Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

МОСКОВСКИЙ НИКОЛО-ГРЕЧЕСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Главный корпус Московского Николо-Греческого монастыря
Главный корпус Московского Николо-Греческого монастыря
Московский мужской греческий монастырь во имя святителя Николая Чудотворца (недейств., при часовне бывшей обители действует Патриаршее подворье бывшего Никольского монастыря в Китай-городе Русской Православной Церкви)

Возникновение и развитие до XVIII в.

Точное время основания обители неизвестно, а первые документальные свидетельства о Никольском монастыре на посаде относятся к 1390 году, причём уже тогда он назывался Никола Старый. По результатам археологических раскопок было выяснено, что в старину Старый Николаевский монастырь стоял на правой стороне улицы, возле Богоявленского монастыря, на месте современного дома 11 в Ветошном переулке. Как и Богоявленский, в древности монастырь был центром переписки книг. Существуют сведения, что до 1525 года Никольскую обитель делили между собой монахи и монахини, которые сообща вели хозяйство и участвовали в богослужениях. После открытия женской Новодевичьей обители Никольский остался исключительно мужским монастырем.

В 1556 году царь Иоанн Грозный определил Никольский монастырь греческим монахам Введенского Хиландарского монастыря на Святой Горе Афон для временного проживания. В то время в Москву прибыл архимандрит Хиландарской обители Прохор, и царь к нему очень благоволил, пригласил приезжать и впредь, а также пожаловал земли на улице Никольской, находившиеся напротив прежнего монастырского подворья. Пожалование было подтверждено царской грамотой от 7 марта 1556 года. На подаренных землях греки вскорости построили церковь во имя святителя Николая Чудотворца (Никола Большая Глава - впоследствии это наименование употреблялось и в отношении всей обители). Греки постепенно перебрались на новое место, которое получило название Афонского или Николо-Греческого подворья. При этом старый Никольский монастырь, расположенный в Ветошном переулке, являлся местом заключения опальных русских священнослужителей. В частности, сюда прибыл митрополит Московский святитель Филипп (Колычёв), после того, как отказал царю в благословлении на служении в Успенском соборе.

Со стороны улицы в древности стояла деревянная часовня. Сообщение в летописи о пожаре, возникшем в монастыре 19 мая 1564 года, сохранило подробности о бывших в нем постройках: при пожаре сгорели две церкви, восемь келий и деревянные кровли остальных строений.

При благоверном царе Феодоре Иоанновиче жалованная грамота на владение обителью была подтверждена и монастырь окончательно переместился к Никольскому храму, тогда как старую монастырскую территорию передали Казанскому подворью. В 1603 году царь Борис Годунов пожаловал монастырю соседний двор с богатыми хоромами за вечный помин. На территории монастыря находился Никольский крестец (место, где людей приводили к присяге - целованию креста) - один из трёх в Москве. В этой связи обитель иногда называли Никола Старый у Большого Крестца и Никола Большая Глава, что у крестного целования.

По воцарении Михаила Феодоровича, новый царь подтвердил жалованную грамоту на владение обителью. В 1644 году при братских келиях была воздвигнута вторая монастырская церковь во имя святых царей Константина и Елены, выходившая на улицу. Под ней в 1646 году расположили часовню во имя святителя Николая Чудотворца, выступавшую за линию фасадов боковых зданий. В этой часовне, очень почитаемой в народе, была помещена святыня - икона святителя Николая, привезенная с Афона архимандритом Пахомием. Перед святым образом горела неугасимая лампада. До начала XVIII века между местными жителями существовал обычай ежедневно в сумерки брать огонь из часовни и зажигать им свечи в своих домах.

В 1648 году с Афона в Москву привезли великую святыню - список с чудотворной Иверской иконы Божией Матери, которую поместили в Никольский монастырь. В благодарность за это в 1653 году царь Алексей Михайлович разрешил грекам Никольского монастыря совершать службы на родном языке. Насельниками обители впредь должны были быть лишь греческие монахи. В то время особую благосклонность монастырю выказывал патриарх Никон. Монастырь был закреплён как подворье Афонского Иверского монастыря.

Спустя некоторое время Иверская икона была передана Валдайскому монастырю, а в Никольском был оставлен новый список. В мае 1669 года чудотворную икону перенесли в часовню, специально выстроенную у Неглинских ворот. Тогда же, 19 мая того года, царь Алексей Михайлович пожаловал греческому архимандриту Дионисию грамоту на вечное владение Никольской обителью. Рядом с Никольским греческим монастырем был выстроен Греческий гостиный двор, где останавливались приезжие греческие купцы. Также по приказу царя Алексея Михайловича греческому монастырю приписали Крестовоздвиженский монастырь и убогий дом на Божедомке, где монахи выстроили себе загородную резиденцию. Ансамбль монастыря к концу XVII века был столь обширен, что видевший его путешественник Я. Рейтенфельс писал, что обитель "малым, чем уступала греческому кварталу в Риме". Монахи с Афона приезжали в Никольский монастырь и оставались здесь на 4-7 лет, а затем сменялись. Монастырь служил духовным центром для православных иностранцев, живших в Москве - не только греков, но и сербов, грузин и армян.

Благоустройство обители привело к невиданному наплыву иноков-посетителей из других стран, и в 1694 году монахи подали царю Петру Алексеевичу прошение о запрещении приезжим останавливаться у них, т.к. средств на содержание гостей было недостаточно. Эта просьба разгневала царя, и он приказал отобрать у монахов Крестовоздвиженский монастырь, а затем и убогий дом.

