владимирской епархии, собор снова стал кафедральным. В 1767 году, во время посещения Владимира императрицей Екатериной II, собор предстал в плачевном виде, т.к. железная крыша проржавела и вода заливала собор, загрязняя и разрушая росписи и убранство. Императрица выделила 14 тыс. рублей на возобновление храма, после чего восстановительные работы повели восемь артелей. В 1768 году в соборе были устроены и освящены приделы в северной части во имя благоверного великого князя Андрея Боголюбского, в южной – во имя благоверного князя Глеба Владимирского. Артель кровельщиков во главе с московским кузнецом Алексеем Сергеевым разобрала ветхую крышу собора и покрыла листовым железом, оснастив новыми водосточными трубами. Артель местных мастеров-маляров выкрасила крыши в зеленый цвет. Служители архиерейского дома починили и выбелили стены и своды, сковали 6 решеток и вставили их в окна. 4 артели вели работы в алтаре. Новый иконостас был сооружен за 2000 рублей осташковскими резчиками Степаном и Калистратом Бочкаревыми, а вызолочен и раскрашен - казенным мастером Семеном Золотовым. При этом обветшавший рублевский иконостас был разобран и продан в село Васильевское Шуйского уезда, рублевские фрески затерты известью при побелке. Иконы нового пышного трехярусного иконостасаса были исполнены владимирским иконописцем Строкиным с помощниками. 25 мая 1774 года обновленный Успенский собор освятил Владимирский епископ Иероним. В 1776 году была устроена каменная соборная часовня.

В 1810 году на месте прежней шатровой колокольни, проврежденной молнией и разобранной в 1806 году, архитектором Вершинским была построена новая высокая колокольня. В 1812 году, во время Отечественной войны, из Москвы в собор были принесены на хранение чудотворные Владимирская и Иверская иконы. В 1859 году археологом Солнцевым были предприняты первые попытки по раскрытию древних фресок. В 1860 году по проекту губернского архитектора Н. А. Артлебена был построен тёплый Георгиевский придел, соединяющий северный фасад собора с колокольней, а в 1862 году в колокольне был устроен придел в честь чуда Архистратига Михаила в Хонех.

В 1871 году строятся сторожка и крещальня, а архиепископ Владимирский Антоний выдвигает проект коренной перестройки которая бы полностью изменила собор. Старанием Московского Археологического общества проект был отклонен. Работы того десятилетия ограничилисль лишь сооружением ограды с железными решетками и установкой калориферов для отопления собора. Лишь в 1880 году, под руководством Владимирского владыки Феогност (Лебедев), начались работы по реставрации собора местными силами. В 1882 году под руководством особой реставрационной комиссии, возглавляемой И. Е. Забелиным, начались труды по раскрытию фресок и обновлению росписей, в чём большую роль сыграл Н. М. Софонов. С 1880-х годов архитектура и фрески собора начинают привлекать всемирное внимание. К началу 1890-х годов была проведена капитальная реставрация, восстановлено древнее покрытие храма и его глав, проведено инженерное укрепление стен и сводов, раскрыта древняя фресковая роспись. Фасады в значительной мере были облицованы новым камнем, заменена часть обветшавших резных камней, а с запада был пристроен новый притвор. 29 сентября 1891 году архиепископ Феогност совершил торжественное освящение обновленного собора.

Новейшее время

После 1917 года собор был закрыт и в нем расположилась музейная экспозиция научного атеизма. В 1944 году по просьбе православной общины Успенского собора на его открытие для проведения богослужений храм был вновь открыт и уже не закрывался [1].

Ныне собор с прилежащими к нему постройками являются памятниками мирового наследия по списку ЮНЕСКО и памятниками федерального значения России. Все здания используются по назначению, кроме крещальни, где находится хозяйственно-служебное помещение. С 2009 года доступ для туристов ограничен оговоренными группами, вечерние богослужения в соборе проводятся только перед праздниками. Техническое состояние здания и фресок удовлетворительное, за температурным режимом следит климатолог и электронные термогидрометры.

