ФЕОДОСИЙ (БЫВАЛЬЦЕВ)

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Феодосий (Бывальцев) (+ 1476), митрополит Московский и всея Руси, духовный писатель, святитель

Память в Соборе Московских святых

В 1453 году упоминается архимандритом Чудова монастыря.

23 июня 1454 года хиротонисан во епископа Ростовского митрополитом Ионой.

В 1455 году осужден за то, что в навечерие Богоявления, случившееся тогда в воскресенье, разрешил мирянам вкушать мясо, а инокам рыбу, сыр и яйца.

Митрополит Иона призвал его на собор в Москву, угрожал лишением сана. Однако полное раскаяние и смирение Феодосия, а также ходатайство за него вел. княгини Марии Ярославны [1], отвратили гнев Ионы. После этого случая Феодосий стал чрезвычайно осмотрительным к самому себе, осторожным с паствою и требовательным к духовенству. Чтобы побудить духовенство своей епархии к более строгому исполнению своих обязанностей, Феодосий назначил в Белозерске в 1459 году (по другим сведениям - в 1458 году) частный собор для всех игуменов, священников и диаконов.

3 мая 1461 года [2] был поставлен митрополитом Московским. Было объявлено, что покойный митрополит избрал и благословил его своим преемником еще при своей жизни [3]. При избрании и поставлении митрополита Феодосия особое значение придавалось общему волеизъявлению Ионы, великого князя и освященного Собора [4]: святитель «обговорил,... с великим князем», а также с епископами, «избрал и благословил» преемника «на свое место», дал на его имя благословенную грамоту, скрепленную подписью и печатью, и положил на престол в Успенском соборе (по некоторым источникам, тайно). Эта грамота была обнародована после смерти Ионы, копии с нее были разосланы всем епископам с приглашением в Москву для поставления новоизбранного митрополита, которое было совершено Собором менее чем через 40 дней после кончины Ионы [5].

Феодосий стал первым митрополитом, избрание которого великий князь утвердил сам непосредственно.

Со времени управления Феодосия начался новый период отношений русских митрополитов с Константинопольским Патриархатом - период фактической независимости их от последних и фактической автокефалии. При Феодосии была предпринята первая после разрыва с Константинополем попытка прямых сношений с Греко-Православной Церковью: в 1464 году Феодосий "по благословению... Иоакима, патриарха Иерусалимьского", назначил его племянника Иосифа митрополитом в Кесарию (в Палестине).

Однако положение Феодосия все еще было непрочным: его предшественника не признавали ни Западная Русь (где был свой митрополит), ни тверской епископ, ни ряд русских церковных деятелей. Одновременно с вступлением на престол Феодосия был сменен (после смерти тверского князя и вступления на престол его малолетнего сына) епископ тверской, и преемник его, поставленный в Москве, сразу же объявил о признании московского митрополита; такое же обязательство было получено и от новгородского владыки.

Став митрополитом, Феодосий с еще большей ревностью взялся за исправление нравственности вверенного ему духовенства. Каждую неделю собирал он священников Москвы и давал им духовное наставление. Особенно строг был к вдовым священникам и диаконам и большею частью отправлял их в монастыри. Строгость митрополита по отношению к духовенству вызвала ропот и негодование как среди духовенства, так и среди паствы.

Чувствуя нерасположение к себе духовенства и недовольство паствы, свят. Феодосий 13 сентября 1464 года оставил митрополию и поселился в Чудовом монастыре. Здесь он взял на свое попечение одного расслабленного и служил ему, обмывая его раны, до конца дней своих. Около 10 лет провел Феодосий в смиренном подвиге. Под конец жизни в 1475 году он перешел в Троице-Сергиеву Лавру.

Скончался 15 октября 1476 года в Сергиевской обители. По одним сведениям, был погребен в Московском Чудовом монастыре, в Архангельской церкви, однако Е.Е. Голубинский, ссылаясь на опись 1641 г. говорит о трех покровах, который клались в Серапионовой палатке (Троице-Сергиева лавра) на гробницы трех святителей - Серапиона Новгородского, Иоасафа и Феодосия Московских. Надгробие над могилой святителя, вероятно, было утрачено после перестройки самой палатки: "что касается до могилы митр. Феодосия, то после 1641 года она как-то и почему-то пришла в забвение и бывшее над ней надгробие когда-то исчезло, так что, по Краткому описанию лавры, никакого следа ее в монастыре не осталось" [6].