Московский Николаевский Греческий мужской монастырь. Собор Николая Чудотворца. Фото ок. рубежа XIX-XX вв. с сайта http://www.retromap.ru
Московский Николаевский Греческий мужской монастырь. Собор Николая Чудотворца. Фото ок. рубежа XIX-XX вв. с сайта http://www.retromap.ru

Синодальный период

В 1711 году царь Петр I пожаловал землю возле Никольского монастыря молдавскому господарю, светлейшему князю Дмитрию Кантемиру. Впоследствии Никольский монастырь стал фамильной усыпальницей Кантемиров, которые не только щедро одаривали обитель, но и принимали участие в её обустройстве.

В 1727 году в монастыре был построен каменный храм во имя святителя Николая Чудотворца, а в 1734-1736 годах наследники Кантемира построили над ним верхнюю церковь в честь Иверской иконы Божией Матери (позже Её честного Успения). Каменный двухъярусный собор был освящён 18 сентября 1736 года.

В 1737 году в Троицын день разгорелся пожар, во время которого выгорела большая часть Москвы, и Греческий монастырь также сильно пострадал. После того как обитель была восстановлена, ее архитектурный ансамбль практически не изменялся вплоть до конца XIX века.

При секуляризационной реформе в 1764 году монастырь был определён как греческий необщежительный 2-го класса. В 1766 году монастырь был выведен из подчинения Московской Синодальной конторы, и перешел в распоряжение Святейшего Синода, будучи определён ставропигиальным. При этом в него было запрещено помещать монахов из других российских монастырей. В 1767 году Матвей Кантемир на свои средства обновил Константино-Еленинский храм обители. Отдельно от церкви стояла колокольня. В 1775 году монастырь зачислили в епархиальное ведомство, но он все равно числился как приписной Афонского Иверского монастыря.

К концу XVIII века собор, построенный Кантемирами, обветшал, и в 1795 году обрушилась его верхняя часть. Греческие клирики обратились к царю Павлу I с прошением о предоставлении средств на обновление храма. Царь выдал 15 000 рублей, и приблизительно такую же сумму составили добровольные пожертвования греков, проживавших в Москве. На собранные деньги собор был поновлен знаменитым архитектором Матвеем Казаковым. Новый собор был освящён в 1801 году. Гравюры начала XIX века показывают, насколько важную градостроительную роль играл выразительный новый силуэт Никольского храма в панораме Китай-города со стороны Театральной площади.

Отечественная война 1812 года принесла Никольскому греческому монастырю разорение и упадок. 3 сентября того года наполеоновские солдаты ободрали иконостас, разграбили ризницу и издевались над архимандритом и иноками. После войны обитель долго не могла восстановить разрушенное, только в 1848 году на средства купца М. Бостанджогло храм привели в порядок.

К концу XIX века большинство монастырских построек обветшали и были снесены. Оставшиеся строения были реконструированы под руководством архитекторов Георгия Кайзера и Константина Буссе. В 1902 году по проекту архитектора Кайзера вдоль улицы выстроили новое здание монастырского подворья с гостиничными и конторскими помещениями. В здании разместились Никольская часовня и колокольня, выделенные небольшой главой с крестом и звоном.

Закрытие и начало возрождения

Николаевский греческий монастырь был закрыт после 1923 года, в зданиях келий разместились различные учреждения. В 1933-1935 годах был сломан главный монастырский собор, а остальные здания обители подверглись перестройке.

На начало 2000-х годов на месте Никольского собора находится пустырь; в корпусах бывших келий уцелели расположились различные мастерские, магазины, учреждения, а сохранившаяся часовня принадлежала историко-архивному институту. Через некогда замкнутый двор монастыря пробит сквозной проход с Никольской улицы на Театральную площадь.

В 2007 году было принято решение о возрождении монастыря. Было создано патриаршее подворье бывших Заиконоспасского и Никольского монастырей в Китай-городе, в ведении которого шло восстановление колокольни и часовни былой обители. После возрождения Заиконоспасской обители в 2010 году, подворье ограничилось ведением бывшим Никольским монастырём.

План корпуса монастырского подворья Московского Николо-Греческого монастыря
План корпуса монастырского подворья Московского Николо-Греческого монастыря

Храмы, архитектура

Часовня в здании монастырского подворья

Фасад трёхэтажного корпуса подворья выдержан в русско-византийском стиле. Архитектурным декором ясно выражено особое культовое предназначение верхней центральной части дома, где устроена часовня во имя святителя Николая Чудотворца увенчанная небольшой колокольней. Портал с витыми колонками и кокошниками обозначил вход в нее, над ним сложное трехчастное окно. Под колокольней декор завершён килевидным кокошником. В советский период было утрачено венчание часовни - луковичная главка с крестом и звоном.

Никольский собор (утрачен)

Соборный храм во имя святителя Николая Чудотворца сохранял трапезную и алтарь постройки 1736 года, но в 1801 году приобрёл строгие классические портики на фасадах и купол с люкарнами, завершенный изящным фонариком с крестом. Внутри собора сохранялся редкий по красоте и качеству исполнения четырехъярусный барочный иконостас с богатой позолоченной резьбой и сложными картушами завершения. Стенные росписи были сделаны в разные периоды XIX века. Устремлённое ввысь внутреннее пространство было перекрыто крутым сомкнутым лотковым сводом, прорезанным световыми окнами. Собор был разрушен в 1933-1935 годах.

Использованные материалы

Редакция текста от: 27.10.2016 13:55:51

"МОСКОВСКИЙ НИКОЛО-ГРЕЧЕСКИЙ МОНАСТЫРЬ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google