Владимирский Успенский собор.  Фото Даниила Булатова, 2008 г.
Владимирский Успенский собор. Фото Даниила Булатова, 2008 г.

Описание

Крестово-купольный пятинефный пятиглавый трехапсидный собор из тёсанного белого камня соединяет в себе два строительных периода. Первоначальное, трехнефное, трехапсидное шестистолпное его ядро 1158-1160 годов было в 1185-1189 годах обстроено двухъярусными галереями, открытыми внутрь собора и образовавшими два дополнительных нефа. Планировочная структура стала представлять квадрат, образованный галереями всеволодовой обстройки, вобравший в себя древнее прямоугольное ядро, причём площадь древнего храма и новой обстройки приблизительно равны друг другу. Объемно-пространственное решение собора – высокий двухсветный четверик с хорами в западной части, имеющий позакомарное покрытие и завершенный пятью цилиндрическими световыми барабанами со шлемовидными главами. Высота главной центральной главы - 32,3 м. Полукруглые апсиды почти одной высоты с четвериком. Внутреннее пространство четверика заполнено шестнадцатью столпами с перекинутыми от них подпружными арками системой разновысоких коробовых сводов.

Членение фасадов полуколонками на прясла, каждое из которых имеет позакомарное завершение, соответствует внутренней пятинефной структуре. Щелевидные окна и порталы имеют профилированные проемы. Легкий аркатурно-колончатый фриз делит фасады на два яруса на уровне хор и поднимается на апсидах в карнизную зону. Умеренные украшения фасада влключают в себя белокаменные рельефамы, украшение барабанов более насыщенной зубчиками и поребриком.

Собор сохраняет разновременную настенную живопись XIIXVII веков, среди которых уникальные фрески преподобного Андрея Рублева.

Кресты на главах металлические, кованые ажурные. Кровля собора выложена из листов меди. Полы металлические, из чугунных плит с рисунком, повторяющим орнамент металлических полов XIX века. Двери деревянные, двойные, двустворчатые, с накладными резными декоративными деталями, с застекленными фрамугами. В северо-западном углу собора устроена винтовая металлическая лестница, ведущая на хоры и в северо-западный барабан с выходом на кровлю. Иконостас резной, золоченый, выполненный во второй половине XVIII века, в стиле "елизаветинского барокко". Над царскими и патриаршими местами поставлены резные золоченые сени, выполненные в том же стиле. Внутри собора, в пятах подпружных арок столбов помещены горельефные изображения львов, высеченные из белого камня.

Фундамент собора заложен из нескольких рядов булыжника и белого камня (в верхних рядах) на известковом растворе.

Колокольня стилистически представляет собой свободное соединение классических элементов (спаренные колонны первого яруса, композитные - третьего) с псевдоготическими деталями (стрельчатые арки). Высота вместе со шпилем более 70 м.

Настоятели, ключари

За историю собора иногда Владимирские владыки являлись его настоятелями, а непосредственное ведение собором было поручаемо ключарям. В другие периоды настоятелями назначались особые священнослужители.

Ключари

Настоятели

Святыни

Некрополь

Древнейший русский некрополь внутри собора содержит более 40 захоронений Владимирского великокняжеского рода и Владимирских архиереев. Для княжеских белокаменных саркофагов были устроены ниши - аркосоли в стенах Всеволодовских галерей. Те, по чьему повелению построен собор, похоронены в особо почетном месте, около алтаря, в восточном конце северной галереи, другие – в нишах и под полом. Среди покоящихся в соборе или близ него:

См. также

Использованные материалы



[1]  http://www.vladpalomnik.ru/page/sacred-place/vladimir/sights...ral

[2]  Письма архиепископа Владимирского и Суздальского Онисима (Фестинатова) к святителю Афанасию Ковровскому // Вестник ПСГТУ II: История. История Русской Православной Церкви, 2006, вып. 4 (21), с. 114

Редакция текста от: 05.08.2016 15:07:24

"ВЛАДИМИРСКИЙ УСПЕНСКИЙ СОБОР" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google