О времени канонизации святого до нашего времени, к сожалению, не дошло никаких сведений. Архимандрит Леонид (Кавелин) упоминает о нем как о неканонизированном святом, однако в службе всем Русским святым его имя упоминается в литийной молитве. В 2009 году имя митрополита Феодосия было включено в состав Собора Московских святых в лике святителей [7].

Тропарь, глас 3

Церкви Русския первопрестольниче,/ благочестия учителю, истины поборниче,/ святителю отче Феодосие,/ принеси Богу теплое моление/ о спасении душ наших

Сочинения

  • Похвальное слово апостолам Петру и Павлу. // Изв. Академии Наук. т. III. с. 322-328.
  • Слово на Рождество Богородицы. // Приб. к твор. св. отцев. ч. 16. с. 213.
  • Сказание о чуде, бывшем при гробе св. Алексия. // Собрание летописей. т. VI. с. 325.
  • Послание к духовенству Белозерской страны с обличением в нерадении к званию. // Акты историч. т. I. № 64.
  • Пять других посланий. // Историч. акты. [Акты историч.?] I. № 57, 78, 275, 276, 277; № 57. № 77.
  • Церковь и семья в их взаимных отношениях. Полтава, 1907.

Литература

  • Толстой М.В. Рассказы из истории Р.Ц. с. 239, прим. 37, с. 274, прим. 18.
  • Шемякин В.И. Москва, ее святыни и памятники. М., 1896. с. 125, 127.
  • Титов А.А. Ростовские иерархи.
  • Сергий (Спасский), архиеп. Месяцеслов Востока. т. II. с. 576.
  • Строев. стб. 5, 162.
  • Голубинский Е. с. 370.
  • Булгаков. с. 1405, 1418.
  • Ратшин. с. 96.
  • Денисов. с. 427.
  • Обзор рус. дух. лит. с. 110-111.
  • Карамзин Н. т. VI. прим. 629.
  • Иерархи Ростово-Ярославской паствы. Ярославль, 1864.
  • Историческое описание Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. 1852. с. 63.
  • ПСРЛ. т. III. с. 141; т. V. с. 273; т. VI. с. 325-326.
  • Чудов монастырь. Св.-Троицкая Сергиева Лавра, 1896. с. 45.
  • Святая Русь. № 549.
  • Московский некрополь. т. III. с. 415.
  • Список погребенных в Троице-Сергиевой Лавре. № 65.
  • Исторический вестник. 1885. окт. с. 96.
  • Православный собеседник. 1867. июнь. с. 113; нояб. с. 166.
  • Русский архив. 1900. кн. 2. № 7. с. 337.
  • БЭС. т. II. с. 2413.
  • ЭС. т. 41-а (кн. 82). с. 912-913.
  • РБС. т. XXV. с. 325-327.

Использованные материалы



[1]  Борисов Н.С. Иван III. М., 2000

[2]  Макарий (Булгаков), Митрополит Московский и Коломенский. История Русской Церкви. М.: Издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1994-1996, с. 72, https://www.sedmitza.ru/lib/text/435963/; Тарасов А. Е., "Иона" // Православная Энциклопедия, т. 25, с. 392-404, http://www.pravenc.ru/text/578250.html

[3]  В «Слове от святых писаний еже на латыню» (ок. 1461) сообщается, что кандидатура преемника была указана самим Ионою. См. Попов А. Ист.-лит. обзор древнерус. полемических сочинений против латинян (XI-XV вв.). М., 1875. С. 360-395

[4]  В ряде источников сообщается, что между 22 и 31 марта 1461 года, еще при жизни Ионы, в Москве по инициативе великого князя Василия II прошел Собор, на котором был избран преемник святителя на митрополичьей кафедре. См. Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви. М.: Издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1994-1996, с. 72, Тарасов А. Е., "Иона" // Православная Энциклопедия, т. 25, с. 392-404

[5]  РФА. 2008. С. 96-97, № 8; С. 123, № 42; ПСРЛ. Т. 4. С. 148; Т. 5. С. 273; Т. 6. С. 184

[6]  Е.Е. Голубинский "Преподобный Сергий и созданная им Троицкая Лавра" - http://www.rusarch.ru/golubinsky1.htm

[7]  http://mospat.ru/calendar/sobor1/mossv.html

Редакция текста от: 22.11.2016 20:06:20

"ФЕОДОСИЙ (БЫВАЛЬЦЕВ)" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google